Компьютер, опередивший время: история Fujitsu FM Towns::Журнал СА 2.2009
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

Разбор полетов  

Ошибок опыт трудный

Как часто мы легко повторяем, что не надо бояться совершать ошибки, мол,

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6186
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6896
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4179
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 2986
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3791
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3801
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6295
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3150
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3445
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7261
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10627
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12347
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 13979
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9109
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7063
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5373
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4603
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3412
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3142
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3388
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3010
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Компьютер, опередивший время: история Fujitsu FM Towns

Архив номеров / 2009 / Выпуск №2 (75) / Компьютер, опередивший время: история Fujitsu FM Towns

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

Дмитрий Мороз ДМИТРИЙ МОРОЗ

Компьютер, опередивший время:
история Fujitsu FM Towns

Каким мог быть сегодняшний мир,
если бы в 1990 году мы располагали компьютером
с процессором i386, 8 Мб ОЗУ и приводом CD-ROM?

Джои Ито, инвестор, о компьютере FM Towns

Персональный компьютер на базе нового процессора 80386 компании Intel в 1990 году был явлением обыденным. А что если кроме него система могла похвастать приводом CD-ROM, графическими режимами с большим разрешением и одновременным отображением десятков тысяч цветов, высококачественным звуком, операционной системой с графическим пользовательским интерфейсом, загружавшейся с компакт-диска? Фантастика? Нет, имя этому компьютеру – Fujitsu FM Towns.

Средства мультимедиа, получившие широкое распространение в персональных компьютерах в середине 90-х годов прошлого века, своим появлением во многом обязаны японской индустрии. Предприятия Страны восходящего солнца ещё десять лет назад начали поставлять на внутренний рынок системы с богатыми возможностями по отображению графики и воспроизведению звука. Впрочем, изначально с конвейеров сходили всё те же «безликие» ПК.

Когда в 1981 году компания IBM выпустила свой первый персональный компьютер, он сразу получил широкое распространение на столах офисных сотрудников и их начальников. Однако популярность IBM PC была не безграничной: на том же рынке Японии эта архитектура не прижилась.

Главная проблема заключалась в японском языке, использовавшем китайские иероглифы (Кандзи): для отображения каждого из них на компьютерном мониторе требовалась площадь, в среднем 16х16 пикселей. Стандарт CGA (640х200), применявшийся в IBM PC XT, был слишком «беден» для отображения текста на японском языке, вследствие чего производители компьютерных систем Японии разрабатывали собственные графические режимы и адаптеры, обеспечивавшие вдвое большее по вертикали разрешение 640х400 пикселей.

В 1982 году компания NEC, наблюдая за успехами персональных компьютеров на рынках США и Европы, первой решила перенять опыт западных коллег. Глава отделения компании по разработке персональных компьютеров Юкио Мизуно (Yukio Mizuno) обратился к компании Microsoft с целью уговорить её разработать версию операционной системы MS-DOS для японского рынка, поддерживавшую иероглифы.

Однако Билл Гейтс (Bill Gates) ответил отказом из-за желания вначале закрепиться на рынке США. Впрочем, Мизуно уехал домой не с пустыми руками – Microsoft снабдила его всем необходимым программным обеспечением для самостоятельной доработки MS-DOS. В итоге NEC стала первой компанией на рынке Страны восходящего солнца, выпустив компьютер с операционной системой Microsoft, поддерживающей иероглифы. Случилось это в 1982 году, когда на прилавках магазинов появилась модель PC-9801.

Руководство NEC быстро осознало, что главным двигателем продаж на рынке персональных компьютеров являются совместимость и программное обеспечение. Чем больше программ создаётся под платформу, тем более привлекательной она становится для потенциального покупателя. А с ростом количества пользователей всё больше компаний решается писать программы для неё.

NEC начала сотрудничать с разработчиками ПО с целью предоставить им новейшие образцы аппаратного обеспечения, техническую документацию, помощь в решении возникших проблем и т. д.

Как итог – PC-9801 на многие годы стал наиболее популярным персональным компьютером на рынке Японии. Он был построен на базе процессора Intel 8086, обладал 128 Кб оперативной памяти с возможностью расширения до 640 Кб, поддержкой уже упоминавшегося ранее графического режима 640х400 пикселей c возможностью выводить 16 цветов из палитры в 4096 оттенков одновременно, а также 3-канальным синтезатором FM-звука.

Несмотря на изначальную ориентацию PC-9801 на бизнес-сектор, разработчики ПО в краткие сроки создали тысячи игр для этого компьютера, что позволило ему получить статус самой распространённой компьютерной игровой платформы в стране.

Однако конкуренты NEC не собирались сидеть сложа руки и также пошли по её пути. К середине 80-х годов Microsoft, осознав потенциал своей операционной системы на рынке Японии, самостоятельно взялась за совершенствование японской версии MS-DOS, продавая её уже не только NEC, но и другим производителям компьютеров в этой стране.

В марте 1987 года компания Sharp предоставила свой компьютер X68000, ориентированный на домашнее использование. Модель обладала весьма продвинутыми аппаратными характеристиками: процессором Motorola 68000, работавшим на частоте 10 МГц, 1 Мб ОЗУ, возможностью подключения жёсткого диска (более поздние модификации). Графические и звуковые возможности X68000 были очень похожими на применявшиеся в аркадных игровых автоматах того времени, благодаря чему разработчики игр могли без особого труда переносить свои продукты на этот компьютер.

Sharp X68000 – один из главных конкурентов FM Towns на рынке

Sharp X68000 – один из главных конкурентов FM Towns на рынке

X68000 считалась идеальной развлекательной системой, пока в 1989 году компания Fujitsu не представила свой ответ NEC и Sharp. Вышедший на рынок Японии в феврале FM Towns по праву считается первым мультимедийным персональным компьютером в мире.

Поскольку все компьютеры компании в то время получали свои кодовые имена в честь лауреатов Нобелевской премии, FM Towns своим названием был обязан физику Чарльзу Харду Таунсу (Charles Hard Townes), получившему её в 1964 году. FM же расшифровывалось как «Fujitsu Micro».

«Возможности безграничны»

Данный подзаголовок является официальным слоганом компании Fujitsu и вынесен он мной неспроста. Несмотря на то что FM Towns относился к разряду персональных компьютеров, по своим характеристикам и возможностям он опережал практически все существовавшие на то время системы. Сразу стоит отметить, что, несмотря на использующийся процессор i386, а также возможность работы под управлением MS-DOS, FM Towns не был аппаратно совместим с IBM PC, во всяком случае на первых порах.

Логотип FM Towns

Логотип FM Towns

Дабы не изобретать велосипед, в качестве основы при проектировании нового компьютера инженеры Fujitsu воспользовались архитектурой компьютера FM R-50, выпущенного в 1986 году и ориентированного на бизнес-рынок. От него FM Towns унаследовал базовую функциональность: процессор i386 с частотой 16 МГц, возможность установки дополнительного сопроцессора i387, 1 Мб оперативной памяти, расширяемой до 64 Мб, порт SCSI для подключения жёстких дисков и другой периферии, один или два 3,5-дюймовых флоппи-дисковода. Что же касается возможностей по обработке графики и звука, они достались ему от ещё одной системы, FM77AV, однако были значительно расширены.

Fujitsu FM R, ставший основой архитектуры FM Towns

Fujitsu FM R, ставший основой архитектуры FM Towns

Компьютер обладал множеством графических режимов: при разрешении 640х480 пикселей он мог выводить одновременно 256 цветов из палитры в 16 миллионов оттенков. При понижении разрешения до 330х480 пикселей на экран одновременно выводилось до 32768 цветов. Но это ещё не всё: графический чип FM Towns обладал возможностью смешивать различные видеорежимы. Например, режим 320х240 пикселей с выводом 32 тысяч цветов мог быть смешан с другим режимом 640х480 пикселей и отображением 16 цветов, что позволяло компьютеру выводить одновременно не только многоцветную графику с низким разрешением, но и иероглифический текст в высоком разрешении. Система была способна отображать одновременно до 1024 спрайтов с разрешением 16х16 пикселей каждый. Функции увеличения и вращения экрана были реализованы на аппаратном уровне и выполнялись при помощи одной команды. Текст, спрайты и графика имели собственное видео-ОЗУ общим объёмом 640 Кб, благодаря чему могли выводиться на экран одновременно.

За аудиочасть компьютера отвечали две отдельные микросхемы: Ricoh RF5C68 обеспечивал воспроизведение 8-канального PCM-звука, тогда как Yamaha YM-2612 отвечала за 6?канальный FM-синтез музыки. Встроенная функция караоке позволяла при помощи поставлявшегося в комплекте программного обеспечения накладывать на голос поющего различные эффекты, например, эхо.

Но самое главное новшество заключалось в оснащении FM Towns приводом для чтения дисков CD-ROM объёмом 540 Мб, в результате чего этот компьютер стал первым ПК в мире, использующим компакт-диски в качестве источника данных. А благодаря поддержке стандарта Red Book компьютер Fujitsu без проблем проигрывал аудио-CD.

Специально для FM Towns была создана своя 32-разрядная операционная система с графическим интерфейсом пользователя под названием TownsOS, которая загружалась с компакт-диска.

От FM77AV новый компьютер Fujitsu унаследовал её богатые графические и звуковые возможности

От FM77AV новый компьютер Fujitsu унаследовал её богатые графические и звуковые возможности

Стоит также отметить, что Fujitsu позволяла сторонним компаниям-разработчикам ПО за минимальное денежное отчисление записывать базовые компоненты TownsOS на свои компакт-диски. В результате программное обеспечение могло быть запущено на компьютере без необходимости первоначальной загрузки всей операционной системы целиком. То же самое касалось и игр – пользователи FM Towns могли играть в них без каких-либо загрузочных дискет и даже без жёсткого диска.

Что же касается совместимости с программным обеспечением для платформы IBM PC, она была достигнута за счёт использования специальной версии MS-DOS, а также расширителя DOS Extender компании Phar Lap с возможностью адресации более 1 Мб оперативной памяти.

Картину совершенства FM Towns довершал тёмно-серый корпус весьма нестандартной внешности. Большую часть его передней панели занимал привод CD-ROM с вертикальной загрузкой, флоппи-дисководы, дискретный регулятор громкости со светодиодной полосой индикации её уровня, разъёмы для микрофона, наушников, а также клавиатуры, мыши и гейм-пада.

Fujitsu FM Towns во всём своём великолепии

Fujitsu FM Towns во всём своём великолепии

Всё в FM Towns говорило о превосходстве компьютера над всеми конкурирующими персональными компьютерами того времени. Однако за подобное аппаратно-программное совершенство покупателю приходилось выложить немалую сумму – от 2600 до 3100 долларов, и это без учёта стоимости монитора, клавиатуры и мыши. Цена компьютера, предназначенного, в первую очередь для домашних развлечений, довольно-таки «кусалась».

Ещё во время выхода FM Towns в свет Fujitsu объявила о намерении продать в течение года 100 тысяч систем. Однако планам компании не суждено было сбыться.

Передняя панель корпуса FM Towns

Передняя панель корпуса FM Towns

Спустя тот самый год с хвостиком после начала продаж в мае 1990 года FM Towns объявила о продаже всего 35 тысяч систем, что было ничтожно малой цифрой. Впрочем, с появлением новых компьютеров семейства, оснащённых более быстродействующими процессорами, которые, по словам Fujitsu, были ориентированы на бизнес-сектор и создание мультимедийного контента, продажи несколько возросли и к июлю 1991 года составили 130 тысяч ПК.

К 1992 году положение NEC на рынке персональных компьютеров не изменилось – компания со своей линейкой PC-9801 продолжала удерживать около 60% рынка. В то же время на долю Fujitsu припадало всего 6% от «увесистого» японского парка ПК. Компания боролась изо всех сил, пытаясь хоть как-то «выбить» FM Towns «место под солнцем».

Графический интерфейс TownsOS

Графический интерфейс TownsOS

Младший брат

Желая снизить стоимость FM Towns, тем самым сделав её более доступной для потенциальных покупателей, а также привлекательной для разработчиков игровых приложений, Fujitsu выпустила в феврале 1993 года игровую консоль FM Towns Marty, ориентированную в отличие от персонального компьютера исключительно на использование в домашних условиях для развлекательных целей. Несмотря на небольшие размеры, внутри у Marty была спрятана «начинка» от полноценного FM Towns: тот же процессор 386 (правда, производства AMD), работающий на частоте 16 МГц, 2 Мб оперативной памяти, односкоростной привод CD-ROM, а также флоппи-дисковод. Последний предназначался не только для загрузки программ, но и в качестве средства для сохранения пользователем результатов прохождения игр. Наконец, на боковые панели консоли были вынесены два порта для подключения игровых джойстиков, а также разъём для клавиатуры. В качестве устройства отображения использовался обычный телевизор, соединявшийся с Marty посредством композитного либо же S-video разъёмов.

FM Towns Marty

FM Towns Marty

Консоль работала под управлением TownsOS и была обратно совместима с подавляющим большинством программного обеспечения, написанного для FM Towns. Кстати, пару слов о нём.

На первых порах после старта продаж компьютера в 1989 году лавинообразного появления нового ПО, конечно же, не последовало. Сперва это были продукты, переносившиеся из других платформ, однако со временем TownsOS обзавелась собственными программами: текстовыми процессорами, графическими редакторами, средствами для работы со звуком, видео, программами для создания насыщенных мультимедийным контентом презентаций, а также различными интерактивными учебниками по языкам, музыке, дисциплинам школьной программы и прочим.

Однако если с ПО для продуктивной работы ситуация была ещё более или менее сносной, то об играх этого сказать было нельзя. Первая волна игровых новинок для FM Towns также перекочевала из других компьютерных платформ, в основном – с уже упоминавшихся PC-9801 и X68000. Лишь со временем начали появляться игры, на полную мощность использующие возможности FM Towns.

Пожалуй, наиболее примечательным примером оптимизации игровых проектов под платформу FM Towns стала Ultima VI – очередная часть знаменитой серии ролевых игр производства компании Origin. Создатель Ultima, Ричард Гэрриот (Richard Garriott), тесно сотрудничал с инженерами Fujitsu для разработки лучшей версии игры.

В такой кейс упаковывались компакт-диски с играми для FM Towns/ Marty

В такой кейс упаковывались компакт-диски с играми для FM Towns/ Marty

Начать стоит с того, что Ultima VI для FM Towns была первым проектом, выпущенным Origin на компакт-диске. Специально для этого компьютера было записано несколько часов разговоров игровых персонажей, большая часть которых была наговорена самим Гэрриотом. Нажатие на японский или английский флаг вверху экрана приводило к переключению языка разговора. Встроенная в функцию караоке FM Towns возможность создания эхо была использована в игре для темниц и пещер, дабы голоса персонажей звучали в этой окружающей обстановке соответствующим образом.

Несмотря на неоспоримые преимущества игр, создаваемых специально для FM Towns или же оптимизируемых под его аппаратное обеспечение, их количество было ничтожно малым. Большая часть компаний предпочитала двигаться по пути минимального сопротивления – обеспечивать работу своего продукта на компьютерной платформе Fujitsu, да и только. В результате количество игр, созданных специально для FM Towns/Marty, составило всего 33 штуки, что было каплей в море по сравнению с разнообразием игровых приложений для того же Sharp X68000, не говоря уже о NEC PC-9801.

Стоит также отметить, что при цене в 800 долларов США консоль Marty стоила дороже своих конкурентов в лице Sega Mega Drive и Super NES на четверть, хотя и предлагала гораздо больше возможностей. Однако для большинства японских мальчиков и девочек более дешёвая игровая система, обладающая внушительным списком выпущенных для неё игр, была гораздо привлекательнее возможности работать с «серьёзными» программами или же проигрывать музыку с компакт-дисков.

В результате Marty, получившая статус одной из первых 32-битных консолей, из-за недостатка игр и высокой цены была обречена на провал.

Впоследствии Fujitsu выпустила обновлённую модель консоли Marty 2, отличавшуюся от предшественницы более мощным процессором, работавшим на частоте 25 МГц, возможностью подключения к Интернету (сетевые игры, чат, доски объявлений), а также другим цветом корпуса. Однако даже несмотря на аппаратные улучшения, а также сниженную цену, Marty 2 ждала судьба её предшественницы.

Сжигая мосты

«Формула успеха» NEC, основанная на совместимости и программном обеспечении, сработала и в случае с FM Towns, однако наоборот: в то время как компьютер Fujitsu на голову превосходил своих конкурентов по рынку, производители ПО продолжали создавать свои приложения и игры под более старые, однако и более распространённые системы. Те же разработчики игровых приложений в лице Capcom, Namco, Taito, Konami и другие компании ориентировались в первую очередь на X68000, поскольку «одним выстрелом» могли убить «двух зайцев» – и для игрового автомата игру создать, и с минимальными усилиями на компьютер её перенести. FM Towns же с его новыми возможностями, а оттого и необходимостью досконального изучения новой платформы, её аппаратной и программной частей, а также дальнейшей оптимизации отталкивал разработчиков. Нет игр – нет и новых покупателей, а если нет покупателей – производитель вынужден идти на крайние меры.

К 1993 году, несмотря на миллионы долларов, потраченные Fujitsu на рекламу FM Towns, компания смогла продать лишь 500 тысяч систем. Неудовлетворённая этой цифрой, она принялась за реорганизацию своего подразделения по производству персональных компьютеров.

В это время компания IBM представила японским производителям персональных компьютеров стандарт DOS/V, представлявший собой операционную систему PC-DOS, в которой поддержка японского языка (иероглифические шрифты) и другая информация о локализации хранилась на жёстком диске. Достигалось это благодаря поддержке новыми стандартами мониторов и графических адаптеров IBM PC-совместимых компьютеров, начиная с EGA, динамической загрузки декодеров для знакового режима. Отныне производителям компьютеров Страны восходящего солнца не приходилось заниматься созданием собственных библиотек иероглифов, записывать их в специальные ПЗУ и устанавливать дополнительные микросхемы в компьютеры, а затем пытаться заставить работать это в тандеме с операционной системой.

Согласно DOS/V операционная система PC-DOS работала на IBM PC-совместимых компьютерах, вследствие чего японским производителям больше не было нужды поддерживать свои закрытые архитектуры. Стандартизация, начавшаяся в Америке ещё в начале 80-х годов, наконец докатилась и до Японии.

Fujitsu наряду с остальными компаниями приняла решение использовать при производстве своих FM Towns компоненты IBM PC-совместимых ПК. В результате её собственные компьютеры лишились всего того, что делало их столь уникальными и неповторимыми.

В ноябре 1993 года Fujitsu объявила о выходе в свет второго поколения FM Towns. Новые модели компьютера оснащались процессором i486 с частотой 25-66 МГц, 2-скоростным приводом CD-ROM, а старшие модели ещё и комплектовались мониторами с разрешением 1024х768 и поддержкой 16,7 миллиона цветов. Ну и, наконец, наиболее важное новшество – совместимость с DOS/V, вследствие чего на компьютер могла быть установлена не только DOS производства IBM или Microsoft, но и Windows 3.x. FM Towns II выпускались не только в стандартных корпусах типа «башня» с вертикальным приводом компакт-дисков, но и в настольных корпусах, а также в моноблочном варианте со встроенным в корпус монитором.

Первые модели второго поколения стали «лебединой песней» оригинальной архитектуры FM Towns. В последующих моделях Fujitsu приняла решение полностью отказаться от собственных разработок, в результате чего платформа лишилась своих графических и аудиочипов, обзаведясь взамен стандартными для персональных компьютеров того времени шинами VLB и EISA для подключения плат сторонних разработчиков.

Компания также начала проводить активное снижение себестоимости производства своих компьютеров. Вместо покупки необходимых компонентов у японских производителей Fujitsu обратила свой взор на Юго-Восточную Азию, где их стоимость была на 20-30% ниже. Производство аппаратной части базировалось в Таиланде, а финальная сборка перекочевала на Тайвань. В течение короткого срока в компьютерных системах Fujitsu осталось менее 10% японских компонентов. Наконец, компания вложила сотни миллионов долларов в рекламную кампанию, а также в создание новых каналов для дистрибуции.

В результате к 1995 году доля Fujitsu на рынке персональных компьютеров достигла 18,2%, в результате чего она вновь заняла вторую строчку списка крупнейших поставщиков ПК в Японии, отодвинув на третье место Apple и приблизившись к NEC.

Выпуск персональных компьютеров под маркой FM Towns продолжался до лета 1997 года, когда на свет появилась последняя модель, оснащённая процессором Intel Pentium MMX с частотой 200 МГц. Спустя некоторое время Fujitsu свернула создание собственных ПК и переориентировала своё производство на выпуск ноутбуков под торговой маркой Lifebook, а также различной цифровой техники. Новое компьютерное подразделение под названием Fujitsu Siemens Computers, сформированное в 1999 году совместно с немецкой компанией Siemens AG, дало жизнь десяткам новых персональных компьютеров и ноутбуков, однако название FM Towns больше ни разу не всплывало в продуктовой линейке компании.

Как говорил японский инвестор Джои Ито, неизвестно, что бы собой представляла современная индустрия ПК, сумей Fujitsu вывести FM Towns за пределы Японии, тем самым начав популяризацию мультимедиа в персональных компьютерах задолго до её официальных «пионеров».

Приложение

Всё и даже больше

Наиболее редкой диковинкой во всём семействе компьютеров и игровых консолей под единым названием FM Towns, без сомнения, является FM Car Marty. Данная консоль отличалась от обычной Marty не только внешним видом, но и дополнительными возможностями. В комплекте с устройством поставлялся GPS-приёмник, а также программное обеспечение Navisoft компании Naviken, благодаря чему пользователь мог разъезжать по улицам японских мегаполисов без риска потеряться. Вместо встроенного флоппи-дисковода у Car Marty был специальный слот для карт GPS, на которых содержалась картографическая информация того или иного региона. В остальном эта консоль представляла собой обыкновенную FM Towns Marty.

Попытка вырваться за пределы родины

Fujitsu никогда не поставляла FM Towns на другие рынки, за исключением японского. Конечно, иногда тот или иной компьютер «забредал» в Европу или США, будучи ввезённым не официально, либо же послушно «следуя» за своим владельцем, забравшим ПК на новое место жительства. Впрочем, всё это не значит, что компания сама не предпринимала попыток выйти на мировой рынок.

Сразу после появления первой модели FM Towns представители Fujitsu обратились к Марку Кантеру (Marc Canter), ранее разрабатывавшему компьютерные игры и программные средства для создания мультимедийного контента, а также его напарнику, инвестору Майлзу Гилбарну (Miles Gilburne). Кантеру был предложен пост президента американского подразделения компании по созданию компьютерных систем с целью вывода новинки на американский рынок. По расчетам Марка, запуск FM Towns в США обошёлся бы в 50 млн долларов, что, впрочем, устраивало компанию. Однако вмешавшийся в дело известный журналист и инвестор Стюарт Элсоп (Stewart Alsop) заявил, что на затею потребуется в четыре раза большая сумма – 200 млн долларов. Доверчивые представители Fujitsu «развели руками», и планы по захвату рынка США были отложены на длительное время, а впоследствии и вовсе упразднены.

  1. http://www.wikipedia.org.
  2. http://www.fujitsu.com.
  3. http://www.japaninc.com.
  4. http://museum.ipsj.or.jp.
  5. http://www.old-computers.com.
  6. http://assembler.roarvgm.com.
  7. http://www.toseciso.org.

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru