Оксана Родионова
Один в поле – воин!
Директор компании «Битрикс» против аутсорсинга, пиратов и интернет-шантажа.
Сергей Рыжиков
В 1994 году окончил БГУ по специальности радиофизика и электроника. В АКБ «Инвестбанк» возглавлял отдел интернет-технологий и финансовых телекоммуникаций. С 1998 года – директор компании «Битрикс». С 2005 года активно участвует в организации и проведении Российского Интернет-Форума. Член сообществ ISDEF и Ezhe.ru.
Образ человека, который мы рисуем, вспоминая о нем, – вещь часто весьма неожиданная. Иногда после общения с мужчиной богатырского телосложения представляешь… маленького плачущего ребенка. А побеседовав с хрупкой невзрачной женщиной, думаешь: какое величие духа, красота души! Директор компании «Битрикс» внешне – симпатичный молодой человек, которого при желании с удовольствием бы взяли сниматься в сериал про современную жизнь на роль главного героя. Но почему-то после интервью с Сергеем мое подсознание рисует такую картинку: крестьянское подворье, дом, службы, живность, с утра до вечера кипит работа, и посреди двора Сергей Рыжиков – хозяин этого богатства.
IT-родословная
Многие сегодняшние тридцатипятилетние впервые увидели компьютер в старших классах школы. Сережа Рыжиков сразу познакомился с IBM – серьезной машиной с цветным монитором. Школа была математическая, поэтому с 9 класса он изучал языки программирования – Фортран и Бейсик. Интернета еще, естественно, не существовало. Он появился позже. «Как что-то не совсем понятное, завоевал свое место в жизни в качестве составной части коммуникационной среды современного общества. Как нельзя представить сегодня общество без телевидения, газет, так нельзя его себе сегодня представить без Интернета», – рассказывает Сергей. Наверное, у талантливого, технически подкованного юноши не было эйфории от осознания возможностей электронной почты, какая была у меня в начале 90-х: вот сейчас твое письмо здесь, на экране монитора, но стоит нажать «Send» – и оно уже на другом конце планеты. Сергей Рыжиков – прагматик, он наверняка и в начале пути считал Интернет просто средством доставки информации. К тому же в отличие от гуманитариев, вроде меня, он учился программированию в школе и вузе, первый компьютер собрал, будучи студентом. А когда знаешь, как изнутри устроено чудо техники, трудно считать его чудом… Сергей закончил Белорусский государственный университет в 1994 году по специальности «Радиофизика и электроника, математические машины» и благодарен своим преподавателям: «В Минске у нас был очень сильный преподавательский состав именно по программированию. Это было действительно мастерство: с помощью очень ограниченных в ресурсах машин программировать очень сложные задачи. Алгоритмически они часто достигали больших результатов». Правда, в некоторых вопросах преподаватели были осведомлены меньше, чем их продвинутые студенты. Преподаватели опирались на учебник, и на лекции порой звучало «конфиксус» вместо «конфиксис». А студенты исходили из практики. И здесь у них была явная «фора». На 4-м курсе Сергей с однокурсниками написали книгу на 400 страниц «Программирование микропроцессоров X-86 Pentium…». На пятом курсе получили лицензию, открыли фирму со знаковым именем «Битрикс», взяли кредит, издали книгу и продали ее. Выпустили еще несколько книжек, и «Битрикс» №1 на этом прекратил существование. В планы Сергея не входило оседать в Белоруссии. Минск ему очень нравился, но он понимал, что перспектив у бизнеса в республике немного. Рыжиков вернулся в Калининград, устроился на работу в один банк, потом в другой. В итоге возглавил отдел интернет-технологий и коммуникаций платежных систем. «Я не ставил задачи уйти и создать бизнес. Но в 1998 году наступил кризис банковской системы. Самый главный вывод, который из этого можно было сделать: ближайшие пять лет после кризиса банки обычно озабочены одной проблемой – выживания. Так оно и оказалось. Банки стремились просто выжить и сохранить технологический уровень. Более того, произошла очень сильная централизация банковской системы. А в филиальной сетке нет перспектив для развития. Развитие всегда идет из центра, а филиальная сеть только осваивает технологию. Понимая, к чему это может привести, перед 1999 годом я уволился из банка». Впереди замаячили «Битрикс» №2 и сегодняшний успех.
Свой лес
«Битрикс» на сегодня – стремительно развивающаяся компания, словно богатое хозяйство, выстроенное своими руками. Сергей Рыжиков и его коллеги работают на средний и малый бизнес, а это совсем не простые покупатели. Они хотят получать не просто качественные продукты, но еще и не слишком дорогие. Программными продуктами «Битрикс: Арендуемые магазины», «Битрикс: Инфопортал», «Битрикс: Управление сайтом» пользуются государственные и образовательные учреждения, крупные предприятия и организации. На «Битрикс. Управление сайтом» сегодня работают и готовятся к выпуску более 2500 различных веб-проектов. Цифра немаленькая!
С сайтом Департамента образования города Москвы http://www.educom.ru я знакома давно, он мне нравится за удобство навигации и симпатичный дизайн. Кстати, сам Сергей на мои комплименты отреагировал улыбкой: оказывается, департамент использует не самую свежую версию программного продукта, потому что в отдел, отвечающий за состояние веб-страницы образовательного ведомства столицы, пришли новые люди и у них руки пока не дошли до обновлений. История типичная, так бывает часто.
Это сегодня Сергей Рыжиков – хозяин компании, которая разрабатывает программные продукты для управления веб-проектами и многофункциональные информационные системы для ведения коммерческой деятельности в сети Интернет. А начинали работать, между прочим, как аутсорсинговая компания. Если опять использовать сравнение с крестьянским хозяйством, сначала Сергей Рыжиков и его сотрудники ходили «в батраках», нанимались то к одному, то к другому хозяину и выполняли работу, какую попросит. А потом завели свое хозяйство и ныне выращивают свой хлеб, высадили на российских просторах свой «лес». Он шумит повсюду, где есть партнерская сеть «Битрикса», а это ни много, ни мало – 700 компаний. Кстати, партнеры у «Битрикса» есть не только в России, но и за рубежом. На Западе с ним сотрудничают около 200 компаний – американских, европейских, ближневосточных. Так что за развитием ситуации в Иране Сергей следит с особым интересом – ведь там у «Битрикса» эксклюзивный партнер, который неплохо выполняет свои обязательства. Военные действия и выходки экстремистов напрямую бьют по кошельку российских бизнесменов.
Популярный ныне в России аутсорсинг, который, по оценкам некоторых экспертов, набирает обороты быстрее, чем на Западе, Сергей считает вредным для экономики государства бизнесом: «Потому что это другая форма продажи человеческих ресурсов. С одной стороны, мы продаем нефть. А так мы продаем рабочее время. С вами разорвали контракт – у вас ничего не осталось, вам нечего продавать. Вы зависимы от того, что у вас есть в контракте. Интеллектуальные права всего созданного принадлежат заказчику. Вы не владеете этим, вы не создали продукт, ничего не сделали. То есть завершен контракт – в истории ничего не осталось. Еще работая аутсорсером, я наших американских партнеров стал убеждать, что нужно делать продукты. У меня это не получилось. И мы пришли к необходимости заняться самостоятельной деятельностью». Аргументы Сергея трудно оспорить хотя бы потому, что сегодня на российском рынке преобладает аутсорсинг отдельных задач или ресурсов. Отсюда низкая экономическая эффективность контрактов с фирмами-аутсорсерами. Аналитики находят в системе немало других «подводных камней», но надеются, что их удастся преодолеть со временем. Для усовершенствования этой организационной схемы предлагаются разные варианты – диверсификация аутсорсинга, дублирование важнейших участков, введение большого числа компаний-подрядчиков и т. п. Сергей, как человек побывавший в шкуре аутсорсера, не видит и особых перспектив этого направления бизнеса: «Чтобы увеличить доходность, рентабельность, есть две стратегии: либо нанимать больше людей, чтобы, условно говоря, было больше станков, либо увеличивать стоимость цены часа. У каждого из этих факторов есть свои недостатки. Увеличение числа людей – это риски, постоянная зависимость от контрактов. Идея, которую я провожу, – нужно продавать продукт. Это важно для России в целом и для каждой компании в частности. Создание продуктов – это специфический, отдельный бизнес. Он отличается от почасовой продажи, вообще от продажи и создания услуг. Это полный цикл: нужно определить сегмент рынка, функции, которыми должен обладать продукт, чтобы быть востребованным, выпустить его своевременно, правильно донести до потенциального потребителя, окупить, организовать смену версий, производство, документирование, техподдержку... Длинный цикл, но это правильно. Очень хочется верить, что аутсорсинговые компании одновременно начнут создавать самостоятельные продукты. Это им под силу».
Вон, непрошенные гости!
Мужчина, который построил крепкое хозяйство, дом, «засеял» пусть не пшеничное, но просто свое поле деятельности, должен уметь защитить собственность от посягательств лихих людей. Или поставить на ворота крепких парней, которые умеют грамотно наладить охрану. «Битрикс» сотрудничает с ассоциацией «Русский щит», созданной в 1997 году российскими правообладателями для защиты авторских прав разработчиков программного обеспечения. Сергею Рыжикову нравится, что «Русский щит» действует законными способами: ведет переговоры с интернет-площадками, договаривается, объясняет, доводит вопросы до суда, если это необходимо. «Щит» защищает «Битрикс» от пиратства.
Сложнее уберечься от посягательств на репутацию и от недостоверной информации. Сергей верит, что лучшая оборона – нападение, то есть результаты, успешные проекты. И не потому, что не в состоянии оценить реальную опасность. Наоборот, он очень хорошо понимает, что его компания вышла на такой уровень, когда некоторые «коллеги» считают – нужно уничтожить успешного конкурента, и в этой борьбе все методы хороши. «Мы часто сталкиваемся с недобросовестной конкуренцией. Человек может представиться в качестве сотрудника какой-то компании и заявить на форуме наших клиентов, что «его» компания жутко недовольна нашим продуктом. Однажды эта информация попала мне на глаза, совершенно случайно. Я очень хорошо знаком с директором якобы недовольной компании, тут же набрал его телефон и спросил: «Тут на одном форуме выступил ваш сотрудник. Ты знаешь этого человека, он правда у вас работает?» – «Нет, никогда не работал». – «А у тебя есть какие-то претензии к нам?» – «Нет, все отлично работает!» И тогда мы обратились к администратору форума. Выяснилось, что «критикующий» – даже модератор этого форума и что у него просто есть на нас «зуб»… Это один из самых распространенных способов компрометации. Мы даже приняли решение отказаться от участия в форумах, сообществах за пределами нашего сайта. Готовы отвечать на все вопросы, вступать в любые дискуссии, но у себя. На внешних форумах и ресурсах, как показала практика, мы имеем дело не с клиентами, не с потребителями, а с мелким раздраженным недовольством. Кстати, это еще самый безобидный вариант. Намного серьезнее специально подготовленные и даже профинансированные мероприятия. Появляются люди, которые пишут порочащие статьи и продают ее тем, кого они считают нашими конкурентами. Они не понимают, что мы все общаемся между собой. Мне знакомый говорит: «Ко мне тут пришли, статью про вас продают, купить – не купить?».
Тема безопасности для Сергея – больная, потому что эта проблема ключевая для компании «Битрикс» и ее клиентов. Он рассказывает о других способах опорочить репутацию компании. Интернет для таких дел – увы, очень удобная среда. Можно взломать сайт какого-нибудь уважаемого концерна, вывесить ерунду, сделать скриншот и отправить его в парочку агентств. Новость расходится мгновенно, а концерн несет колоссальные убытки. Можно украсть информацию с сайта и шантажировать компанию – мол, опубликуем, если не выполните наши требования. Чтобы этого не случилось с клиентами «Битрикса», компания заказывает аудит безопасности программных продуктов в нескольких компаниях. Аудит программного продукта «Битрикс. Управление сайтом» провели компании Positive Technologies и «Немесис».
Сергей Рыжиков настроен оптимистично: «Я знаю уголовные дела, которые были доведены до суда в результате того, что компания шантажировалась под предлогом распространения какой-то информации. И это даже не единичные случаи. Самая большая проблема – поимка шантажиста. У преступника зачастую складывается ощущение, что в Интернете можно делать все совершенно анонимно, а человека поймать нельзя. Но есть специалисты, которые легко делают все тайное явным».
Простые планы
Настоящий хозяин всегда думает о будущем – своей семье, своих детях, своем деле. У Сергея Рыжикова две очаровательные дочки, старшей девять, младшей два с половиной года. Конечно, первая мысль и главная забота – о них.
Что же касается развития информационных технологий, перспективы директор компании «Битрикс» определяет такие: «Растущие сегменты, спрос со стороны бизнеса или частных лиц на определенные решения или продукты, возможность представить эти продукты».
«А для частных лиц, обычных людей, которые пользуются Word и электронной почтой, которым не нужны сложные знания из области программирования, что ожидает их?» – упорно допытываюсь я у Сергея. Для меня это важный вопрос. Рыжиков, кажется, готов к ответу: «Все стремится к тому, чтобы стать максимально простым и управляемым. Интересное направление, которое появилось недавно, – медиацентры. Компьютер, подключенный к телевизору, объединяет в себе пишущий DVD, телевизор, FM-радио, кабельное телевидение. Можно записать телепрограмму, выйти в Интернет, получить электронную почту, просмотреть фотографии. Сегодня мы спокойно пользуемся телефонным аппаратом, хотя не знаем, как он устроен. Точно так же не будем задаваться вопросом, как работает Интернет. Это знают специалисты. Они привели провод в дом, подключили, и люди работают или играют в той среде, которую им выдали. Есть банальное, прагматичное использование технологии, которое дают коммуникации».
Мне хорошо, соседям хорошо, всем хорошо – психология человека, который занимается своим делом на своем поле. В какой-то отрезок нашей истории хозяйства «кулаков» – какое название для них придумали! – просто уничтожали вместе с людьми. Дай бог, сегодня настоящие хозяева станут основой государства. В том числе хозяева огромной сферы современного общества под названием «информационные технологии».