Роман Коновалов
Шесть дней одного года
Xроника знакомства с CMS «Битрикс: управление сайтом»
День первый
Наконец-то одержал первую победу над начальством – убедил купить вменяемую CMS. Долго объяснял шефу текущую ситуацию, и таки втолковал, что админ на то и админ, чтобы заниматься поддержкой железа и другими «хитрыми» делами, но кропать ежедневные новости для корпоративного сайта и переводить западные пресс-релизы (мы занимаемся продажей бытовой техники) – увольте, мне хватает «бюрократии» при общении с бухгалтерией, где в очередной раз «сломалась» вездесущая 1С.
Отчасти подействовал довод об эффективности сокращения ставки моего помощника из числа вечных студентов, и если снять с моих плеч бессмысленную «бумажную» нагрузку, то с остальными заботами админ справится без чужой помощи. При таком разговоре было грех не указать на фактическую бездеятельность многочисленного племени менеджеров, которым можно и нужно поручить «бумаготворчество», ибо CMS «Битрикс: Управление сайтом» (www.bitrixsoft.ru) позволяет назначить права для публикации новостей и пресс-релизов, причем, техническая сторона вопроса не сложнее работы в MS Word.
Окончательно «добиваю» шефа тем, что конкурирующая компания уже месяц назад перевела свой веб-ресурс под чуткое «руководство» Битрикса (системный администратор конкурентов – мой старый приятель), а мой «самопальный» движок, на котором работает корпоративный сайт, для своей доработки потребует массу времени и денег. Ура, начальство сдалось. Первый раз в жизни с радостью набираю текст гарантийного письма разработчикам…
День второй
Собираю менеджеров и зачитываю приказ начальства о «возложении дополнительных обязанностей» на бездельников. Бунт пресекаю в зародыше, кратко объясняя механизм работы в «Битрикс: Управление сайтом» – не верят. Запускаю стартовую страницу CMS, перехожу в раздел «Информационные блоки» и предлагаю сомневающимся опробовать новый движок. Особо «продвинутый» менеджер, в свое время предлагавший свои услуги в качестве HTML-кодера (дескать, владею Front Page) начал демагогию о тонкостях владения HTML, но через пару минут успокоился: при создании новых страниц или новостных блоков можно использовать встроенный визуальный редактор, чрезвычайно похожий на MS Word.
Слава Богу, с Windows-системным «Рабочим столом» менеджеры знакомы, стало быть, и при использовании «Битрикс: Управление сайтом» получите в свое распоряжение аналогичный инструмент (см. рис. 1). Но вольницы я не допущу – для исключения неразберихи при работе с сайтом в этой CMS предусмотрено выборочное назначение прав доступа к тем или иным модулям, посему придется распределить обязанности между сотрудниками, допущенными к управлению нашим сайтом. Кажется, понемногу успокоились – поняли, что к чему. А мне предстоит дизайном заняться…
Рисунок 1. Практически все менеджеры знакомы с системным «Рабочим столом».
При использовании «Битрикс: Управление сайтом» эти труженики получат в свое распоряжение аналогичный инструмент
День третий
Базовая поставка «Битрикс: Управление сайтом» включает несколько дизайнерских заготовок (раздел «Настройки системы Шаблоны сайта», см. рис. 2), которые меня никоим образом меня не устраивали. Что же, нам не привыкать, посмотрим, что предлагают разработчики. Замечательно! – посредством ссылки «Изменить» HTML-код шаблона заменяется необходимым, и после доработки шаблона старый дизайн идеально вписывается в структуру обновленного сайта.
Рисунок 2. HTML-код шаблона без труда заменяется на необходимый, понадобится лишь небольшая доработка
Наше мудрое руководство, побродив по сайту разработчиков, решило проявить свои дизайнерские «таланты»: как оказалось, девелоперы предлагают готовые решения общим числом несколько тысяч, причем, все это собрано в тематические группы («Индустриальные», «Армейские», «Книги» и т. д.). В ответ на несколько предложений о замене существующего дизайна отправляю начальство к партнерам компании «Битрикс» – на заказ изготовят именно то, что душа пожелает, были бы деньги (www.bitrixtemplates.ru).
День четвертый
Дизайн – дело хорошее, но оптимизация сервера для меня важнее, тем более, что никто не отменял аксиому: будучи загруженным с PHP и другими модулями, веб-сервер занимает значительный объем памяти, как разделяемой, так и для отдельного процесса. Стало быть, придется заняться оптимизацией, и, если быть точным, уменьшением размера не только потребляемой памяти, но и числа процессов, одновременно необходимых для работы веб-сервера, а также числа перезапусков процессов (разумеется, потребуется снизить время жизни процессов).
Итак, при работе с «Битрикс: Управление сайтом» мы имеем большое число всевозможных модулей, а значит, желательно исключить из компиляции и процесса загрузки веб-сервера все неиспользуемые модули. В итоге уменьшится размер памяти, не только потребляемой веб-сервером при запуске, но и применительно к отдельному процессу (безусловно, PHP должен работать с веб-сервером как модуль (mod_php4) и загружаться веб-сервером при запуске).
День пятый
Одной из важнейших задач, которую придется решить, является минимизация числа запросов, обрабатываемых веб-сервером. Наилучшим решением в моем случае стало создание двухуровневой системы Frontend+Backend для обработки запросов. Все запросы к веб-серверу и ко всем его страницам принимаются специальным проксирующим процессом (Front-end), самостоятельно обрабатывающим все запросы, благо, с прокси-серверами дефицита нет.
Что касается запросов к контентным страницам, то они будут не кэшироваться, а перенаправляться к Back-end части системы, представляющей собой обычный веб-сервер Apache, работающий на нестандартном порту (например, 88), и отвечающий только на запросы с localhost или IP-адреса прокси-сервера. Небольшой совет: лучше использовать несколько внутренних IP адресов типа 127.0.0.2, 127.0.0.3 и т. д. с 80-м портом, иначе возможны нежелательные редиректы на неработающий порт у Front-end.
День шестой
Все заработало. Казалось бы, теперь можно вздохнуть спокойно, ан нет: упоминавшийся «продвинутый» любитель визуальных редакторов вычитал в мануале, что, работая с «Битрикс: Управление сайтом», маркетологи компании смогут качественно планировать рекламные акции для привлечения целевых посетителей на страницы своего веб-проекта. Шеф, узнав о таком сервисе, тут же направил меня в помощь «манагерам» – дескать, доведи до ума техническую сторону вопроса. Доведу, куда я денусь. Зато потом – заслуженный отдых…