ВЛАДИМИР ГАКОВ, журналист, писатель-фантаст, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. преподает в Академии народного хозяйства. Автор 8 книг и более 1000 публикаций
Отцы-основатели HP
Как распахали Кремниевую долину
На фоне возникшего ажиотажа по поводу создания российской «Кремниевой долины» имеет смысл вспомнить тех, кто осваивал целину в американской долине в Северной Калифорнии
Поговорим о компании, с чьей продукцией мы сегодня имеем дело, когда набираем на компьютере текст, распечатываем его на принтере, копируем и высылаем по факсу или электронной почте. Большинство из нас и не замечает, что помогает им в осуществлении всего перечисленного аппаратура с двумя знакомыми буквами на корпусе – H и P. Надо ли расшифровывать?
С умелым – рай в гараже
У истоков той самой Silicon Valley (которую правильнее величать Кремниевой – во избежание ненужных ассоциаций, пришедших позднее…) стояли два бывших аспиранта Стэнфордского университета – Уилл Хьюлетт и Дэйв Паккард. Было это 70 лет назад – страшно подумать, почти три четверти века прошло!
Когда два приятеля-единомышленника инвестировали пять с лишним сотен долларов – все, что у них было, – в основанную ими компанию по производству электроприборов, грандиозных планов на будущее наверняка было в избытке. Иначе стоит ли вообще затевать собственный бизнес? Но «отцы-основатели» вряд ли даже в самых смелых снах видели, как в начале XXI века их детище вырвется в мировые лидеры производства другого оборудования – электронного. А по объему продаж, превысивших в 2007 году символический барьер в $100 млрд (рекордный для ИТ-бизнеса), потеснит даже более почтенную и раскрученную компанию IBM.
|
Дэйв Паккард и Билл Хьюлетт в своем гараже, первой штаб-квартире молодой компании Hewlett-Packard |
К этому времени название компании сократилось до двух заглавных букв, с которых начинаются фамилии основателей. И которые сегодня знакомы всем покупателям «софта» и пользователям высокотехнологичной офисной техники. Просто HP – вместо длинного Hewlett-Packard. Кратко и по-свойски, потому что обозначенную этими двумя литерами продукцию можно встретить буквально в каждом офисе и в любой стране, какая отыщется на карте.
HP производит, продает и обеспечивает постпродажный сервис всего ассортимента компьютерного и сетевого оборудования, а также офисной техники, которую в наши дни называют одним обобщающим термином, его трудно кратко и адекватно перевести на русский: imaging. Иначе говоря, это все, что может быть воспроизведено, скопировано, сохранено и обработано – в любом из доступных ныне виде. Можно не сомневаться – все это будет «эталонно» воспроизведено, скопировано, сохранено и обработано на технике HP!
Начало, как всегда бывает, выглядело скромно. Два молодых инженера-электрика, Уильям Редингтон Хьюлетт (1913-2001) и Дэвид Паккард (1912-1996), учились вместе в аспирантуре знаменитого Стэнфордского университета. Тогда приятелей звали просто Биллом и Дэйвом, а их alma mater еще не превратился в главный интеллектуальный центр не менее знаменитой Кремниевой долины. Хотя своей будущей славой последняя обязана в том числе и Хьюлетту с Паккардом.
Начиная с 1935 года два инженера-фаната (Паккард уже успел поработать в крупной компании General Electric) тесно общались, вместе решая различные задачи в сфере электротехники, а спустя два года «созрели» до создания собственной компании. Помощь им оказал бывший профессор Стэнфорда Фредерик Терман, ставший техническим наставником начинающих бизнесменов.
Еще год с небольшим ушел на улаживание разного рода формальностей. 1 января 1939-го друзья-основатели праздновали не только Новый год, но и день рождения их совместного детища – компании Hewlett-Packard, в которую оба вложили все, что тогда имели в активе: $538. Первой штаб-квартирой и одновременно «производственной мощностью» компании стал старый гараж Паккарда в соседнем городке Пало-Альто. Этот гараж овеян столь же легендарной славой, как и другой – в котором собирали первые компьютеры основатели Apple Джобс и Возняк. Вместе с домом Паккарда гараж официально объявлен историческим памятником Калифорнии, как «Место рождения Кремниевой долины».
Главным коммерческим и административным мотором новоиспеченной компании был Дэйв Паккард. Он и занял пост первого президента Hewlett-Packard в 1947 году, когда компания стала корпорацией, уступив его другу в 1964-м (при этом сохранив за собой посты CEO и председателя правления). Что касается Хьюлетта, то он возглавил собственно научно-технические разработки, оставив административное руководство другу, которого всегда признавал лидером в их тандеме.
Оба сохраняли руководящие посты в компании до глубокой старости, рокируясь ими тогда, когда это было необходимо для пользы дела. Паккард возглавлял компанию даже «с отрывом от производства» – в 1969-1971 годах он занимал пост заместителя министра обороны в администрации президента Никсона и впоследствии неоднократно консультировал Пентагон по вопросам высокотехнологичного оружия.
На волне Великой кремниевой революции
Первым коммерчески успешным продуктом Hewlett-Packard был высокочувствительный звуковой генератор – Model HP200A. В его конструкции основатели компании впервые применили компактные электролампы в качестве термозависимых сопротивлений. Это ноу-хау позволило снизить цену готового изделия до $54,40 – против менее стабильных генераторов других компаний, продававшихся за $200 и выше. Затем последовала модель HP200B, одним из первых покупателей которой стала Walt Disney Studios. Дисней использовал восемь таких генераторов (по цене $71,50 каждый) для установки прообраза нынешнего Dolby Surround в кинотеатрах, где показывали очередной диснеевский шедевр – «Фантазию». В целом новинка оказалась столь успешной, что ее модификации не снимались с продаж до 1972 года. Возможно, в то время это был главный долгожитель среди электронных приборов.
|
Реклама продукции компании Hewlett-Packard в 1958 году |
А затем Америка вступила во Вторую мировую войну, и компания из Пало-Альто, подобно тысячам других, перевела производство на военные рельсы, освоив выпуск СВЧ-генераторов, применявшихся в военных радарах, походных радиостанциях, сонарах и прочих полезных приборах для американских ВВС и ВМФ.
Во второй половине прошлого века мир вступил в электронную эру. Сначала появились транзисторы, затем микрочипы, за ними – электронные калькуляторы, персональные компьютеры и вся соответствующая высокотехнологичная периферия: ксероксы, принтеры, сканеры.
Как сказано в одной из статей о Хьюлетте и Паккарде: «Они думали, что паяют ламповый генератор, а на самом деле закладывали краеугольный камень в фундамент всей мировой компьютерной индустрии и ее столицы – Кремниевой долины».
Хотя за HP и закрепилась слава «основателей Силиконовой долины», на самом деле Хьюлетт и Паккард слегка задержались на старте «кремниевой» (транзисторной) гонки. Спохватились они только спустя несколько лет после того, как в 1957 году возникла компания Fairchild Semiconductor – истинная «прародительница» Кремниевой долины. Компанию создала «великолепная восьмерка» учеников Уильяма Шокли, одного из создателей транзистора и нобелевского лауреата. Сам он, впрочем, называл их «восьмеркой предателей», поскольку из-за несносного характера Шокли его ученики покинули учителя и основали собственную компанию.
Впрочем, надо отдать должное Хьюлетту и Паккарду. Они вовремя осознали ошибку и за короткое время не только догнали конкурентов, но и вывели свою компанию (ставшую публичной в том же 1957-м) в лидеры. Что касается собственно компьютерного бизнеса, то поначалу HP использовала мини-компьютеры компании DEC для производства своей продукции, а потом решила, что проще собирать собственные. В 1966 году новое компьютерное подразделение выпустило первые машины серии HP 2100/HP 1000 и продолжало их выпуск вплоть до эры «персоналок» – до начала 1980-х.
Кроме калькуляторов, компьютеров и разнообразной периферии компания стала крупнейшим производителем измерительной техники и техники электронного тестирования – генераторов сигналов, вольтметров, осциллографов, счетчиков частот, термометров…
В 1960-е годы от HP отпочковалась первая «дочка» – компания Dynec, чьей специализацией стал выпуск цифровой техники. Название новой компании было выбрано «в честь» придуманного логотипа – строчные буквы h и p, поставленные на свое зеркальное отражение (стилизованные d и y). Впоследствии Dynec, переименованная в Dymec, вернулась под материнское лоно HP.
Копир для купюр
Общеизвестно, что первую «персоналку» создала компания IBM в 1981 году, сам термин поначалу был именем собственным – названием конкретной модели: IBM 5150 Personal Computer. Однако некоторые источники, например, высоко почитаемый в среде продвинутых юзеров журнал Wired, называют истинным первым персональным компьютером модель Hewlett-Packard 9100A, созданную аж в 1968 году!
Тогда компания-производитель позиционировала свой новый товар как «desktop calculator», это была не скромная оценка произведенного продукта, а всего лишь грамотный маркетинговый ход.
|
Штаб-квартира HP в Пало-Альто |
Уильям Хьюлетт позже вспоминал: «Если бы мы назвали 9100A компьютером, компьютерные гуру, направляющие потоки спроса, не посоветовали бы нашим покупателям приобретать эту штуку. Просто потому, что она не выглядела как очередная модель IBM! Чепуха, конечно, но мы решили не рисковать и обозвали новинку калькулятором – и все проблемы с продажами были решены».
Для своего времени это был настоящий триумф инженерной мысли: логический контур, собранный без интегральных цепей, и центральный процессор, собранный исключительно из отдельных компонентов. Весь агрегат вместе с CRT-дисплеем, устройством для ввода магнитных карт и принтером стоил $5000 и расходился на редкость успешно.
Любопытна история со Стивом Возняком, свидетельствующая, казалось бы, об обратном – об отсутствии в те годы всякого интереса к «персоналкам» у руководства HP. Не секрет, что один из основателей компании Apple и автор ее собственной «первой персоналки» Apple I до этого успел поработать в Hewlett-Packard и предложил родной компании первой оценить его изобретение (тогда еще не носившее «яблочного» названия). Однако руководство HP отвергло сумасбродную идею своего сотрудника, предпочтя ставить на верных лошадок на рынке научного, коммерческого и промышленного электронного оборудования. В те годы корпоративным слоганом компании была фраза «Дизайн для парня с соседней скамейки», а первые персональные компьютеры трудно было отнести к товарам обыденным, массового спроса. В результате официальные лавры «производителя первой персоналки» достались IBM.
Но, как и в случае с транзисторами, детище Хьюлетта и Паккарда вновь продемонстрировало свое фирменное умение вовремя осознать ошибку и рекордными темпами компенсировать отставание от конкурентов. Вслед за электронными калькуляторами, в производстве которых HP не знала равных, и успешными «компьютерами для профи» (с неизбежностью – дорогими) на рынке появились сначала более дешевые модели, а потом – уже вдогонку персоналкам IBM – аналогичная собственная продукция.
А в 1980-х настала очередь HP совершать прорыв на рынке компьютерной периферии. Многочисленные модели струйных и лазерных принтеров, копиров, ксероксов и сканеров в конце концов были объединены в эталонные для своего времени многофункциональные периферийные агрегаты, объединяющие функции всей вышеперечисленной аппаратуры. Эти предметы первой необходимости для любого уважающего себя офиса принесли HP неслыханные прибыли, обеспечив ее процветание на протяжении последних двух десятилетий.
|
Фирменный магазин HP |
При этом HP охотно использовала компоненты других производителей. Так, печатающий механизм сверхпопулярной серии лазерных принтеров LaserJet основан на компонентах, разработанных японской фирмой Canon (а та, в свою очередь, творчески развила технологические наработки американской Xerox).
Безотказная офисная лошадка
В последнем десятилетии прошлого века HP окончательно сконцентрировала усилия на компьютерном бизнесе и средствах хранения, воспроизведения и обработки визуальной информации – это в последнее время получило обобщающее название «имиджинг» (imaging).
В 1999 году все прочие виды деятельности (научная аппаратура, полупроводники, оптические приборы, приборы химического анализа и тестирования) были отданы дочерней компании Agilent.
Об уровне репутации материнской компании в те годы говорит тот факт, что первичный выпуск акций «дочки» стал рекордным событием в «фондовой истории» Кремниевой долины. В результате на ее карте появилась новая компания с капитализацией в $8 млрд и 30-тысячным штатом сотрудников.
В том же 1999-м материнскую компанию впервые возглавила женщина – Карли Фиорина. Она пришла в HP из Lucent Technologies и занимала эту должность шесть лет, сдав пост нынешнему CEO Марку Херду.
|
Memory Spot Book |
За последние годы HP, как уже говорилось, стала главным лидером на рынке производителей и торговцев высокотехнологичным оборудованием, образцы которого можно встретить в каждом офисе и во многих домах индивидуальных пользователей. Это принтеры, сканеры, копиры, цифровые камеры, калькуляторы и многое другое, без чего современный человек уже не проживет.
И даже в сегменте персональных компьютеров HP – после поглощения Compaq в 2002 году – наконец-то удалось обойти обоих главных конкурентов, IBM и Dell. (Любопытно, что до этого Comopaq купила компанию Tandem Computers, основанную бывшими сотрудниками HP.) Сегодня HP является крупнейшим игроком на рынке настольных компьютеров, ноутбуков (в последние годы и смартфонов), серверов и рабочих станций, а также программного оборудования.
|
Суперкомпьютер HP в лаборатории Лос-Аламоса
|
До наступления глобального экономического кризиса компания HP со штатом более 300 тысяч человек неизменно занимала достойное место в первой сотне флагманов современного бизнеса.
Последний «предкризисный» год – 2007-й – Hewlett-Packard закончила на 44-м месте (с капитализацией $112,8 млрд) в списке «500 крупнейших компаний мира» по версии журнала Fortune. В общем, два основателя компании, до конца дней остававшиеся для друзей и сотрудников Биллом и Дэйвом, оставили своим преемникам достойное наследство.
Хотя что касается личных состояний обоих, то отцы-основатели HP большую часть – в совокупности это потянуло на миллиарды долларов – завещали благотворительным фондам, созданным еще при жизни обоих. Таким образом, переиначив популярную присказку: «Только личное – никакого бизнеса!»
Приложение
Что в имени тебе моем
В своей книге «Путь HP» Паккард вспоминал, что прежде, чем окрестить новорожденную компанию, приятели бросили жребий, чья фамилия будет стоять первой. Удача улыбнулась ему, Паккарду, но компанию все равно почему-то назвали Hewlett-Packard, а не Packard-Hewlett. И прижилось…
Моральный кодекс строителя капитализма
Корпоративная философия транснационального гиганта основана на нескольких краеугольных принципах, завещанных Биллом и Дэйвом. Вот они, эти семь заповедей, сформулированных Дэйвом Паккардом в далеком 1957 году на пикнике для руководящих работников компании (из той же книги «Путь HP»):
- Высшая благодетель – это преданность клиенту.
- Прибыль – забота каждого сотрудника.
- Лидирующее положение на рынке за счет существующих направлений и изыскания новых.
- Разумный риск для обеспечения роста.
- Полное доверие к сотрудникам и забота об их нуждах и благосостоянии, успехи компании – достояние каждого сотрудника.
- Руководители – не начальники, а лидеры трудовых коллективов.
- Нельзя быть хорошим сотрудником, не будучи добропорядочным гражданином, не совершая вклада на благо общества и его социальных институтов.
Звучит, конечно, пафосно, но – работает! Чего стоит, с одной стороны, легендарная «простота нравов» – отсутствие даже намека на дресс-код, свободный график прихода и ухода на работу и все такое прочее. Подобный либерализм царил в компании еще во времена, когда к подобным вольностям американское бизнес-сообщество относилось как к опасному смутьянству, если не революционной крамоле! А с другой стороны, уволить сотрудника HP – во всяком случае, до недавнего кризисного времени – можно было за нарушение «семи заповедей», но не по экономическим соображениям.