ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВ, постоянный автор ряда ИТ-журналов, студент исторического факультета СПбГУ. Специально – для «Системного администратора»
Лидер всегда щедр
За что конкуренты любили Sun?
Есть компании, которые больше, чем просто бизнес-проект. В их стенах не только зарабатывают деньги – там придумывают мир, в котором мы живем. Одна из таких компаний – Sun Microsystems.
Скотт и другие
Скотт Макнили (Scott McNealy) родился в 1954 году, недалеко от Детройта. Его отец, как и многие в городе, работал на автозаводе, где дослужился до управляющего. Высокая должность позволила дать сыну образование в элитарной школе. Юный Скотт мечтал стать врачом, но уже тогда демонстрировал способности к математике и другим точным наукам. В итоге родители и учителя убедили его поступать на экономический факультет Гарварда.
После окончания университета Скотт принимает решение получить престижную степень МВА, для чего отправляется в Стэнфордский университет. Поступить ему удалось только с третьей попытки, но это того стоило: именно в Стэнфорде он знакомится с Винодом Хослой (Vinod Khosla) и Энди Бехтольшеймом (Andy Bechtolsheim), будущими основателями Sun Microsystems.
В ту пору Макнили всерьез собирался заниматься работой в оборонной области, на танковом заводе. Однако бывший школьный учитель экономики приглашает его в Onyx, компанию, производящую рабочие станции. Но спустя год трое выпускников Стэндфорда основали свою фирму Stanford University Network (Sun).
Стартап вчерашних студентов
Винод Хосла и Энди Бехтольшейм тогда, в 1982 году, работали инженерами. Им постоянно требовались компьютеры для CAD/CAM-программ. В те годы компьютеры для вычислений стоили колоссальные деньги, и техники на всех не хватало просто физически. Часто приходилось работать по очереди. Амбициозных молодых специалистов такое положение дел устраивать не могло. Они решили создать собственную компанию, которая вместо дорогих рабочих станций должна была производить более дешевые, но почти не проигрывающие по функционалу. С этой целью и была основана Sun Microsystems. Перед компанией стоял вопрос: за счет чего можно убавить стоимость компьютеров, сделать их более доступными, чем у конкурентов?
Ведь на рынке компьютеров для вычислений тогда существовала компания Apollo. Сейчас ее название уже никому ничего не говорит, а когда-то на рынке ИТ Apollo считалась одной из самых перспективных. Первое решение нашлось быстро – Sun стала разрабатывать компьютеры, которые могли работать на дешевом, а лучше вообще бесплатном программном обеспечении.
Так, в новую компанию был приглашен Билл Джой. В отличие от своих коллег – еще никому не известных специалистов и вчерашних выпускников – Джой пришел в Sun, уже имея лавры одного из создателей операционной системы BSD. Именно доработанную под нужды компании систему BSD стали устанавливать на новые рабочие станции. Из-за этого стало возможно продавать новые компьютеры всего за …20 тысяч долларов. Аналогичная продукция Apollo стоила на 5 тысяч дороже. Apollo разрабатывала собственную операционную систему, что обходилось компании очень дорого.
Про свою первую модель инженеры Sun вспоминают с большой охотой и ностальгией: 4 Мб оперативной памяти и стандартный шестнадцатиразрядный процессор MC68010 (см. рис. 1) от Motorolla, способный выполнять около 800 тысяч операций в секунду. А главное – наличие карты Ethernet. В то время локальные сети еще считались экзотикой, и возможность объединить компьютеры в сеть стала серьезным аргументом за Sun, особенно у клиентов, приобретающих большое количество компьютеров для офисов. Поддержка сети в совокупности с бесплатной открытой операционной системой сделала компьютер главным событием выставки Comdex в 1983 году.
Рисунок 1. Микропроцессор Motorolla MC68010, установленный в первом компьютере компании
Энди, Билл, Скотт и Винод получают свой первый большой контракт – компания Computervision (специализирующаяся на CAD-системах) закупает у них партию компьютеров на 40 миллионов долларов.
Сеть – это компьютер
В 80-е годы у Sun Microsystems развивалась в двух направлениях: создавала технологии для работы в сети и разрабатывала собственный процессор.
Успеху первых компьютеров компании немало способствовала встроенная сетевая карта, и это достижение нужно было развивать. В 1984 году Sun анонсирует технологию Network File System. С помощью NFS пользователи могли работать с информацией и файлами на всех компьютерах, объединенных в сеть. Это была одна из самых лучших реализаций протокола для работы в сети. Похожие протоколы были разработаны и конкурентами, но Sun выгодно отличалась от них мультиплатформенностью. NFS позволяла объединять в сеть не только компьютеры от SUN Microsystems, она работала и с MS DOS, IBM DOS, с операционками от Apple. До этого подобное не делал никто.
Но революционным стала даже не сама разработка, а то, как ее представили другим компаниям. Любой мог за символическую цену купить лицензию на NFS, получить исходники и сколько угодно пользоваться наработками в своих проектах. В 1984 году компании очень бережно хранили свои проекты и делиться исходным кодом не считали нужным.
Этот жест символизирует идеологию Sun: отдать свои достижения конкурентам, пусть те сами развивают технологию. Но при этом Sun все равно умудрялась оставаться лидером в своей области, используя уже и то, что сделали другие компании. «Это не мы делаем им подарки, это конкуренты работают на нас», – шутили в компании.
Сетевые компоненты развивались и на благо разработчиков. В 1987 году публике был представлен Open Network Computing, самый совершенный в то время механизм для реализации распределенных вычислений. Теперь в научных центрах для особо сложных и ресурсоемких задач появилась возможность объединять мощь всех имеющихся компьютеров.
В 1986 году происходит еще одно важнейшее событие в истории компании. Инженеры представляют свой процессор, который должен заменить исчерпавшие свой потенциал модели Motorolla. Новый 32-разрядный процессор работал на RISC-архитектуре, что упрощало усовершенствование старых моделей и увеличивало производительность. Новая архитектура была названа SPARC.
SPARC превосходил процессоры от Motorolla технически и при этом обходился компании дешевле. Первые модели SPARC (см. рис. 2) работали на тактовой частоте 16,6 МГц и позволяли установить на один сервер сразу несколько процессоров. Sun осталась верна своим традициям, и технология производства была доступна всем желающим. Лицензии на процессоры SPARC получили четыре компании.
Рисунок 2. Рабочая станция Sun Ultra 10 на базе процессора SPARC
Правда, относительно удачным из всех четырех был только опыт Cray. Они продавали дорогие серверы самых продвинутых конфигураций, а их заказчиком выступали государственные компании. Руководство Sun Microsystems даже пыталась приобрести в собственность конкурента, но переговоры зашли в тупик – собственники Cray соглашались только на продажу всей компании, а Sun нуждалась лишь в серверном производстве. Впрочем, не было бы счастья, да несчастье помогло. Cray через несколько лет оказалась в собственности SGI, а эта компания в производстве серверов на базе SPARC заинтересована не была. Так Sun получила желаемое даже дешевле, чем когда-то хотела.
Солярка и офис
Главной сферой деятельности Sun изначально было производство серверов и рабочих станций. Эта сфера остается профилирующей и самой доходной для компании по сей день. Но главное, что можно отметить в истории Sun в 90-е, это то, что компания стала уделять огромное внимание не только железу, но и программным продуктам.
Основной такой продукт – операционная система Solaris. Изначально на компьютеры компании ставилась доработанная Биллом Джоем BSD, получившая название SunOS. Но в 1991 году появляется отдельное подразделение компании (логично названное SunSoft), главная цель которого – развитие операционной системы. В сентябре 1991 года была выпущена первая версия Solaris, ставшая симбиозом из BSD и AT&T System V. «Солярка» приобрела популярность в научной и технической среде, снискала славу безопасной системы для серверов. Создатели Solaris особенно гордились высокими показателями масштабируемости, что важно при большом объеме вычислений.
Следующим успехом должно было стать создание собственной графической системы. Но, увы, сегодня про Network/extensible Window System (NeWS) никто не вспоминает. NeWS была объективно слабее X Window. Именно последней было суждено воцариться на десктопах *nix-пользователей.
Одним из тех, кто провалил работу над графической системой, был Патрик Нойтон. Он даже собирался уходить из компании, но его настойчиво попросил остаться Макнили.
Во время беседы с Макнили Патрик Нойтон заявил, что в разросшейся Sun стало слишком много бюрократизма, который тормозит развитие компании. В ответ Скотт выделил Патрику нескольких разработчиков и предложил придумать идею нового продукта. Идея нашлась у Билла Джоя, он предложил создать программное обеспечение, которое смогло бы расширить функции бытовой электроники. Для этого традиционные языки программирования, вроде C и C++ не подходили.
Программисты решают создать свой язык. Сначала он получает кодовое название Oak, в честь дуба рядом с офисом. А потом его переименовывают в честь любимой марки кофе программистов Sun – Java. Через несколько лет большинство программ для мобильных телефонов начнут создавать именно на этом языке, его активно будут использовать в веб-разработках.
К концу 90-х Sun стала интересоваться не только серверным и узкоспециализированным рынком, но и проектами для обычных пользователей. В 1999 году происходит покупка компании StarVision, а вместе с ней и офисного пакета StarOffice (см. рис. 3). Исходные коды StarOffice были открыты Sun, хотя сам офисный пакет и продается за деньги. Впрочем, на базе открытых исходников был создан проект OpenOffice, который также долгое время финансировался из средств Sun Microsystems. И если коммерческий успех StarOffice можно оценить как весьма средний, то OpenOffice завоевывает все большую популярность, причем не только в UNIX-среде. По функционалу он мало чем уступает аналогу от Microsoft, зато не стоит и цента – важный аргумент для стран, где решили бороться с пиратством.
Рисунок 3. Одна из старых версий StarOffice
Крушение легенды
Такова история успешной компании. Типичная для многих. Собрались однокурсники, что-то придумали, дело пошло, и вот через несколько лет просто хорошая компания превращается в экономическую империю.
Так и шло в Sun Microsystems по нарастающей вверх вплоть до 2001 года. До того, как лопнул «пузырь» доткомов. Пресловутый «пузырь» рос с 1995 года – стоимость акций интернет-компаний увеличивалась, в них было престижно и, как тогда казалось, выгодно вкладывать деньги.
Многие проекты получили большой финансовый приток, львиная часть сетевых проектов работали на серверах от Sun. Компании стали закупать все больше продукции. Sun расширяла производство, нанимала новых сотрудников, капитализация росла. Но потом вдруг оказалось, что бизнес в онлайне не приносит мгновенного обогащения. А зачастую не приносит денег вообще. Предприниматели прекратили инвестировать в интернет-компании.
Огромное количество серверов, которое производила к 2001 году Sun, оказалось никому не нужно. Производство пришлось сокращать, а готовую продукцию распродавать за полцены. Как итог – в 2002 году Sun стоила столько же, сколько в 1998 году, ее выручка продолжала падать. Компании предпочитали теперь закупать обычные серверы на базе Intel и AMD, с установленными на них Linux или FreeBSD.
Чтобы переломить негативную тенденцию, Sun заключила контракты с главными производителями процессоров и помимо серверов на SPARC стала делать сервера с Intel Xeon и AMD Opteron внутри. Также Sun приняла решение об открытии исходных кодов своей операционной системы – так в 2005 году увидел свет OpenSolaris.
Неизвестно, сумела бы компания решить свои проблемы и вернуть былые позиции, потому что грянул новый кризис – уже общемировой. От него Sun пострадала больше всех своих конкурентов. Убытки компании с сентября 2008 по июнь 2009 года составили астрономическую сумму, почти два миллиарда долларов! И, судя по всему, скоро Sun уже будет не совсем Sun. В апреле нынешнего года компания Oracle изъявила желание купить Sun Microsystems. Совет директоров последней предложение принял. Сумма сделки должна составить до 7,5 миллиардов долларов. Ожидается, что официально продажа будет оформлена уже осенью.
Что будет с Sun, которая была такой яркой страницей в истории информационных технологий? Как ее изменят новые владельцы? Как бы там ни было, это будет уже другая Sun Microsystems. Ее история только начинается.