GNU/Linux в школе. С чего начать?::Журнал СА 4.2010
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

Разбор полетов  

Ошибок опыт трудный

Как часто мы легко повторяем, что не надо бояться совершать ошибки, мол,

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6143
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6856
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4139
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 2978
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3781
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3789
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6283
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3134
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3433
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7246
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10616
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12336
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 13968
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9099
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7052
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5361
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4593
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3400
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3127
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3378
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 2999
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 GNU/Linux в школе. С чего начать?

Архив номеров / 2010 / Выпуск №4 (89) / GNU/Linux в школе. С чего начать?

Рубрика: Карьера/Образование /  Исследование

Игорь Штомпель ИГОРЬ ШТОМПЕЛЬ, инженер, системный администратор. Сфера профессиональных интересов – свободное программное обеспечение

GNU/Linux в школе
С чего начать?

Я никогда не скажу, что мы «сумели» добиться успеха, – потому что перед нами
еще долгая дорога, но наши шаги по пути успеха нас вознаградили.

Митчелл Бейкер, руководитель Mozilla Foundation

GNU/Linux приходит в школы нашей страны. И это, безусловно, позитивные изменения. Отказ от монопольного продукта задает естественный вектор развития

Особенно важно использование свободных технологий в школе, где дети не только получают новые и необходимые знания, но и учатся взаимодействию в обществе. А Учителя (здесь именно с большой буквы) учат их этому. Хочется верить, что данный переход не будет трактоваться по принципу «потому что бесплатно...». И не вызовет негативного отторжения участников процесса в силу неадекватных действий ответственных лиц (http://freeschool.altlinux.ru/?p=2183). Дополнительным положительным эффектом удачного процесса внедрения может стать более вдумчивое отношение к используемым технологиям со стороны общества, которому могут поспособствовать данные выпускники школ, влившиеся в активную трудовую деятельность.

Но с процессом внедрения нового программного обеспечения в школах системные администраторы последних (часто – учителя информатики, математики, физики) могут столкнутся с определенными проблемами, которые можно охарактеризовать фразой «С чего начать?».

В данной статье мы предпримем попытку обобщить информацию о программном обеспечении, предназначенном для использования в образовательном процессе начальной и средней ступеней, в контексте системного администрирования.

Школьные дистрибутивы

30 ноября 2007 года стал известен победитель тендера на выполнение работ в рамках проекта «Разработка и апробация в пилотных субъектах Российской Федерации пакета свободного программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007-2008 годах» [1]. Им стала группа компаний «Армада», или, точнее, ее дочерняя компания – ООО «РБК-ЦЕНТР». В рамках работы последней было подготовлено два комплекта: «А», созданный ООО «Альт Линукс Технолоджи», и «Б», созданный ЗАО «Линукс-Инк». О них и поговорим далее.

Кроме того, были выработаны варианты типовых конфигураций персональных компьютеров, ориентированных на использование в образовательных учреждениях. Всего их было подготовлено три. Как видно из таблицы 1, основными параметрами для определения последних стали: архитектура ПК, процессор, память и ряд других [2].

Таблица 1. Варианты типовых конфигураций ПК для образовательных учреждений

Конфигурация Архитектура Процессор Оперативная память Оптический привод Монитор Средства ввода-вывода
Вариант №1 х86-32 233 МГц 128 Мб Устройство для чтения CD-дисков SVGA, 1024x768, не менее 256 цветов Клавиатура рус./лат., мышь
Вариант №2 х86 667 МГц 256 Мб Устройство для чтения CD/DVD-дисков SVGA, 1024x768, не менее 256 цветов Клавиатура рус./лат., мышь
Вариант №3 х86 1,5 ГГц 1024 Мб Устройство для чтения CD/DVD-дисков SVGA, 1024x768, не менее 16,7 млн цветов Клавиатура рус./лат., мышь

Итак, вернемся к Пакету свободного программного обеспечения (для его обозначения получила распространение аббревиатура – ПСПО).

Комплект «А» представлен дистрибутивами:

  • «Легкий Линукс»;
  • «Линукс Юниор»;
  • «Линукс Мастер»;
  • «Линукс Терминал».

Комплект «Б»:

  • «НауЛинукс для быстрых компьютеров»;
  • «НауЛинукс для медленных и средних компьютеров»;
  • «НауЛинукс 5.2 LiveCD».

Рассмотрим их подробнее. В таблице 2 представлены дистрибутивы и их аппаратные требования, а также менеджер рабочего стола, устанавливаемый по умолчанию.

Таблица 2. Дистрибутивы ПСПО и их аппаратные требования

Дистрибутив Архитектура Процессор Память Рабочий стол Поставка на носителе
«Легкий Линукс» х86-32 От 233 МГц От 128 Мб до 256 Мб XFCE 2 CD
«НауЛинукс для медленных компьютеров» х86-32 От 233 МГц От 128 Мб IceWM CD
«Линукс Юниор» х86 667 МГц 256 Мб KDE 2 CD
«НауЛинукс для средних компьютеров» х86 От 667 МГц От 256 Мб GNOME DVD (7 образов CD-дисков)
«Линукс Мастер» х86 1,5 ГГц 1024 Мб KDE 1 DVD
«НауЛинукс для быстрых компьютеров» х86 1,5 ГГц 1024 Мб GNOME DVD (7 образов CD-дисков)

Как видно из таблиц 1 и 2, варианту №1 типовой конфигурации ПК соответствуют операционные системы «Легкий Линукс» и «НауЛинукс для медленных компьютеров». Второму варианту – «Линукс Юниор» и «НауЛинукс для средних компьютеров». А последнему – «Линукс Мастер» и «НауЛинукс для быстрых компьютеров».

Итак, рассмотрим комплекты «А» и «Б».

Дистрибутивы комплекта «А»

«Легкий Линукс» поставляется на двух CD-дисках и основан на оконном менеджере XFCE. Первый из дисков содержит все необходимое для установки операционной системы и программное обеспечение для решения всех базовых задач пользователей (например, офисный пакет OpenOffice.org 2.3, веб-браузер Mozilla Firefox 2.0, клиент электронной почты Claws Mail, редактор растровой графики GIMP 2.4 и многое другое), а второй, получивший название «Образование», включает дополнительное программное обеспечение для сопровождения образовательного процесса (например, как среды программирования FreePascal – на языке Pascal, Lazarus – среда разработки, предоставляющая библиотеку классов Lazarus Component Library (LCL) для «эмуляции» Delphi – но без полной совместимости с последней, Gambas (объектно-ориентированный диалект Basic, являющийся свободной альтернативой для разработчиков Visual Basic, переходящих на GNU/Linux; а также как системы математических вычислений – Maxima (система компьютерной алгебры) и Scilab (богатый инструментарий для инженерных и научных расчетов).

Таким образом, «Легкий Линукс» – это операционная система, которая включила, по возможности, широкий круг программного обеспечения, но ограниченный аппаратными требованиями. Поэтому значительное количество программного обеспечения в дистрибутив не вошло. А именно следующее (см. таблицу 3).

Таблица 3. Программное обеспечение для курса «Информатика и ИКТ» в дистрибутивах «Линукс Юниор» и «Линукс Мастер», не вошедшее в состав «Легкого Линукса»

Раздел курса
«Информатика и ИКТ»
Программное
обеспечение
Описание Официальный сайт
«Информация и информационные процессы» KTouch Клавиатурный тренажер для обучения методу «слепой печати» http://edu.kde.org/ktouch
KCharSelect Демонстрация таблицы кодировок http://utils.kde.org/projects/kcharselect
Audacity Обработки звука http://audacity.sourceforge.net
KolourPaint Графический редактор http://www.kolourpaint.org
Kaffeine Медиаплеер http://kaffeine.kde.org
Amarok Аудиоплеер и менеджер аудиоколлекций http://amarok.kde.org
«Аппаратные и программные средства ИКТ» Konqueror Файловый менеджер и веб-браузер http://www.konqueror.org
KinfoCenter Инструмент для получения информации о компьютерной системе http://userbase.kde.org/KInfoCenter
Kfloppy Форматирование дискет http://utils.kde.org/projects/kfloppy
K3b Записи CD-/DVD-дисков http://www.k3b.org
«Кодирование и обработка текстовой информации» Scribus Издательская система http://www.scribus.net
«Кодирование и обработка числовой информации» Kcalc Научный калькулятор, обладающий особенными функциями (стек результатов,
позволяющий обратиться к результатам предыдущих вычислений;
настройка точности вычислений и количества знаков после десятичной точки;
тригонометрические функции, логические операции, статистические расчеты)
http://utils.kde.org/projects/kcalc
«Кодирование и обработка графической
и мультимедийной информации»
Qcad 2D-система черчения, которая дает возможность создавать
машиностроительные чертежи (детали, схемы, диаграммы),
архитектурные планы и т.д.
http://www.qcad.org
DigiKam Каталогизатор и редактор цифровых фотографий http://www.digikam.org
«Основы алгоритмизации и программирования» KDevelop Среда разработки на C/C++ http://www.kdevelop.org
basic256 Среда разработки на Basic http://kidbasic.sourceforge.net/en/index.html
«Хранение, поиск и сортировка информации» Kexi СУБД http://www.kexi-project.org
«Коммуникационные технологии» Kppp Программа дозвона для DialUp-соединения http://developer.kde.org/~kppp
Konqueror Обозреватель Интернета http://www.konqueror.org
Mozilla Thunderbird Почтовый клиент http://ru.www.mozillamessaging.com/ru
Kmail Почтовый клиент http://userbase.kde.org/Kmail
Kopete Обмен мгновенными сообщениями http://kopete.kde.org
Quanta Plus Среда разработки веб-приложений http://quanta.kdewebdev.org
«Защита информации» KGpg Интерфейс для утилиты шифрования GnuPG http://devel-home.kde.org/~kgpg
KlamAV Антивирусный сканер http://klamav.sourceforge.net/klamavwiki/index.php/Main_Page
ARK Менеджер архивов http://utils.kde.org/projects/ark

«Линукс Мастер», в свою очередь, также включил ряд программ, недоступных в двух первых дистрибутивах линейки (см. таблицу 4).

Таблица 4. Программное обеспечение для курса «Информатика и ИКТ» в дистрибутиве «Линукс Мастер», не вошедшее в состав «Легкого Линукса» и «Линукс Юниор»

Раздел курса «Информатика и ИКТ» Программное обеспечение Описание Официальный сайт
«Кодирование и обработка графической
и мультимедийной информации»
Blender Редактор 3D-графики http://www.blender.org
KPovModeler Редактор сцен POV-Ray http://www.kpovmodeler.org
Kino Редактор потокового видео http://www.kinodv.org
«Основы алгоритмизации и программирования» Eclipse Среда разработки на языке программирования Java http://www.eclipse.org
«Хранение, поиск и сортировка информации» MySQL СУБД http://www.mysql.com

Кроме того, не только аппаратные различия повлияли на комплектование тех или иных школьных операционных систем, но и, на мой взгляд, выбор рабочего стола по умолчанию для данных дистрибутивов. Так, в таблице 3 видно, что большинство приложений, не вошедших в «Легкий Линукс», – это инструменты KDE (напомню, «Легкий Линукс» использует XFCE).

В свою очередь, ориентация на повышенные аппаратные требования для «Линукс Мастера» позволила разработчикам включить в состав последнего (см. таблицу 4) такие приложения, как Blender, Eclipse, MySQL и другие.

Кроме того, для быстрого ознакомления доступны «Линукс Легкий LiveCD» и «Линукс Мастер LiveDVD».

Рассмотрим два специальных решения – «Линукс Терминал» и «Школьный сервер».

Первое представляет собой дополнение к трем типовым конфигурациям. По своей сути, как следует из названия, это терминальный сервер. Напомню, что при использовании последнего компьютеры-клиенты осуществляют ввод/вывод информации, а программы, с которыми работают пользователи, выполняются на сервере. Последнее обусловливает повышенные требования к подобному серверу. Но в то же время для небольшого компьютерного класса можно выделить рабочую станцию (подойдет любой современный небюджетный процессор – например, из семейства AMD Athlon X2) с оперативной памятью от 2 Гб, которая сможет обслуживать до 10 клиентов (для работы последних достаточно оперативной памяти объемом 32 Мб) [3].

Второе, как следует из названия, – серверный вариант операционной системы. Настройка последней осуществляется через управление компонентами с использованием веб-интерфейса. Как заявляется разработчиками: «Управление компонентами не требует высокой квалификации специалиста» [4]. «Школьный сервер» включает множество необходимых для подобной операционной системы сервисов (Samba, Squid и т.д.), но в то же время имеет особенности. Так, для организации учебного процесса последний включает Moodle (гибкая система дистанционного обучения, http://moodle.org) с примерами курсов, MediaWiki (вики-движок, позволяющий организовывать «базу знаний», и т.п. – http://www.mediawiki.org), специальный интерфейс для создания локальных зеркал репозиториев дистрибутива, интеграция с системой «1С: Хронограф».

29 октября 2009 года был выпущен «Альт Линукс 5.0 Школьный» (http://www.altlinux.org/Альт_Линукс_5.0_Школьный). По сравнению с предыдущей версией он претерпел ряд значительных изменений. Так, в «Альт Линукс 5.0 Школьный Юниор» (бывший «Линукс Юниор») вместо KDE стал использоваться GNOME 2.26 в качестве рабочего стола. В «Альт Линукс 5.0 Школьный Мастер» (бывший «Линукс Мастер») стал использоваться KDE 4, вместо KDE 3. Было произведено обновление программного обеспечения (см. таблицу 5). LiveCD получил возможность установки операционной системы на жесткий диск. Кроме того, 15 марта 2010 года был произведен выпуск новых версий «Школьного Линукса» – 5.0.1 (далее в скобках, в таблице 5, специально указана данная версия после названия программного обеспечения или функции, в противном случае речь будет идти о версии 5.0).

Таблица 5. Новое программное обеспечение в «Школьном Линуксе»

Дистрибутив Программное обеспечение Описание Официальный сайт

«Альт Линукс 5.0 Школьный Юниор»

«Альт Линукс 5.0 Школьный Мастер»

Dia Редактор диаграмм http://projects.gnome.org/dia
iTalc Инструмент для управления компьютерным классом
(удаленный контроль компьютеров учащихся,
показ учебных материалов – что на экране монитора
компьютера учителя, то и на экранах рабочих станций
учеников и много другое)
http://italc.sourceforge.net
iTest Комплекс для проведения тестирования,
имеющий серверную и клиентскую части
http://itest.sourceforge.net
Avidemux Видеоредактор и конвертер http://www.avidemux.org
КуМир Система программирования для начальных курсов,
ориентированная на среднюю и высшую школу
http://lpm.org.ru/kumir
Code::Blocks Среда разработки на C/C++ с поддержкой большого числа
компиляторов (GNU GCC/MingW; MSVC++; Digital Mars;
Borland C++ 5.5; Open Watcom и других)
http://www.codeblocks.org
Geany Среда разработки с поддержкой большого количества языков:
C/C++; Perl, Bash, Java, Python, PHP, Ruby, SQL, Pascal, Fortran,
Ada и других
http://www.geany.org
freeNX Быстрый удаленный доступ с использованием графического
интерфейса
http://freenx.berlios.de
recordmydesktop Запись сеансов работы (захват, кодирование) http://recordmydesktop.sourceforge.net/about.php
VirtualBox Виртуализация операционных систем http://www.virtualbox.org
YAGF Графический интерфейс для Cuneiform http://symmetrica.net/cuneiform-linux/yagf-ru.html
Chromium-browser (5.0.1) Веб-браузер http://code.google.com/intl/ru/chromium
GeoGebra (5.0.1) Геометрическая среда http://www.geogebra.org/cms

Numpty Physics (5.0.1)

Обучение физике в игровой форме http://numptyphysics.garage.maemo.org

Little Wizard (5.0.1)

Среда разработки для детей (начальная школа) с элементами
широкораспространенных языков программирования
(переменные, выражения, логические блоки и т.д.)
http://littlewizard.sourceforge.net
Scratch Среда программирования для детей, позволяющая
создавать анимацию
http://scratch.mit.edu

«Альт Линукс 5.0 Школьный Мастер»

ClamAV (5.0.1) Антивирусный сканер http://www.clamav.net/lang/ru
СКФ (5.0.1) Система контентной фильтрации http://www.altlinux.org/СКФ

«Альт Линукс 5.0 Школьный Юниор»

Anujta Интегрированная среда разработки на C/C++ http://www.anjuta.org

Кроме включения нового программного обеспечения в школьные операционные системы были осуществлены изменения в составе приложений (см. таблицу 6).

Таблица 6. Удаленное программное обеспечение в «Школьном Линуксе»

Дистрибутив Программное обеспечение Описание Действие
«Альт Линукс 5.0 Школьный Легкий» Scilab Пакет математических программ – http://www.scilab.org Удаление
«Альт Линукс 5.0 Школьный Юниор» KDE на GNOME Графическая среда Замена
ARK на File-Roller Архиваторы Замена
Quanta Plus на Bluefish Инструменты веб-разработки Замена
KDevelop на Code::Blocks Среды создания приложений на C/C++ Замена
KPDF на Evince Просмотр PDF-документов Замена
«Альт Линукс 5.0 Школьный Мастер» KPDF на Okular Просмотр PDF-документов Замена

Таким образом, смена графической среды в «Альт Линукс 5.0 Школьный Юниор» повлекла за собой и замену ряда приложений, являющихся базовыми в новой среде (File-Roller, Bluefish и т.д.). А использование в «Альт Линукс 5.0 Школьный Мастер» для просмотра PDF-документов Okular вместо KPDF обусловлено переходом с KDE 3 («Линукс Мастер») на KDE 4.

«Альт Линукс 5.0 Школьный Сервер» (новая версия данного типа операционной системы) также включил в себя ряд новшеств. Так, добавлена возможность централизованной аутентификации пользователей, поддержка групп LDAP. Появилась поддержка VPN (OpenVPN 2.0.9). Кроме того: поддержка сетевой установки рабочих станций; а также их централизованное обновление, как и серверов; функции резервного копирования и восстановления (в том числе отдельных файлов из резервных копий); поддержка единого файлового хранилища (с квотированием); в процессе установки при наличии двух и более жестких дисков происходит автоматическое создание RAID1; не поддерживается импорт данных из «1С:Хронограф».

Версия 5.0.1 данного дистрибутива принесла дополнительные новшества. Так, было включено программное обеспечение twclass, которое представляет собой систему дистанционного обучения (http://www.ksob.ru). Другим новым важным компонентом «Школьного сервера» стала Система контентной фильтрации (СКФ). Ее задача – закрыть доступ учащимся к информационным ресурсам, «несовместимым с задачами воспитания».

Дистрибутивы комплекта «Б»

«НауЛинукс» основан на Scientific Linux 5.2 Cyrillic Edition. Последний представляет собой адаптированный вариант Scientific Linux 5.2 для использования в школьном образовательном процессе. Scientific Linux – это операционная система с серьезными научными корнями (создана при участии научных центров Fermilab и CERN, а также университетов и лабораторий со всего мира). Стоит отметить, что Scientific Linux, в свою очередь, базируется на RedHat Enterprise Edition и дает возможность обеспечения полной совместимости с ним (необходим ряд изменений). С подробным списком изменений, внесенных в стандартную поставку Scientific Linux 5.2, можно ознакомиться по адресу: http://downloads.naulinux.ru/pub/NauLinux/desktop/52/i386/Docs/Nau/Nau.releasenote.52.html.

Типовой конфигурации первого варианта соответствует «НауЛинукс для медленных компьютеров» (дисковое пространство от 4 Гб). Данный вариант операционной системы включает быстрый и нетребовательный оконный менеджер IceWM, а также минимальный набор необходимого программного обеспечения.

Типовой конфигурации второго варианта соответствует «НауЛинукс для средних компьютеров» (дисковое пространство от 6 Гб), а третьему варианту – «НауЛинукс для быстрых компьютеров» (дисковое пространство от 9 Гб). Обе конфигурации используют по умолчанию GNOME в качестве рабочей среды.

Для загрузки «НауЛинукс» доступен в виде DVD, 7 CD, CD (для медленных компьютеров) и LiveCD. Кроме того, доступен для загрузки дополнительный CD. Он включает в себя: OpenOffice.org 3.1.1 (в дистрибутивы вошла версия 2.3.0), «1С: ХроноГраф Школа ПРОФ» (ред. 2.5, предназначен для запуска в WINE), пакеты сервера ключей HASP, пакеты, реализующие локализацию на татарском языке, Stellarium (планетарий, http://www.stellarium.org/ru), PhET (виртуальная физическая лаборатория проекта, http://phet.colorado.edu/index.php), SchooTool (программное обеспечение для автоматизации управления образовательным учреждением, http://www.schooltool.org) и другое.

Кроме того, в рамках проекта ELSP/А2/C/071 НФПК «Разработка серверной операционной системы и комплекта серверных приложений для общеобразовательных учреждений на базе свободного программного обеспечения» был подготовлен серверный вариант – «НауЛинукс 5.1» [5]. Данное решение состоит из серверной версии «НауЛинукс», системы Plone (http://plone.org) и «средств, обеспечивающих выполнение функциональных требований к данному программному обеспечению» (VNC, Samba, CUPS, Squid, LDAP, iptables, Postfix, Dovecot и BIND) [6].

28 декабря 2008 года состоялся релиз «НауЛинукс Школа 5.3», в то же время увидела свет альфа-версия «НауЛинукс Школа 5.4». «НауЛинукс Школа 5.3» – это решение, которое совмещает функции рабочей станции и сервера (упрощенная конфигурация серверных компонент, дополнительное программное обеспечение – OCR, система управления школой и другое). Другими словами, оно создано на базе «НауЛинукс 5.1» (для сервера) и 5.2 (для рабочих станций).

Среди основных новшеств:

  • расширенная система конфигураторов (доступна как на этапе загрузки, так и в процессе работы), позволяющая гибко определить структуру школы и набор преподаваемых предметов;
  • «школьный веб-портал», функционирующий на базе системы Plone, позволяет создавать веб-сайты, настраивать образовательные ресурсы школы (специальных знаний не требуется, достаточно уметь работать с файловым менеджером и текстовым процессором);
  • система ОфисМастер (контроль доступа и администрирование служб Интернета/Интранета);
  • интеграция с Moodle;
  • приложения Cuneiform, Tesseract (система распознования текстов – ЛИНУКС ИНК разработала модуль для распознавания русского языка), GOCR (может распознавать штрихкоды).

Основные новшества, которые включены в альфа-версию «НауЛинукс Школа 5.4», – это поддержка технологии KVM (Kernel-based Virtual Machine), обновление драйверов и прошивок (firmware) для внешних устройств.

Произвести загрузку описанных выше операционных систем и ознакомиться с протоколами их тестирования можно по адресам http://linux.armd.ru/ru/distros; http://www.naulinux.ru.

Кроме того, для быстрого ознакомления доступен «НауЛинукс 5.2 LiveCD». Данный дистрибутив имеет несколько вариантов загрузки («Младшая школа», «Средняя школа», «Средняя школа (при ошибках загрузки)», «Администрирование», «Тест памяти»). На рис. 1 произведена загрузка в варианте «Средняя школа».

Рисунок 1. «НауЛинукс 5.2 LiveCD для средней школы» в действии

Рисунок 1. «НауЛинукс 5.2 LiveCD для средней школы» в действии

Установка школьных дистрибутивов

Мы не будем подробно рассматривать процесс установки школьных дистрибутивов так, как он описан в деталях в документации (о ней читай ниже). Остановимся на ключевых моментах, которые важно учитывать при развертывании систем.

Перед установкой, как правило, требуется удостовериться, что ваше оборудование поддерживается (для «НауЛинукс» достаточно посетить страницу https://www.scientificlinux.org/documentation/hardware – это часть проекта Scientific Linux, но, как мы сказали, «НауЛинукс» на нем основан, поэтому здесь нет противоречий).

Затем надо убедиться, что на жестком диске достаточно места для установки дистрибутива (выше мы говорили о требования к свободному месту).

Сама установка «Школьных» дистрибутивов возможна с использованием нескольких вариантов:

  • инсталляционные CD/DVD;
  • локально с жесткого диска (как внешнего – через USB, так и внутреннего);
  • сетевая установка (HTTP, FTP и NFS).

Кстати, при установке «НауЛинукс» в вариантах для средних или быстрых компьютеров данный процесс сопровождается выводом на экран научных объектов и астрономических явлений. Пример мы привели на рис. 2.

Рисунок 2. «Научная информация» при установке «НауЛинукс»

Рисунок 2. «Научная информация» при установке «НауЛинукс»

Мы выделили общие моменты в установке. Ход процессов установки тех или иных вариантов школьных операционных систем может отличаться. За подробной информацией необходимо обратиться к документации [7].

Интернет о свободном ПО в образовании

Начнем с рассмотрения портала, который получил название «Пакет свободного программного обеспечения для образовательных учреждений» (http://linux.armd.ru). Это как раз и есть сайт группы «Армада», которая выиграла тендер на разработку и поставку пакета свободного программного обеспечения (ПСПО).

На данном сайте можно ознакомиться с официальными документами, документацией (методическими материалами, курсами для преподавателей, работами победителей конкурса «Код свободы», FAQ, глоссарием, документацией по дистрибутивам, уведомлением о правах), загрузить школьные дистрибутивы, ознакомиться с опытом внедрений СПО, с возможностями технической и методической поддержки (http://linux.armd.ru/ru/support).

В рамках проекта «Обеспечение поддержки внедрения пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» приоритетного национального проекта «Образование» Академией АйТи был создан сайт, получивший название «Учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе» (http://pspo.it.ru).

Портал преследовал следующую цель: «...создание условий для массового внедрения специально разработанного и прошедшего апробацию пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Ресурс позволяет пройти дистанционное обучение, материалы курсов доступны для свободной в библиотеке проекта (http://pspo.it.ru/mod/resource/view.php?id=19).

Кроме того, существует ресурс информационно-технической поддержки, ориентированный на школы нашей страны. Он называется «Пакет свободного программного обеспечения для образовательных учреждений Российской Федерации» и доступен по адресу http://www.spohelp.ru. На сайте можно ознакомиться с новостями, получить подробную информацию о различном программном обеспечении (доступном в рамках ПСПО) и произвести его загрузку, получить техническую поддержку (http://www.spohelp.ru/pages/4-podderzhka), ознакомиться с документацией, стать членом данного сообщества и принять участие в обсуждении на форумах.

Еще один, не менее важный ресурс был создан компанией «Альт Линукс». Как показано на рис. 3, он называется «СПО в российских школах» и доступен по адресу http://freeschool.altlinux.ru. Ресурс предоставляет информацию обо всех новшествах школьных дистрибутивов компании. Также здесь можно найти информацию о соответствующих книгах (например, «Линукс Юниор: книга для учителя» – http://www.altlinux.org/Books:Junior, Введение в ОС Linux. Курс лекций. Учебное пособие – http://www.altlinux.org/Books:Linuxintro2). Кстати, о книгах: компания ALT Linux выпускает их под свободной лицензией GNU FDL, и поэтому все книги можно либо загрузить, либо прочитать на сайте (http://freeschool.altlinux.ru/?cat=5; http://www.altlinux.org/Books:Main_page). Доступны и методические материалы (например, материалы для школьных мероприятий по СПО – http://freeschool.altlinux.ru/?p=1577; пособия по программному обеспечению, входящему в СПО – http://freeschool.altlinux.ru/?p=712). Портал рассказывает и о различных мероприятиях, посвященных свободному программному обеспечению (конференции, семинары, выставки, установочные семинары, школа Linux и другое). Кроме того, как показано на рис. 3, можно ознакомиться с опытом работы с ПСПО, а также с освещением правовых и организационных вопросов.

Рисунок 3. Сайт «СПО в российских школах»

Рисунок 3. Сайт «СПО в российских школах»

Стоит отметить сайт Linux Format Wiki – это вики-версия номеров данного журнала, в котором существует раздел «Школа LXF», посвященный использованию свободного программного обеспечения в школе [8]. Например, были опубликованы такие материалы, как «Консультация юриста» (о лицензии GNU GPL), «Графический редактор Tux Paint», «С чем начинать учебный год?», «Python: мой первый язык» и множество других.

Среди форумов можно выделить ветку «ALT Linux в образовании» ресурса «Форум сообщества ALT Linux» (http://forum.altlinux.org) и ветку «Linux и образование» ресурса unixforum.org (http://unixforum.org) [9].

Новые предложения для образовательных учреждений

3 марта 2010 года ООО «Альт Линукс» опубликовало предложения «по использованию, обновлению и поддержке свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях регионов Российской Федерации». Новые услуги (о них ниже) могут оказаться особенно востребованными в связи с окончанием срока действия лицензий пакета «Первая Помощь» 1 января 2011 года.

Итак, каковы основные положения новых предложений? В основе услуг компании лежит ПСПО «Альт Линукс 5.0 Школьный». Его использование возможно в двух вариантах: первый – бесплатная электронная версия («Альт Линукс 5.0.1 Школьный Легкий»; «Альт Линукс 5.0.1 Школьный Юниор»; «Альт Линукс 5.0.1 Школьный Мастер»; «Альт Линукс 5.0.1 Школьный Терминал»; «Альт Линукс 5.0.1 Школьный Сервер»; свободное ПО для Microsoft Windows, аналогичное основным программам перечисленных выше дистрибутивов Линукс; материалы «Библиотеки Альт Линукс» в электронном виде, в том числе книги); второй вариант – коробочная версия. Последняя отличается возможностью получения технической поддержки, дисков и полиграфических материалов.

Каковы будут затраты на приобретение коробочной версии? Ее стоимость – 3500 рублей (без учета стоимости доставки). Что она включает? Техническую поддержку для 20 компьютеров образовательного учреждения (программное обеспечение ПСПО «Альт Линукс» текущей или предыдущих версий). А что если потребуется техническая поддержка большего числа компьютеров? Стоимость обслуживания свыше 20 машин будет составлять 150 рублей за каждый в год. По структуре – техническая поддержка включает три уровня: консультации по телефону, электронная почта, веб-интерфейс или удаленный доступ (при наличии технической возможности).

Что в итоге?

Сегодня для системного администратора или, возможно, согласно письму Федерального агентства по образованию, специалиста, обученного использованию ПСПО в ОУ [10], доступно большое количество информационных источников для успешного внедрения и/или поддержки свободного программного обеспечения в школе.

Но в то же время, хотя копировать, распространять и использовать ПСПО можно без ограничений [11], школьные дистрибутивы не являются свободным программным обеспечением в терминологии Free Software Foundation (Фонда свободного программного обеспечения, http://www.fsf.org). На мой взгляд, даже возник парадокс, когда пакет программного обеспечения, не являющийся свободным, получил подобное название. Так, например, как показано на рис. 4, в лицензионном договоре «Линукс Мастер» есть пункт 4 (Права на несвободные произведения). «НауЛинукс 5.1» включает flash-plugin-9.0.115.0-release; «НауЛинукс 5.2» – java-1.5.0-sun-compat-1.5.0.16-1.1.sl5.jpp.noarch.rpm и т.д.

Рисунок 4. Несвободные произведения в «Линукс Мастер»

Рисунок 4. Несвободные произведения в «Линукс Мастер»

На рис. 5 показано, что репозитории с несвободным программным обеспечением доступны в менеджере пакетов Yum Extender по умолчанию. Кроме того, со списком лицензий программного обеспечения сторонних производителей (содержит, например, проприетарные лицензии от Adobe, Macromedia, NVIDIA, а также некоторые ограничительные с правом сублицензирования – как, например, art-base-locale.2004-02-29.tgz License Agreement и ast-ksh.2004-02-29.tgz License Agreement), вошедшего в состав «НауЛинукс», – можно ознакомиться по адресу: http://www.naulinux.ru/licenses/eula. Всех их объединяет одно: это лицензии на несвободное программное обеспечение.

Рисунок 5. Репозитории с несвободным программным обеспечением в Yum Extender – взято из официальной документации

Рисунок 5. Репозитории с несвободным программным обеспечением в Yum Extender – взято из официальной документации

На мой взгляд, можно рекомендовать использовать полностью свободные операционные системы. Со списком последних можно ознакомиться по адресу http://www.gnu.org/distros/free-distros.html. К тому же, как сказано в уже упоминавшемся письме Федерального агентства по образованию, в каждом образовательном учреждении субъектов РФ должна быть создана опытная зона по использованию ПСПО, но в то же время допускается установка любой операционной системы семейства Linux, а не только из ПСПО (http://www.spohelp.ru/administrator/posts/179-kakie-operatsionnye-sistemy-dolzhny-byt-v-opytnyh-zonah).

  1. http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2007/11/30/277656; http://filearchive.cnews.ru/doc/2007/11/30/protocol.pdf.
  2. http://linux.armd.ru/ru/about.
  3. http://linux.armd.ru/ru/distros/#04; http://freeschool.altlinux.ru/?p=392.
  4. http://www.altlinux.ru/solutions/state/school-server.
  5. http://www.naulinux.ru/distro/server.
  6. http://downloads.naulinux.ru/pub/NauLinux/school_server/Docs/Docs/Server/Tech_Description_v4.pdf.
  7. http://linux.armd.ru/ru/documentation/distros; http://docs.altlinux.org/archive/4.1; http://docs.altlinux.org/archive/p5; http://www.naulinux.ru/documentation.
  8. http://wiki.linuxformat.ru/index.php/Заглавная_страница.
  9. http://forum.altlinux.org/index.php?PHPSESSID=21ajhb23drjkc7ln6m9s4f3ket4k365e&board=2.0; http://unixforum.org/index.php?s=89885bfae90764ae978bc73be356ba98&showforum=68.
  10. http://www.spohelp.ru/Alexander-Zhmurko/posts/170-pismo-federalnogo-agentstva-po-obrazovaniyu.
  11. http://linux.armd.ru/ru/documentation/rights.

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru