Регламенты и реальная жизнь. Опыт автоматизации рабочих процессов на базе Alfresco::Журнал СА 4.2012
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Дата-центры  

Дата-центры: есть ли опасность утечки данных?

Российские компании уже несколько лет испытывают дефицит вычислительных мощностей. Рост числа проектов,

 Читать далее...

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6235
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6943
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4229
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3014
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3811
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3827
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6323
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3174
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3466
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7283
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10649
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12370
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 14004
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9130
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7083
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5392
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4619
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3431
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3160
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3405
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3029
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Регламенты и реальная жизнь. Опыт автоматизации рабочих процессов на базе Alfresco

Архив номеров / 2012 / Выпуск №4 (113) / Регламенты и реальная жизнь. Опыт автоматизации рабочих процессов на базе Alfresco

Рубрика: БИТ. Бизнес & Информационные технологии /  Документооборот

Алексей Васюков АЛЕКСЕЙ ВАСЮКОВ, занимается открытым ПО в корпоративном секторе. Участвовал в проектах для многих российских и европейских компаний. Считает, что Оpen Source успешен тогда, когда воспринимается как решение, а не идеология

Регламенты и реальная жизнь
Опыт автоматизации рабочих процессов на базе Alfresco

В прошлой статье [1] обозначена проблема – традиционные системы документооборота хорошо автоматизируют формальные процедуры, но для реальной работы часто становятся обузой. На этот раз попробуем разобраться, что делать, если дана установка внедрять СЭД, но не хочется создавать бюрократическую систему

Регламенты или реальная работа?

Никого не удивит, что есть регламенты «как должно быть», а есть реальная жизнь, в которой все работает немного иначе и разнообразнее, чем описано в сухой и строгой инструкции.

Разумеется, бывают ситуации, когда сотрудник должен строго следовать пунктам регламента – будет странно, если человек, отвечающий за контроль качества на промышленном конвейере, вдруг начнет подходить к работе творчески. Однако в подавляющем большинстве ситуаций, кроме формальных инструкций, есть еще и здравый смысл исполнителя.

С кем посоветоваться для ответа на нестандартный вопрос заказчика? Пора ли уже заключать формализованный договор или пока что ради конечного результата правильно работать «под честное слово»? С кем из многочисленных руководителей и смежных подразделений будет правильно обсудить конкретную ситуацию, а кого в данный момент нет повода беспокоить? Любая работа с людьми подразумевает ежедневное принятие подобных решений – это нормально и вроде бы всем очевидно.

Тем не менее почему-то этот факт очень часто игнорируют при внедрении систем документооборота, совместной работы или управления компанией. Вместо этого пытаются описать и формализовать все бизнес-процессы, завести их в учетную систему и строго им следовать. Заканчивается это достаточно предсказуемо – около 80% реальной работы (или даже больше) остаются «неучтенными» с точки зрения системы просто потому, что для них в ней не находится места.

Посмотрим на один показательный пример связи учетной системы и повседневной жизни организации.

В системе документооборота отражается «регистрация входящего» и «регистрация исходящего», а прошедшие в промежутке между ними несколько недель бурных дебатов теряются в дебрях почтовой переписки и обсуждений на кухне и в курилке. Для описания запутанного и творческого пути принятия конкретного решения не нашлось подходящего бизнес-процесса в системе.

В результате, когда через пару месяцев возникает вопрос, а почему мы ответили именно так, истину уже не восстановить. Если после этого еще захочется понять, почему на повторный запрос мы так и не ответили до сих пор, окажется, что ясности по ситуации с ним ненамного больше.

Можно лишь надеяться, что ответственный сотрудник аккуратно записывал все относящееся к делу и что никто из участников процесса не начнет отказываться от своих слов или говорить, что на самом деле был не в курсе происходящего.

Во многом из-за подобных нестыковок у людей, занимающихся реальной работой, растет неприязнь к учетным системам. Получается, что вместо помощи в работе системы оказываются еще одним навязанным инструментом, в котором надо «что-то регулярно отмечать».

Автоматизация «живых» процессов: практический пример

Рассмотрим пример финансовой организации, деятельность которой связана с постоянным принятием решений по инвестиционным проектам.

Все стадии работы над проектом достаточно сложны – формирование проекта, его экспертиза, подготовка необходимых конкурсов, осуществление финансирования, оценка достигнутых результатов – неочевидные процессы, очень зависящие от конкретной ситуации и людей.

Главная проблема в том, что невозможно предусмотреть все возможные потребности и нарисовать идеальную схему работы на этапе планирования. Для разных проектов процессы неизбежно будут немного разными, и только люди в ходе непосредственной работы смогут понять, что потребуется на этот раз.

Решением в таком случае может являться создание связей между отдельными задачами и бизнес-процессами «на лету».

Базовая схема работы по проекту будет всегда проста, линейна и состоять из шести этапов:

  • подача проекта;
  • экспертиза;
  • подготовка конкурса;
  • определение победителя конкурса;
  • финансирование проекта;
  • оценка результатов.

При этом конкретный исполнитель, ответственный за этап, сможет ставить необходимые подзадачи, связывать их с проектом и этапом и контролировать статус текущего этапа и всех подзадач на одном экране (см. рис.1).

Рисунок 1. Интерфейс системы на базе Alfresco. Связанные задачи формируются «на лету», отражая реальное состояние работы

Рисунок 1. Интерфейс системы на базе Alfresco. Связанные задачи формируются «на лету», отражая реальное состояние работы

Иногда излишняя свобода принятия решений может оказаться нежелательной.

Описанная схема работы никак не противоречит этому. Одни бизнес-процессы или их отдельные этапы могут быть строго регламентированы, другие допускать гибкое построение «на лету» – это вопрос исключительно настроек системы.

Процессы разных типов могут сочетаться. Например, процесс «организация конференции» неизбежно включает этап «заказ зала для проведения мероприятия», который должен быть гибким – для разных конференций требования к месту проведения будут разными.

Но когда на этом этапе ставится связанная подзадача «согласование счета на оплату», то запускается строгий процесс с заранее определенными стадиями, который не может никак меняться и который дальнейших «дочерних» процессов иметь не может.

Результатом такого гибкого подхода оказывается замена «бюрократического» документооборота на единую систему, де-факто объединяющую СЭД, совместную работу и управление проектами.

В результате для сотрудников получается не «еще одна навязанная система», а действительный рабочий инструмент.

Рисунок 2. Интерфейс работы с задачами с сортировкой по срокам и приоритетам

Рисунок 2. Интерфейс работы с задачами с сортировкой по срокам и приоритетам

Что дальше?

Разумная автоматизация процессов – важный первый шаг. Когда он сделан, естественным образом возникают два следующих вопроса:

  • Мониторинг рабочих процессов. Хочется увидеть и понять, насколько хорошо или не очень работает организация. Где проблемные места? Что нужно улучшать? «Плоские» отчеты по всем задачам и документам неинформативны для этого, в них значимые успехи и провалы тонут в «информационном шуме» текучки. Кроме того, когда процессы становятся гибкими, значительно возрастают требования к их мониторингу – любая свобода хороша в меру, а чем больше простор принятия решения, тем сложнее задача отслеживания и упреждения ошибок.
  • Взаимодействие с внешними людьми. Безусловно, очень хорошо, что внутреннее взаимодействие теперь устроено разумно. Но в большинство процессов так или иначе вовлечены внешние люди, общение с которыми может идти как по почте и телефону, так и вовсе через социальные сети. Что делать с ними?

На эти вопросы мы попробуем ответить в следующих статьях.

Изложение продолжим вести на примере Alfresco просто потому, что для решения этих задач требуется довольно глубокая модификация платформы, так что удобнее основываться на открытых технологиях.

  1. Васюков. А. Автоматизация бюрократии. Изменись или умри, пытаясь. //«Системный администратор», №12, 2011 г. – С. 110 (первая статья серии, общая постановка проблемы – http://samag.ru/archive/article/1508).
  2. Цикл статей по настройке Alfresco и созданию в ней бизнес-процессов – http://www.ossportal.ru/technologies/alfresco.
  3. Подробнее о связанных процессах в Alfresco и формировании пути исполнения «на лету» – http://www.itd-systems.ru/technologies/alfresco/related-processes.

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru