Денис Кельпов: «Аналитика и разработка должны работать в синергии»
Эксперт в сфере бизнес-аналитики рассказал о принципах взаимодействия аналитиков и разработчиков и о специфике работы в финансовом секторе.
Беседовал Николай Иванов
В Москве завершился ежегодный форум «Лучшие ESG проекты России», целью которого является выявление компаний, продемонстрировавших высокие результаты в области корпоративного управления, социальной и экологической ответственности. Среди участников — крупнейшие российские компании: Газпром, Банк Открытие, Росатом, банк ВТБ. Победителей определяли авторитетные российские специалисты в области энергетики, финансов и организации производства, одним из которых стал Денис Кельпов — эксперт в области бизнес-аналитики, за свою практику обеспечивший реализацию функционала крупных инновационных проектов для крупных российских и зарубежных банков. Поговорили с экспертом о потенциале внедрения инновационных технологий в российской практике, из чего складывается успех в банкинге и какие тенденции он вывел на собственном опыте, обсудили с Денисом Кельповым.
— Денис, на форум Лучшие ESG проекты России 2023 вас пригласили работать судьей как эксперта в банковском секторе и опытного бизнес-аналитика. Вы определяли лучшие национальные идеи в области устойчивого развития бизнеса. Как оцените этот опыт?
— Однозначно положительно. Опыт работы в судейской коллегии подтвердил высокий уровень профессионализма российских специалистов, их амбициозность и готовность к поиску новых решений. Перед экспертным советом премии была поставлена задача выявить и наградить лучшие проекты в каждой из представленных категорий, например, банкинге, инвестировании или цифровых решениях. Лично для меня наибольшую ценность представляла возможность тесного взаимодействия с профессионалами в различных областях, что позволило создать площадку для обмена опытом и поиска наилучших практик в сфере устойчивого развития. Совместное обсуждение передовых практик в области ESG-проектов позволило рассмотреть вопросы, актуальные для российского бизнеса, и даже найти новые подходы к решению существующих проблем.
— На протяжении одиннадцати лет вы принимаете участие в создании эффективных решений для бизнеса. Какие основные задачи стоят перед бизнес-аналитиками в 2023 году?
— В основном, мы создаем ту базу, на основе которой разработчики могут воплощать в жизнь эффективные решения. Специалист, работая с большим объемом данных, проводит глубокий анализ информации, выделяя ключевые паттерны в поведении клиентов и наиболее вероятные тенденции развития, которые позволят принимать обоснованные стратегические решения. Существует мнение, что наша работа заключается в сборе и отображении необходимых данных, но это не так: бизнес-аналитик выявляет скрытые взаимосвязи и формирует перечень факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие отрасли.
Если говорить применительно к финансовому сектору, то по своему опыту могу сказать, что основная группа задач, которые бизнес-аналитики решают последние несколько лет, напрямую связана с развитием цифрового банкинга и обеспечением бесшовного перехода между различными каналами взаимодействия компании с клиентами. За свою практику я реализовывал и разработку микросервисной платформы для онлайн-кредитования, и внедрение бесшовной продажи полисов в офисах банка, и за введение бесконтактных технологий для бизнес-карт. Все эти проекты объединяли две вещи — стремление банков создавать все более технологичные цифровые продукты и постоянно их совершенствовать, а также их потребность в специалистах, которые способны предлагать инновационные решения и успешно их внедрять.
— В профессиональной среде вы известны как опытный бизнес-аналитик, специализирующийся на финансовом секторе. Почему вы выбрали именно эту сферу?
— Сфера финансов всегда привлекала меня сложностью и динамичностью, а также тем влиянием, которые она оказывает на глобальные процессы. Мой выбор был обусловлен стремлением к профессиональному росту и высокими амбициями, а специфика банковской сферы в полной мере удовлетворяла такой запрос. Работа в этой сфере требует не только высокой экспертизы, но и способности анализировать большие объемы данных, прогнозировать тенденции и принимать стратегические решения, которые напрямую влияют на результаты деятельности компаний. Для того, чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо на глубинном уровне разбираться во всем многообразии финансовых операций, критически важных для успешного функционирования экономики.
— Денис, более года назад вы возглавили отдел по созданию системы удаленного обслуживания юридических лиц для одного из узбекистанских банков. Благодаря работе вашей команды был реализован современный продукт, значительно снизивший нагрузку на офисы банка. Что для вас было принципиально важным в этом проекте?
— Банк планировал значительно усилить собственные позиции на рынке, а для этого требовалось обеспечить высокое качество сервиса и сделать акцент на омниканальности за счет предоставления клиентам возможности взаимодействовать с компанией через различные каналы. Передо мной и моей командой стояла задача создания инновационной платформы — высокотехнологичного и интуитивно понятного решения, которое позволило бы юридическим лицам производить все необходимые услуги удаленно, минуя необходимость физического посещения отделений банка. Принципиально важным в этом проекте было определение функциональных возможностей платформы, ее архитектуры, интеграция с существующими системами банка, а также обеспечение безопасности данных. Для этого мы провели обширный анализ потребностей клиентов, изучили требования законодательства и отраслевые стандарты, а также проанализировали существующие решения на рынке. Моей задачей в проекте была не только координация работы специалистов из различных команд, но и разработка бизнес-требований, выстраивании стратегии внедрения системы удаленного обслуживания. Результатом нашей работы стало создание платформы, с помощью клиенты могут проводить необходимые операции наиболее удобным способом, что значительно облегчило процесс взаимодействия между банком и клиентом.
— Сейчас вы продолжаете работать на рынке Узбекистана — занимаете должность ведущего специалиста и возглавляете аналитическую практику в крупном национальном банке, хотя до этого работали преимущественно с российскими банками. Насколько сильно отличаются российская и узбекистанская практика работы?
— Нужно признать, что российский рынок характеризуется более развитой инфраструктурой, большим объемом и доступностью данных, но эта разница не критична. Кроме того, существуют законодательные и культурные особенности, которые оказывают большое влияние на процессы и методы анализа. Например, формат и содержание документооборота в узбекских банках отличается от российских, что требует более гибкого подхода в работе. Но в целом, практика работы довольно схожа и специалисты сталкиваются с аналогичными вызовами, например, необходимостью в адаптации и быстром реагировании на изменения экономической ситуации, и оптимизацией бизнес-процессов.
— Одна из ваших профессиональных задач — обеспечение продуктивного взаимодействия между командами бизнес-аналитиков и системных аналитиков. Команды, которыми вы руководили, эффективно реализовывали поставленные задачи раньше срока. Как вам удается достигать таких результатов? Расскажите на каком-нибудь примере.
— Эффективность работы команды напрямую зависит от того, насколько правильно поставлена задача и выстроена коммуникация специалистов в рамках проекта. Грамотно отлаженный процесс работы позволяет улучшить качество принимаемых решений и сократить временные и ресурсные затраты на разработку и внедрение новых продуктов и сервисов. В среднем команда включает в себя до 7 человек различной специализации, и руководителю важно обозначить конечную цель — реализацию того или иного бизнес-решения, и пути ее достижения для команды вообще и для каждого специалиста в частности. Конечно, специфика обязанностей руководителя может меняться в зависимости от особенностей проекта или занимаемой должности. Когда я занимал должность Product Owner на проекте по внедрению бесконтактных-технологий для бизнес-карт, то ключевым этапом работы стало создание ценностного предложения продукта и формирование общего видения конечного результата каждым участником команды. В итоге мне удалось добиться того, что все специалисты команды имели комплексное представление о том, как должен выглядеть созданный нами продукт, и его перспективы краткосрочного и долгосрочного развития, что позволило обеспечить успешную реализацию продукта.
— Назовите три главных принципа, которые помогут молодым бизнес-аналитикам добиваться высоких результатов?
— Основным принципом я бы выделил системное мышление. Распространенная ошибка — воспринимать компанию как набор структур, которые выполняют собственные задачи, периодически взаимодействуя между собой. Важно понимать, что любое предприятие — это единая система, объединенная общей целью. Специалисту необходимо видеть целостную картину, понимать взаимосвязи между различными элементами бизнес-процессов, а также просчитывать на несколько шагов вперед возможные риски от принимаемых решений. Еще один важный принцип — глубокое понимание бизнес-процессов. Чем лучше аналитик понимает особенностей отрасли, деятельность компании и происходящие в ней бизнес-процессы, тем качественнее и эффективнее будут разработанные аналитиком стратегии и рекомендации. Третий принцип — постоянное самосовершенствование. Быстро меняющаяся бизнес-среда требует от специалиста быть в курсе последних тенденций.
Ключевые слова: финансовый сектор, бизнес-аналитик
Дата публикации: 01.06.2023
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
|