ПРОЕКТ FOG. ПРОГРАММНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

Разбор полетов  

Ошибок опыт трудный

Как часто мы легко повторяем, что не надо бояться совершать ошибки, мол,

 Читать далее...

Принципы проектирования  

Dependency Inversion Principle. Принцип инверсии зависимостей в разработке

Мы подошли к последнему принципу проектирования приложений из серии SOLID – Dependency

 Читать далее...

Рынок труда  

Вакансия: Администратор 1С

Администратор 1С – это специалист, который необходим любой организации, где установлены программы

 Читать далее...

Книжная полка  

Книги для профессионалов, студентов и пользователей

Книги издательства «БХВ» вышли книги для тех, кто хочет овладеть самыми востребованными

 Читать далее...

Принципы проектирования  

Interface Segregation Principle. Принцип разделения интерфейсов в проектировании приложений

Эта статья из серии «SOLID» посвящена четвертому принципу проектирования приложений – Interface

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 10795
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 9042
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 9090
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5735
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6429
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3736
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 2731
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3531
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3521
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6016
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

Друзья сайта  

 ПРОЕКТ FOG. ПРОГРАММНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статьи / ПРОЕКТ FOG. ПРОГРАММНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Гудзенко Дмитрий Юрьевич, Богати Сергей Роландович

Авторы:

к.т.н., директор 

Центра компьютерного обучения 

«Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана 

Гудзенко Дмитрий Юрьевич

director@specialist.ru

 

младший научный сотрудник, старший инженер 

Центра компьютерного обучения 

«Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана

 Богати Сергей Роландович

sbogati@specialist.ru

 

ПРОЕКТ FOG. ПРОГРАММНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В настоящее время, в сфере дополнительного профессионального образования с организацией самой минимальной сетевой инфраструктурой наблюдается тенденция к её расширению и реорганизации, требуя более эффективного и действенного обслуживания, поддерживая их работоспособность и постоянную доступность [1]. Из-за неправильной конфигурации ОС, неправильного использования и воздействия вредоносных программ, подобного рода тенденция может вызывать трудности, связанные с временными издержками. Эти проблемы обычно имеют техническое решение, поэтому в случае сбоев или падений ОС можно реализовать простой и быстрый механизм восстановления. И по этой причине проект FOG - отличное решение с открытым исходным кодом для клонирования (резервных копий в формате образа диска с ОС) компьютеров, используемый, как альтернатива платным программным продуктам – Clonezilla, Acronis True Image, AOMEI Backupper и т.п [2]. 

Ключевые слова: проект FOG, клонирование, резервное копирование, образ ОС, ЛВС

Проект FOG (далее FOG) — это открытый инструмент управления образами операционных систем семейства ОС Windows, Mac OS X и различных дистрибутивов GNU / Linux с помощью клонирования диска (далее образа ОС) компьютеров в сети через веб-интерфейс(рис.1), помещая образ диска с ОС в специальный «контейнер» для последующего развертывания. FOG поддерживается дистрибутивами CentOS, Fedora, RHEL на основе RedHat, а также в Debian, Ubuntu и Arch Linux. 

Рисунок 1. Веб-интерфейс проекта FOG

Технический отдел учебного центра «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана при подготовке и проведении различных компьютерных курсов в своих учебных комплексах, активно использует инструмент проекта FOG для развертывания на компьютерах образов ОС семейства Windows и Linux под каждый отдельный курс с заведомо настроенными параметрами, конфигурацией и наличием необходимого ПО внутри образа ОС. В связи с нарастающей рабочей нагрузкой учебных комплексов и популярности компьютерных курсов разной направленности, возрастает и нагрузка по количеству слушателей, а следовательно, и по количеству используемых компьютеров для каждого курса. Возникает вопрос об оперативности подготовки учебных классов и устранению технических проблем. В этом случае техническая поддержка и подготовка учебных классов имеет для инженеров комплекса два подхода решения:

  1. Устранение технических неполадок ОС в ручном режиме;
  2. Устранение технических неполадок ОС в полуавтоматическом режиме. 

Ручной режим предполагает устранение технических неполадок и подготовку каждого компьютера в учебном классе для очередного курса по отдельности, методом физического подключения к интерфейсам одного компьютера двух и более жестких дисков для клонирования одного и того же образа ОС, с использованием специального программного обеспечения для резервного копирования с диска источника на диск назначения.

Преимущества:

  • индивидуальный подход к решению технических проблем каждого компьютера;
  • получение новых навыков по устранению технических неполадок;
  • возможность быстрой переустановки операционной системы с работающими программами;
  • нет необходимости перенастройки каких-либо программ, все работает сразу же.

Недостатки:

  • значительные затраты по времени в условиях проведения различных курсов каждый день в одной аудитории, наряду с потерей времени слушателей в режиме реального обучения;
  • снижение производительности труда в обработке других заявок инженерами комплекса на других направлениях и подготовки других курсов.
  • образы клонированных жестких дисков занимают чересчур много места, приблизительно половина объема жесткого диска.
  • использование архивирования с максимальным сжатием слишком продолжительный процесс;
  • клонирование отнимает некоторое время при условии, что в процессе не возникнут ошибки диска или файловой системы;
  • при различной конфигурации комплектующих компьютера велик шанс падения после клонирования заведомого рабочего образа ОС

Полуавтоматический режим предполагает централизованную систему клонирования готовых образов ОС по сети для разворачивания их на клиентских компьютерах с помощью проекта FOG с последующим устранением технических неполадок.

Преимущества:

  • управляет запуском компьютеров по сети;
  • предоставляет клиентам загрузчик (режимы локальной загрузки и режим клонирования образа ОС);
  • имеет интерфейс веб-администрирования на основе LAMP (Linux + Apache + MySQL + PHP). Он имеет удобный и интуитивно понятный веб-интерфейс для управления;
  • основан на следующих протоколах и сервисах: PXE, TFTP, NFS, DHCP и HTTP;
  • позволяет автоматизировать восстановительные работы одного или нескольких компьютеров без необходимости физического присутствия;
  • использует технологию partimage, которая обеспечивает интеллектуальное клонирование дисков в форматах NTFS;
  • включает инструмент для инвентаризации оборудования;
  • большое официальное онлайн-сообщество с соответствующими Wiki и форумом;
  • включает в себя другие дополнительные утилиты администрирования, относящиеся к компьютерам в сети.
  • позволяет связывать управляемые компьютеры с созданными образами ОС[4];
  • выполнять задачи очистки и проверки диска, а также восстановления удаленных файлов;
  • удаленно и незаметно удаляйте вирусы и вредоносные программы.

Недостатки:

  • настройки загрузки по сети BIOS всех управляемых компьютеров должны быть предварительно выполнены на каждом компьютере, чтобы они запускались по PXE;
  • для работы проекта FOG наличие сервера и сети ЛВС;
  • каждый компьютер должен быть зарегистрирован на сервере FOG для централизованного управления.

Как видно из приведенных выше сравнений двух подходов, преимуществ у полуавтоматического режима решения проблем гораздо больше, чем при ручном без использования централизованный системы управления клонированием.

Рисунок 2. График загруженности технической поддержки

На рисунке 2 приведен график сравнения ручного (синяя линия) и полуавтоматического режима (красная линия) работы инженеров комплекса по трем направлениям технической поддержки (рис. 2):

  1. По телефону;
  2. По электронной почте;
  3. В учебном классе;

Из графика видно, что в полуавтоматическом режиме работы при устранении технических неполадок и подготовки учебных классов к очередному курсу, инженер учебного центра способен обработать среднее количество отработанных заявок в день больше при использовании полуавтоматического механизма восстановления и клонирования образов ОС проекта FOG по телефону на 1,4% заявки и по электронной почте 3,43%, а учебному классу снизилось с 4,34% до 1,75% заявок. То есть необходимость физического присутствия инженера в классе для устранения технических неполадок и подготовки курса снижается, а появившиеся время потратить на обработку заявок по другим направлениям.

Заключение

Проект FOG — это быстрый механизм восстановления. Клонирование образа диска с ОС компьютеров по сети после сбоев или падений ОС является полезным и незаменимым инструментом для создания организационного процесса обучения с минимальными временными затратами на восстановление целостности или конфигурации ОС [3]. Это открытый программный продукт, который удаленно отображает образы дисков (операционных систем) компьютеров, что делает его идеальным для использования в деловой или образовательной среде или в ситуациях, когда требуется облегчить клонирование оборудования в короткие сроки [4][5].

 

 

 

Список источников информации

  1. Управление непрерывностью бизнеса. Ваш бизнес будет продолжаться / С. А. Петренко, А. В. Беляев / ISBN: 978-5-94074-624-2. 2011 г
  2. Надежность информационных систем / Ю. В. Чекмарев, Д. Ю. Нечаев / ISBN: 978-5-94074-566-2 2012 г
  3. https://wiki.fogproject.org/
  4. https://habr.com/ru/company/first/blog/655543/
  5. https://fogproject.org/

Комментарии отсутствуют

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru