Автор:
Алексей Бережной
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
«Неудобные» вопросы для облачных провайдеров.
О моде и ее капризах
Мода – странная штука. В эпоху средневековья в Европе были в моде ботинки с длинными носами,ходить в которых было крайне затруднительно.
Сейчас вот в IT-сфере популярны «облачные» вычисления. Для тех, кто не следит за модой, поясню: это когда тот или иной сервис выносится на площадку облачного провайдера. Например, вместо того, чтобы использовать текстовый редактор на своем компьютере, вы сначала запускаете Интернет-браузер, заходите на сайт облачного провайдера, вводите логин-пароль и получаете web-интерфейс для набора текста. Более подробно с этой темой можно ознакомиться в моей статье [1].
Ниже приведен ряд вопросов, на которые мне не дал полный ответ ни один из представителей облачных провайдеров. Хотя с моей стороны имелось сильное желание отдать некоторые сервисы в «облако» по причине нехватки рабочих рук.
Квалификация персонала
Обычная «необлачная» компания может позволить себе нанять системного администратора более высокой квалификации, чем необходимо для решения текущих задач, платя ему высокую заработную плату. Тем самым бизнес покупает некую гарантию, что IT-структурой занимается хорошо подготовленный специалист. Облачный провайдер не может позволить себе такой «роскоши». Подготовка и зарплата специалистов рассчитывается по принципу «нижнего предела». Для выполнения задачи назначается сотрудник с минимальным уровнем знаний, достаточных чтобы выполнить эту задачу. Иначе облачный бизнес просто вылетит в трубу. Но нижний порог квалификации – вещь довольно расплывчатая. Возникают вопросы:
«Кто проводит аттестацию персонала облачного провайдера?»
«Как представитель компании-клиента может убедиться, что все сотрудники соответствуют необходимому уровню?»
В обычной ситуации специалист профессионально растет вместе с IT-структурой. Например, при внедрении почтового сервера – он изучает требуемую почтовую систему. При этом вопросы, необходимые для изучения, возникают сами собой. Процесс оценки квалификации IT-сотрудника происходит автоматически. Если почта ходит нормально и серверы работают без сбоев – можно считать, что администратор обладает должной подготовкой, чтобы справится с этой задачей. А в случае с облачной системой оценить квалификацию того или иного «облачного» сотрудника клиент не имеет возможности. Остается только верить на слово продавцу облачных услуг.
Резервное копирование
Общаясь с представителями очередного «облака», я всегда задаю одни и те же вопросы:
Как выполняется резервное копирование?
В лучшем случае я получаю ответ: «Бэкап делается!». Но обычно я слышу в ответ сердитое сопение.
По какой схеме производится резервное копирование и как я могу получить резервною копию своих данных, чтоб отнести в безопасное место?
Этот просто вгоняет в ступор представителей облачных провайдеров любого уровня. Пока что максимум, что мне предложили – перегнать свои данные обратно в свою сеть, при этом никаких специальных механизмов представлено не было. Зачем мне тогда «облако», если данные снова очутились на локальном компьютере? А нужно просто получить кассету LTO со своими данными, или хотя выгрузку на USB-диск. После этих вопросов представители облачных фирм всячески пытаются отделаться от меня.
Шифрование и безопасность
Это слабое место облачных технологий в последнее время широко освещается в СМИ. Как клиент может доверять специалисту, которого в глаза не видел? В «необлачной» ситуации сотрудник при приеме на работу проходит проверку службой безопасности, собеседование с представителями служб HR и IT. Кто будет заниматься вашими данными в «облаке» и в каком доступе они окажутся – неизвестно.
Казалось бы, подобные вопросы поможет решить шифрование, но не тут-то было. Максимум, что мне удалось добиться от представителей облачных структур: «Все данные зашифрованы». Чем зашифрованы, по какому алгоритму, имеется лицензия ФСБ или нет – все эти вопросы воспринимаются не более чем самодурство клиента. На вопрос: «Можно ли использовать ключ и инструменты, легально купленные, на которые у клиента есть лицензия ФСБ?», – я до сих не получил положительного ответа ни у одного облачного провайдера. Отсюда можно сделать вывод, что если данные хранятся в облаке, то никаких гарантий сохранности своих секретов пока получить невозможно.
В отдельных случаях облачные вычисления могут быть полезны. Например, когда информация не является секретной, ее не жалко потерять и можно с легкостью воспользоваться альтернативным источником. Например: всевозможные информационные базы данных вроде Консультант Плюс, Гарант и Кодекс. При этом системным администраторам не придется возиться с настройкой их своевременного пополнения. А если нет доступа в Интернет – всегда можно снять книжку с полки.
- Алексей Бережной. «Облачные вычисления. Новое как хорошо забытое старое?» Приложение к журналу «Системный администратор» Выпуск №1 (4) 2011 год.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
|