СПО глазами малого бизнеса. Часть вторая. Планомерное внедрение::Журнал СА 7-8.2011
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
20.12.2019г.
Просмотров: 4346
Комментарии: 0
Dr.Web: всё под контролем

 Читать далее...

04.12.2019г.
Просмотров: 5646
Комментарии: 0
Особенности сертификаций по этичному хакингу

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 6875
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 7270
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 6342
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 СПО глазами малого бизнеса. Часть вторая. Планомерное внедрение

Архив номеров / 2011 / Выпуск №7-8 (104-105) / СПО глазами малого бизнеса. Часть вторая. Планомерное внедрение

Рубрика: Карьера/Образование /  От «А» до «Я»

Игорь Чуфаров ИГОРЬ ЧУФАРОВ, системный администратор производственного предприятия на Южном Урале, лидер рок-группы «Встречный»

СПО глазами малого бизнеса
Часть вторая. Планомерное внедрение

В первой части статьи я рассказал об идеологическом аспекте внедрения СПО в сфере малого бизнеса. Настал черед конкретных решений. С чего же начать? Как перейти к СПО?

Точка приложения силы

Разумно предположить, что начинать следует именно с ОС как фундамента той инфраструктуры, которая в конце концов будет выстроена с применением СПО.

Однако жизнь такова, что выполнение конкретных бизнес-задач обеспечивает как раз не этот фундамент, а набор прикладных решений. Чаще всего в секторе малого бизнеса этот набор чрезвычайно прост. Если классифицировать наиболее типичный комплект прикладного ПО, используемый малым бизнесом, получится следующее:

Офисное ПО. Действительно, ведь нужно же каким-то образом набирать письма контрагентам, собирать таблицы отчетности. К этой же категории можно отнести программы дизайна и верстки для создания визиток, буклетов, рекламных брошюр и прочих документов.

Средства для взаимодействия с внешним миром. Трудно найти фирму, которая не использует в своей деятельности Интернет. Конечно, при условии «ну, очень маленького бизнеса» возможны варианты, но тогда фирма обращается к аутсорсерам. В остальных случаях малый бизнес использует Интернет для получения корреспонденции, поиска информации, сдачи электронной отчетности в контролирующие органы, осуществления электронных платежей и прочих нужд.

ПО для ведения учета. В эту категорию входит ПО для бухгалтерского, налогового, кадрового и других видов учета. Чаще всего в России используются продукты «1С:Предприятие». Исключения, безусловно, возможны, и они есть, но я с трудом представляю как фирму, ведущую учет на счетах и бумаге, так и предприятие малого бизнеса с внедренной системой SAP R/3.

Технические средства поддержания непрерывности процессов, связанных с использованием ИТ. Сюда следует включить антивирусное ПО, системы резервного копирования. Файл-серверы также можно отнести к этой  категории, т.к. с пользовательской точки зрения есть сетевая папка, где можно обмениваться информацией и только. Файл-сервер – по сути, сугубо техническое средство обеспечения потребности пользователя в сетевой папке.

С какой из этих позиций следует начинать? С моей точки зрения, при выборе начальной точки приложения сил следует руководствоваться сугубо практическими соображениями.

Дела офисные

Если вернуться к вопросу о переводе пользовательских рабочих мест на альтернативную ОС, то следует отметить, что резкое изменение рабочей среды, которую обеспечивает ОС, не может благотворно сказаться на ведении дел в компании. Нет ничего хуже, чем растерявшиеся сотрудники, взмыленный ИТ-отдел, нерешенные бизнес-задачи. Что же тогда остается? Остается плавный переход к СПО.

Как его обеспечить? Плавный переход к СПО – это возможность оставить пользователям привычную среду с постепенной заменой проприетарных приложений на их бесплатные аналоги. Если не брать в расчет специфическое ПО, то какое оборудование самое затратное для малого бизнеса и может быть относительно безболезненно заменено бесплатным аналогом? Это офисное ПО. Разумеется, и тут не обойтись без подводных камней:

ПО, требующее Microsoft Office. В большинстве случаев это означает, что на компьютере должен быть установлен какой-либо офисный пакет. Тогда «на ура» все работает и с OpenOffice. И все же бывают исключения, возможность которых, разумеется, необходимо учитывать.

Непростое оформление документов может быть неадекватно транслировано из одного офисного пакета в другой. Однако большинство сложно оформленных в Microsoft Office документов адекватно можно открывать и редактировать в OpenOffice. Аналогично этому большая часть документов со сложным форматированием, созданная в OpenOffice, будет адекватно открыта и в пакете Microsoft. Для исключения неприятностей с некор-

ректным открытием отправленных контрагентам документов можно также воспользоваться стандартной функцией OpenOffice для сохранения документа в формате PDF, который может быть открыт получателем независимо от установленного у него офисного пакета.

На практике большинство потребностей сотрудников предприятия малого бизнеса можно без особых сложностей перевести на OpenOffice. Сложности возникают скорее не технического, а психологического плана. Представьте себя на месте сотрудника. Вы десять лет использовали пиратский Microsoft Office, а сейчас вас заставляют переучиваться работе на новой программе.

Поэтому важно с самого начала вести разъяснительную работу с пользователями. Мне известен случай, когда из-за отсутствия в стандартной поставке OpenOffice модуля проверки орфографии и пунктуации руководство фирмы приняло решение отказаться от свободного программного обеспечения. Просто скачайте эти модули. Тонкостей организации меню обычный пользователь может и не заметить или спросить у вас, но, если, набирая текст и надеясь по привычке, что ошибки будут подчеркнуты, он выдает своему начальнику отчет, кишащий грамматическими и пунктуационными ошибками, это другое дело.

С первых шагов необходимо обеспечить серьезную поддержку пользователей, причем даже в очевидных вопросах. Проведите экспресс-обучение «Первые шаги в OpenOffice». Покажите, как задается нумерация страниц в OpenOffice Writer, как поменять ориентацию страницы, продемонстрируйте удобство масштабирования таблиц в OpenOffice Calc. Уверяю вас, несмотря на кажущуюся простоту и тривиальность этих сведений, обычные пользователи будут благодарны вам за это. Попутно, разумеется, решайте глобальные задачи, например, перенос сложных документов, использующих скриптовые обработки, на Visual Basic for Applications, настройка программ, взаимодействующих с офисными приложениями на уровне обмена информацией.

Что касается полиграфии, то создание визиток, буклетов, брошюр и тому подобных объектов можно выполнять в бесплатном продукте Scribus. Для примера посмотрите стоимость Corel Draw или Adobe InDesign и соотнесите объем выпускаемой вами полиграфии с ценой этих продуктов. В большинстве случаев выбор остается в пользу бесплатного Scribus. Единственный момент, который нужно учесть: если тот же самый Corel есть практически в каждой типографии, то вот Scribus – далеко не во всех. Это следует помнить при выборе формата, в котором вы будете передавать файлы в типографию. Но и тут есть готовый рецепт: если перевести все объекты в кривые, а сам проект экспортировать в PDF, то любая типография гарантировано сможет работать с вашими исходниками.

Окно в мир

Более или менее разобравшись с офисным ПО, двигаемся дальше. Остановимся на двух основных программах, используемых для взаимодействия с Глобальной паутиной: браузер и почтовый клиент.

Есть известная шутка о том, что самый популярный браузер – это Internet Explorer 6, ибо 90% посетителей сайта http://www.mozilla.com пользуются именно им. Думаю, сейчас, как никогда, есть из чего выбрать. На мой взгляд, два самых лучших браузера – это Mozilla Firefox и Google Chrome. Помимо скорости работы, первый для меня хорош удобным выводом веб-страниц на печать (можно открыть предварительный просмотр и «поиграться» масштабом или выбрать «Сжать до ширины страницы», и тогда браузер выполнит работу по масштабированию самостоятельно). Второй же запускает каждую веб-страницу как отдельный процесс, что, с одной стороны, расходует дополнительные ресурсы и может существенно тормозить устаревшее оборудование, но, с другой, позволяет завершать повисшие сессии без закрытия браузера целиком, а это иногда очень ценно.

Что касается почтового клиента, то и тут есть альтернатива Outlook. Я обычно пользуюсь Mozilla Thunderbird.

Погружение в СПО: начинаем с себя

После первых шагов в мир СПО, когда максимум прикладного ПО уже переведен на бесплатные аналоги, следует подвести промежуточный итог и задуматься, куда же двигаться дальше. В плане внедрения новых технологий в целом и СПО в частности ИТ-отдел находится в очень выгодном положении по отношению к другим отделам, так как может, что называется, бежать впереди паровоза.

Представим гипотетическую ситуацию. Имеются некий небольшой парк компьютерного оборудования и коллектив сотрудников, работающих на этом самом оборудовании. Я думаю, вы вряд ли сможете уговорить кого-либо из коллег попробовать сменить ОС с привычной Windows XP Professional или более продвинутой Windows 7 на нечто вроде Ubuntu 11.10 Oneiric Ocelot.

Но ведь никто не мешает попробовать последнюю самому. Благо для этого сейчас, в эру виртуализации, есть все возможности – было бы желание. Время, потраченное на изучение, в любом случае не пропадет даром. Даже если решите отказаться от свободной операционной системы в принципе, то вы будете понимать, что решение вами принято на основании собственного опыта, а не чьих-либо домыслов или советов.

Следует отметить, что отказ от свободной ОС вовсе не означает отказ от СПО как такового. Мало того, что на проприетарную ОС можно и нужно устанавливать бесплатные программы, на этапе тестирования ОС можно попробовать использовать несколько ОС в виртуальной среде – это поможет выбрать наиболее подходящую, да и в целом расширить свой кругозор относительно свободных ОС. Может статься, что первый неудачный опыт – простое стечение обстоятельств, поскольку была выбрана не лучшая для решения для конкретных задач ОС.

Таким образом, чтобы принимать решение о промышленной эксплуатации свободных ОС, требуется до мелочей просчитанное решение. Использование виртуальных сред, тестирование различных ОС, выбор подходящей именно вам как техническому специалисту и вашей фирме в соответствии с ее задачами СО должны стать первым шагом на пути к дальнейшему внедрению СПО на предприятии малого бизнеса.

Допустим, что этап тестирования свободных ОС завершен. Получен некий опыт, на основе которого принято решение об использовании либо неиспользовании свободной ОС в инфраструктуре предприятия. Что делать дальше?

Ответ – в одном из следующих номеров журнала в третьей части статьи.

  1. Чуфаров И. СПО глазами малого бизнеса. Часть первая. Идеологический аспект. //«Системный администратор», №5, 2011 г. – С. 10-11 (http://samag.ru/archive/article/1262).

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru