СПО глазами малого бизнеса. Часть третья. Ключевой этап внедрения::Журнал СА 10.2011
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Информация для ВАК
Звезды «СА»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Игры
Контакты
   


  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
27.03.2019г.
Просмотров: 239
Комментарии: 0
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 195
Комментарии: 0
Автоматизация программируемых сетей

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 226
Комментарии: 0
Изучаем pandas. Второе издание

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 173
Комментарии: 0
Компьютерное зрение. Теория и алгоритмы

 Читать далее...

13.03.2019г.
Просмотров: 380
Комментарии: 0
DevOps для ИТ-менеджеров

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 СПО глазами малого бизнеса. Часть третья. Ключевой этап внедрения

Архив номеров / 2011 / Выпуск №10 (107) / СПО глазами малого бизнеса. Часть третья. Ключевой этап внедрения

Рубрика: БИТ. Бизнес & Информационные технологии /  Миграция

Игорь Чуфаров ИГОРЬ ЧУФАРОВ, системный администратор производственного предприятия на Южном Урале, лидер рок-группы «Встречный»

СПО глазами малого бизнеса
Часть третья. Ключевой этап внедрения

Четыре варианта переноса основной бизнес-задачи на свободную платформу, используя «1С:Предприятие». Рассмотрим их по порядку

В предыдущих двух частях статьи [1, 2] я рассказал о том, с чего стоит начинать внедрение свободного программного обеспечения (СПО) в сфере малого бизнеса. После постановки задачи в общем виде («Лицензирование дорого – нужно переходить на СПО») были определены конкретные направления, по которым должно идти планомерное внедрение. Направления соответствовали классификации типичного набора программного обеспечения, используемого на предприятии малого бизнеса.

Согласно приведенной мной классификации в наиболее общем случае все ПО компании можно условно разделить на следующие категории:

  • офисное программное обеспечение;
  • средства для взаимодействия с внешним миром;
  • программное обеспечение для ведения учета;
  • технические средства поддержания непрерывности процессов, связанных с использованием информационных технологий.

Первый этап подразумевал внедрение СПО в наименее критичных областях программного обеспечения, а именно в первых двух категориях: офисного программного обеспечения и средств взаимодействия с внешним миром.

Будем считать, что первый этап пройден: тестирование свободных операционных систем в виртуальных средах завершено. При этом принято решение об использовании СПО для основных бизнес-задач и для обеспечения непрерывности бизнес-процесса.

Учет во главу угла

Типичное программное обеспечение для ведения учета на предприятиях и фирмах малого бизнеса в России – «1С:Предприятие». Программа платная, бесплатного ее аналога с соответствующими оригиналу возможностями нет. В большинстве случаев работа в системе «1С» является основной для обеспечения документооборота всего предприятия или фирмы.

Поскольку, как было оговорено выше, переход с самой системы «1С» на что-либо другое представляется маловероятным, остается, что называется, «освободить» хотя бы ту среду, в которой работает 1С.

Обычно в офисе небольшой фирмы «1С:Предприятие» установлено на сервер под управлением Windows 2003 Server. При этом, разумеется, Windows 2003 Server установлен с диска, купленного в ближайшем ларьке (как вариант дистрибутив скачивается с файлообменных сетей). Желающих оценить примерную стоимость лицензирования такого решения я отсылаю к первой части своей статьи, а также на официальный сайт фирмы Microsoft.

Что здесь можно сделать с точки зрения внедрения СПО?

Следует отметить, что в исходном случае возможны различные варианты использования «1С:Предприятия». Существует две версии «1С:Предприятия»: dbf-версия, когда данные представлены в виде dbf-файлов, и SQL-версия, использующая для хранения данных базу SQL.

Переводить ли параллельно с переходом на СПО базу из dbf-версии в SQL – вопрос отдельный и далеко не однозначный. В любом случае «1С:Предприятие» достаточно хорошо интегрируется в структуру, созданную на основе СПО.

Кроме классификации по способу хранения данных (dbf и SQL), возможны также различные варианты организации способа доступа к данным. Возможен вариант как установки «1С:Предприятия» на каждое рабочее место, так и организация терминального доступа к серверу, на котором «крутится» «1С». В зависимости от варианта использования будет отличаться и методика интеграции «1С:Предприятия» в инфраструктуру, построенную с использованием СПО.

Четыре варианта

Все описанное далее относится в первую очередь к «1С:Предприятию 8», к версии, актуальной на момент публикации статьи. Все случаи, когда речь пойдет о предыдущей версии «1С:Предприятие 7.7», в тексте будут указаны.

Комбинации различных вариантов способов хранения данных и методов доступа к ним дают четыре варианта организации работы с «1С:Предприятием». Рассмотрим их по порядку.

Вариант первый

Dbf-версия базы, на каждом рабочем месте установлено по экземпляру программы «1С:Предприятие».

В этом случае на сервер устанавливается операционная система Linux, с помощью протокола Samba организуется общий доступ к папке, в которой расположена база «1С:Предприятия». Каждый из пользователей запускает экземпляр «1С:Предприятия» на своем компьютере, при этом происходит обращение к общей папке.

Вариант второй

Dbf-версия базы «1С:Предприятие» установлено только на сервере, организован терминальный доступ к серверу.

При таком варианте «1С:Предприятие» устанавливается на сервер под управлением операционной системы Linux, для организации терминального доступа пользователей к серверу используется специализированное программное обеспечение (например, RX@Etersoft). В случае если используется седьмая версия «1С:Предприятия», потребуется также WINE@Etersoft, который обеспечит запуск «1С:Предприятия 7.7» в среде Linux (это необходимо, так как «1С:Предприятие 7.7» будет запускаться исключительно на сервере, который, в свою очередь, теперь будет работать на Linux).

Вариант третий

SQL-версия базы, на каждом рабочем месте установлено по экземпляру программы «1С: Предприятие».

Как известно, рекомендуемый вариант организации SQL-версии «1С:Предприятия» – это так называемая двухзвенка, когда на одном сервере размещается сервер 1С, на другом – сервер баз данных SQL. В случае перехода на СПО сервер «1С:Предприятие» устанавливается на сервер под управлением операционной системы Linux, для размещения базы данных используется второй сервер, также под управлением Linux, с установленной системой управления базами данных PostgreSQL. При этом на пользовательские рабочие места устанавливаются клиентские части «1С:Предприятия», в которых явным образом прописывается адресация к каждому из двух серверов: «1С:Предприятие» и PostgreSQL.

Следует заметить, что реализация подобного варианта с использованием седьмой версии «1С:Предприятия» потребует дополнительных действий. Основная сложность заключается в том, что в отличие от «восьмерки» в «1С:Предприятии 7.7» изначально не реализована возможность работы с СУБД PostgreSQL, поэтому для возможности связи между «1С:Предприятием 7.7» и СУБД PostgreSQL потребуется транслятор SQL-запросов, например, SELTA@Etersoft. При этом «1С:Предприятие 7.7» будет работать так, как будто бы на сервере баз данных установлен MS SQL Server, по факту же запросы будут передаваться в «читаемом» виде серверу СУБД PostgreSQL.

Вариант четвертый

SQL-версия базы, «1С:Предприятие» установлено только на сервере, организован терминальный доступ к серверу.

Вариант похож на предыдущий с той лишь разницей, что потребуется организация терминального доступа к серверу, на котором каждый из пользователей запустит по экземпляру программы «1С:Предприятие». Терминальный доступ организуется аналогично варианту номер два, то есть с использованием RX@Etersoft.

Аналогично для использования «1С:Предприятия 7.7» потребуется дополнительно WINE@Etersoft для запуска программы на сервере под управлением Linux.

***

Как современная версия «1С:Предприятие 8», так и устаревшая, но все еще используемая «1С:Предприятие 7.7» вполне вписывается в среду свободного программного обеспечения. В случае когда используется dbf-версия «1С:Предприятия» с простым общим доступом, дополнительных затрат на серверную часть, кроме стоимости самого «1С:Предприятия», не требуется. Это справедливо как для восьмой, так и для седьмой версии.

В случае когда используется терминальный доступ, требуется приобретение дополнительных программных продуктов, таких как RX@Etersoft, но в этом случае, сравнивая с реализацией на продуктах Microsoft, экономия будет даже больше ощутима в силу дороговизны лицензий Microsoft Windows Server на терминальное подключение (более подробно об этом в [1]).

Использование SQL-версии «1С:Предприятия 8» как в многопользовательском режиме, так и в режиме терминала по цене не отличается от dbf-версии, так как используется бесплатная СУБД PostgreSQL как альтернатива платной MS SQL Server. Следует отметить, что в случае реализации «двухзвенки» с использованием продуктов Microsoft потребовалось бы две лицензии на серверную операционную систему (для сервера «1С:Предприятия» и сервера СУБД). В данном случае получается очень значительная экономия. Чуть хуже обстоят дела при использовании седьмой версии «1С:Предприятия» – требуются дополнительные расходы на транслятор SQL-запросов SELTA@Etersoft, но в любом случае это намного дешевле, чем реализация аналогичного функционала с использованием продуктов Microsoft.

Переводу основной бизнес-задачи, которая чаще всего выполняется в программных продуктах фирмы «1С», – должна предшествовать глубокая проработка вопроса на этапе изучения свободных операционных систем в виртуальных средах (более подробно об этом в [2]).

Реализовав перевод основной задачи на свободное программное обеспечение, следует выждать некоторое время – неизбежно возникнут подводные камни, вопросы и проблемы.

После выхода на стабильную промышленную эксплуатацию можно приступать к следующему этапу – переводу на СПО технических средств поддержания непрерывности процессов, связанных с использованием информационных технологий. Более подробно об этом – в следующей части статьи.

  1. Чуфаров И. СПО глазами малого бизнеса. Часть первая. Идеологический аспект. //«Системный администратор», №5, 2011 г. – С. 10-11 (http://samag.ru/archive/article/1262).
  2. Чуфаров И. СПО глазами малого бизнеса. Часть вторая. Планомерное внедрение. //«Системный администратор», №7-8, 2011 г. – С. 100-101 (http://samag.ru/archive/article/1384).

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru