Исходный код к номеру
|
Он оставил нам надежду
5 октября 2011 года умер Стив Джобс. Он прожил только 56 лет. По российским меркам даже не пенсионный возраст. Его смерть всколыхнула многих, пройдя резонансом по всему земному шару. Если задуматься, для здравомыслящего человека должно выглядеть весьма странно, когда люди несут цветы и яблоки как символ к магазинам самой богатой компании, чтобы выразить свою скорбь по поводу кончины миллиардера.
Полагаю, что сегодняшний мир стал гораздо более странным, чем когда-либо. Люди, жившие в 30-х годах ХХ века, может, с трудом, но все же поняли бы происходящее в 70-х. Но многие ли из них поняли бы то, что происходит в наши дни? Например, что творилось с человечеством 5 и 6 октября 2011 года? Почему так много людей пришли почтить память человека, который, в общем-то, особо и не стремился к подобной популярности, а просто всю жизнь занимался любимым делом.
Перед тем как сесть за этот материал, я прочел множество биографий, справок, цитат, воспоминаний. Это как стоять посреди осколков разбитого зеркала – понимаешь, что, если даже склеить все кусочки, все равно уже не восстановить целостную картину. Но в каждом осколке отражается своя маленькая часть Вселенной.
Сейчас принято говорить, что Стив Джобс изменил этот мир. Что без него он был бы другим, более блеклым, скучным, унылым. В заслугу ему ставят и создание первого массового персонального компьютера, наконец-то увидевший свое графический интерфейс, и забавные мультики от компании Pixar...
А также устройства, вызвавшие бум и своего рода переворот в жизни общества: Apple Newton как один из первых ручных компьютеров, давший толчок к развитию карманных компьютеров, электронных книг и других аналогичных устройств...
IРhone как прародитель телефонов с большим сенсорным экраном, продолживший концепцию «компьютер в кармане» и добавивший к ней функции телефона.
И, наконец, IРad как альтернатива увесистым и неповоротливым ноутбукам и нетбукам. А еще, конечно, грех не вспомнить знаменитую MacOS в ее последней инкарнации MacOS X, давшую мощный толчок в развитие пользовательских интерфейсов.
На самом деле отношение общества к компании Apple весьма противоречивое. «К Apple» – это значит и к Стиву как сооснователю и до последнего времени ключевой фигуре компании. У современного мира есть в чем упрекнуть «яблочников». Это постоянные патентные войны с другими компаниями. Достаточно вспомнить последний скандал по поводу планшетов Samsung. И дискриминационная политика по отношении к целому ряду стран, в том числе и к России, из-за чего мы вынуждены покупать продукцию Apple только с опозданием и по более высокой цене. Все это, конечно, есть. Но, если забыть хотя бы на время обиды на маркетологов, начинаешь понимать, что это все не главное. Это не интересно. Не завораживает. Не впечатляет.
Еще можно слышать возмущенные возгласы знатоков, говорящих энциклопедически правильные вещи. Что пальма первенства в закладке основ современного графического интерфейса принадлежит не компании Джобса с Возняком, а гораздо менее известному Энгельбарту Дугласу, который за свой труд получил более чем скромное вознаграждение. Что революционные гаджеты разрабатывал не самолично Стив, а толпы наемных инженеров и дизайнеров, а он, как и подобает капиталисту, всего лишь присвоил себе результаты их труда. Но критики упускают одну немаловажную вещь. От блестящей идеи до промышленного выпуска миллионных партий лежит пропасть длиною в жизнь. И Стив все-таки сумел эту пропасть преодолеть.
Он всегда умел быть не таким как все. И в то же время умел окружать себя теми, кто его понимал. В итоге, когда большинство людей не представляли себе иного компьютера, кроме как комнаты, заставленной металлическими шкафами, каждый из которых по размеру не уступал шифоньеру парижской модницы, Стив Джобс вместе со Стивом Возняком собирают один из первых персональных (а значит, небольших!) компьютеров.
Позднее именно у Стива и сотоварищи возникла идея сделать персональный компьютер специализированным, например, более приспособленным к полиграфической верстке и дизайну. А в мире тогда царила идея универсальных ПК, рассчитанных на среднего обывателя, где работали усредненные по возможностям программы, с помощью которых достигался весьма посредственный результат.
Телефон без кнопок, с одним только здоровенным чувствительным экраном? Легко! И рождается IРhone как новая веха современных коммуникаций.
И, наконец, появление IРad, который потребительское большинство приняло далеко не сразу, так как не представляло компьютера без традиционной клавиатуры и графического манипулятора. Скажите, разве обычному здравомыслящему обывателю могли бы прийти в голову подобные безумства?
Лично я благодарен инженерам Apple, и Стиву в том числе, за то, что все мы получили возможность больше читать. Раньше появление человека в метро со стопкой томов собрания классиков словесности, чтобы «просто полистать в дороге», было бы курьезным фактом. Сейчас в мобильный телефон «а-ля IPhone» можно загрузить количество книг, примерно соответствующее средней районной библиотеке. И все это стало доступно где угодно: в транспорте, в очереди в поликлинику и даже на ходу.
Но что об этом думал сам герой нашего повествования?
«...Проблема в том, что я стал старше и понял, что технологические новинки не способны действительно изменить мир. Извините, но это правда. Это понимание приходит с появлением детей. Ты рождаешься, стареешь, а потом умираешь. И так происходит уже очень много лет. И ничто это не изменит» (Стив Джобс, Wired, 1996 год).
Но он, сам того не ведая, все же изменил кое-что. Впервые в истории цветы и яблоки по всему миру несли Инженеру. Изобретателю. Дизайнеру.
Не популярному артисту. Не продажному политику. Не журналисту, чье имя у всех на слуху. А просто необыкновенному обычному человеку, который всю свою жизнь делал свое дело, понемногу изменяя наше представление о привычных вещах.
А значит, у всех нас еще остается надежда.
Алексей Бережной, системный администратор |