Автор:
Алексей Бережной
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Автор размышляет об изменениях, которые произойдут с современными ИТ-профессионалами и пробует составить образ ИТ-специалиста будущего.
Так уж устроен человек, что взгляд его обращен чаще всего в Будущее, и только иногда – в Прошлое. Наверное, именно эта особенность нашего мышления позволяет прогрессу захватывать все новые и новые горизонты.
Но иногда хочется просто помечтать. Не просто пофантазировать, а побыть в роли некоего предсказателя, взявшего на себя смелость рассказать о грядущих перспективах.
Давайте представим, например, каким будет ИТ-специалист будущего. Какие изменения произойдут в ближайшие два-три года и что за ними скрывается?
Прагматизм и умеренность
Увы, времена, когда люди в нашей стране не боялись умереть с голоду и работали «ради романтики», исчезли вместе с развалом СССР. ИТ-отрасль стала одной из последних, где еще сохранились энтузиасты, готовые жертвовать своим личным временем и финансовым благополучием ради интересной работы. Но ничто не вечно. И уже последние «романтики клавиатуры» начинают скрупулезно подсчитывать не только доходы, но и сравнивать свое материальное положение с другими.
В то же время ИТ-шники все-таки не будут настолько жадными, чтобы вестись на пустые обещания. Все уговоры типа: «жизнь вам дает уникальный шанс проявить себя», «ваш доход зависит только от вас самих», - и тому подобные «хитрые» схемы касательно оплаты труда станут совершенно бесполезны. Поэтому кроме погони «за длинным рублем» ИТ-специалисты будущего будут исходить из определенных гарантий, и соблюдение законодательства стоит далеко не на последнем месте в этом списке. Сейчас “айтишники” все еще вынуждены колебаться между высокими “серыми” зарплатами и более скромным, но абсолютно легальным доходом. В будущем при поиске работы наши коллеги даже не будут размышлять над таким выбором. Для них будет одинаково важно и то и другое.
ИТ-специалист будущего, на мой взгляд, будет достаточно расчетливым, чтобы не упустить своей выгоды, и в то же время достаточно умным, чтобы не до конца разменивать на «блеск презренного металла» свою жизнь. Прагматизм и умеренность вкупе с увлеченностью своей работой – вот такие почти противоречивые качества будут править душой будущих ИТ-специалистов.
Умение выгодно продать себя
Из предыдущего пункта логично следует, что мало быть прагматичным, нужно еще уметь выгодно продавать себя на рынке труда.
Продать себя – это означает не только придти на собеседование в костюме и галстуке. Это умение ориентироваться на рынке труда и обладать информацией о популярных трендах в области ИТ-технологий. Это означает не только способность свободно общаться с коллегами по отделу и абсолютно незнакомыми людьми, но и умение грамотно выстраивать линию поведения.
Умение продать себя – это также культура поведения и речи. Не просто привычка говорить «здрасьте» и «досвиданья», а умение достойно вести себя в обществе. Это просвещенность, начитанность и знание общемировой культуры и культуры своего народа.
Уметь продать себя – это значит создать вокруг себя положительный информационный фон. Помощь коллегам, участие в открытых проектах, выступления и презентации на различных мероприятиях, публикации статей на профессиональную тему – из всего этого формируется представление о данном человеке. Для ИТ-специалиста будущего этот фактор будет не менее важен , нежели красивое резюме и стопка сертификатов на столе.
Это значит, что ИТ-специалист будущего должен обладать знаниями в области экономики, психологии и юриспруденции, быть в курсе текущей ситуации и уметь преподнести себя окружающим.
В то же время умение продать себя означает большую активность, в том числе касательно смены работы. Дело в том, что мир вокруг нас постоянно меняется, что-то отмирает, что-то совершенствуется и ждать что человек, принятый на определенную должность, в течение длительного срока продолжит работу в той же должности – по меньшей мере наивно. Постоянная сменяемость технологий, а также профессиональный рост и нестабильная экономическая ситуация будут подталкивать как работодателей, так и работников к более коротким периодам сотрудничества. Если сейчас годовой контракт считается некой устоявшейся нормой, то в дальнейшем этот срок скорее всего сократится до полугода и дальше до трех-четырех месяцев.
Высокая эрудиция
Времена, когда программист, знающий один-единственный Fortran [1] и больше ничего, мог рассчитывать на то, что его встретят «с хлебом-солью» в любом отечественном предприятии, давно прошли. Сейчас основные достижения в области ИТ-технологий происходят как раз на стыке различных специальностей. Сейчас даже скромный программист 1С должен знать и сам язык программирования, и принципы работы SQL сервера, понимать, как работает операционная система, локальная сеть и аппаратное обеспечение компьютера, а также неплохо разбираться в бухгалтерии, кадровом учете, словом, везде, где применяется 1С. В будущем эта тенденция будет только усиливаться. Без сомнения, специалисты узкого профиля с глубокими знаниями своей области также будут востребованы, но им придется расширять свой кругозор, например, знанием основных тенденций развития, навыкам работать с людьми и умением себя продавать.
Наиболее вероятно, что для специалистов с узкой специализацией будет действовать «рынок работодателя», когда профессионалы с глубоким знанием в одной области будут выстраиваться в очередь на собеседование по немногочисленным вакансиям, в которых все еще востребована та или иная технология. В то время как для ИТ-специалисты более широкого профиля будут находиться в условиях «рынка кандидата» и уже не работодатель, а сам соискатель принимает решение, хочет он работать в данной компании или нет.
Причем разносторонние знания будут нужны не только в области, непосредственно связанной с его работой, а в самых различных сферах. Например, сколько стоит киловатт электроэнергии и почему арендодатель не сможет предоставить большую мощность .
Большая «гуманитарность»
Современные информационные технологии становятся все более ориентированными на людей и все менее – на технологические нужды. Когда-то подразделение АСУ занимало полуподвал целого здания, в котором находилось множество людей в белых и синих халатах, а дисковые накопители были огромного размера. Тогда из-за дороговизны машинного времени работа вычислительного комплекса сводилась исключительно к расчетам технологических и экономических задач. По мере развития вычислительной техники она переставала быть сугубо технологическим инструментом и постепенно поворачивалась лицом к «некомпьютерным людям». Стив Джобс еще в 1995 году говорил о такой перемене в своем «Потерянном интервью». Сейчас трудно представить, например, литератора, не использующего компьютер для набора и сохранения авторских текстов.
И чем больше «очеловечивается» компьютерная техника, тем нужней становятся люди, способные не только разбираться в компьютерном коде, но и в нуждах пользователей. Умение разобраться в системе документооборота или контроля выполнения задач может быть не менее важно, чем знание двоичной арифметики. В итоге происходит слияние «технарей» и «гуманитариев», «физиков» и «лириков». И самые интересные и перспективные проекты рождаются именно на стыке различных областей человеческого бытия. Социальные сети, интеллектуальные поисковики, системы распознавания образов – все это примеры таких «смешанных» проектов.
Поэтому без соответствующих познаний в области экономики, психологии, культурологии специалисту будущего будет трудно двигаться вперед.
Без сомнения, приверженцы исключительно технической направленности найдут свое применение. Например, при создании микропрограмм для узкоспециализированных систем, или разработке архитектуры микропроцессоров. Но их процент от общего числа ИТ-специалистов будет неуклонно уменьшаться. И, несомненно, уйдет в прошлое абстрактный образ длинноволосого юноши -«ботаника» в рваных джинсах, старом свитере, не умеющего связно произнести два слова на «человеческом» языке.
Самоорганизация и работа на опережение
Развитие ИТ-технологий, а также их гуманизация все чаще требуют нового подхода к работе. Времена, когда начальник говорил «программисту», что и как делать, постепенно уходят в прошлое. Все чаще и чаще возникает ситуация, когда ИТ-специалист является приглашенным экспертом, и уже он говорит, что и как нужно изменить и кто за это возьмется. Вместе с этим возрастает нагрузка на «айтишников» и степень их ответственности в бизнес-процессах. Поэтому очень важно уметь правильно расставить приоритеты и самому организовать свой рабочий процесс, чтобы контролировать соблюдение сроков и качества работы.
Проще говоря, ИТ-специалисту будущего уже не нужен начальник, чтобы «вовремя пнуть».
Мало того, пресловутая «гонка технологий» потребует от специалистов умения спрогнозировать и предусмотреть ту или иную тенденцию, чтобы вовремя сработать на опережение. Это касается как потенциальных уязвимостей и «узких мест» производительности, так и появления новых продуктов и технологий.
В связи с этим развенчивается миф о сисадмине, который «играет в компьютерные игры, пока что-то не «слетело»». Работать в ИТ в будущем будет все сложнее и сложнее, и требования к специалистам будут только возрастать.
Использование мобильных гаджетов
А вот о всеобщей «мобилизации» населения или победоносном шествии «облаков» говорить пока рановато. Дело в том, что все современные тренды вроде облачных технологий или BYOD [2] будут внедряться крайне неохотно, пока сами ИТ-специалисты все это не распробуют и не научатся с ними обращаться. (В данном случае имеется ввиду повсеместное использование технологий в рамках основной работы)
Поскольку эти нововведения востребованы обществом, «айтишникам» так или иначе придется к этому приспосабливаться. К сожалению, в Россию (включая провинцию) новые технологии всегда приходят с большим опозданием именно из-за нищеты населения. В статье (№12, 2013, «СА») «Нужны ли нам варяги?» был поднят вопрос: «На чем, например, российский программист из глубинки научится разрабатывать приложения для iOS, если он не может себе позволить приобрести даже самую простую версию iPad?» [3] Именно поэтому мы говорим о БУДУЩЕМ, когда эти вещи станут настолько массовыми, что любой «эникейщик» сможет себе позволить подобную роскошь. Что поделать, такова наша российская реальность. Но в то же время, как только какая-либо технология входит в массы и перестает быть синонимом престижности, технические специалисты будут вынуждены ее использовать, чтобы досконально знать и уметь применять. Поэтому наличие разнообразных мобильных гаджетов и приватных облачных сервисов у ИТ-специалиста – всего лишь вопрос времени.
Какие тенденции изменятся или сойдут на нет
Скорее всего отомрет профессия «системного администратора-техсаппорта» в том виде, в котором она присутствует во многих компаниях. И тем более, в том виде, в котором она присутствует на sysadmin.mail.ru Люди все-таки потихоньку привыкают использовать технику. Поэтому вполне привычная картина, когда молодой сотрудник техподдержки снова и снова объясняет пожилому бухгалтеру азы работы в MS Excel, скорей всего в будущем станет редкостью.
Со временем нагрузка, вызванная компьютерной неграмотностью пользователей, будет уменьшатся. В то же время пресловутая гонка технологий будет подбрасывать новые «объекты для изучения». В итоге роль техподдержки будет сведена в основном к поддержке работоспособности оборудования и помощи во внедрении новых технологий.
Рано или поздно изменения в ИТ-структуре коснутся, казалось бы, такого незыблемого монстра, как печатающие устройства. До сих пор документы с «синей печатью и подписью фиолетовой ручкой» являются «священной коровой» российского документооборота. Но время идет и все потихоньку меняется. Фискальные службы уже давно согласны принимать отчетность на электронных носителях. Электронная почта постепенно заменяет рассылку всевозможных квитанций, уведомлений и всего того, что раньше присылали в бумажных конвертах. Поэтому «мастер по ремонту печатного оборудования» со временем станет не слишком распространенной профессией.
Сильно изменится подход к безопасности. Понятие периметра сети, ограниченного, в том числе, стенами офиса, постепенно сойдет на нет. Виртуализация, удаленный доступ и облачные инфраструктуры вкупе с «мобильными гаджетами» постепенно размоют привычное рабочее пространство. Поэтому в скором времени произойдет снижение спроса на администраторов безопасности, умеющих настроить файервол так, чтобы «муха без паспорта не пролетела». Зато возрастет спрос на специалистов по системам шифрования.
Связано это с тем, что со временем критичные ИТ-сервисы постепенно переедут в «облако» на площадку дата-центра, где их будут обслуживать совершенно посторонние люди.
***
Увы, прогноз получился вроде бы не таким уж радостным и оптимистичным. Мир вокруг нас постоянно меняется и это относится и к ИТ-специалистам. Им придется меняться гораздо быстрее и чаще, чем остальным. И надо ориентироваться на то, что в будущем придется постоянно и много работать, еще больше, чем сейчас, в том числе и над собой. Какие-то проблемы уйдут, их заменят другие. Радует только одно: скучать нам уж точно не придется.
Источники
- Сайт, посвященный языку программирования Фортран (Fortran) http://www.fortran-online.info.
- Мария Соколова «Запрещать или защищать: как Россия справляется с BYOD» http://digit.ru/it/20131023/407106264.html.
- Иванов В. «Нужны ли нам варяги? Во сколько обойдется России гигантский аутсорсинг?» //Системный администратор, №12, 2013 г. http://samag.ru/archive/article/2578
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
|