Оксана Родионова
Прихоти судьбы
Биография IT-просветителя
Когда-то, протестуя против навязанных жизнью ролей – ученик, студент, преподаватель математики – Алексей Сальников, ныне директор крупнейшего в России IT-портала «ЦИТ Форум» (http://www.citforum.ru), вступил с судьбой в переговоры. Мол, ты дай мне другой вариант самореализации, а я обещаю не ныть на крутых поворотах. Договор вступил в силу.
Что такое судьба? Нечто навечно впечатанное в таинственные скрижали и определяющее каждый наш шаг? Или туманное будущее, неизвестное никому? Хочется верить, что ты сам себе хозяин, только от тебя зависит выбор профессии, семьи и прописки…
Как в кино
Знаки судьбы Алексей Михайлович Сальников встречает регулярно. И пожаловаться на скучную жизнь никак не может. Наоборот, перипетии его существования порой похожи на кадры из детектива с захватывающим сюжетом.
Первый раз компьютер, тогда это называлось «электронно-вычислительная машина», Алеша Сальников увидел в подростковом возрасте, когда учился в физико-математической школе-интернате №18 при МГУ им. Ломоносова. Представьте себе картину: 15летние мальчишки входят в комнату, где шумят какие-то механизмы, мигают лампочки, как на космическом корабле, телетайп выводит рулоны бумаги. Фантастика да и только, особенно для ребят, к технике охочих. Юные математики не дыша смотрят на машину, на преподавателя, который этим чудом управляет. Учитель, между прочим, не представитель точных наук, а отставной полковник. Это его собственная ЭВМ, списанная из какого-то штаба. Прибавьте к обрисованному такую деталь: подростки все поголовно в белых рубашках, при галстуках, да не на резиночках, а настоящих, умело завязанных. У преподавателя НВП был железный принцип. Он считал, что мужчина должен быть всегда хорошо выбрит и прилично одет. Сам он ходил на занятия в безукоризненно отутюженном костюме, сверкающей белизной рубашке и галстуке. На занятиях по начальной военной подготовке ученики школы-интерната не просто любовались ЭВМ, но и учились ею пользоваться: делали лабораторные работы, писали программки.
Следующий кадр. Наш герой уже учится в университете, успел пройти армию и даже поучительствовать в глухом селе на Смоленщине. На 4м курсе практику Алексей Сальников проходил на ЗИЛе, в суперсовременном вычислительном центре, созданном автозаводом и Академией наук. «Там было красиво, – вспоминает он мечтательно. – В стране таких вычислительных центров практически не было, разве что в закрытых учреждениях, в «ящиках». Сотрудники центра с нами говорили уважительно. Видно было, что это правильные люди, с ними было приятно общаться. И возникало желание там трудиться. Я два года параллельно с обучением работал в центре. А после, как закончил мехмат МГУ, туда же и распределился. В конце 80х там были сделаны знаменитые компьютеры семейства БЕСТА. Был огромный коллектив. Часть людей занимались «железками», часть – программами. Если бы эту линию продолжать дальше, все было бы хорошо. Но линия, к сожалению, не получила развития».
Новый скачок во времени. Середина 90-х. Алексей Сальников – руководитель первого в России коммерческого учебного центра, чрезвычайно популярного среди людей, внедряющих информационные технологии в финансовую, промышленную и телекоммуникационную сферы. На учебный центр работают специалисты высокого уровня. Среди них знаток Интернета, сотрудник Курчатовского института. Как-то он пригласил Алексея и его соратников посмотреть, что такое Сеть. Стоп-кадр весьма выразительный, почти исторический: «Мы приехали, а как раз случилось несчастье. Тогда Интернет в Россию попадал через Финляндию. И, как на грех, где-то под Питером экскаваторщик повредил провод. Поэтому все очень медленно происходило. Мы смотрели на экран, где не спеша грузилась какая-то страничка. Однако представить, как это выглядит на нормальной скорости, было несложно… Я всегда в нашей фирме занимался вопросами продвижения наших курсов. Это была моя главная обязанность. Когда я увидел, как работает Интернет, сразу сказал: «Это место для рекламы». А в 1997 году мне совершенно случайно попалась книга английского автора об интернет-маркетинге. И в нашем офисе как раз появился плохонький, медленный, но все же выделенный канал. Бизнес есть бизнес. Я прочитал книжку, мне стало интересно. Следующий шаг – я объявляю курсы интернет-маркетинга. 60 взрослых умных людей приезжают слушать мои лекции. Каждый платит 300 долларов за то, чтобы меня три дня слушать. Несколько лет я такой курс читал. Мне было интересно изучать эту тему. В конце 90-х годов я был главным специалистом в России по интернет-маркетингу. Потом я стал проводить конференции по интернет-маркетингу. Толпы народа собирались. Хотя на первых конференциях было очень немного людей, способных сказать что-то внятное на эту тему».
Тогда же организаторы Учебного центра решили, что хорошо бы на практике воплотить теоретические положения, о которых говорилось на их курсах, и создали ЦИТ Форум. Просто для того, чтобы рекламировать свои курсы. Как резюмирует сегодня Алексей: «ЦИТ Форум возник из небанального подхода к рекламе своей продукции. Потом продукция исчезла, а инструмент остался». Сегодня портал CITForum.ru – не имеющая аналогов техническая библиотека бесплатных ресурсов по информационным технологиям на русском языке.
Но начало, начало – в этих трех кадрах истории жизни одного человека. Алексей Сальников может со мной не согласиться, но я уверена, что эти три эпизода – знаковые, и если бы я снимала фильм об Алексее Михайловиче, они были бы центральными в картине.
Огонь, вода и медные трубы
Алексей сам себя называет генератором идей. Самая гениальная из них родилась в 1992 году, когда Алексей с супругой Еленой решили открыть собственное дело. Родилась совершенно неожиданно, как побочный продукт другой авантюрной идеи.
Сначала семейство рассуждало так: что могут делать и продавать программисты? Естественно, программы. Какие? Для банков, которые первые в стране разбогатели и первыми захотели автоматизироваться. Это же золотая жила – полторы тысячи банков, которым нужна специальная компьютерная программа под названием «Опердень». Стали собирать информацию – как функционирует банк, какой должна быть программа. Читали специальную литературу, свели дружбу с банкиром, который согласился предоставить свой маленький банк в качестве полигона для отработки этой программы, дать деньги на ее разработку. Увы, однажды банкир испарился. И советоваться стало не с кем.
Что делать? Ходить на поклон в другие банки? Нет, сказал себе Сальников, надо… сделать так, чтобы банкиры сами пришли к нам. Все гениальное – просто. «Взяли листок бумаги, написали: семинар «Автоматизация банковской деятельности», 711 сентября 1992 года. Место проведения: Москва, Университет. Семинар платный. Указали номер телефона в комнатке, которую арендовали в университете. Купили базу данных с адресами банков, тогда она продавалась в редакции газеты «Коммерсантъ». Написали программу семинара, напечатали, разложили в конверты и отправили. Когда письма дошли, наш телефон просто разорвался. Звонили со всей страны из банков, спрашивали, как записаться, куда деньги переводить за участие. Почему получился такой эффект, понятно. Банкам надо было автоматизироваться, но никто не знал, как это делать. Мы были первые, кто предложил поучаствовать в семинаре на эту тему. Ну вот записали мы желающих участвовать, теперь надо семинар проводить. О чем говорить? Стали звонить в IBM, Hewlett-Packard, другие крупные компании, отправляли им по факсу список банков и говорили: «Эти господа желают вас выслушать». Они согласились выступить».
Алексей Сальников смеется, когда вспоминает первый семинар. Заявок тогда набралась добрая сотня. Пригласили только 16 банков, которые оказались в списке первыми, но в аудиторию, арендованную в Московском университете, набилось человек тридцать, только успевали стулья подносить. Финансисты были непреклонны: мы приехали и мы будем участвовать в семинаре, возьмите деньги и дайте нам возможность послушать! Семинар длился целую неделю. Банкиры остались им довольны. А организаторы Центра информационных технологий… проснулись знаменитыми, как пишут в биографиях знаменитых актеров. Их офис на военной кафедре факультета ВМК МГУ на ближайшую пятилетку стал самым популярным местом для банкиров, разработчиков банковского софта, а позже – представителей крупных промышленных предприятий, которые интересовались информационными технологиями и их применением в прикладных областях. Идея писать банковские программы тихо умерла. Зачем, если можно зарабатывать на семинарах?
Семинары и конференции – это первое направление работы Центра информационных технологий. С 1992 года они проводились регулярно, темы выбирались самые горячие, докладчики приглашались самые актуальные. Более того, в какой-то момент офис ЦИТа стал штабом общения для конкурирующих фирм, которые автоматизировали банки. Рабочая группа из их представителей, вырабатывающая стандарты обмена информацией, заседала в ЦИТе. А самого Алексея Михайловича приглашали занять пост в Ассоциации производителей банковского софта…
Второе направление – учебные курсы по информационным технологиям (citmgu.ru), которые читаются и по сей день, но, естественно, в эпоху обилия информации об IT и Интернете, уже далеко не столь популярны. А в 1993-1994 годах, вплоть до 1998-го, на курсы в Москву ехали так же массово… как раньше в московские магазины за колбасой, простите за такое приземленное сравнение. Потому что здесь можно было услышать людей, которые знали все про IT, потому что только здесь можно было купить книги о сетях, операционных системах, базах данных и прочем. Дело было организовано умно и оперативно. Были собраны лучшие специалисты, которые в рекордно короткие сроки писали методички по своим предметам. Например, трехсотстраничная книжка создавалась за три месяца! Сдавали свои учебники спецы по частям. Так что когда из-под пера автора выходили последние строки, первые главы уже были не только отпечатаны, прочитаны корректорами, оформлены, проиллюстрированы нужными схемами, картинками и табличками, но даже размножены в соответствии с количеством слушателей. Потом приезжали «студенты» и получали на руки две книги. Одна – краткое изложение лекций, другая – сборник слайдов, которые преподаватели показывали в ходе учебы. Слушатели ничего не записывали в тетради, учителя ничего не писали на доске. На это не было времени. Предельная автоматизация организации учебы, оперативность подачи информации принесли ЦИТу оглушительный успех. Некоторые сотрудники отделов автоматизации банков и крупных предприятий приезжали просто купить книги. Ценообразование было простое: доллар за страницу… И покупали с большим удовольствием.
В эйфории успеха Алексей Сальников и его коллеги не заметили, как поток слушателей резко уменьшился, опомнились только когда он совсем сошел на нет. Наступили другие времена. Однако судьба, благосклонная к Алексею, приготовила ему «задел» для создания нового дела. Тот самый сайт в Интернете, который когда-то вывесили для рекламы курсов. IT-портал стал новым делом Алексея. И тоже, естественно, уникальным, ведь делать что-то как все – неинтересно!
Новый Макаренко
Сегодня Алексей Сальников знает о своей новой сфере деятельности все. Как работать с рекламодателями, как строить работу портала. Хотя признается, что никогда не думал заниматься изданием СМИ и получать доходы от рекламы! А мне такой поворот судьбы в жизни нашего героя совсем не кажется неожиданным. Ведь главная задача IT-портала ЦИТ Форум – давать людям знания. Библиотекой портала ежедневно пользуются тысячи IT-специалистов и менеджеров, преподавателей и студентов вузов. Почти везде информационные технологии преподают с помощью ЦИТ-Форума. Преподаватели готовятся к лекциям по скачанным материалам, дают студентам не домашние задания, а ссылки на ресурсы ЦИТ Форума. Так что ничего не изменилось кардинально в деятельности Алексея Сальникова. Он по-прежнему учит народ.
А ведь будучи студентом, Алексей мог легко угадать, что судьба ему приготовила именно эту миссию – просветителя. Звучит патетически, но истина всегда немного банальна. Исключенный из университета на третьем курсе, недоучившийся математик подался в учителя. Приехал в Смоленскую область, явился в облоно, оттуда его отправили в дальнюю школу, где не было учителя математики. Доехал до школы и… попал в тупик: учителя искали летом, а он приехал в январе. Конечно, вакансию давно уже худо-бедно закрыли… Ехать назад не хотелось, и Алексей согласился на предложения директора школы-интерната стать воспитателем, то есть наблюдать за ребятами с первого по восьмой класс, которые приезжали в этот интернат из мелких окрестных сел на неделю. У Сальникова самые приятные воспоминания о том периоде жизни: «Надо было прийти после уроков в школу, забрать детей, сводить на обед, потом поиграть с ними, потом они садились делать уроки, я их консультировал. Времени свободного у меня был вагон. Развлечений не было никаких. Была библиотека. Я брал там книги, например, сочинения Макаренко, шел домой – а я арендовал в этой деревне избу с огромной русской печкой в пол-комнаты – ложился на печку и читал. Детишки были счастливы, ведь до этого их воспитывали скучные пожилые бабушки. А я с ними играл в футбол…».
Но даже не в этом был знак судьбы-благодетельницы, а в том, что, будучи воспитателем, Алексей научил читать одного деревенского мальчика. Парень учился в пятом классе и для крестьянской жизни имел все необходимые навыки – классно водил трактор и профессионально курил «Беломор». А вот читать в начальной школе ребенка не научили – просто с учительницей они не встречались никогда, документ выдали, чтобы не портить цифры успеваемости по району. Занимались Алексей Михайлович и неграмотный пятиклассник после отбоя. Эксперимент увенчался успехом. Благодарный мальчишка потом своего учителя даже на тракторе катал. Потом Алексей восстановился в университете, закончил его, далекая смоленская деревня ушла в прошлое…
Но с тех пор, как мне кажется, ничем другим Алексей Сальников в жизни не занимается. Учит и учит неграмотных «мальчишек» тому, без чего сегодня не обойтись, как раньше нельзя было обойтись без элементарной грамоты.
Сам Алексей рассуждает скептически: «Я знаю людей, моих одноклассников, которые добились гораздо большего, возглавляют крупнейшие IT-компании. По масштабам бизнеса они заведуют крейсерами. А у меня – лодочка…» Но именно эта лодочка выводит корабли в бурное море IT-технологий. Без нее, возможно, ни один крейсер не сдвинулся бы с места. Ну, или сделал бы это значительно позже.
Неплохую альтернативу предложила Алексею Сальникову судьба – быть на 100% востребованным. Ни он, ни кто другой не знает, каким конкретным делом будет заниматься сегодняшний директор ЦИТ Форума через полгода. Но я убеждена, что работать он будет вновь под грифом «Впервые в России» и обязательно – просвещать. Попутного ветра в парусах!