СЕРГЕЙ ЯРЕМЧУК, фрилансер. Автор более 800 статей и шести книг. С «СА» с первого номера. Интересы: сетевые технологии, защита информации, свободные ОС
Linux в школе?
Из всех сфер применения вычислительной техники один из самых горячо обсуждаемых вопросов – использование GNU/Linux в области образования. Споры спорами, но на сегодняшний день на большинстве компьютеров в учебных заведениях стоит Windows.
А зачем Linux в школе?
Как вы думаете, почему компания Microsoft усиленно обращает внимание на вузы и школы, проводя различные акции, скидки на ПО. Да и во время кампании по борьбе с пиратским софтом учебные заведения были практически нетронуты, лишь немного «припугнули» и практически оставили в покое. Все просто до безобразия. Человек по природе своей существо ленивое, и, разобравшись с конкретным вопросом один раз, он не захочет ничего нового и будет в большинстве своем пользоваться старыми знаниями, переучиваться никто не любит. А ведь в учебных заведениях ежегодно проходят обучение тысячи человек, которые затем станут потенциальными пользователями системы. Попробуйте в офисе вместо MS Office поставить OpenOffice.org. Внешне и функционально они очень похожи, но психологически человек воспринимает перемены тяжело, и поверьте, пользователи будут искать разные причины, чтобы им поставили старый офисный пакет. Да, пусть Microsoft при этом понесет некоторые убытки, но они будут несравнимы с теми, которые она понесла бы, усилив борьбу с пиратством и доведя ее до победного конца. Поэтому и пиратство на территории бывшего Союза вопреки поднятому шуму не только не уходит в подполье, а, наоборот, процветает. И если сравнить деятельность по борьбе с пиратством звукозаписывающих компаний и Microsoft, то можно отметить относительно ленивые потуги последней. Не в попытке ли приручить пользователя здесь дело? А вот когда решат все-таки гайки позакручивать, то как вы думаете, за какой системой будет стоять очередь?
Linux же пришел на десктопы недавно и в принципе несколько запоздало, так что пока не может похвастаться большим количеством поклонников, не занимающихся информатикой профессионально. Основная же часть пользователей просто не видит смысла менять систему, отказываться от любимых приложений, а некоторые, возможно, просто опасаются, что не смогут самостоятельно разобраться. В школах ситуация полностью совпадает с описанной. За несколько лет все программы обучения фактически были адаптированы только под Windows, учителя тоже привыкли к этой системе, потому что это единственное, что было доступно. С накатанного пути уходят только энтузиасты, которым надоели вечные перестановки системы, необходимость обновления версий системы и оборудования после выхода очередной версии Windows, а также постоянные шалости учеников, вирусы и пр. Кстати, парадоксы встречаются и здесь. Так, если почитать требования к статьям в научные журналы в различных вузах, то одним из пунктов обязательно стоит MS Word, и именно определенной версии (иногда вплоть до build). Об этом почему-то мало говорят, но ведь разные версии Microsoft Office тоже не всегда дружат друг с другом. Это, конечно, хорошо, когда диск со всеми версиями офиса стоит копейки и за его нелегальное использование никто ответственности не несет. А если бы пришлось каждый раз покупать нужную версию по рыночной цене, то мне трудно представить, как бы велась научная работа в этом случае. Запад эту проблему решил намного проще, там используются только открытые форматы.
Затараты на использование
В Интернете периодически появляются цифры сравнения затрат при использовании Windows и Linux, при этом сходятся в том, что эта сумма примерно одинакова. Причина такова, что хотя софт и бесплатный, но все равно потребуется научить людей им пользоваться. То есть с точки зрения финансирования смысла использовать Linux вроде бы и нет. Но это только поверхностный взгляд. Достаточно вспомнить, что в случае с системой Microsoft мы платим за ПО, которое, кстати, через год-два будет устаревшим и потребует дополнительных вложений на обновление и времени на освоение. Не говоря уже о том, что кроме самой системы, еще нужны другие программы (антивирус, офис, компилятор, приложения для работы с графикой и пр.), на которые уже не распространяются промоутинговые скидки, а стоят они на порядок дороже. В случае же со свободным ПО деньги вкладываются не в конкретную программу, а в подготовку человека. Системы и технологии меняются постоянно и будут требовать постоянных обновлений (капиталовложений), а знания остаются. В большинстве школ ситуация такова, что школьник, имеющий доступ к Интернету и не озабоченный кучей проблем, может дать фору учителю информатики по знаниям или взломать систему, потому что учителю не хватает квалификации все профессионально настроить. После переподготовки технический уровень преподавателя повысится, и он сам теперь сможет поддерживать ПО в современном состоянии, защитить сеть, объяснить не на пальцах, а на реальных примерах основы или принципы работы Интернета и пр. Причем это, можно сказать, единоразовое вложение, т.к. для работы с любым Linux достаточно понять базовый принцип и некоторые принципы работы, далее все идет более-менее по накатанной. Может, ситуация описана идеально, но, по-моему, именно учителя в силу специфики своей профессии склонны к самообразованию, повышению своей квалификации, обмену опытом. Хотя, по правде, потрясения последних лет породили и здесь массу проблем, в том числе лень, заключающуюся в нежелании изучать что-то новое. Вы скажите, что человек тоже весьма не надежен, он может заболеть, а то и вовсе перейти на другую работу. Так ведь и купленная система не всегда работает так, как требуется. Кроме того, здесь начинает срабатывать принцип, который биологи называют «коллективным иммунитетом», когда количество привитых от некоторой болезни не позволяет возникнуть эпидемии. Так вот, сейчас все привиты Windows, а Linux смогли заразиться только те, кто смог преодолеть этот барьер.
По каким принципам ведется обучение?
Как пример, мне довелось пару раз побывать на курсах по изучению сетевых технологий, кроме того, видеть программы некоторых других курсов. Изучение в некоторых ведется по такому принципу. Сначала новичкам рассказывают о непонятных протоколах, а затем на практических занятиях показывают, как настроить Windows для работы в сети. Учитывая, что особенности настроек в последней скрыты, получается, что теория и практика разделены, и пользователь просто заполняет поля, часто не понимая, зачем и что он делает. Хорошо это или плохо, однозначно трудно сказать. С одной стороны, большинству эти знания явно не нужны, но с другой – каждая нестандартная ситуация приводит такого пользователя в замешательство.
На курсах по геоинформационным системам тоже произошла интересная ситуация. Преподаватель рассказывал о проблемах, возникающих при создании подобных систем. Они связаны с большим объемом работ, которые необходимы провести при создании подобных систем и соответственно с большими финансовыми затратами, что не всегда могут себе позволить некоммерческие проекты. И соответственно на поставленный вопрос «а есть ли бесплатные (свободные) альтернативы подобному коммерческому ПО», преподаватель, не задумываясь, ответил, что такого и не может быть. Как же он удивился, когда через некоторое время я принес ему свободную альтернативу и показал возможности ПО, входящего в комплект. Правда, на программу курсов это никак не повлияло, все осталось по-старому.
Еще одно отличие состоит в том, что при изучении/использовании Windows от пользователя не требуется глубоких знаний и весь процесс (в том числе и справочная информация системы) подчас сводится к бессмысленному запоминанию и затем воспроизведению последовательности действий без понимания происходящего. Да и инструментов для тонкой настройки некоторых параметров в самой системе просто нет, если только самому не лезть в реестр, что уже требует определенных знаний. Как вы думаете, тяжело Microsoft создать встроенный графический инструмент для настройки реестра Windows? Нет. Нужен пользователь, бездумно тыкающий в кнопки, которому можно рассказывать сказки об удобных интерфейсах и новых возможностях. Это отчасти подтверждается и справочной системой, в которой даются ответы на то, что нужно нажать для выполнения конкретной операции, без пояснения того, зачем и что делается.
В Linux же от пользователя требуется в первую очередь понимание самих механизмов работы, которые не только не скрываются, а скорее, наоборот, о них говорят постоянно и везде, обилие документации уже ставится в вину системе, и все потому, что ее объемы уже превосходят все мыслимые размеры, и в некоторых дистрибутивах ее выносят уже на отдельный диск. Сами же параметры конфигурационных файлов отходят на второй план, и достаточно разобраться один раз, чтобы чувствовать себя в любом дистрибутиве Linux более-менее свободно. При этом эксперименты только поощряются, и код не скрывается. Система сложна, так это даже лучше, ведь решение проблем заставляет человека думать.
В книгах бывшего разведчика Резуна-Суворова описывается подготовка спортсменов и спецназа. Так вот, только тот, кто может сделать сегодня чуть больше, чем вчера, добивается успеха, а изначально выбирающие легкий путь остаются далеко позади. Да, согласен, не все могут и, главное, хотят быть профи при обращении с компьютером, но тем, кому это нужно, должны быть созданы максимальные условия.
Далее. Стремительный прогресс в науке, искусстве является в том числе и результатом совместного использования накопленных знаний, идей, теорий и исследований. И в то же время в школах устанавливается закрытое программное обеспечение с лицензионными ограничениями, закрытыми форматами и технологиями, к тому же заставляющее постоянно устанавливать самую последнюю версию ПО вне зависимости, нужно ли это вообще. При этом постоянно требующее финансирования, которое могло бы пойти на дальнейшее развитие системы образования вообще, а не только на обновление программного обеспечения. Ученикам (студентам) нужно по крайней мере дать возможность изучить, как работают те или иные инструменты, дать понять, что происходит, им нужна возможность заглянуть вовнутрь, изучить (а попробуйте научить хорошего зубного врача только теоретическим курсом. Я к такому не пойду), и если есть желание, то и расширить функциональность тех или иных инструментальных средств. Ученик не должен быть ограничен в возможности изучения, учеба должна побуждать человека к дальнейшему развитию. Только так появляются будущие Торвальдсы. Кстати, в его книге «JUST FOR FUN» описана ситуация, как студенты соревновались с преподавателем в изучении UNIX. А в Windows в чем соревноваться, кто быстрее кнопки нажмет? Windows как система фактически подстраивает под себя человека, который, не думая, будет чувствовать себя одинаково во всех условиях, в Linux же, наоборот, позволено заставить систему делать то, чего хочется мне, а не как задумал разработчик.
Делайте все что хотите, а главное – думайте. Скажите, не лучший ли это инструмент для школы. Как бы то ни было, но в некоторых странах сегодня существует законодательный запрет на использование коммерческого ПО в учебных заведениях во избежание скрытого промоутинга. Да и поговаривают, что пингвин Тукс может стать талисманом общественной системы образования Америки, т.к. позволяет перестать тратить сотни тысяч долларов на программное обеспечение.
Что имеем сегодня?
Необходимо отметить, процесс разработки свободного ПО для образовательных целей шел непрерывно и целенаправленно, поэтому, хорошо поискав в Интернете, можно найти большое количество приложений разного качества исполнения, работающих как в консоли, так и с графической оболочкой, практически на все случаи жизни. Некоторые из них уже упоминались на страницах журнала, так как входят в большинство дистрибутивов (OpenOffice, GIMP, Firefox, Dia и пр.). Практически все возможные комбинации слов Linux, education, schools, если набрать их в строке веб-браузера, то наверняка получите отклик сервера. Вот только несколько ссылок, где найдете информацию по применению свободного ПО и Linux в учебных заведениях:
К сожалению, несмотря на наличие такого большого количества ресурсов, большая часть из предлагаемого софта, вероятно, не найдет применения. Причина банальна – отсутствие локализации. Хотя можно отметить, что ситуация сдвинулась с мертвой точки и прогресс налицо. Некоторые приложения уже локализованы если не полностью, то в объеме достаточном, чтобы их можно было использовать, не говоря уже о том, что за это время многие из них выросли качественно.
Я против идеологии запретов, ограничений, отсутствия альтернативы, которые в случае с образованием только идут во вред делу. Здесь Linux в силу своей открытости и демократичности подходит все-таки больше. Конечно, сегодняшняя ситуация с программами, ориентированными на сферу образования, еще далека от идеальной, программы локализованы не полностью, нет стандартного интерфейса, не хватает подготовленных специалистов и прочее. Но главное, что она общими усилиями сдвинулась с места. И по-моему, не использовать заложенный в OpenSource потенциал – это просто преступление.