До часа «Х» – меньше 100 дней
Что делать с персональными данными?
На вопросы «СА» отвечают сопредседатели комитета по информационной безопасности МОО «Союз ИТ-директоров России» Виктор Минин и Юрий Шойдин.
– Бизнес-сообщество сегодня активно обсуждает Федеральный закон «О персональных данных». 1 января 2010 года информационные системы персональных данных (ИСПДн) должны быть приведены в соответствие с его требованиями. Времени для этого мало. Что делать?
– Необходимо разделять позицию законодателя в отношении операторов, которые обязаны обрабатывать персональные данные (ПДн) согласно требованиям ФЗ и в отношении субъектов персональных данных, права которых должны быть защищены.
Очень условно деятельность оператора ПДн можно разделить на две части – «нетехническая» и «техническая». «Нетехническая» (административная и документарная) сторона вопроса защиты оператором обрабатываемых персональных данных заключается в формировании документарной базы, являющейся основой защиты ПДн, и административных мероприятий, позволяющих судить о защите ПДн.
Если говорить о «технической» стороне, необходимо учитывать, что в информационной системе предприятия приложений, обрабатывающих ПДн, значительно больше, чем мы себе представляем.
Поэтому их выявление и выполнение технических мероприятий по защите – одна из первостепенных задач оператора.
К сожалению, вышедший ФЗ имеет целый ряд существенных нестыковок с ранее действующими законодательными актами.
– Что это за противоречия?
– Согласно закону данные, попадающие под его действие, можно трактовать как самостоятельный режим «ограниченного использования». Значит, необходимо «вынесение» ПДн из других существующих режимов. С точки зрения законодательства такой подход неверен, потому что «персональные данные» по классификации являются информацией, а не режимом.
В законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» указывается, что персональные данные не должны передаваться пользователю без согласия субъекта, а в законе «О персональных данных» отмечается ответственность оператора персональных данных за их распространение.
Еще одной острой юридической проблемой является лицензирование. Дело в том, что закон «О персональных данных» не предусматривает лицензирования деятельности оператора ПДн.
С другой стороны, есть закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому в определенных случаях, например когда оператор обрабатывает ПДн не только для собственных нужд, их защита подлежит лицензированию.
Стоит отметить, что всем операторам придется получать соответствующие лицензии ФСТЭК и/или ФСБ. По крайней мере, до тех пор, пока вопрос лицензирования не будет разъяснен регуляторами.
Есть и другие трудности. Одна из них – организационно-финансовая. Так, многие компании и организации не включили в свой бюджет на 2009 год затраты на создание систем по защите ПДн. Поэтому в текущем году они могут не успеть их создать. Особенно с учетом финансового кризиса.
Еще хуже обстоит ситуация с органами власти и бюджетными организациями. При разработке и утверждении закона «О персональных данных» Правительство РФ не рассматривало выделение бюджетным организациям средств на приведение своих информационных систем в соответствие с требованиями закона.
В результате существует два возможных варианта развития ситуации. Первый вариант – если ряд существенных поправок не будет урегулирован до конца 2009 года, то, возможно, придется сдвинуть крайний срок приведения информационных систем персональных данных в соответствие с требованиями ФЗ № 152 с 1 января 2010 года на более поздний срок.
Второй вариант – закон вступит в действие с 1 января 2010 года, а все коллизии будут решаться в судебном порядке, персонально.
– Кто и как будет осуществлять контроль над его выполнением?
– Контроль операторов персональных данных осуществляется тремя регуляторами. ФСБ России отвечает за лицензирование деятельности операторов ПДн, при использовании ими при защите ПДн криптографических средств защиты. ФСТЭК России контролирует требования при категорировании и в части технической защиты ИСПДн, а также лицензирование деятельности операторов ПДн при осуществлении ими технической защиты конфиденциальной информации. И, наконец, Россвязькомнадзор контролирует деятельность оператора в части обеспечения организации защиты ПДн, регистрацию операторов ПДн и ведение реестра операторов.
Будем надеяться, что контролирующие организации будут производить проверки не по очереди, а одновременно.
– С чего начать разработку системы защиты персональных данных?
– Всем операторам нужно, в первую очередь для себя, закрепить документально основные понятия обработки конкретных персональных данных субъектов.
Единый документ об обработке персональных данных в организации должен предвосхитить все вопросы, которые могут возникнуть у уполномоченного органа. Поэтому необходим предварительный анализ документации оператора, которая содержит персональные данные субъектов.
При проведении такого анализа и составлении текста «Положения» важно учитывать возможность типизации ПДн. К примеру, когда оператор обрабатывает персональные данные субъектов с единой целью, например, для предоставления услуги связи, в «Положении» должны быть четко сформулированы понятия цели, способов, перечня обрабатываемых персональных данных и прочее.
Если оператор обрабатывает ПДн работников, преследуя различные цели, к примеру, для начисления заработной платы, установления пропускного режима, учета в кадровом делопроизводстве, возникает потребность их типизировать относительно цели обработки, и это должно быть отражено в «Положении».
Такая система описания позволит оператору эффективно ориентироваться в документах, содержащих персональные данные, давать ответы на запросы субъектов и уполномоченного органа.
Еще одна проблема – сроки хранения документов и информации, содержащей персональные данные. Законодательство, пожалуй, впервые устанавливает для информации и документов максимальный, и к тому же условный, срок хранения – «по достижении целей обработки». Организации должны будут установить сроки хранения документов, содержащих ПДн, причем необходимо заранее продумать обоснование выбранных сроков хранения.
Что касается технических мероприятий, то они должны включать в себя учет лиц, допущенных к работе с персональными данными в информационной системе. При этом лица, доступ которых к ПДн, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения служебных (трудовых) обязанностей, должны допускаться к соответствующим данным на основании списка, утвержденного оператором или уполномоченным лицом.
Сам по себе этот список для информационной системы мало что значит. Важно обеспечить разграничение доступа к приложениям в соответствии со списком и дать пользователям именно те права, которые им необходимы для выполнения должностных обязанностей. Сделать это без эффективной системы управления идентификацией и доступа будет весьма затруднительно.
Кроме того, должны быть реализованы мероприятия, направленные на предотвращение несанкционированного доступа к персональным данным и/или передачи их лицам, которые не имеют права доступа к такой информации, а также обеспечивающие своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к ПДн. Все запросы пользователей ИСПДн на получение персональных данных и факты предоставления ПДн по этим запросам должны регистрироваться автоматизированными средствами информационной системы в электронном журнале обращений, содержание которого должно периодически проверяться ответственными лицами оператора.
Сложность при категорировании, защите и сертификации ИС возникает в связи с тем, что современные автоматизированные ИС используют программные продукты, целиком охватывающие все предприятие. При повсеместном использовании ERP-систем, где этот модуль интегрирован в саму систему, защищать и сертифицировать придется всю автоматизированную ИС.
– Как создать систему защиты ПДн?
Во-первых, нужно организовать руководство вопросами организации защиты ПДн.
Во-вторых, необходимо создать два направления по обеспечению защиты обрабатываемых ПДн. Это техническое направление и направление «нетехнической» защиты, обязанности которого, в свою очередь, можно перераспределить по структурным подразделениям согласно целям обработки.
Например, защита персональных данных в кадровом делопроизводстве, в контрольно-пропускной системе, юридическом структурном подразделении (при учете договоров с субъектами ПДн). При этом должностной инструкцией должна быть установлена персональная ответственность работников этих направлений за надлежащую защиту ПДн.
Приступать к технической защите можно после проведения категорирования персональных данных и определения их объема. Эта операция позволит определить класс защиты ПДн и осуществить подбор необходимых средств, удовлетворяющих требованиям класса защиты. Необходимо также продумать создание системы технической защиты персональных данных. Произвести подготовку и провести аттестацию системы технической защиты ПДн.
– Как классифицировать ИСПДн? Каковы требования к аттестации информационных систем?
– На основании закона классификацию ИСПДн оператор персональных данных должен осуществить самостоятельно. При этом модель угроз создается не исходя из своего опыта и здравого смысла, а на основании методики и базовой модели, утвержденной ФСТЭК.
Что касается общих требований безопасности ИСПДн, то они определены в законе. Оператор при обработке ПДн обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства для защиты ПДн от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения и иных неправомерных действий.
– Какие могут быть последствия, если ничего этого не делать?
– Законодательство устанавливает уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни [1], за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений [2].
Кроме того, гражданское законодательство предусматривает защиту нематериальных благ граждан, включающих, в частности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, деловую репутацию. Устанавливается компенсация морального вреда, возможность требования по суду возмещения убытков и опровержения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина [3].
Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации, влечет их конфискацию [4].
А нарушение правил защиты информации и отказ в предоставлении гражданину информации может привести к административному приостановлению деятельности организации сроком до 90 суток [5].
Разглашение информации, доступ к которой ограничен ФЗ, и в частности персональных данных (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, которое имело к ней доступ по служебным или профессиональным обязанностям, карается административным штрафом до десяти тысяч рублей [6].
Приложение
Досье
ВИКТОР МИНИН, советник председателя Совета МОО АЗИ, председатель Общественного консультативного совета по научно-технологическим вопросам информационной безопасности Комиссии по информационной безопасности при Координационном совете государств – участников СНГ по информатизации при РСС
ЮРИЙ ШОЙДИН, директор по ИТ ГК «Интарсия», член правления СПб Клуба ИТ-директоров, член МОО СоДИТ
Кстати
По оценкам Россвязькомнадзора, операторами персональных данных являются около 3 млн российских компаний и организаций. Под надзор должны попасть более полутора миллионов из них. В прошлом году Россвязькомнадзор провел 76 проверок операторов ПДн. Результатом проверки стало 19 предписаний об устранении обнаруженных нарушений, пять административных дел переданы в суд. Сегодня лидерами по нарушениям являются банки и другие финансовые организации. Нарушения, отмеченные у них, в большей степени носят организационный характер. На втором месте – предприятия ЖКХ, а третье и четвертое делят операторы связи и страховые компании.
Документы, которые должны быть у оператора ПДн
- Письменное согласие субъекта персональных данных.
- Нормативный документ (перечень), аккумулирующий информацию о персональных данных, обрабатываемых оператором (в том числе их категория, объем и сроки хранения).
- Положение о персональных данных и их защите.
- Должностные инструкции сотрудников, имеющих отношение к обработке персональных данных.
Дополнительно нужно отметить особенности документа «согласие субъекта ПДн». Требования к форме письменного согласия установлены ФЗ (п.4 ст.9). Письменная форма применяется в случаях если:
- персональные данные включаются в общедоступные источники;
- оператором обрабатываются специальные (раса, национальность, политические взгляды, религиозные убеждения, состояние здоровья, интимной жизни) и биометрические персональные данные (характерные физиологические особенности).
Кроме того, письменное согласие субъекта требуется:
- при любой передаче (распространении) его персональных данных;
- при запрашивании любых персональных данных субъекта у третьего лица;
- при принятии оператором решения, порождающего юридические последствия в отношении субъекта персональных данных;
- при трансграничной передаче персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных.
Этапы проведения обработки персональных данных
- Обследование (аудит) бизнес-процессов компании на наличие в них ПДн.
- Инвентаризация ИС, обрабатывающих ПДн.
- Оценка законности обработки ПДн и наличие согласия субъектов на обработку.
- Контроль и корректировка договорных отношений с субъектами.
- Формирование перечня ПДн и проведение категорирования.
- Определение целей обработки ПДн.
- Определение сроков и условий прекращения обработки ПДн.
- Разграничение доступа пользователей к ПДн в ИСПДн.
- Формирование документов регламентирующих работу с ПДн.
- Формирование модели угроз, содержащей актуальные угрозы информационной безопасности персональным данным при их обработке в информационной системе.
- Классификация ИСПДн.
- При, необходимости определенной в №152-ФЗ, направить уведомление об обработке ПД в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, Роскомнадзор (http://www.rsoc.ru/main/directions/874).
- Приведение системы защиты ПДн в соответствие требованиям регуляторов.
- При необходимости, определенной методическими документами ФСТЭК России и ФСБ России получить необходимые лицензии.
- Аттестация ИСПДн.
- Эксплуатация ИС – мониторинг, выявление и реагирование на инциденты ИБ.
- Уголовный кодекс Российской Федерации, ст. 137.
- Уголовный кодекс Российской Федерации, ст. 138.
- Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1, ст. 150, 151, 152.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 13.12.2.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 5.39 и ст.13.12.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 13.14.