Рубрика:
Карьера/Образование /
ИТ-образование
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Как сделать ИТ-образование эффективным?
Эксперты ИТ-отрасли отвечают на вопросы «СА». Обсуждаем ключевые аспекты для улучшения образовательных программ.
1. Какие форматы обучения (онлайн-курсы, очные занятия, семинары, менторство) вы считаете наиболее эффективными для изучения ИТ-технологий? Почему? 2. Какие конкретные темы или навыки в области ИТ вы считаете наиболее важными для изучения в рамках образовательных программ? 3. Насколько сильно влияет на ваше обучение наличие практических заданий и проектов? Какого рода проекты были бы наиболее привлекательными для вас? 4. Как вы оцениваете роль преподавателей и их опыт в ИТ-сфере? 5. Какие новые технологии или тренды в ИТ, по вашему мнению, должны быть интегрированы в программы обучения? 6. Какое значение имеет для вас наличие сертификаций по окончании курсов и программ? Как это влияет на ваши карьерные возможности? 7. Какие ресурсы (книги, видеоматериалы, онлайн-сообщества) вы использовали для самостоятельного изучения ИТ, и что из этого оказалось наиболее полезным? 8. Какие изменения или улучшения в текущих образовательных программах по ИТ вы бы предложили, чтобы сделать обучение более эффективным и соответствующим требованиям рынка?
Константин Митин, управляющий партнер компании «ИТ-координата»
«Роль преподавателя – определяющая. Здорово, если он может использовать собственную методику обучения. Я знаю, что практики, достигшие высот мастерства, сами готовят специалистов из новичков, пришедших к ним работать – проводят им курс молодого бойца. И это, с моей точки зрения, самое крутое обучение»
1. Какие форматы обучения (онлайн-курсы, очные занятия, семинары, менторство) вы считаете наиболее эффективными для изучения ИТ-технологий? На этот вопрос у меня достаточно однозначное мнение: для ИТ вполне рабочим сценарием являются онлайн-курсы. Потому что сама специфика работы в ИТ – разработка программ и т.п. – не требует очного взаимодействия. Поэтому и для обучения подходит удаленный формат.
Более того, онлайн-курс, даже с записями, может быть даже эффективнее, чем очный – потому что, если его проводит профессиональная организация и он продуман с методологической точки зрения, он будет достаточно сбалансированным и взвешенным. Мы смотрим лекции, выполняем домашние задания, а онлайн-включения используем, чтобы задать вопросы. И этого достаточно.
А вот очный курс для ИТ неудобен, во-первых, тем, что придется тратить время на дорогу. А во-вторых, он очень сильно зависит от состояния преподавателя, а они часто бывают уставшими: вести курс full time даже всего неделю – тяжёлый труд. Поэтому я считаю, что очные истории – малоэффективны.
Так же, как и семинары: мне кажется, это не самый подходящий инструмент. Потому что семинар, как правило, посвящен какой-то конкретной теме, и чтобы он принес пользу, важно, чтобы все его участники были на одной волне, чтобы у них была сходная теоретическая база. Так бывает далеко не всегда, и обязательно будут участники, которые уже все знают и скучают, и участники, которые знают настолько мало, что вообще ничего в теме семинара не понимают. И в целом эффективность получается низкой.
А вот менторство – это отличная история. На мой взгляд, она может быть так же эффективна, как и онлайн-курсы. Человек, осваивая тему ИТ, очень много может сделать сам: смотреть видеокурсы, читать книги. Но у него появляются «разрывы» знаний в тех местах, где нужно реализовать какую-то функцию, применить какой-то инструмент – этого он сам узнать не может. И вот здесь ему поможет ментор – программист-практик, который разбирается в теме и готов отвечать на точечные вопросы. Но здесь важно найти правильного ментора: такого, который готов углубляться в ваш случай и, главное, обосновывать свои ответы – то есть такого, который умеет программировать вдумчиво, не на автомате.
4. У нас сейчас очень часто студентов обучают «на кошках» – ставят им искусственные, далекие от реальной жизни задачи. И в целом зачастую курсы проводят преподаватели из институтов, а не программисты – и практику они в полной мере дать не могут. Студенты в итоге оказываются неготовыми к ситуациям, которые им встретятся в работе.
У преподавателей обязательно должен быть опыт в ИТ – более того, чем более прикладным будет этот опыт, тем более подготовленными окажутся в итоге ученики. А в курс нужно включать те задачи, с которыми чаще всего встречается разработчик в той или иной сфере. Понятно, что сферы у всех разные – но в любом случае преподаватель-практик однозначно лучше с точки зрения реального погружения. Чем больше будет настоящих задач, тем легче будет работать выпускникам. Это первый аспект.
Второй аспект – умение преподавать. Не все умеют терпеливо объяснять, не все могут подстроиться под учеников и учитывать, что у каждого из них своя скорость восприятия информации. Для преподавания нужно иметь определенный талант и стремление.
Есть такой анекдот: мама четверых программистов хочет, чтобы кто-нибудь не психованный научил ее пользоваться интернетом. И в этом анекдоте есть доля правды – не потому, что айтишники все психованные, а потому, что не у каждого есть талант быть на одной волне с обучаемым, особенно если это практики, углубленные в свою сферу. Поэтому, чтобы курс получился, его должен вести человек, имеющий, помимо ИТ-знаний, еще и преподавательский талант.
Это особая, восхитительная черта характера. Я знаю преподавателя гитары – крутого, стильного, современного музыканта рок-группы – который прекрасно обучает музыке. Детей. С нуля. Имеет к ним подход, умеет ловить некий дзен, и его ученики успешно осваивают все, от электрогитары до укулеле. Вот и ИТ-преподаватель должен быть таким.
Роль преподавателя – определяющая. Здорово, если он может использовать собственную методику обучения. Я знаю, что практики, достигшие высот мастерства, попросту не могут не обучать, не преподавать. Они сами готовят специалистов из новичков, пришедших к ним работать – проводят им курс молодого бойца. И это, с моей точки зрения, самое крутое обучение: от практиков, для реальной подготовки. Здесь и затраченное время, и количество усвоенных знаний будут оптимальными.
Филипп Щербанич, IT-эксперт, backend-разработчик
«Без умения правильно взаимодействовать с другими людьми, понимания основных принципов работы в команде, навыков грамотно и нетоксично излагать свои мысли – работу найти в наше время почти невозможно»
1. На мой взгляд, самое эффективный формат обучения – это менторство, причем не важно, в онлайн- или офлайн-формате. Самое главное, что есть человек, который всегда направит на нужный путь, ответит на любые вопросы, даже самые «глупые», и расскажет ученику, как правильно искать необходимую информацию самостоятельно. Особенно это актуально в ИТ, где в огромных массивах информации очень легко заблудиться. Индивидуальные варианты обучения всегда были самыми эффективными, но тут очень важно и наличие образовательного плана, и поставленные цели. Так что самые ценные менторские программы имеют этот план и стратегию развития менти.
2. Самый важный навык, который можно легко развить и без которого разработчик не сможет выполнять почти никакие серьезные задачи – это умение быстро и качественно искать информацию. Искать везде: и в гугле, и в статьях, и в документации к разрабатываемым продуктам и подключаемым библиотекам, на Stack Overflow, и даже в том же самом ChatGPT. Причем важно не только находить ответы, но и критически мыслить, валидировать их, ведь в любых источниках информация может быть искажена.
Но если говорить о конкретных темах, то я бы выделил основы алгоритмизации, базы данных и SQL, основы безопасности и самые частые уязвимости (о них можно почитать на OWASP https://owasp.org/www-project-top-ten/), GIT, основы клиент-серверного взаимодействия. Это все то, что нужно знать и разработчику, и аналитику, и тестировщику, и системному администратору, и даже желательно проджект-менеджеру.
Ну, и, конечно, без софт-скиллов никуда. Без умения правильно взаимодействовать с другими людьми, понимания основных принципов работы в команде, навыков грамотно и нетоксично излагать свои мысли – работу найти в наше время почти невозможно.
3. Закрепить знания без практики невозможно: они вылетят из головы буквально на следующий день. Всегда важно не заучивать конкретное решение, а понимать логику возникновения решаемой проблемы и ход ее исправления. Поэтому в образовательные программы все чаще стали включать создание своего проекта. Я и сам так учился 14-15 лет назад, когда мне поставили задачу создать сайт для продажи пиццы, и шаг за шагом, с абсолютным интересом я впитывал все знания и изучал, как все устроено в веб-разработке.
4. Я считаю, что преподаватели очень важны. Последнее время часто можно слышать, что их скоро сможет заменить какая-нибудь нейросеть, которая создаст персональный план обучения, да еще и домашние задание проверит. Но на деле только при взаимодействии между живыми людьми можно добиться по-настоящему хорошего результата. Так уж мы устроены, что человеку нужен человек.
При этом реальный опыт в ИТ-сфере тоже важен, но он не всегда играет ключевую роль – это зависит от предмета. Тем более многие подходы со временем устаревают, и если преподаватель транслирует свой личный опыт, который был лет 20 назад, не факт, что это будет вообще полезно и не навредит студентам. Другое дело, если человек работает прямо сейчас и знает, что важно и ценится на рынке сегодня. Такой человек на вес золота для любого ученика, ведь он может поделиться актуальной информацией, которая и с поиском работы поможет, и с решением реальных задач.
5. Конечно же, сегодня нужно учить студентов пользоваться нейросетями, причем не просто на уровне составления промтов, а с точки зрения их внедрения в продукты, решения бизнес-задач.
Еще я бы хотел, чтобы в образовательные программы чаще включали предметы, связанные с развитием софт-скиллов: мне приходилось сталкиваться с неопытными разработчиками, которые только закончили обучение и совершенно не имели представления о том, как взаимодействовать с людьми внутри команды, как решать конфликтные ситуации и так далее.
Если говорить о более стандартных технических вещах – это основы DevOps, observability-инструменты, безопасность и самые частые уязвимости, современные инструменты тестирования и так далее – в общем то, чего не хватает многим молодым ИТ-специалистам хотя бы на уровне базового понимания.
По моим ощущениям, до сих пор делается наибольший упор именно на искусство программирования. Но разработка это не только написание кода. Нужно еще и расширять кругозор молодых специалистов.
6. Сертификаты могут быть полезны – особенно от AWS, Cisco, Microsoft Azure, Red Hat. Они иногда даже помогают найти работу: например, без того же сертификата на знания английского языка можно упустить хорошую рабочую позицию за границей.
Но если у вас обычный сертификат о прохождении курса, то это даже может сыграть в минус: многие опытные ИТ-разработчики очень скептично относятся к тем, кто начал свою профессию с таких курсов. И это произошло совсем не на пустом месте: в какой-то момент поток людей, которым пообещали золотые горы после пары месяцев обучения по какой-то востребованной программе, стал слишком большим, люди знали мало, а требовали много, и это вызвало большую волну негатива и шуток.
7. Изначально я учился по своему профильному направлению, а помогали мне в этом учебные материалы и книги, которые были предоставлены моим учебным заведением. К сожалению, названий уже не вспомню, но все это мне очень сильно помогло в постижении основ.
В те времена полезную информацию можно было найти в интернете на различных форумах и блогах, чем я активно и занимался в свободное время, когда создавал свой первый проект. Ну и, конечно, Хабр – то место, откуда я узнал много новых и умных полезных понятий, и подходов. Но я и книги читал – например тот же «Чистый код» от Роберта Мартина.
Сейчас материалов гораздо больше, и в этом плане я сильно завидую тем, кто погружается в профессию в наши дни.
8. На мой взгляд, нужно больше фокуса на создание реальных проектов, интерактива и менторской поддержки. Студенты должны почувствовать, как создаются настоящие продукты, которыми могут пользоваться люди. Пробуя это во время обучения, а не реальной работы, можно заранее получить опыт решения многих проблем. А некоторые проекты в дальнейшем смогут даже стать полноценными и полезными стартапами.
Антон Фокин, СЕО Qtim
«Практика – это основа успешного обучения в ИТ. Без реальных проектов сложно приобрести нужные навыки. Важно решать задачи, которые ставятся в процессе работы, а не просто выполнять учебные задания»
1. Для изучения ИТ-технологий я считаю наиболее эффективной комбинацию университетского образования и колледжа. Где предоставляется база знаний с дополнительными курсами и семинарами, повышающие квалификацию. Университет или колледж позволяют получить представление о базовых принципах, таких как алгоритмы и низкоуровневые языки программирования, что критически важно для понимания работы технологий в целом. Дополнительные курсы и семинары помогают расширить практические навыки.
2. Для успешного освоения ИТ необходимо в первую очередь изучать алгоритмы. Их знание помогает избежать проблем с производительностью, например, утечками памяти или неэффективными запросами в базах данных. Важно понимать, как правильно решать задачи с использованием различных алгоритмов и подходов, а не просто применять решение «в лоб».
3. Практика – это основа успешного обучения в ИТ. Без реальных проектов сложно приобрести нужные навыки. Важно решать задачи, которые ставятся в процессе работы, а не просто выполнять учебные задания. Например, в своей практике я брал на себя то, что сначала казалось непосильным, но через практический опыт я учился и накапливал знания. Курсы могут дать теоретическую основу, но именно работа с реальными проектами помогает научиться применять полученные знания.
4. Преподаватели с реальным опытом работы в ИТ-сфере полезнее, чем те, кто никогда не работал в этой области. Они могут дать практические знания, основанные на реальных жизненных задачах, и это ценно для студентов.
5. Сейчас ключевым трендом является искусственный интеллект. Знание ИИ помогает быстрее разрабатывать и внедрять новые технологии. Программы обучения должны включать также подходы к интеграции ИИ в рабочие процессы. Мы используем ИИ-ассистентов, которые помогают автоматизировать рутинные процессы.
Например, контролируют выработку часов и напоминают менеджерам о том, что сотрудникам не ставятся задачи. Их внедрение демонстрирует важность автоматизации и управления через цифровые инструменты. Это отличный пример того, как технологии могут повысить эффективность, снизить нагрузку на сотрудников и улучшить взаимодействие между командами, создавая пространство для более стратегической работы.
6. Наличие сертификации не имеет большого значения. Важнее, как человек решает задачи, как он мыслит и применяет свои знания. Сертификат может дать некоторое подтверждение о прохождении курса, но на собеседованиях я ориентируюсь на то, как кандидат решает задачи, и насколько он способен думать критически. Практическое применение знаний важнее формальных документов.
7. Для самостоятельного обучения я использовал книги, такие как «Совершенный код», которые помогают писать код, а также материалы по алгоритмам и паттернам проектирования. На YouTube искал обучающие видеоролики для углубленного изучения таких технологий, как Vue и NestJS. Часто приходилось смотреть на английском языке, так как на русском информации было недостаточно. Онлайн-курсы никогда не покупал и не проходил.
8. Я бы предложил сделать больше упор на базовые знания, такие как алгоритмы, структуры данных, и фундаментальное понимание того, как работают технологии, например, базы данных, серверы и веб-разработка. Это позволит студентам понимать, как устроены системы и почему определенные решения работают.
Важно, чтобы студенты не только знали, как делать, но и понимали, почему делают это именно так, чтобы в будущем они могли принимать осознанные решения на основе своих знаний.
Ксения Клокова, директор Академии Cloud Networks
«В наше время у людей, как правило, нет времени и возможности для того, чтобы учиться годами, даже если это потребуется. Чтобы улучшить знания, им хочется, скорее, пройти интенсив. Соответственно, программы должны стремиться к тому, чтобы иметь настолько сконцентрированное знание, настолько это возможно»
Ни для кого не секрет, что индустрия ИТ – как информационные технологии, так и информационная безопасность, как в случае нашей компании – является привлекательной сферой для студентов и молодых специалистов по нескольким причинам.
Во-первых, в течение последних 10-15 лет в России и во всём мире ИТ находится в топе профессий, которые в будущем смогут обеспечить людям наиболее успешный карьерный рост и, следовательно, хороший заработок. Сегодня многие родители, присматривая для ребёнка какие-то секции и развивашки, выбирают то, что так или иначе связано с ИТ. Это может быть программирование, робототехника и другие вариации.
Во-вторых, этот тренд является не просто актуальным, но и долгосрочным, своего рода «макротрендом», так как он направлен на развитие цифровизации, искусственного интеллекта, технологий и решений. Понятно, что если технологии продолжают развиваться, то существует потребность в специалистах, которые занимаются их разработкой, поддержкой и совершенствованием.
И, в-третьих, ИT-профессии притягательны потому, что они позволяют работать дистанционно из любой точки мира. Сейчас, ввиду событий последних 5-6 лет, стало понятно, что в любой момент может произойти что угодно – все может измениться, перевернуться с ног на голову. И, с одной стороны, ИТ-профессии позволяют работать где угодно, с другой, это некий пул безопасных привычек и решений, которыми человек всегда может пользоваться.
Важно понимать, что сегодня у потенциальных работодателей и образовательных организаций нет задачи продать ИТ- или ИБ-профессии как потенциально привлекательные: люди и сами видят престижность данной сферы, на это работают как раз макротренды, политика и социальные факторы.
Задача работодателей и учебных заведений заключается, скорее, в том, чтобы сделать привлекательными сами условия работы и программы подготовки или обучения. Сложность состоит и в том, чтобы удержать молодых специалистов, потому что здесь есть противоположный зумерский тренд на долгосрочную работу, на краткосрочную занятость – учёбу или работу в рамках какой-либо компании.
Что же делать с программами обучения для того, чтобы сделать их привлекательными, и чтобы потом, в перспективе, человек сделал выбор в пользу определённой компании, потому что там он сможет чему-то научиться?
Сегодня есть два больших кластера, так или иначе взаимодействующие друг с другом. Первое – это коммерческие образовательные организации, в том числе такие, как наша Академия. Они могут быть открыты на базе какой-то крупной компании или иметь самостоятельную автономную структуру. Это бизнес, который зарабатывает на том, что привлекает студентов, обучает их каким-то профессиям, в нашем случае, ИТ-специальностям.
Второй кластер – это государственные учебные учреждения, например, вузы. У этих кластеров разные сложности и проблемы, хотя мировые и российские тренды на образование, в целом, одинаковые.
Какие сложности испытывает, на мой взгляд, коммерческое образование?
Во-первых, как я уже сказала, между компаниями существует огромная конкуренция. Очень часто организации гонятся за тем, чтобы создать стабильный поток, трафик людей и вовлечь их в обучение. Особенно если это крупная онлайн-школа, обладающая для этого большими ресурсами. И очень часто проблема заключается в том, что учиться приходят люди, у которых не сформирована потребность в обучении. Они думают: «Я хочу обучиться ИТ-профессии, хочу зарабатывать, уже завтра хочу получать 300 тысяч рублей», но, когда они приходят на обучение, понимают, что никакой необходимой базы у них нет и не может быть. Они элементарно не обладают базовыми знаниями и не смогут быстро обучиться той профессии, которую им обещали. Соответственно, первая проблема – это завышенные ожидания со стороны потребителей, а со стороны организаций – привлечение не тех потребителей.
Вторая проблема заключается в том, что, когда приходят люди, у которых уже есть необходимое базовое образование, всё необходимое для того, чтобы получить новые знания и, соответственно, повысить квалификацию, они могут попасть на абсолютно теоретизированное обучение, так называемый «коробочный курс», который адаптирован абсолютно под всех. Тогда люди, хоть и получают эти знания, но не имеют никакого понимания, как их применять на практике. Обучение, в данном случае, сильно теоретизировано и подогнано под общий шаблон. На самом деле, это проблема не только ИТ, а вообще всех образовательных направлений.
В государственных (или некоммерческих) учреждениях проблема связана в основном с человеческим ресурсом. Специалисты, которые работают в вузах и в колледжах, очень часто совмещают преподавание с работой в компании или другой организации, и для них преподавание – это, скорее, подработка, и достаточного количества времени, чтобы работать со студентами, у них нет.
Другая проблема заключается в том, что преподаватели, работающие на полной ставке, часто оказываются оторваны от практики и потому далеки от тех реальных проблем, с которыми сталкивается индустрия. Знания, которые они передают – фундаментальные, базовые, теоретические, – очень нужны для того, чтобы заложить правильную основу для наслаивания всех остальных навыков, которые человек приобретает уже в процессе работы или дополнительного обучения.
Сейчас в обучении существуют тренды, которые, на мой взгляд, стоит перенимать и первому, и второму кластерам для привлечения и удержания студентов.
Первый тренд – это получение концентрированных знаний за какую-то единицу времени. В наше время у людей, как правило, нет времени и возможности для того, чтобы учиться годами, даже если это потребуется. Они уже отучились в университете, и для того, чтобы улучшить знания, им хочется, скорее, пройти интенсив, т.е. учиться, например, неделю, какое-то количество часов и при этом получить ответы на свои точечные вопросы, с помощью которых они смогут решать свои задачи.
Соответственно, программы должны стремиться к тому, чтобы иметь настолько сконцентрированное знание, настолько это возможно. Важно, что такие программы должны преподаваться людям, у которых есть очень хорошая база, чтобы получить повышение квалификации. У нас это регулируется законом: на часть программ ты просто не сможешь попасть, не имея определенных документов, особенно это касается практикоориентированных программ, применимых в реальном времени.
Такие программы усваиваются очень хорошо именно благодаря своей практичности и наглядности. Скажем, вчера специалист решил какую-то бизнес-задачу своего заказчика, а уже через месяц он создал совместно с образовательной организацией курс, в который вложил эти знания. Потом пришли обучающиеся – не просто студенты с улицы, которые никогда в реальности не видели таких кейсов, а люди, которые уже с чем-то подобным сталкивались на работе или могут столкнуться завтра.
Другой важный критерий – нужно, чтобы при обучении всё можно было потрогать руками и попробовать. Поэтому важно иметь большой объем часов практики на виртуальных стендах, в созданных близко к реальным условиях. И, если это корпоративное обучение, в идеале нужно создавать виртуальную среду, которая практически один в один повторяет виртуальную среду той организации, о которой идет речь, с её собственными рисками и уязвимостями.
Такое обучение стремится к тому, чтобы быть более человекоориентированным и интерактивным.
Как правило, любое техническое обучение – не только программирование или ИБ, – существовало в смешанном заочно-очном формате, когда сначала человеку предлагалось ознакомиться с огромным талмудом текста, а уже потом проходить на практику.
Сейчас, в том числе и в России, появляется всё больше интерактивных инструментов и мероприятий, которые отчасти являются нетворкингом и вовлечением, а отчасти – частью образовательного процесса. Это значит, что, приходя на обучение, люди имеют возможность и пообщаться, и обменяться опытом со своей группой, и поучиться, и послушать лектора, и применить на практике все свои знания в реальной среде. Таким образом, максимально эффективное обучение обеспечивается за счет сочетания разных форматов, таких как нетворкинг, практика, лекции, тесты, интерактивные задания, работа на виртуальном стенде или даже киберучения и кибербитвы, тут всё зависит от того, как обучение построено и на что оно нацелено. Это способствует лучшему усвоению знаний, поскольку мозг перестраивается за счет перехода от одного формата к другому, и впитываются более быстро и органично.
Следующий тренд нельзя назвать очевидным, но я уже вижу его предпосылки. Речь идёт об использовании LMS-платформы –образовательной платформы, на которой размещается специализированный контент. Представленные в России образовательные платформы практически ничем друг от друга не отличаются, разве что дизайном, причем рынок в этой области является практически монопольным.
С другой стороны, есть американские, канадские платформы, иногда они кастомизированы под определённую компанию. И такая платформа – это не просто сбор видеоинформации, видеолекций, где человек приходит и обучается, а настоящая карта, простроенная и нарисованная, как в компьютерной игре, где человек выбирает свой аватар. Этот аватар путешествует по разным точкам, разным модулям и проходит обучение.
Этот тренд связан не только с изменением интерфейса, но и с эмоциональным вовлечением человека. Мысленно он будет возвращаться к процессу обучения, задействуя эмоциональные связи, а не просто потому, что надо.
В России этот тренд пока что не распространён: здесь сохраняется задача обучить людей прежде всего твердым знаниям, хардам, и на все остальное у коммерции пока что закрываются глаза.
Последний тренд связан с тем, что люди начинают учиться с всё более раннего возраста. Совсем маленькие дети знакомятся с технологичными развивающими играми и игрушками, попадают на занятия по робототехнике, а затем и на курсы программирования. Существуют различные детские передачи про кибербезопасность, активности вроде кемпов, лагерей и прочего. Соответственно, потенциальный пользователь ИТ-индустрии становится все моложе и моложе. Это говорит о глобальном тренде цифровизации общества и всех процессов.
Сергей Симонов, начальник НИО «Центр БПЛА» МТУСИ
«Наиболее эффективными форматами обучения для ИТ-технологий я считаю комбинацию очных занятий и онлайн-курсов. Сбалансированное сочетание этих форматов создает оптимальную среду для освоения технологий»
Очные занятия незаменимы для взаимодействия студентов с преподавателями и одногруппниками. Они способствуют обсуждению сложных тем, совместному решению задач и развитию навыков командной работы, что особенно важно в ИТ.
Онлайн-курсы, в свою очередь, предоставляют гибкость: студенты могут изучать материал в удобном темпе, повторять сложные разделы и получать доступ к широкому спектру ресурсов. Дополнительно, семинары и менторство улучшают процесс обучения, помогая углубить знания в конкретных областях и получить индивидуальную поддержку. Сбалансированное сочетание этих форматов создает оптимальную среду для освоения информационных технологий.
Павел Кондратьев, генеральный директор сервис IP-телефонии «Плюсофон»
«В ИТ очень важна практика. Поэтому чем больше практических заданий и проектов приходится выполнять будущему специалисту, тем лучше. Собственно, в теории ИТ и не изучишь полноценно»
На мой взгляд, образовательные программы по ИТ должны включать программирование в виде основ языков Python, Java или C++, введение в алгоритмы и структуры данных и основы баз данных. Эти области составляют фундамент большинства ИТ-профессий и обеспечивают студентам базу для дальнейшего профессионального роста.
Практические задания и проекты имеют решающее значение в обучении ИТ. Они позволяют студентам применять теоретические знания на практике, что значительно улучшает усвоение материала и развивает профессиональные навыки. Наиболее привлекательными были бы проекты, связанные с разработкой приложений или анализом данных, такие проекты мотивируют студентов и готовят их к реальным задачам в индустрии.
Преподаватели с опытом в ИТ-сфере играют важнейшую роль. Их практические знания позволяют приводить реальные примеры из индустрии, делиться актуальными методиками и лучшими практиками. Это делает обучение более живым, интересным и полезным. Студенты получают не только теоретическую базу, но и понимание того, как эти знания применяются в профессиональной среде, что помогает им лучше подготовиться к будущей карьере.
Современные программы обучения должны включать искусственный интеллект и машинное обучение, квантовые вычисления и DevOps. Эти направления активно развиваются и становятся неотъемлемой частью ИТ-индустрии, поэтому их изучение необходимо для подготовки конкурентоспособных специалистов.
Сертификации имеют большое значение. Они подтверждают уровень знаний и навыков студента, что важно для работодателей. Наличие сертификатов повышает шансы на трудоустройство, особенно в конкурентных областях, и часто является обязательным требованием для определенных позиций. Это не только показатель компетентности, но и инструмент для карьерного роста.
Для самостоятельного изучения ИТ я использовал книги Чарльза Петцольда «Код. Тайный язык информатики», Уильяма Росса «Введение в кибернетику», Рода Стивенса «Алгоритмы», и Сары и Девида Харрис «Цифровая схемотехника».
Для улучшения качества образования я бы предложил увеличить долю практических заданий и проектов, добавить курсы по ИИ, IoT и другим трендам, организовать стажировки и лекции от представителей ИТ-компаний, а также включить модули по управлению проектами и коммуникациям. Эти изменения сделают программы более практико-ориентированными и актуальными для рынка труда.
Форматы обучения должны быть разными, потому что каждый из них имеет свою пользу и эффективность в зависимости от ситуации.
Так, например, онлайн-курсы эффективны для студентов, которые предпочитают дистанционное обучение и проживают в небольших городах или регионах, где сложно или нецелесообразно организовывать очные курсы, для студентов, которые работают или заняты домашним хозяйством и у них нет времени на поездки на очные занятия.
Очные занятия сейчас активно организуют крупные компании в городах-миллионниках. Как правило, это не просто занятия, а лекции и практика в студенческих кластерах, где организована соответствующая свободная атмосфера. Такие мероприятия очень хорошо заходят молодым специалистам, которым важна атмосфера обучения. А компании, параллельно с обучением, выбирают, кого после курсов схантить себе. Но очные курсы требуют времени, потому часто связаны с отрывом студентов от основной работы.
Есть ещё и очные курсы выходного дня или в вечернее время. Но они больше направлены на переобучение уже взрослых людей возраста 40+, которым в принципе комфортнее офлайн-занятия.
Менторство – это важный элемент, который востребован при обучении внутри компании. Менторство, кстати, является ещё и мощным инструментом онбординга новых сотрудников.
Что касается особенностей обучения, то в ИТ очень важна практика. Потому чем больше практических заданий и проектов приходится выполнять будущему специалисту, тем лучше. Собственно, в теории ИТ и не изучишь полноценно. А если учесть, что это очень динамичная отрасль, в которой постоянно что-то меняется, то без практики тут никуда.
Владимир Афанасьев, основатель программирования для детей #АйДаКодить и системного интегратора ICE Partners
«Я выступаю за оффлайн и менторство. Оффлайн это максимальная фокусировка внимания на предмете изучения, а менторство предполагает взгляд на обучение через реальный опыт, а не чисто академический подход»
С точки зрения навыков, получаемых именно в процессе обучения, я бы сосредоточился на развитии софт-скиллов и кругозора в плане использования различных инструментов. Возможность решить задачу несколькими способами важнее, чем умение «забивать гвозди только одним микроскопом».
Практика и только практика, желательно на проектах, тематика которых сейчас в публичном поле. У нас прошлым летом все тренировались делать «тапалки хомяков». Это сильно добавляет смысла для обучаемого и прекрасно отвечает на вопрос ; «А зачем мы это делаем?
Не верю в самоучек, кто сам разобрался по книгам и роликам на ютубе. Это подходы нельзя масштабировать на массы. Преподаватель должен быть, как минимум для того, чтобы указать направление, пути решения и возможные тупики.
Ключевым навыком считаю насмотренность и кругозор в плане используемых инструментов и технологий. Например, те же нейросети. Работа с ними не очень похожа на классическую разработку, но позволяет сильно поднять базовый уровень начинающего программиста. Нужно учить писать промты, валидировать результат, документировать процесс.
Ценность сертификатов об окончании курсов – нулевая. Все же знают реальный уровень доходности до конца? Что-то около 7%. Я готов принимать результаты международных тестов, вроде Python University.
В существующих программах я бы попробовал перевернуть последовательность обучения. Условно, сейчас мы учим названия переменных, потом пишем программу «Hello World», и только через пару месяцев добираемся до чего-то интересного. А может начать сразу с рабочей программы? Или Игры? И именно нейросети могут в этом сильно помочь.
Максим Лапшев, ИТ-директор РДТЕХ
«Сегодня программы обновляют раз в 5 лет, а технологии каждые 6 месяцев. Поэтому есть смысл делать какие-то микрокурсы, которые идут в ногу с трендами ИТ. Нужен доступ к реальным системам. Виртуальные системы обучения – это хорошо, но как я могу объяснить новичку, почему база падает под нагрузкой?»
1. Идеальный формат, по моему мнению, это гибрид. Например, теорию можно брать из онлайн-курсов, а вот живые воркшопы или менторство – для разбора реальных кейсов. Мы все учимся гибридно: я сам недавно осваивал Kubernetes – сначала смотрел лекции, а потом «добивал» вопросы в чате комьюнити. Без ментора, я думаю, освоение проходит намного дольше и не всегда успешно.
2. В настоящее время, как говорят, «must-have» – это не просто язык программирования, а умение работать с данными (SQL, Python), базовое понимание DevOps (Docker, CI/CD) и, конечно, куда без безопасности.
Но, главное, по моему мнению, это «soft skills». У меня в команде есть джуниор, который отлично умеет пользоваться поисковиками и задает правильные вопросы, он прогрессирует и развивается быстрее, чем тот, кто выучил код, но не умеет работать в команде.
3. 80% обучения должно быть практикой. Когда я нанимаю сотрудников в команду, их проекты на GitHubе значат для меня больше, чем диплом и все сертификаты.
4. Лучшие преподаватели – это – играющие тренеры, а те, кто просто читает много книг, все равно могут оказаться дилетантами. У меня был случай: преподаватель одного из курсов рассказывал про облака (облачные сервисы), но сам не развертывал кластер. И мы заметили это сразу, как только он начал демонстрировать примеры. В тоже время приходилось бывать на встречах tech-лидов из компаний, и я видел, как загораются глаза у слушателей на интересных лекциях, и чувствуется, что все погружены в тему.
5. По моему мнению, необходимо добавить в программы:
- Generative AI – интеграция ИИ в процессы,
- FinOps – управление облачными затратами – это боль всех компаний,
- Low-code – только начинает набирать обороты.
6. В ИТ ценятся реальные навыки. Мой совет: если выбирать между сертификатом и проектом, лучше предпочесть второе.
7. Конечно, наш любимый «Хабр», где есть живые обсуждения и, конечно, комьюнити по темам в Телеграм. Перечислять все не буду, но уверяю, что в каждом профильном сообществе вам помогут с радостью
8. Востребована актуальность. Сегодня программы обновляют раз в 5 лет, а технологии каждые 6 месяцев. Поэтому есть смысл, делать какие-то микрокурсы, которые идут в ногу с трендами ИТ.
Нужен доступ к реальным системам. Виртуальные системы обучения – это хорошо, но как я могу объяснить новичку, почему база падает под нагрузкой.
Екатерина Ракутина, руководитель отдела персонала компании «Navicon»
«Главный приоритет – постоянное обновление учебных программ в соответствии с изменениями на рынке. Программы в вузах часто на 3-5 лет отстают от реальной ситуации в отрасли, и при выходе выпускников на рынок труда это может быть критично – ИТ-ландшафт меняется очень быстро»
4. Важно, чтобы у преподавателей была комбинация академического бэкграунда и реального опыта участия в ИТ-проектах. Практический опыт бесценен для студентов, которые смогут учиться на чужих ошибках и кейсах из жизни, а в будущем применять эти знания в собственной работе.
К тому же преподаватель выполняет сегодня роль не просто транслятора информации, а наставника, который способствует профессиональному становлению студентов. Поэтому для него важны такие навыки, как умение доступно объяснять сложные технические концепции, а также оперативно адаптировать информацию под быстро меняющиеся реалии отрасли.
5. Прежде всего, в текущих реалиях преподавателю стоит знакомить студентов с базовыми концепциями AI/ML, современными библиотеками и алгоритмами, такими как TensorFlow, PyTorch, Scikit-Learn. Кроме того, сейчас студентам важно хорошо понимать принципы работы с облачными сервисами – в ближайшие годы облачный рынок останется одним из самых быстрорастущих в России.
Наконец, особое внимание следует уделить кибербезопасности – в 2024 году на российские компании совершено в 2,5 раза больше кибератак, чем за год до этого. И показатель, вероятно, будет расти. Учебные программы должны охватывать не только теоретические основы защиты данных, но и практические аспекты: методы обнаружения кибератак, процедуры реагирования на инциденты, современные технологии мониторинга угроз. Практическая подготовка по обнаружению и устранению киберугроз должна стать обязательной частью образовательного прцесса.
8. Главный приоритет – постоянное обновление учебных программ в соответствии с изменениями на рынке. Программы в вузах часто на 3-5 лет отстают от реальной ситуации в отрасли, и при выходе выпускников на рынок труда это может быть критично – ИТ-ландшафт меняется очень быстро. Для того чтобы актуализировать информацию, вузам важно отладить взаимодействие с ИТ-компаниями и на постоянной основе привлекать практиков.
Кроме того, фокус важно сместить на практические знания студентов, чтобы они могли быстро влиться в рабочие процессы при трудоустройстве. Даже теория должна сразу находить применение в решении конкретных задач – будь то участие в хакатонах, разработка реальных продуктов, стажировки и мастер-классы.
И, наконец, очень важно заниматься soft skills: навыки коммуникации, лидерства, понимание принципов работы в команде и тайм-менеджмент – это то, чего катастрофически не хватает многим ИТ-специалистам. А ведь именно soft skills становятся наиболее важны в процессе роста сотрудника, особенно до руководящих позиций. Их нужно развивать так же системно, как и технические знания.
Ключевые слова: ИТ-образование, нейросети, онлайн- и оффлайн-образование, менторство, роль преподавателя
Подпишитесь на журнал
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|