Надежда умирает последней: история компании SGI. Часть 3::Журнал СА 6.2006
www.samag.ru
     
Поиск  
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Сетевой агент
О журнале
Журнал «БИТ»
Информация для ВАК
Звезды «СА»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Форум
Вакансии
Спроси юриста
Игры
Контакты
   
Слайд шоу  
Представляем работы Виктора Чумачева
Виктор Чумачев – известный московский художник, который сотрудничает с «Системным администратором» уже несколько лет. Именно его забавные и воздушные, как ИТ, иллюстрации украшают многие серьезные статьи в журнале. Работы Виктора Чумачева хорошо знакомы читателям в России («Комсомольская правда», «Известия», «Московские новости», Коммерсант и др.) и за рубежом (США, Германия). Каждый раз, получая новый рисунок Виктора, мы в редакции улыбаемся. А улыбка, как известно, смягчает душу. Поэтому смотрите на его рисунки – и пусть у вас будет хорошее настроение!
1001 и 1 книга  
22.11.2018г.
Просмотров: 177
Комментарии: 0
MySQL 8 для больших данных

 Читать далее...

22.11.2018г.
Просмотров: 119
Комментарии: 0
Осваиваем C++17 STL

 Читать далее...

22.11.2018г.
Просмотров: 155
Комментарии: 0
Решение задач на современном C++

 Читать далее...

22.11.2018г.
Просмотров: 117
Комментарии: 0
Программируй на Haskell

 Читать далее...

29.10.2018г.
Просмотров: 439
Комментарии: 0
Информатика. Учебник, 4-е издание, цветное, переработанное и дополненное

 Читать далее...

Дискуссии  
17.09.2014г.
Просмотров: 19938
Комментарии: 3
Красть или не красть? О пиратском ПО как о российском феномене

Тема контрафактного ПО и защиты авторских прав сегодня актуальна как никогда. Мы представляем ...

 Читать далее...

03.03.2014г.
Просмотров: 22092
Комментарии: 1
Жизнь под дамокловым мечом

Политические события как катализатор возникновения уязвимости Законодательная инициатива Государственной Думы и силовых структур, ...

 Читать далее...

23.01.2014г.
Просмотров: 30722
Комментарии: 3
ИТ-специалист будущего. Кто он?

Так уж устроен человек, что взгляд его обращен чаще всего в Будущее, ...

 Читать далее...


  Опросы

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Надежда умирает последней: история компании SGI. Часть 3

Архив номеров / 2006 / Выпуск №6 (43) / Надежда умирает последней: история компании SGI. Часть 3

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

Дмитрий Мороз

Надежда умирает последней: история компании SGI

Часть 3

После череды неудач, постигших SGI в период с 1994 по 1999 годы, многие стали с надеждой смотреть на нового исполнительного директора. Но сможет ли один человек помочь «тонущему кораблю»?

«Мы сеяли семя инноваций, но потерпели неудачу в сборе урожая» (Боб Бишоп)

До получения должности исполнительного директора SGI Боб Бишоп на протяжении девяти лет работал в этой компании, занимая пост главы отдела маркетинга, пока в 1995 году не покинул его, став членом наблюдательного совета акционеров. После предательского бегства его предшественника, Рика Белуццо, на предложение возглавить SGI Бишоп с радостью согласился. «Принимая непосредственное участие в формировании нашей новой стратегии, я окончательно завершу процесс трансформации компании для поддержания её роста и прибыльности, – говорил тогда Бишоп. – У меня огромная вера в талантливых людей, глубину технологий и лояльность клиентов SGI».

Однако компания, в которой он работал четыре года назад, в 1999 г. была уже совсем другой. «SGI продолжает наращивать скорость, но вместе с тем теряет высоту. Компания работает совсем не так, как должна, тем самым «играя на руку» нам», – говорил тогда генеральный директор Sun Microsystems Скот МакНили.

Реструктуризация, о которой как раз перед своим уходом заговорил Белуццо, оставила неизгладимый отпечаток не только на компании, но и на её служащих. Агонизирующая SGI уже к октябрю 1999 года вынуждена была отрапортовать как о финансовых потерях, так и о массовых сокращениях персонала. Финансисты «не досчитались» 68 млн. долларов, а менеджеры компании – 1100 человек кадрового состава. При подведении финансовых итогов 1999 года стало известно о потерях 213 млн. долларов. В новое тысячелетие SGI вступала в весьма плачевном состоянии.

Планы компании в скором времени остановить разработку собственных графических систем для своих рабочих станций и серверов визуализации стали более «осязаемыми» в середине 1999 года, когда специально по этому поводу SGI подписала соглашение с компанией nVidia. Согласно нему nVidia получила право лицензировать графические технологии SGI, которая, в свою очередь, имела доступ к самым новым чипам, произведённым nVidia. Кроме того, 50 инженеров SGI перешли к nVidia для работы над проектом «Одиссей». Его результатом стало появление последнего поколения собственных графических плат SGI серии VPro (основная их «изюминка» – 48-битное представление цвета RGBA, позволяющее работать с палитрой, состоящей из 68 миллиардов цветовых оттенков), устанавливавшихся в более поздние модели Octane и новые Octane 2, выпущенные вместе с O2+ в августе 2001 года. К сожалению, кроме более быстрых процессоров и новых графических опций эти рабочие станции не предлагали ничего нового и при своей заоблачной стоимости практически не приобретались.

Что же касается линейки систем, работающих на процессорах Intel Pentium, жить ей оставалось недолго. В конце года стало известно, что усилия SGI, направленные на поиски потенциального покупателя на подразделение, занимающееся производством рабочих станций Visual Workstation, оказались безуспешными. Линейка систем на базе процессоров Intel «камнем» висела на «шее» компании, всё дальше затягивая её в пучину финансовых убытков. Потери от продаж рабочих станций 320 и 540 стоили SGI 45 млн. долларов. «Урок, полученный нами в результате запуска Visual Workstation, дал понять, что в мире быстро совершенствующихся систем на базе процессоров компании Intel попытка продвижения собственных разработок заранее обречена на провал», – говорил тогда главный бухгалтер компании Боб Солтмарш.

Рабочая станция SGI 230 Сервер SGI Origin 3400
Рабочая станция SGI 230 Сервер SGI Origin 3400

Ну а пока SGI искала покупателя, компания решила дать Visual Workstation последний шанс, благо необходимость в развитии линейки всё ещё сохранялась. Однако на этот раз разработкой продвинутой архитектуры SGI особо не увлекалась. После покупки части компании Integraph, SGI в мае 2000 г. выпустила её графические рабочие станции под своим именем. Новые модели 230, 330 и 550 ничем особым от рабочих станций других компаний, равно как и от обычных ПК, не отличались, разве что их графический адаптер VR3, был построен на базе профессионального чипа nVidia Quadro, впрочем, являвшегося «сынком» обычного GeForce 256.

По типу «цепной реакции» вскоре после заявления SGI о желании «избавиться» от Visual Workstation последовало сообщение и о продаже Cray Research. Начиная с декабря 1999 года в Интернете стали появляться слухи о том, что SGI ищет потенциального покупателя на это подразделение. К тому времени Cray Research представляла собой довольно жалкое зрелище: 850 сотрудников (против 4500 в 1996 году) и 300 млн. долларов. годового дохода (900 млн. долларов. в 1996 году).

2 марта 2000 года слухи, наконец-то, подтвердились, и SGI продала Cray Research со всеми «потрохами» компании Terra Computer за не оглашённую общественности сумму (по словам Wall Street Journal, эта цифра составила около 100 млн. долларов. Сравните с суммой покупки в 1996 году, составившей 764 млн. долларов). Новая родительская компания, сама прибывающая в не очень «радужном» состоянии (потери Terra Computer во время покупки составляли 7,5 млн. долларов при прибыли в 850 тыс. долларов), не стала диктовать новоиспечённой Cray Inc. свои условия и дала «вольную». Однако, несмотря на выпуск ряда довольно удачных суперкомпьютеров типа SX-1, X1 и XD1, дела у компании шли всё хуже и хуже. На сегодняшний день акции Cray Inc. практически обесценились. К тому же в ноябре прошлого года один из основателей Terra Computer и главный инженер Cray Бартон Смит ушёл в Microsoft. Аналогия с Белуццо напрашивается сама собой.

В свете продажи подразделений SGI стоит упомянуть слова одного из посетителей сайта Osnews.com, высказанные по поводу финансовых осложнений компании: «Ничто не сможет спасти SGI от краха, поскольку компания до сих пор продолжает следовать давно устаревшей «университетской» модели бизнеса: в погоне за стабилизацией своего финансового состояния она отрезает, отрезает и будет дальше отрезать свои подразделения до тех пор, пока бизнесу не понадобится дальнейшее развитие. Однако к тому моменту от SGI больше ничего не останется».

В июле 2000 года состоялось обновление линейки Origin. Архитектура новых серверов Origin 3000 (поколение SN-1) под названием NUMAflex состояла из так называемых «модулей», каждый из которых отвечал за свою функцию. Так, процессорный модуль содержал: процессоры, контроллер ОЗУ и саму оперативную память. В системе также присутствовали модули шины NUMAlink, модули ввода/вывода, модули шин PCI и XIO, дисковые модули и т. д. Максимальное количество процессоров в новых серверах Origin на первых порах равнялось 128 штукам. Вместе с Origin 3000 были анонсированы и сервера визуализации Onyx3, отличавшиеся лишь наличием графических модулей на базе плат InfiniteReality3.

По словам Боба Бишопа, денежная сумма заказов на новые сервера за первые два месяца достигла отметки в 100 млн. долл., которых, тем не менее, всё же не хватило для стабилизации финансового положения компании.

К 2001 году стало окончательно ясно, что тягаться с компаниями Sun, Hewlett-Packard и начинавшей набирать в то время популярность Apple в секторе высокопроизводительных рабочих станций SGI уже не может. Конкурентоспособность её продуктов была очень низкой, к тому же, всемирная «миграция» на дешёвые ПК, а также кластерные системы свели все продажи компании практически к нулю. «Я не люблю использовать это слово, однако вынужден: наши амбиции сыграли с нами злую шутку», – говорил вице-президент по корпоративному маркетингу SGI Грэг Истис. «У нас были, и до сих пор есть, чудесные продукты, и мы это знали. К сожалению, рынок, для которого мы производили нашу технику, был очень мал. Мы просто не могли быстро повернуть корабль для того, чтобы соревноваться с новым поколением ПК».

Постоянное снижение притока денежных средств вынудило компанию провести ряд «мероприятий» с целью финансовой стабилизации своего положения. В апреле 2001 года очередной неудовлетворительный финансовый квартал стал причиной увольнения из SGI 1000 сотрудников. С 1997 по 2001 год персонал компании сократился практически вдвое: с 12 тысяч до 6 тысяч человек.

Постоянные неудачи вынудили SGI подправить свою философию. Несмотря на то что 75% своих доходов компания получает в результате продаж аппаратного обеспечения, SGI, подобно IBM, решила перепрофилироваться из продавца «железа» в реализатора готовых аппаратно-программных решений. Пример – «системы коллективной визуализации» (Systems for Collaborative Visualization). Суть их состоит в том, что над проектом, будь то CAD-моделирование, научно-технические расчёты, или трёхмерное моделирование, могут одновременно работать множество пользователей в независимости от их местоположения. Подобные системы состоят из всего спектра продукции SGI: начиная от рабочих станций и заканчивая серверами визуализации Onyx и системами хранения данных.

Рабочая станция SGI 750 Рабочая станция SGI Fuel
Рабочая станция SGI 750 Рабочая станция SGI Fuel

Ещё один пример, так называемые «центры реальности» (Reality Centre), как их называет компания, были разработаны SGI ещё в середине 90-х годов прошлого столетия (а точнее – в 1994 году) и использовались NASA, Boeing и другими государственными учреждениями и крупными коммерческими компаниями. Эти комплексы позволяют моделировать практически любое окружение, будь то контрольная башня аэропорта или центр управления атомной электростанцией. Несмотря на то что в начале своего существования количество подобных центров можно было сосчитать на пальцах рук, к 2001 году эта цифра возросла до вполне приличных 450 штук. «Мы становимся более известными в этой области, которая представляет собой оказание услуг по установке высокопроизводительных комплексов для совместной визуализации, быстродействующей обработки данных и их хранения, а также их объединению по всему миру», – подводил тогда итоги тогда Боб Бишоп.

Для понимания последней заслуживающей внимания технологии VAN (Visual Area Networking – «сетевая визуализация») обратимся к словам Эдисона Снила, менеджера по производственному маркетингу SGI: «Вспомним закон Мура: по прошествии определённого промежутка времени мощность компьютера увеличится в два раза. Вместе с тем, из-за увеличения количества передаваемой информации возникает необходимость в соответствующем увеличении и пропускной способности. 10 лет назад, если вы занимались производством автомобилей, вам необходимо было просчитать приблизительно 10 тысяч деталей, из которых она состояла. Сегодня эта цифра возросла до 10 миллионов. Несмотря на возросшее за последние 10 лет в десятки и сотни раз быстродействие компьютеров, экранное разрешение мониторов хоть и увеличилось, однако не столь значительно. «Сетевая визуализация» позволяет  вам вместо передачи информации пересылать лишь её изображения, тем самым значительно эффективнее расходуя пропускную способность канала передачи информации. Для примера: геолог в поле может получать данные с суперкомпьютера своей компании на ноутбук или даже карманный компьютер». Как и «центры реальности», системы «сетевой визуализации» утилизировали весь спектр аппаратного и программного обеспечения SGI.

Однако количество клиентов, нуждавшихся в системах подобного класса и, главное, способных платить за них баснословные суммы, было ничтожно мало, чтобы помочь компании держаться «на плаву». Единственное, что её спасало – традиционные высокопроизводительные сервера, системы хранения данных и суперкомпьютеры, спрос на которые был более или менее стабильным.

В июне 2001 года компания объявила об окончательном прекращении производства Visual Workstation. Это не только ударило по имиджу компании, но и вылилось в 60 млн. долларов убытков, состоявших из отменённых контрактов на производство и нереализованного товара. Ко всему прочему SGI объявила об очередном увольнении 1500 человек.

Спустя полгода после роспуска подразделения, занимавшегося разработкой Visual Workstation, состоялось долгожданное обновление рабочих станций начального уровня, честь которых на протяжении шести лет «отстаивали» O2 и O2+. Данное событие произошло в январе 2002 года, когда миру была представлена модель Fuel. Основная её особенность, позднее ставшая стандартом для остальных новинок SGI – архитектура, основанная на базе SN-1. В принципе Fuel представляла собой одномодульную и однопроцессорную вариацию на тему сервера начального уровня Origin 300, дополнительно оснащённую графикой VPro. Однако цена станции, стартовавшая с 11,5 тыс. долларов, явно не способствовала обретению Fuel статуса «начального уровня».

Анонс новой рабочей станции померк по сравнению с возникшими слухами о том, что SGI опять взялась сотрудничать со своим злейшим врагом – Microsoft. В январских новостях, циркулировавших в Интернете, говорилось о продаже части патентов на графические технологии за 62,5 млн. долларов. Несмотря на то что представители SGI опровергали эти слухи, в апреле Патентное Ведомство США подтвердило передачу трёх патентов в руки Microsoft.

Затем SGI впала в «спячку» и лишь в ноябре 2002 года объявила о выходе Origin 3900 – наиболее производительного сервера компании. Новинка поддерживала до 512 процессоров, до 1 Тб оперативной памяти и в максимальной конфигурации стоила 3 млн. долларов. Примечательно, что Origin 3900 стал последним сервером SGI, работающим на базе чипов MIPS.

Лето 2003 года ознаменовалось выходом множества новинок, представленных SGI. В июле семейство рабочих станций Octane, которому шёл шестой год, наконец-то «ушло на покой», а вместо него появился новый чемпион – Tezro. Новинка была основана на уже ставшей стандартом для всей продукции SGI архитектуре Origin 3000, содержала один, два или четыре процессора MIPS R16000, до 8 Гб ОЗУ, а также самый производительный графический адаптер серии VPro – V12 со 128 Мб видеопамяти. Цена – от 31 тыс. долларов.

Второй новинкой стало новое поколение серверов визуализации Onyx4, способных, по сравнению со своим предшественником, нести большее количество процессоров, а также обладающих графическими системами InfiniteReality4, построенными на базе чипов от ATI.

И, наконец, последняя новинка, появления которой компьютерная общественность ждала на протяжении пяти лет, – семейство серверов Altix 3000, работающих на основе процессора Itanium.

Итаник XXI века

Ещё до своего официального выхода новый процессор Itanium компании Intel был окрещён общественностью «Титаником» нового века, или просто «Итаником» (Itanic). Первоначально выход процессора должен был состояться в 1999 году, однако затем его выпуск был неоднократно перенесён, что стало причиной неудовлетворительных финансовых показателей SGI в 1998-99 гг.

Тем не менее компания возлагала большие надежды на новый чип от Intel, и при проектировании архитектуры SN-1 (Onyx 3000) изначально нацеливала её как на работу с чипами MIPS, так и с Itanium. Однако, если семейство Onyx 3000, как и его предшественники, работало на базе операционной системы IRIX, то для Altix SGI решила использовать Linux.

Почему именно Linux? Перенос операционной системы IRIX на новую платформу оказался задачей трудновыполнимой: объём кода, написанного за более чем десяток лет, был слишком велик. Конечно, ходили слухи, что этот проект всё же стартовал в недрах SGI, однако по прошествии короткого промежутка времени был отменён.

В то же время такие компании как RedHat и SUSE уже располагали дистрибутивами Linux для новой платформы от Intel. По словам вице-президента по продажам компьютерных систем Биу Вролика: «Использование Linux в наших новых системах позволит вдвое увеличить производительность, в три раза снизив при этом стоимость».

Август 2003 года ознаменовался долгожданным выходом первого сервера из нового семейства Altix на базе процессоров Itanium 2. Перед анонсом компания объявила об увольнении 600 человек, которое позволило «наскрести» ей дополнительные 20 млн. долларов на запуск новой линейки.

Архитектурно сервер Altix является полной копией Origin 3000 с той лишь разницей, что в процессорных модулях вместо чипов MIPS стояли процессоры Intel. На момент выхода новые сервера являлись единственными системами, способными нести «на борту» 256 процессоров Itanium 2 и 24 Тб ОЗУ. Благодаря этому за первые пару месяцев SGI объявила о 110 клиентах, пожелавших заполучить новинку. К сожалению, за квартал компания смогла реализовать лишь 29 готовых систем, которые, тем не менее, принесли компании 12 млн. долларов прибыли.

Сервер визуализации SGI Сервер SGI Altix 3000
Сервер визуализации SGI Onyx4 Сервер SGI Altix 3000

На протяжении 2004 года SGI тихо «варилась в собственном соку», лишь единожды вынырнув на поверхность, чтобы представить Prizm – первую «родную» рабочую станцию компании на базе процессоров Itanium 2, впрочем, основанную, как и большинство продукции компании, на базе серверной архитектуры (в данном случае Altix). Два процессора, поддержка до 24 Гб ОЗУ, возможность установки нескольких графических карт ATI FireGL обойдутся пользователю от 8,5 до 39 тыс. долларов.

Представленная в 2004 году станция Prizm устанавливалась в серверную стойку, тогда как в 2005 году появилась модель в стандартном настольном исполнении.

Объявленный в апреле 2005 г. очередной финансовый квартал выдался, как всегда, убыточным для SGI. Потери составили 45 млн. долларов, годовой доход – 240 млн. долларов. Для сравнения: четыре года назад эта цифра составляла 500 млн., шесть лет назад – 760 млн. доллвроа.

Эта новость, впрочем, заранее ожидаемая, спровоцировала падение курса акций SGI. Их цена, ранее достигавшая почти 50 долл., опустилась ниже долларовой отметки, в результате чего акции компании были сняты с основных торгов фондовой биржи New York Stock Exchange. Несмотря на то что акции SGI и раньше попадали в категорию «ниже одного доллара», в течение месяца-двух их цена поднималась на своё прежнее место. Однако теперь компанию ничто не могло спасти от краха – на момент написания статьи стоимость одной акции упала до поистине смешных 6,8 центов!

В поисках средств для существования компания совершала довольно отчаянные поступки. Поскольку количество персонала SGI за последние несколько лет значительно сократилось, компания приняла решение переехать на другое место, в здание меньшей площади. А оставшийся пустым корпус SGI в ноябре 2005 года сдала в аренду компании Google, согласившейся каждый год выплачивать ей 17 млн. долларов.

Вместе с этим заявлением SGI объявила о выпуске сервера Altix 4000, основное отличие которого от её предшественников заключается в поддержке 128 Тбайт оперативной памяти. На данный момент Altix 4000 является последним обновлением в линейке серверов компании.

Роковое 8 мая

1 февраля 2006 года, после объявления результатов за очередной финансовый квартал, согласно которым компания потеряла очередные 79 млн. долларов, совет акционеров SGI не выдержал и принял решение снять Боба Бишопа с поста исполнительного директора. Его место занял Денис МакКинна, ранее исполнявший аналогичные обязанности в компании SCP Global Technologies. «Компания столкнулась с проблемами, однако мы о них знаем», – заявлял тогда МакКинна. «Мои методы правления SGI будут заключаться в продолжении того, что мы делаем, более эффективно и продуктивно, именно так мы сможем расширяться и рапортовать о повышении доходов».

Результат работы нового исполнительного директора не заставил себя ждать: через месяц, в марте этого года, компания объявила об очередном увольнении 250 человек, в результате чего на данный момент в компании работают всего 1800 сотрудников. Кроме того, свои посты покинули: финансовый директор Джеф Зельмер и исполнительный директор Уоррен Пратт. Тучи над головой SGI сомкнулись, и грянул гром.

Ещё в феврале представители компании «в тихую» предрекали о том, что вполне возможно, в течение года SGI обанкротится. К сожалению, их слова стали правдой.

Во время написания этой статьи 8 мая компания публично объявила о том, что была вынуждена подать заявление о банкротстве. Теперь в любой момент времени компания может прекратить своё существование. Целый штат аналитиков и финансистов пытается хоть немного исправить финансовое положение компании, которое иначе, как плачевным, назвать нельзя: при 369,4 млн. долларов, которые являются оценочной стоимостью имущества SGI, долг компании составляет 664,3 млн. долларов. Где взять деньги на его погашение, пока, к сожалению, не ясно.

Грустная лирическая нота

Что осталось от прежней SGI, компании, ещё 10 лет назад будоражившей ум каждого техника, художника либо учёного? Совсем немного: несколько первоклассных инженеров, пара-тройка технологических ноу-хау и патентов на технологии, созданные компанией за период её существования. Например, именно патенты на графические технологии, часть из которых ещё находится в закромах SGI, интересуют компанию nVidia, желающую, согласно циркулирующим в Интернете слухам, заполучить остатки этого бизнеса компании. Скорее всего, компания хочет заполучить в свои владения торговую марку OpenGL, всё ещё принадлежащую SGI. «Составляющие», перечисленные выше, являются целью и других компаний, сумевших выжить в условиях суровой реальности и подумывающих над покупкой SGI. Аналитики «бросаются» громкими именами: Sun, Hewlett-Packard, IBM. Некоторые пророчат в качестве потенциального покупателя преуспевающую ныне Apple Computer. В свете столь бурно и непредсказуемо развивающихся событий нам остаётся лишь пожелать SGI удачи.

Ну а в заключение хотелось бы пересказать слова ещё одного посетителя сайта Osnews.com: «Мы пользуемся персональными компьютерами, в которых установлены видеокарты, основанные на технологиях SGI; компьютерами Macintosh, операционная система которого славится своими визуальными эффектами, созданными при помощи OpenGL; рабочими станциями на базе Linux, на которых работает графическое ПО, впервые появившееся на платформе SGI. Однако мы больше никогда не увидим уровень инноваций, подобный тому, что принесла в мир SGI, от других компаний типа Intel, AMD, Dell и иже с ними».

Несмотря на то, что на данный момент SGI «дышит на ладан», пользователи её систем продолжают холить и лелеять свои компьютеры. Их активность можно проверить, заглянув по ниже перечисленным адресам: www.nekochan.net, www.siliconbunny.com, www.sgizone.net.

Приложение

Наследник проекта «Реальность»

Одной из идей бывшего управляющего Silicon Graphics Джима Кларка являлся «перенос» разработок компании в области создания графических процессоров в новые сегменты рынка – мультимедийные приставки, игровые консоли, персональные компьютеры и т. д. Несмотря на то что акционерам эта затея не понравилась, часть инженеров тайком (необходимо вспомнить о негласном правиле: «либо в одной лодке со всеми, либо – за бортом») поддержала идею их «духовного лидера». Так, команда под руководством Веи Ена, работавшая над графическим процессором RCP для Nintendo 64, решила воплотить мечты Кларка в реальность, для чего в сентябре 1997 года ушла из компании и основала свою собственную, названную ArtX. Первым клиентом новоиспечённого «стартапа», как не трудно догадаться, стала компания Nintendo, по заказу которой ArtX занялась разработкой графического чипа для следующей консоли японского гиганта под кодовым названием «Dolphin» (Nintendo GameCube). Позднее, 1 марта 2000 года, ArtX была приобретена компанией ATI за 400 млн. долл., и продолжила свою работу уже под её «крылом».

Проигранная процессорная гонка

В 1997 году SGI убедилась, что более не может соперничать с Intel и IBM в разработке новых процессоров, поэтому приняла решение о постепенной миграции своей продукции на новую платформу. В то время наиболее многообещающим процессором должен был стать чип Mersed (будущий Itanium), разрабатывавшийся Intel совместно c Hewlett-Packard с 1993 года. В 1998 году SGI официально объявила о том, что постепенно прекратит разработку и выпуск процессоров семейства MIPS, а также выделит процессорное подразделение в самостоятельную компанию (что и случилось в 1998 году, когда на свет появилась MIPS Inc.). Однако постоянные проблемы, возникавшие по ходу разработки Mersed, а также неугомонный технический прогресс вынуждали SGI продолжать поддерживать свою продукцию в конкурентоспособном положении. А для этого, как ни крути, были необходимы новые процессоры.

Развитие же этого направления давалось Silicon Graphics всё сложнее и сложнее. К 2002 году частота наиболее производительного процессора MIPS, R14000А, добралась до смехотворной отметки 600 МГц. При этом стоит учесть, что он, как и R12000, являлся обновлённым R10000, который был выпущен ещё в 1996 году. Не обладая конкурентоспособной производительностью, этот процессор мог похвастаться лишь малым энергопотреблением – 17 Вт. Тактовая частота следующей версии этого ядра, R16000, достигла 800 МГц. Это был последний барьер, который смогла преодолеть MIPS Inc.

В 2004 году SGI планировала приступить к выпуску процессоров на основе новой архитектуры под кодовым названием N1, которая должна была принести в мир MIPS двуядерные чипы. К 2005 году следующее поколение, N2, должно было, наконец, преодолеть гигагерцовый рубеж. Однако постоянные финансовые проблемы заставили компанию практически полностью отказаться от MIPS-процессоров и перейти на архитектуру Itanium, которая, ещё не выйдя, успела разочаровать весь мир.

Первая станция на базе Itanium

Несмотря на то что о появлении первых систем семейства Altix на базе процессоров Itanium компания объявила лишь в 2003 году, попытка выпустить рабочую станцию на базе нового чипа от Intel была предпринята ещё раньше. В июне 2001 года вместе с анонсом о прекращении производства рабочих станций на базе процессоров Pentium SGI объявила о выпуске SGI 750 – единственной модели, построенной на базе Itanium первого поколения. Однако эта рабочая станция не являлась собственной разработкой компании, внутри неё использовались стандартные компоненты: материнская плата производства Intel, стандартная оперативная память типа SDRAM, а также графический адаптер ATI XPERT 2000 PRO на базе чипа Rage 1999 года выпуска. Последний «штрих» к «портрету» новинки – выпуск компанией Dell рабочей станции Precision Workstation 730, являющейся… точной копией SGI 750 как по внутреннему содержанию, так и по внешнему исполнению, однако, что интересно, анонсированной на месяц раньше. Из-за «сырости» первого поколения чипов Itanium, малого количества доступного для этой платформы ПО, а также неудачной комплектации SGI 750 и её работы исключительно под Linux, рабочая станция популярности не обрела и скоропостижно «канула в Лету».

Проект «Колумбия»

К 2004 году Национальное аэрокосмическое агентство для проведения своих дальнейших экспериментов заказало SGI новый суперкомпьютер, который бы увеличил компьютерные мощности NASA в десятки раз. В июле 2004 года был официально запущен проект под названием Project Columbia, результатом которого должна была стать система, состоящая из 20 серверов Altix 3700, каждый из которых нёс на борту 512 процессоров. На следующий день после запуска, состоявшегося 26 октября, новый суперкомпьютер стал первым в списке Top 500 наиболее производительных систем мира, достигнув показателя 42,7 Тфлоп/с, или 42,7 триллиона операций с плавающей запятой в секунду. Однако спустя короткий промежуток времени, Project Columbia был свергнут новым суперкомпьютером BlueGene/L корпорации IBM, обладающим производительностью 280,6 Тфлоп/с. На сегодняшний день первую тройку мест в списке занимают системы «голубого гиганта», тогда как суперкомпьютер SGI опустился на четвёртую позицию.

Кстати, на данный момент SGI является чуть ли не единственным клиентом Intel, приобретающим процессоры Itanium в количествах больше десяти тысяч.

Попытка реабилитации

Последняя на данный момент новая разработка от SGI – «революционная» технология RASC (Reconfigurable Application-Specific Computing – вычисления, реконфигурируемые под конкретное приложение), реализация которой представляет собой blade-модуль, предназначенный для установки в стандартную серверную стойку, и содержащий несколько программируемых вентильных матриц (FPGA). Такой модуль, подключённый при помощи шины NUMAlink к серверу Altix, программируется под выполнение конкретной задачи и, по словам компании, ускоряет её выполнение на порядок. На данный момент наиболее производительная модель, RC100, содержит две FPGA-матрицы Xilinx Virtex 4 LX200, 80 Мб сверхбыстрой статичной памяти QDR SRAM, или же до 20 Гб оперативной памяти типа DDR2 SDRAM.

Источники:

  1. http://www.cnet.com
  2. http://www.eweek.com
  3. http://www.osnews.com
  4. http://www.sgi.com
  5. http://www.theregister.co.uk
  6. http://www.wikipedia.com
  7. http://www.wsj.com

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru