Рубрика:
Острый угол /
Острый угол
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
КОНСТАНТИН КОНДАКОВ, работает старшим директором по ИТ в сан-францисской фирме Certain Software, обеспечивает бесперебойную работу центров данных и руководит системными администраторами в США, Великобритании и Австралии
Система «под ключ» Почему мы ее не можем сделать?
Хотел бы поделиться впечатлениями и наблюдениями, появившимися после поездки в родную Москву из Сан-Франциско. В кратком очерке я попробовал вскрыть причины, из-за которых ИТ находится на незаслуженно второстепенных позициях, и обозначить приоритеты, по которым надо действовать, чтобы кардинально изменить ситуацию
Из аутсайдеров в лидеры |
Константин Кондаков – наш постоянный автор и технический редактор, много лет живет и работает в США. Однако связи со своим отечеством он не теряет, живо интересуется всем происходящим у нас, пишет прекрасные статьи и близко к сердцу принимает проблемы развития информационных технологий в России. Не так давно он побывал в отпуске в Москве, а вернувшись в Сан-Франциско, прислал полемические заметки «Три тормоза для ИТ», их вы можете прочитать на нашем сайте www.samag.ru в разделе «Все статьи».
Заметки вызвали большой интерес у посетителей сайта, завязалась дискуссия, которую мы решили перенести в журнал. Чем же так взволновала наших читателей статья К. Кондакова? В ней автор перечисляет основные причины, которые, по его мнению, не дают российским информационным технологиям вырваться из аутсайдеров в лидеры мирового ИТ-рынка. Прежде всего это скромное место ИТ-отрасли, которое отведено ей в российской экономике.
«Юноша, обдумывающий житье, с большей радостью предпочтет работу в Газпроме, Лукойле, Роснефти или какой-нибудь финансовой или «силовой» структуре, – пишет К. Кондаков, – чем работу даже в достаточно известной ИТ-фирме.
Живя в Кремниевой долине, постоянно читаешь или узнаешь что-то про Google, Cisco, Yahoo, Facebook, Twitter, Salesforce, McAfee и сотни менее известных фирм, в которых бурлят как новостная, так и кадровая активность.
В обеденный перерыв все пространство между Первой и Третьей улицами Сан-Франциско гудит как потревоженный улей. Доносятся обрывки фраз «здесь мы заменили на Ruby-on-Rails», «берем двух новых разработчиков на этой неделе», «они не понимают, как использовать сессии» и тому подобное. Идет настоящая борьба за каждую новую идею и человека, способного эту идею реализовать.
Вот три, пять, десять человек организовывают стартап – быстро распределяются роли: я СЕО, ты мой СТО, это «вице-президент по продажам». Долгие вечера убиваются на создание нового продукта – и – раз! – на рынок выходит что-то новое и интересное типа проектов Groupon, Square. Первые полученные 50 или 100 тысяч долларов идут на раскрутку бизнеса, и вот уже молодежь, одетая в новенькие костюмы, толпится в офисах инвесторов на Сэнд-Хилл. А на завтра в бизнес-сводках появляется сообщение, что выделились 5, 10 или 25 миллионов долларов под такую-то фирму.
Так это делается «там». Так росли Google, Facebook. Это мы уже знаем. А у нас?
Сколько местных кулибиных мы можем противопоставить Сергею Брину, Ларри Пейджу, Марку Цукербергу, не говоря уже о покойном Стиве Джобсе. Можно только гадать, что стало бы с 19-летним студентом-разработчиком у нас, если бы он придумал что-то аналогичное Facebook.
Cамый первый вывод – срочное поднятие приоритета ИТ, да и любого наукоемкого процесса на достойный уровень. Без этого мы никуда не сдвинемся».
Следующая причина – низкий престиж труда ИТ-специалистов в российском обществе, хотя без них уже не может обойтись ни одна компания, рассчитывающая на успех. Как пишет К.Кондаков, в нашей стране его поразила «совершенно ненормальная дешевизна ИТ-услуг и непропорциональный перекос в сторону «студента», а не профессионала. Огромные армии «эникейщиков» востребованы гораздо лучше, и фронт работы ИТ-организации вектором смотрит именно туда, а не в сторону интеллектуального и высокооплачиваемого труда».
И еще один тормоз – невозможность создания наших, отечественных, информационных систем «под ключ», что представляется наиболее спорным утверждением.
По просьбе редакции Константин Кондаков развернуто изложил свою позицию по этой проблеме. Его оппонентом выступает автор журнала Игорь Штомпель.
От редакции
|
О какой системе идет речь?
Выражение «под ключ» в разъяснении не нуждается – это то, что полностью готово и сразу можно начать использовать. Вспомним, «сдать дом под ключ», т.е. чтобы можно было приехать, открыть этим ключом дверь и сразу начать жить. То же самое и в информационных решениях.
Частный случай такой системы – это работа с суперкрупным интегратором или абсолютно законченное технологическое решение, сделанное одной фирмой.
Например, в первой половине 1990-х годов в Москве появилось просто безумное количество коммерческих банков, бирж и прочих финансовых организаций, которые выросли на почве государственных безналичных средств.
Было также много «ничейных» денег, которые «ушли» из Госплана СССР, Минсредмаша, Минатоммаша, а также закрытых после путча 1991 года финансовых структур ЦК КПСС, ВЛКСМ и ВЦСПС – эти аббревиатуры уже ничего не скажут сегодняшним студентам, а в течение 70 лет советской власти их бюджеты были практически безразмерными.
Денег было много, а рынок ИТ только зарождался. Тогда и стало модным делать полное ИТ-решение, используя проверенную компанию масштаба IBM, Hewlett Packard, – т.е. абсолютно все серверы, все сетевое оборудование, операционные системы, программы – все имело одного поставщика – IBM.
Новому начальству не приходилось ломать голову над состыковкой разных провайдеров – есть одна компания, вот и решайте свои проблемы несовместимости.
Фирме, да и рынку в целом, нужно «законченное и надежное» решение, еще раз повторимся, совместимое со всеми остальными компонентами и бизнес-процессами.
Уникальные по скорости алгоритмы, которыми, бесспорно, владеют выпускники российских технических вузов, – это еще не решение.
Как и победы на олимпиадах по программированию – это еще не показатель того, что человека обязательно надо взять на работу.
Из чего, собственно говоря, состоит любая организация, продуктом которой являются ИТ-услуги?
Должен быть полноценный отдел продаж
ИТ-решение должно иметь форму законченного продукта, который можно предлагать за определенную сумму.
Само собой, должен существовать рынок или спрос на те или иные ИТ-услуги. Не всегда понятно, кто согласен платить за решение, так же как и в эпоху всеобщего онлайн-доступа существует масса бесплатных или условно-бесплатных (как частный случай, оплата через рекламодателей) решений – практически всегда можно скачать что-то аналогичное.
Если отдела продаж как такового нет или начинающие стивы джобсы ломают голову над вопросом, как мы это будем продавать, то можно говорить лишь о какой-то частной заплатке, а не о «решении под ключ», которое можно масштабировать и в которое кто-то согласен вкладывать деньги.
Допустим гипотетически, что существует некая компьютерная программа, которая каким-то хитроумным образом регистрирует автомобильные номера е ХХХ КХ хх – номера серии ФСО РФ – во всех государственных автомобильных инспекциях.
Понятно, что каким бы хитроумным способом это ни делалось, даже при наличии колоссального спроса на такие номера эту компьютерную программу невозможно превратить в какое-либо решение.
Кроме очевидной незаконности такой идеи, любой работник автоинспекции остановит машину, которая по внешнему виду никак не может принадлежать ФСО, какие бы номера на ней ни были установлены, даже если их собственная база утвердительно отвечает на запрос.
Теперь посмотрим на вопрос с другой стороны. Какое процентное соотношение «полулегальной» и «нелегальной» активности в ИТ?
Прошлогодний цикл статей Льва Мышкина «Уйти или остаться?» красноречиво дает нам понять, что процент всякого «околоайтишного» мусора в деятельности российских компаний непропорционально высок, а на «сером» бизнесе тоже нельзя строить что-то долговременное, «под ключ».
Должен быть действующий отдел поддержки
Мало разработать и продать какое-то решение. Требуется также еще:
- показать заказчикам, как оно работает;
- организовать (по возможности) круглосуточную поддержку, а при выходе на зарубежный рынок и на иностранном языке;
- правильно провести пред- или послепродажное обслуживание.
Понятно, что крупные интеграторы и фирмы типа Reuters все это умеют, а как все остальные?
Много компаний вообще не имеет никакой контактной информации, лишь одну-две странички на иностранном языке, что производит впечатление фирмы-однодневки.
Не хочу давать никаких конкретных веб-адресов, чтобы не быть заподозренным в рекламе или антирекламе. Но читатель наверняка вспомнит несколько подобных компаний, которые, продавая замечательные продукты и услуги, имели совершенно недопустимый по уровню профессионализма отдел продаж.
Сертификация по мировым стандартам
Компания, которая хочет, чтобы ее по-настоящему задействовали на международном рынке, должна иметь адекватные международные сертификаты и лицензии.
Ту же сертификацию PCI, например. А вот Сертификат ФСТЭК №2317 совершенно ничего не скажет ни одному из предпринимателей за пределами России.
Компьютерные фирмы Индии и Китая, которые хотят претендовать на статус «готовое решение всех ваших проблем», из кожи вон лезут, чтобы хоть как-то «территориально приблизиться» к Кремниевой долине.
Их сотрудники говорят на языке, понятном заказчикам, используют их терминологию и сокращения, даже телефонные номера через службы Skype пытаются сделать «местными».
Добавим к этому практически безупречное владение службами презентации типа WebEx, которые очень помогают при удаленной работе.
Как новая, так и состоявшаяся компания готова полностью передать отдел тестирования, интеграции, поддержки в какую-нибудь InfoZero-XYZ, которая на самом деле может находиться где-то между индийскими городами Дели и Агрой.
Должен быть неподдельный интерес к успеху, к долгосрочному сотрудничеству
Пока, скажем так, часть наших предпринимателей заинтересована лишь в сиюминутной выгоде, часто помноженной на элементарное мошенничество и обман.
Получив аванс, нередко с максимально возможной накруткой, определенный процент руководителей ИТ-структур действуют по принципу: «Не является грехом экспроприация экспроприаторов. А попросту говоря: у них там доллары или евро все равно под ногами валяются, пусть заплатят деньжат, а мы тут посмотрим».
Да, качество физматшколы бывшего СССР, отражаемое в достаточно высоком по мировым меркам уровне ИТ-специалистов, известно везде.
Да, мы вправе гордиться «Лабораторией Касперского», «Рамблером», «Яндексом», Mail.ru, не уступающими западным аналогам, а во многом и превосходящими их.
Да, удаленная работа специалистов бывшего СССР и стран Восточной Европой уже не в диковинку в Кремниевой долине.
Но еще далеко до создания не просто своего Cisco или Microsoft, а хотя бы того же индийского Бангалора в качестве «готового решения».
Все известные мне удачные корпорации Сан-Франциско и его окрестностей, закладываясь на бурный рост, привычно рассчитывают на перенос производства в Китай, а служб поддержи, тестирования и массового написания кода – в Индию.
Россию же не упоминают вовсе. Да, частные ссылки на какие-то небольшие фирмы порой встречаются, но чаще – на проверенных одиночек.
Рынок надо срочно развивать – если нарицательными стали «немецкое автомобилестроение» и «японская электроника», в том же самом нуждаются «российские интеллектуальные разработки».
Недавно в Москве мне понадобилось несколько дорогих предметов спортинвентаря. Специалист посоветовал крохотный подвал в районе метро «Маркистская» – без интернет-сайта и возможности оплатить покупаемое кредиткой. И это столица государства, организующего саммит АТЭС и зимнюю Олимпиаду-2014! Что ж говорить об ИТ-услугах в 200 км от МКАД?!
Разработка ГЛОНАСС как противовес GPS – еще один пример «особого пути». Если под надзором Первых отделов в СССР были все пишущие машинки, чтобы, не дай бог, не появилась лишняя копия «Архипелага ГУЛАГ», что уж говорить о более серьезных печатных устройствах!
Но самое страшное, что все эти запреты, запугивания и неоправданная конфронтация разрушили культуру обмена мнениями. Случайно увиденный мною плакат в одном из начальственных кабинетов «Знаешь – молчи, сказал – не пиши, написал – не подписывай!» красноречиво показывает отношение к информационной открытости. На такой «платформе» мы еще не скоро достигнем Кремниевой долины.
Добавим к этому бытовую ксенофобию, воинствующий антиамериканизм – все эти тоннами выливаемые «пиндосы», «агенты госдепа», «кирдык» – и поймем, что у работников Кремниевой долины не появится энтузиазма соваться к нам, в Россию.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|