Оксана Глущенко: «ИТ-ландшафты: бизнес-эволюция или бизнес-революция?»::Журнал СА 7.2009
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
20.12.2019г.
Просмотров: 1156
Комментарии: 0
Dr.Web: всё под контролем

 Читать далее...

04.12.2019г.
Просмотров: 1124
Комментарии: 0
Особенности сертификаций по этичному хакингу

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 3660
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 3905
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 3086
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Оксана Глущенко: «ИТ-ландшафты: бизнес-эволюция или бизнес-революция?»

Архив номеров / 2009 / Выпуск №7 (80) / Оксана Глущенко: «ИТ-ландшафты: бизнес-эволюция или бизнес-революция?»

Рубрика: Гость номера /  Гость номера

Оксана Глущенко:
«ИТ-ландшафты: бизнес-эволюция или бизнес-революция?»

На вопросы «Системного администратора»  отвечает Директор по развитию бизнеса РОССВИФТ, независимый член Совета директоров консалтинговой компании ЗАО «Эн Ди Групп» Оксана Глущенко.

Оксана ГлущенкоОксана Глущенко имеет два высших образования, кандидат экономических наук, сочетает практику банкира и топ-менеджера.  С 1994 по 2002 г. прошла путь от экономиста до топ-менеджера «Промстройбанка», г. Санкт-Петербург. В 2005?2008 гг. была директором Департамента по работе с финансовыми институтами в компании «САП СНГ», отвечала за взаимодействие с банками, страховыми и финансовыми организациями на территории России и СНГ. В 2002?2005 гг. руководила в швейцарской компании «Теменос» внедрением проектов автоматизированных систем для банков на территории СНГ и стран Балтии. С 2008 г. – директор по развитию бизнеса РОССВИФТ, одновременно является с 2009 г. независимым членом Совета директоров консалтинговой компании ЗАО «Эн Ди Групп».

– Оксана, сегодня все, обсуждая кризис, ищут аналогии с событиями десятилетней давности. Как, по-вашему, повлияли кризисы 98?99?х годов и нынешний на ИТ-сообщество, на пользователей, системщиков?

– Тот первый кризис лишь потрепал сознание ИТ-сообщества. В конце 90-х уже стартовал процесс технологической модернизации во всех бизнесах, в том числе и банковском. Кризис лишь укрепил эту тенденцию.

Что я имею в виду? Во-первых, ERP-системы с индустриальным контентом стали тогда своего рода стандартом для многих производств. Во-вторых, в то время CRM-решения только начинали прокладывать себе путь как самостоятельные системы. В результате внедрения западных систем, таких как SAP, Oracle, IBM, Microsoft, в России произошла эволюция сознания, усилившаяся под влиянием кризиса в 98?99-х годах.

По существу, рынок программного обеспечения (и внедрений тоже!) испытывает влияние, правда, не всегда сбалансированное, таких тенденций, как:

– отход от стандартов, когда подразумевалось внедрение единой монолитной системы, все компоненты которой приобретаются у одного поставщика. Такой подход был очень популярен в прошлом, а сейчас на арену уже вышел компонентный подход, когда для каждой бизнес-задачи, функционального направления бизнеса выбирается интегрируемое решение, лучшее в своем классе;

– реализация в системах возможности индустриального и преднастроенного контента и функционала;

– достаточно осознанная ориентация в развитии ландшафтов ИТ с применением SOA;

– процессно-ориентированного управления и мощных средств и инструментария бизнес-аналитики;·

– распространение тенденций глобализации и стандартов бизнеса не только на крупные компании, но и на средних игроков;

– и, наконец, слияния и поглощения, в том числе не только компаний клиентов, но и объединение усилий и технологий самих вендоров ПО.

Сегодня (важный штрих нынешнего кризиса!) управленческие решения становятся очень востребованными. Кстати, скорость (быстрота) принятия управленческих решений буквально за последние годы, я полагаю, выросла в разы. Отсюда стремление переориентировать ИТ-политику на решения класса бизнес-анализа и поддержку принятия решений. Поскольку банки и предприятия стали гораздо ближе к западным стандартам бизнес-процессов и соглашений по обслуживанию систем, заметно выросла потребность в квалифицированных специалистах, обученных таким технологиям. Рынок ИТ-кадров оказался даже перегрет из-за такой нагрузки. А шла она именно от изменения условий и потребностей бизнеса. Это вхождение западного капитала, IPO российских компаний, рост конкуренции в сфере услуг и торговли.

Все это революционным образом повлияло на сознание ИТ-сообщества: от системного администратора до CIO. Полагаю, что и сейчас кризис лишь поверхностно зачистит ряды стремящихся заниматься ИТ и бизнес-технологиями и переориентирует ИТ-менеджмент, заставит его адаптироваться к новым условиям и искать иные пути для дальнейшего развития.

Иными словами, ИТ сейчас выходят на качественно новый уровень, когда верхи (топ-менеджмент компаний) не могут жить по старому, а низы  не хотят.

– Вы много лет работаете в банковской области, а также в сфере бизнес- и информационных технологий. Скажите, как менялись требования заказчиков, топ-менеджеров компаний, банков в последние годы?

– Мне посчастливилось не только наблюдать, но и активно участвовать в выработке требований как на стороне заказчика, так и в качестве руководителя коллективов, которые продвигали стандартные программные продукты – бизнес-приложения. Что изменилось?

Во-первых, с точки зрения функциональных требований к системе, они претерпели как структурные, так и качественные изменения. Теперь все четко выделяют клиентский блок. Например, с развитием и внедрением CRM-решений пришло осознание, что набор требований к клиентской информации, процессам ее обработки в подразделениях компании надо существенно расширить.

Если говорить о банках, то произошло и существенное изменение представлений о том, каким должен быть ландшафт современной современной автоматизированной банковской системы (АБС): от единой системы, построенной вокруг до компонентной сервисной архитектуры, построенной по принципам SOA (сервисно-ориентированной архитектуры).

Во-вторых, с точки зрения системотехнических требований значительно выросли запросы к скорости обработки транзакций, производительности продуктивных систем и объемам хранимой информации.

Важно отметить, что самостоятельное развитие и бизнес-значение получает ПО промежуточного слоя, или Middleware, что является необходимой платформой для гарантированной доставки транзакций в гетерогенных, распределенных и мультикомпонентных системах. В последние годы слияния в банковской системе неизбежно ведут либо к перекраиванию всей клиентской политики и перезаключению договоров с клиентами объединившихся банков (а это высокий риск!), либо к грамотной работе по увязке клиентов, продуктовых систем и сервисов по бухгалтерии и обязательной отчетности через Middleware.

Главная причина в трансформации представлений и требований – это время! Необходимо быстро реагировать на изменения и иметь возможность оперативно запускать новые сервисы как с технической, так и с бизнес-стороны. Здесь, кстати, в последний год наметилась еще одна тенденция, которая, на мой взгляд, будет определять развитие ландшафтов и бизнес-требований в ближайшие пару лет. Это SaaS (Software as a Service) – новый сервисный подход к распространению ПО – как услуги, а не как продукта. Эта модель уже применяется на мировом рынке, но в России она только начинает формироваться.

– Какие преимущества она дает ИТ-директорам, финансистам, генеральным директорам и собственникам бизнеса?

– Что нужно сегодня, в кризисных условиях, CEO, акционерам, генеральному директору? Прежде всего, чтобы технологические задачи были решены как можно быстрее и по возможности за небольшие деньги. Скажем, компания собирается развивать новое направление или готовится к процедуре слияния. Время и скорость выхода на рынок, равно как и вопрос получения консолидированной отчетности, играют в этой ситуации немаловажную роль.

Финансисту говорят, что нельзя допускать лишней иммобилизации средств акционеров на покупку решения и его внедрение в течение одного-двух лет. Налоговый пресс также заставляет финансистов искать свежие решения – от оформления своих новых бизнес-процессов консолидации отчетности, как know how c последующей капитализацией затраченных средств, так и нематериальный актив аренды приложений систем хранения, лишь бы не увеличивать капитальные затраты сейчас.

Представители ИТ отличаются консервативностью, они не всегда хотят отдавать сторонней компании свою потенциальную часть работ по внедрению и сопровождению. Но это всего лишь временный аспект, как и аргументы по поводу рискованности схем аутсорсинга. Кстати, иногда зависимость от собственного всесильного ИТ гораздо более рискованна, чем услуги, оказанные со стороны.

Необходимо добавить несколько слов про ПО с открытым кодом. Это очень важный вопрос, особенно в контексте того, что всякое ПО должно проходить сертификацию. Это очень актуально для государственных структур. Ориентация президента страны Дмитрия  Медведева на отечественные разработки также заставляет всех, кто принимает решения в области ИТ, уделять самое пристальное внимание ПО с открытым кодом.

– Меняется ли роль системного администратора сегодня?

– Безусловно! Прежде всего он должен, как никогда, быть квалифицированным специалистом в области информационной безопасности и обладать широким кругозором. Также я уверена он должен обладать высокоморальными качествами.

– Предположим, компания  решила переходить на SaaS. С чего должен начать в таком случае ИТ-руководитель?

– Во-первых, начните с простого – с функционирования электронной почты сотрудников, внутреннего портала компании.

Во-вторых, выделите наиболее срочные задачи и сопоставьте их с предлагаемыми возможными решениями по SaaS:

  • ERP-функции;
  • управление кадрами;
  • консолидация, если таковая требуется в бизнесе компании;
  • управление недвижимостью;
  • CRM-функции.

В-третьих, ведите переговоры и старайтесь подсчитать, как выгоднее использовать такие решения.

Если в конечном счете решение приживется, то, возможно, ваша компания сможет выкупить его у поставщика услуг. Поэтому хочу повторить еще раз – это процесс переговоров. Я бы обязательно предусматривала в договорах, в вариантах оплаты услуг возможность выкупа решения, удаленное администрирование ваших настроек и данных.

В-четвертых, смотрите, на какой платформе решение.

И наконец, необходимо обратить внимание на то, как осуществляется работа сервис-провайдера по соглашению обслуживания и какие у него подключены Data Center. Кстати, небольшие компании, возможно, будут более гибкими, а их подходы – более релевантными вашим запросам. Уровень сервиса таких компаний при вполне приемлемой цене нередко оказывается выше, чем у признанных старых игроков, что является ключевым требованием сегодняшнего дня.

– В чем же небольшие провайдеры могут дать фору крупным игрокам?  

– Давайте проанализируем. Если небольшая компания имеет квалифицированный штат, высококлассных спрециалистов, если у нее есть хорошие контакты не с одним Data Center, то я бы выбирала такого поставщика услуг.

Такие компании сегодня очень часто исповедуют кооперативные стратегии, позволяющие минимизировать возможные трения и принимать решения, учитывающие цели всех заинтересованных сторон. Они будут развивать решения, пусть и по вашим подсказкам.

И ничего плохого тут нет. Главное – достигнуть синергии, тогда процесс, как говорится, пойдет.

Я бы отметила в заключение, что современные ИТ-ландшафты, находятся ли они в больших компаниях или нет, претерпевают поистине революционные изменения. Меняется спрос и на ИТ-услуги. Да, кризис заставляет крутиться и заказчиков, и поставщиков, что уже само по себе неплохо.

Приложение

Компания ND-Group, оказывающая услуги консалтинга и системной интеграции, основана в 2006 году. Первым крупным проектом ND-Group стала локализация решения SAP for banking, которая была проведена в 2006-2007 гг. и была признана успешной. ND-Group обладает статусами партнерства SAP: Localization partner и SAP Preferred partner для финансовой сферы.

Согласно Уставу SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) – в каждой стране, представленной в сообществе, создаются Национальная группа членов SWIFT и Группа пользователей SWIFT. В России их интересы представляет организация РОССВИФТ, которая была создана в 1994 году. РОССВИФТ является членом Европейского SWIFT Альянса, объединяющего более 30 стран внутри SWIFT, на долю которых приходится около трети мирового трафика.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru