Тотальная мобилизация. Третья попытка Пола Галвина::Журнал СА 12.2009
www.samag.ru
Льготная подписка для студентов      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

Jobsora

ЭКСПЕРТНАЯ СЕССИЯ 2019


  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
28.05.2019г.
Просмотров: 1826
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1887
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1446
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1066
Комментарии: 0
Введение в анализ алгоритмов

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 1636
Комментарии: 1
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Тотальная мобилизация. Третья попытка Пола Галвина

Архив номеров / 2009 / Выпуск №12 (85) / Тотальная мобилизация. Третья попытка Пола Галвина

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

 ВЛАДИМИР ГАКОВ, журналист, писатель-фантаст, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. преподает в Академии народного хозяйства. Автор 8 книг и более 1000 публикаций

Тотальная мобилизация
Третья попытка Пола Галвина

Редкое упорство, которое многие называли упертостью, помогло создателю компании Motorola завоевать мир.

В последнее время персональный компьютер неотвратимо «перебирается» в сотовый телефон. А он с той же необратимостью обрастает таким количеством добавочных функций и опций, что о главной – средстве голосовой связи – скоро, кажется, и позабудут. Так что самое время вспомнить о компании-пионере, с которой, собственно, и началась эпоха современных «мобил».

Если кто забыл или не в курсе: это Motorola. Забавно, что компания, подарившая миру первое автомобильное радио, первую переносную рацию, первый пейджер, которая ныне является одним из мировых лидеров сотовой связи, была создана в 1928 году… «патентованным» неудачником! Создание Motorola стало третьей попыткой Пола Галвина затеять собственный бизнес – первые две привели его к банкротству…

Его фарцовое детство

Впрочем, тогда, 80 лет назад, основанная в Чикаго компания называлась не Motorola, а Galvin Manufacturing Corporation.

Ее основатель, 33-летний Пол Галвин, вряд ли мог рассчитывать на скорый успех – ведь все его прежние бизнес-проекты с удручающей регулярностью терпели крах в самом начале. Но упрямец не собирался опускать руки. Заявив жене, что он много раз падал, а потому хорошо усвоил, как следует подниматься на ноги, Галвин инвестировал оставшиеся у него $750 в то, на что этих денег как раз хватило. А именно – в оборудование для производства источников электропитания, выставленное на аукцион в счет уплаты долгов таких же неудачников, как и сам Галвин.

С помощью приобретенных «производственных мощностей» он собирался освоить выпуск домашних трансформаторов и выпрямителей (при этом выдумал для них эффектное рыночное название – battery eliminators, «приборы, делающие ненужными батарейки») и с этой целью пригласил в долю младшего брата Джозефа, который смог наскрести еще $565 «живых» денег. Они и стали первыми активами новой компании, зарегистрированной 25 сентября 1928 года. Будущей Motorola.

Детство ее основателя прошло в одном из центров американской научной мысли – в Гарварде. Сызмальства Пол ни о какой науке не думал, зато активно занимался бизнесом. Прогуливая уроки в школе, предприимчивый мальчуган торговал попкорном на вокзале (в зависимости от сезонной конъюнктуры заменяя кукурузные хлопья горячими сандвичами либо мороженым). Случались у малолетнего торговца без лицензии и стычки с «контролирующими органами» в лице начальника станции и его помощников. Но эти издержки нелегального бизнеса не остановили Пола – он с переменным успехом окучивал свою выгодную торговую площадку вплоть до поступления в вуз.

Галвин окончил Университет штата Иллинойс в 1917 году – в самый разгар Первой мировой войны, и, едва получив диплом, тут же отправился воевать в Европу. На фронт он ушел рядовым, а домой вернулся уже с капитанскими лычками. Перебиваясь временной работой на заводе в соседнем штате Висконсин, Галвин не оставлял планов заняться собственным бизнесом – тем более что теперь отставному капитану нужно было содержать собственную семью.

Но основанная в 1920 году (на пару с коллегой по заводскому цеху) фирма по производству электрических батареек спустя три года была закрыта налоговыми органами штата как злостная неплательщица. Еще быстрее прогорела аналогичная компания, созданная теми же партнерами в Чикаго, – она просуществовала всего два года.

С таким негативным опытом за плечами Пол Галвин отправился в свое третье плавание по неспокойному морю бизнеса. Но на сей раз удача улыбнулась предпринимателю, проявившему столь редкое упорство, которое многие не без оснований считали упертостью.

Корпорацией Galvin Manufacturing на первых порах называлась чисто номинально. Ее штат составляли всего пять сотрудников, из них более половины занимали «руководящие посты» – братья Галвины занимались научными исследованиями, разработками и продажами, а за менеджмент отвечала супруга Пола. Сохранилась информация о том, что за первую неделю работы все пятеро получили совокупную зарплату в $63. Даже по меркам 1928 года это были сущие копейки – то есть центы. И хотя за первый год объем продаж тысячекратно превысил эту сумму (ровно $63 тыс.!), чистая прибыль по-прежнему оставалась более чем скромной – всего $6 тыс.

Авторадио

Нужен был какой-то новый товар, способный обеспечить решающий прорыв на рынке. Поразмыслив, Галвин решил, что из всех новомодных технических новинок на американском рынке наибольшим успехом пользуются две – радиоприемники и автомобили. Оставалось сделать следующий логический шаг – объединить этих двух лидеров потребительского спроса, иначе говоря, радиофицировать автотранспорт. Однако все подобные попытки в 1920-е годы терпели неудачу. Причины были чисто технические – работа генератора и системы зажигания неизбежно засоряла эфир помехами, да и хрупкие радиолампы оказывались малопригодными для тогдашних грохочущих колымаг на четырех колесах. В общем, слушать радио в салоне удавалось лишь при выключенном моторе.

Поэтому когда знакомый инженер предложил Галвину создать специальное радио для автомобилей, глава Galvin Manufacturing увидел в этом предложении тот самый шанс, о котором давно мечтал. Правда, запал на идею авторадио Галвин не сразу. Сначала он решил, что даже если подобная штука технически осуществима, то ее тут же запретят – чтобы не отвлекала водителей от дороги. А во время командировки в Нью-Йорк его скепсис только усилился после того, как на глаза попалось объявление об установке в автомобиль специально переделанного переносного радиоприемника. По цене «всего» $240! Для справки – автомобиль тогда стоил примерно $650.

Для таких людей, как Галвин, неразрешимая задача – это как раз та единственная, которой и стоит заниматься. Со свойственным ему максимализмом глава компании поставил перед сотрудниками задачу вдвойне неразрешимую – создать не просто автомобильное радио, а дешевое радио, розничная цена которого не должна была превышать $200. А в идеале – укладывалась бы в сотню с хвостиком. Галвина всегда заботили стратегические, глобальные вопросы, частности – реализацию – он обычно перекладывал на плечи подчиненных.

Скоро появилась опытная модель, но для серийного запуска новинки и ее продвижения на рынок нужны были кредиты. Галвин попытался выбить их у одного чикагского банкира, и для наглядной демонстрации преимуществ своего товара предложил банкиру установить авторадио в его машине. Эта идея погорела в буквальном смысле – не успел потенциальный кредитор отъехать, как галвиновский агрегат вспыхнул, вызвав легкий пожар в салоне.

image002

Авторадио Motorola

Но и это фиаско не остановило настырного Галвина. Он и впредь предпочитал тягучим переговорам эффектные демонстрации своих новинок – правда, ужесточив требования к их «предпоказному» тестированию.

В частности, успешная презентация авторадио состоялась в том же 1930 году на съезде Ассоциации производителей радиоприемников в Атлантик-Сити. Демонстрация нового чуда бытовой техники – работающего авторадио по розничной цене чуть более сотни долларов! – прошла эффектнее некуда. Участники съезда с утра до вечера по одному – по двое забирались в машину к изобретателю, и он катал их по улицам города, давая возможность насладиться четкой, не забиваемой помехами радиопередачей. Многие и после этого не решались поверить в рыночные перспективы новинки, кто-то даже высказывал опасения, не нарушит ли новый агрегат работу двигателя…

И все же к последним дням работы съезда стена недоверия была сломана. Компания Галвина получила первые заказы на модель Motorola 5T71, которая продавалась по розничной цене $110-130. Конец года Galvin Manufacturing Corporation закончила с объемом продаж $287 тыс. Оставался, правда, небольшой убыток в $3,7 тыс. Но, во-первых, он был наследием «проклятого прошлого», а во-вторых, стал последним в истории компании, пока ею руководил Пол Галвин.

Копы на связи!

С этого момента вся продукция Galvin Manufacturing выходила под торговой маркой Motorola. Название появилось из соединения слова motion (движение) с названием популярной тогда марки домашнего радиоприемника Victorola.

К середине 1930-х годов последние еще не успели превратиться в массовый товар – радио имели менее половины американских семей. Но постепенно хорошо известную и раскрученную марку Victorola начала уверенно теснить «новенькая» – Motorola. Развивая свой успех на рынке авторадио, компания Галвина вторгалась на рынок и домашних радиоприемников, предлагая потребителям новинку за новинкой – кнопочную настройку, более удобные регуляторы частоты и громкости и многое другое.

Следующим шагом стало производство переносных радиоприемников. Немногие, вероятно, в курсе, что прообраз современной «мобилы» был создан компанией Галвина почти три четверти века назад – в 1936-м! Тогда, правда, новомодной «трубкой» пользовались только привилегированные клиенты – чикагские полицейские. И хотя существенным недостатком первых мобильников была исключительно односторонняя связь, американские копы по достоинству оценили новинку – с ее помощью они теперь могли отдавать на своей частоте команды одновременно всем патрулям в городе. Забегая вперед, можно отметить, что в 2003 году Motorola получила специальную награду Интерпола за пионерские разработки в «мобилизации» стражей порядка.

В том же 1936 году Пол Галвин, отдыхая с семьей в Европе, обратил внимание на хваленые немецкие автобаны. В отличие от многих европейских и американских политиков, бизнесмен быстро сообразил, что идеальные дороги построены не для гражданской техники, а для военной. Вернувшись домой, он поставил перед сотрудниками новую задачу, причем, срочную – создание портативных переносных армейских раций. Иначе говоря, найти замену агрегатам, которыми тогда были оснащены все армии мира, – громоздким, с трудом умещавшимся в рюкзаке и не позволявшим одновременно говорить и слушать. Имевшиеся в то время портативные устройства размерами с кирпич и с торчавшими во все стороны микрофоном, телефоном и длинной антенной были слабосильными – «брали» всего несколько миль.

Чутье бизнесмена не подвело Галвина и на этот раз. Спустя три года в Европе началась большая война, а в 1941-м в нее вступили и Штаты. Тут-то и подоспел желанный госзаказ на портативные и мощные армейские рации, которые тогда разрабатывала только Galvin Manufacturing. Когда год спустя правительство США запретило выпуск гражданского автотранспорта, компания Галвина, в 1943 году ставшая публичной, не только не понесла убытков, но и довела объем продаж до $80 млн, а свой штат – до символической тысячи человек.

image003

Армейская рация Motorola во времена Второй мировой

К тому времени должность директора по перспективным исследованиям занимал видный специалист по радиосвязи и полупроводникам – профессор Дэниел Нобл, которого переманил из университета Галвин. Под руководством Нобла в 1940 году и было создано первое переносное радио с двусторонней связью – типа телефонной. Рация Handie-talkie весила всего два килограмма и работала на расстоянии 15 миль. Впоследствии на смену ей пришла еще более миниатюрная и вдвое более сильная Walkie-talkie (правда, работать на предельном охвате в 30 миль она могла лишь при выпущенной 3,5-метровой антенне).

Этот прибор разошелся по армиям и полициям всего мира, получив международное признание. Всего за годы войны Galvin Manufacturing выпустила более 130 тысяч армейских раций.

К концу войны Пол Галвин еще раз продемонстрировал свою отменную деловую интуицию. Поняв, что золотые денечки военных заказов скоро закончатся, он распорядился, чтобы тысячи пылившихся на складах комплектов автомобильного радио были переделаны в домашние радиоприемники и пущены в продажу. Таким образом компания пережила неизбежный послевоенный штиль, сохранив главное – свою налаженную дистрибьюторскую сеть.

Галвинизация бизнеса

Как руководитель, Пол Галвин был неоценим для компании и невыносим для сотрудников – по крайней мере для тех из них, кто рассчитывал на спокойное место работы. Покой им только снился – взрывной и бескомпромиссный стиль руководства Галвина позже назвали «ежедневным судилищем» над персоналом.

Хотя уничижительное судилище в данном случае вряд ли уместно – суд Галвин вершил скорый, но правый. Ежедневные разборки с подчиненными руководитель устраивал не ради демонстрации власти и не для мелочных придирок, а с целью ежедневного повышения качества работы. Галвин считал, что эффективность компании прямо пропорциональна эффективности каждого ее сотрудника, и не отступал от своих жестких требований все время, пока руководил компанией.

Любопытно, что даже при таких драконовских методах руководства большинство сотрудников Galvin Manufacturing застревали в компании на десятилетия. И даже в периоды экономического застоя или кризиса, когда американский бизнес погружался в кратковременную кому, компания Галвина одна из немногих демонстрировала поразительную живучесть.

image004

Виржиния и Пол Галвины

После окончания Второй мировой войны ее руководитель снова занялся поиском новых продуктов и направлений деятельности, которые обеспечили бы компании, в 1947 году сменившей название на Motorola, лидирующее положение на десятилетия вперед.

Еще во время войны Галвин обратил пристальное внимание на бурно прогрессировавшее телевидение и в очередной раз предложил своим сотрудникам догнать и перегнать тогдашнего лидера – компанию Radio Corporation of America (RCA). В 1940-е годы она выпускала телевизоры с диагональю экрана 10 дюймов по цене $300, а Галвин решил сэкономить на размерах экрана (всего 7 дюймов), значительно выиграв в габаритах, весе и, разумеется, в цене. В 1947 году модель Golden Vision VT71 была готова к запуску в серийное производство. На робкое возражение отдела продаж, что заявленная розничная цена $179,95 принесет одни убытки, глава корпорации ответил в свойственном ему духе: «Я назвал эту цену, и она таковой и останется, а вам придется с ней работать».

И снова не ошибся. Доступная цена сразу же сделала телевизоры Motorola массовым товаром – за первый год было продано 100 тысяч штук, и вскоре компания за счет телевизоров компенсировала неизбежный послевоенный спад производства, вызванный исчезновением военных госзаказов. К 1950 году Motorola более чем вдвое увеличила объемы продаж «золотого» 1944-го ($177 млн).

В том же году 55-летний глава фирмы начал готовить себе в преемники единственного сына, а спустя шесть лет пост президента Motorola занял 32-летний Роберт Уильям Галвин. Его назначение совпало с выпуском очередного прорывного продукта – первого в мире пейджера. Он стал незаменимым средством коммуникации среди самых широких слоев населения – от медперсонала и менеджеров до священников и даже… девочек по вызову.

В 1959 году Пол Галвин умер, оставив сыну процветавшую компанию с годовым оборотом в $225 млн.

Что может быть лучше хорошего бизнеса?

До начала 1970-х Motorola выпускала телевизоры на американский рынок, успешно конкурируя с японскими «агрессорами». А затем, неожиданно для многих, свернула столь доходное производство! Это, на первый взгляд, нелогичное решение – зачем же отказываться от хорошего бизнеса? – тем не менее, вошло во многие учебники по менеджменту как решение тонко просчитанное и беспроигрышное.

Хорошее меняют только на лучшее, именно это проделала Motorola, открывшая для себя более перспективные направления – производство микропроцессоров, кабельных модемов, спутниковых систем связи и непосредственно связанных с ними мобильных телефонов. В результате радикальной смены приоритетов обороты компании за следующее десятилетие выросли более чем вчетверо – с $796 млн в 1970 году до $3,1 млрд в 1980-м.

Правда, на обоих главных рынках – интегральных схем и мобильной связи – «пионерке» Motorola в итоге пришлось потесниться, пропустив вперед конкурентов – соответственно, Intel и Nokia.

Рынок микрочипов Motorola открыла в 1952 году, создав первый серийный полупроводниковый транзистор. Спустя короткое время компания, следуя генеральной линии отца-основателя, стала выпускать первые автомобильные транзисторные приемники. Они приобрели такую популярность, что Motorola пришлось открывать производственные мощности по всему миру. В 1974 году специалисты компании создали первую микросхему – 8-битный процессор, положивший начало обширному семейству микрочипов, без которых не смогли бы работать персоналки Apple – компьютеры Macintosh. Однако безальтернативная ставка на «яблочников» со временем оказала Motorola дурную службу – Apple в итоге проиграла битву титанов компании IBM c ее фирменным «Intel Inside».

Это поражение, однако, не охладило пыла Motorola в других секторах рынка бытовой электроники. Один из топ-менеджеров компании объективно оценил сложившуюся на рынке ситуацию афористическим вердиктом: «Если бы мы в свое время додумались до слогана «Motorola Inside», то он сегодня мозолил бы глаза не реже, чем всем известный слоган Intel».

Справедливость этого утверждения на рынке мобильных телефонов трудно оспорить. Его поистине неограниченные перспективы Motorola снова осознала раньше других. Потратив в 1970-х годах на соответствующие исследования более $100 млн, компания, благодаря своей оперативности, десятилетием позже вышла в единоличные лидеры нового направления. Первый серийный аппарат сотовой связи – килограммовый Motorola DynaTAC, созданный командой исследователей под руководством Мартина Купера в 1973 году, поступил в продажу ровно через десять лет. И еще год спустя в мире действовало около сотни сотовых сетей, собранных на оборудовании Motorola.

Лишь полтора десятилетия назад компания Галвина уступила лидерство финской Nokia. Во многом это произошло из-за стратегического просчета руководства Motorola.

image005

Роберт Уильям Галвин

Еще в конце 1980-х оно пришло к выводу (как показало время, глубоко ошибочному) об ограниченности рынка сотовой связи и решило инвестировать $5 млрд в амбициозный проект Iridium, казавшийся наиболее перспективным. Проект предполагал охват сотовой связью всего земного шара с помощью 66 космических спутников, но в результате «космическими» оказались цены этой услуги. Компании Iridium LLC, разработавшей проект, удалось набрать лишь 50 тысяч абонентов, готовых платить за сотовую связь такие деньги, в то время как для достижения уровня рентабельности требовалось вдесятеро больше участников. Со временем операторы сотовой связи нашли куда более дешевый и эффективный способ предоставлять ее в любой точке земного шара – всем известный сегодня роуминг.

В итоге на проекте Iridium был поставлен крест. И если бы не вмешательство Пентагона, имевшего свои виды на космическую связь, все выведенные к тому времени на орбиту спутники ждала участь затопленной космической станции «Мир».

Так Motorola в канун нового столетия и тысячелетия потеряла значительные деньги и, что хуже – инициативу на столь динамично развивающемся рынке. Хотя и стабильное второе место на нем – само по себе достижение, о котором другие игроки могут только мечтать.

Mobile in mobilis

Если кто забыл – таков был девиз капитана жюльверновского «Наутилуса». «Подвижное в подвижном» – сегодня эта фраза на латыни вполне могла бы стать корпоративным слоганом Motorola. Потому что компания, три четверти века назад созданная Полом Галвином, в последнее время опять взялась за старое – снова пытается объединить двух китов современного рынка: автомобиль и мобильную связь.

На повестке дня – сетевой автомобиль, превращающий его из средства передвижения в мобильный центр коммуникаций. И это уже не фантастика – Motorola заключила контракт на соответствующие совместные разработки с компанией DaimlerChrysler, ведутся переговоры с Renault и другими лидерами мирового автопрома.

Walkie-talkie Первый сотовый телефон DynaTAC Мобильный телефон Motorola
Walkie-talkie Первый сотовый телефон DynaTAC Мобильный телефон Motorola

Кроме того, исследовательский центр Motorola занят более масштабным (и оттого еще более фантастическим) проектом – созданием «интеллектуальной» среды обитания. Разумная экология по замыслу специалистов Motorola должна будет состоять из четырех основных узлов – человека, его дома, рабочего места и автомобиля, – между которыми постоянно осуществляется связь и взаимодействие.

Руководство компании оптимистично смотрит на перспективу реализации очередного грандиозного проекта. Ведь по объему инвестиций в новые разработки Motorola не уступает крупнейшим технологическим компаниям мира, а число ее партнеров среди университетов и исследовательских центров давно перевалило за сотню.

И вообще компания со штатом в 88 тысяч человек, занимавшая в 2007 году 205-е место среди 500 крупнейших компаний мира (по версии журнала Fortune) с капитализацией $41,3 млрд, за три четверти века уже привыкла к статусу идущей впереди планеты всей. Как завещал великий Галвин.

Приложение

Эксперимент на самом себе

К первой презентации авторадио на съезде Ассоциации производителей радиоприемников в Атлантик-Сити в 1930 году компания Галвина готовилась серьезно, работали днем и ночью. И все же, как часто бывает при подобной штурмовщине, не хватило буквально считанных дней. Рабочая модель была готова, но на ее отладку времени уже не оставалось. И тогда Галвин установил первый авторадиоприемник в собственном «студебекере», собственноручно отлаживая аппаратуру по дороге из Чикаго в Атлантик-Сити, пока жена рулила.

«Алло! Луна на проводе!»

Спустя десятилетие после смерти основателя компании Motorola, 21 июля 1969 года не только Америка – весь мир, затаив дыхание, следил за первыми шагами Нила Армстронга по поверхности Луны и слушал его исторические слова о «маленьком шаге одного человека и огромном шаге всего человечества». Эти слова без искажений долетели до земных слушателей благодаря специальной аппаратуре, установленной на лунном модуле Apollo-11 компанией Motorola.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru