История компьютеров «Амига». Часть первая: 1982-1994::Журнал СА 2.2006
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

Разбор полетов  

Ошибок опыт трудный

Как часто мы легко повторяем, что не надо бояться совершать ошибки, мол,

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6205
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6912
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4196
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 2997
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3800
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3810
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6305
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3157
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3450
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7270
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10634
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12357
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 13991
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9116
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7071
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5381
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4610
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3420
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3149
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3397
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3019
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 История компьютеров «Амига». Часть первая: 1982-1994

Архив номеров / 2006 / Выпуск №2 (39) / История компьютеров «Амига». Часть первая: 1982-1994

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

Сергей Зуев

История компьютеров «Амига»

Часть первая: 1982-1994

На протяжении последних лет компьютерная индустрия оказалась поделена между Windowsсистемами, продукцией от Apple и Linux/UNIX-решениями, куда входят также и знаменитые рабочие станции SGI/Sun. Однако буквально десять-пятнадцать лет назад ситуация на рынке персональных компьютеров была совершенно другой.

На протяжении последних лет компьютерная индустрия оказалась поделена между Windows-системами, продукцией от Apple и Linux/UNIX-решениями, куда входят также и знаменитые рабочие станции SGI/Sun. Однако буквально десять-пятнадцать лет назад ситуация на рынке персональных компьютеров была совершенно другой. Существовало по крайней мере два-три десятка различных платформ, отличающихся и дизайном, и процессором, и какими-то специфическими оригинальными решениями в аппаратной части. Однако, несмотря на то, что большая часть рынка уже занята вышеперечисленными системами, старые компьютеры никуда не делись. Для них до сих пор пишется программное обеспечение и создается новое железо. Пример тому – компьютеры Amiga.

Зарождение идеи

История Amiga начинается в 1980 году, в лабораториях Atari, где Джей Майнер проектировал восьмиразрядные системы. Именно он разработал такие знаменитые компьютеры и консоли, как Atari 2600, Atari 400 и Atari 800. Основной упор в проектировании делался на создание custom-чипов (микросхемы, которые заказываются специально на заводах для конкретной линейки продуктов), каждый из которых брал на себя определенную функцию по выводу графики, синтезированию звука, управления внутренней шиной и пр. Это разгружало центральный процессор от несвойственных ему задач и весьма ощутимо повышало общую производительность системы.

Рисунок 1. Джей Майнер – создатель компьтеров «Амига»

Рисунок 1. Джей Майнер – создатель компьтеров «Амига»

В то время Atari была настолько крупной компанией, что сегодня могла бы соперничать с Sony или Nintendo. Однако в ней присутствовали сильный коммерческий дух, жестко спланированное производство, и это не оставляло ни малейшей возможности талантливым рабочим для продвижения своих идей в производство. Это и случилось с Майнером. Он считал, что эра восьмиразрядных компьютеров заканчивается и пора переходить на более совершенные технологии.

Как раз в 1979 году Motorola выпустила свое новое семейство процессоров 68000. Эти процессоры работали на частотах до 14 МГц и адресовали до 16 Мб адресного пространства, что было на голову выше даже самых близких их конкурентов от Intel – процессоров 8086/88. Майнер сделал несколько запросов к руководству компании для выделения ему отдельной лаборатории по разработке новой вычислительной системы, однако каждый раз получал отказ. Это вынудило его оставить корпорацию и заняться индивидуальными исследованиями в данной области.

Игнорирование мнения Майнера сыграло злую шутку с Atari – в середине восьмидесятых, все еще ориентируясь на рынок восьмиразрядных компьютеров, корпорация потерпела огромные финансовые убытки, следы от которых тянулись вплоть до ее полного банкротства в середине девяностых годов.

В 1982 году Майнеру позвонил его бывший коллега, также уволившийся из Atari, Ларри Кеплен. Кеплен к тому времени уже создал свою маленькую фирму по разработке компьютерных игр, хорошо известную сегодня как Activision. Как и Майнер, он искал финансовую помощь для дальнейшей деятельности своего детища.

По счастливому стечению обстоятельств, дантист Майнера был богатым человеком, который вкладывал деньги в новые, перспективные разработки в области компьютерных игр. Благодаря ему новая фирма Джея, HiToro, получила стартовый капитал в 7 миллионов долларов.

Hi-Toro разделилась на две группы. Первая, Atari Peripheral, занималась разработкой фирменных джойстиков и игр для Atari 2600. Вторая группа работала над проектом с кодовым именем «Lorraine», названным так в честь жены CEO Дейва Морзе. Несмотря на то что группа была весьма немногочисленной, ее цели были колоссальными.

Предполагалось создать революционную игровую систему, у которой были бы 3.5" дисковод и клавиатура. Изначально были определены главные разработчики игр, Activision и Imagic, для того чтобы обеспечить систему играми на момент начала продаж. На то время это был беспрецедентный шаг, например, та же Atari всячески прегрождала дорогу сторонним компаниям по выпуску продуктов к ее компьютерам, Nintendo же вообще имела монопольное право на выпуск картриджей для своих приставок, и сторонние разработчики должны были платить деньги за право выпуска своих игр на ее системах.

Проект по созданию новой системы рос, как на дрожжах. В кратчайшие сроки группа спроектировала и, самое главное, воплотила в жизнь множество революционных идей.

Новый компьютер основывался на процессорах Motorola и имел несколько сопроцессоров для выполнения второстепенных задач. Сопроцессоры содержали в себе такие блоки, как Blitter (занимался быстрым перебросом областей памяти из трех источников в четвертое конечное место одновременно с выполнением логических операций над ними) и Copper (следил за положением луча на экране, в зависимости от значений мог или изменять значения внутренних регистров, или вызывать прерывание центрального процессора для выполнения каких-либо процедур).

Каждому процессору давались женские имена, например, Paula являлась контроллером дисковода и звуковой подсистемой, обеспечивала компьютер 4-канальным 8разрядным звуком; Agnus – контроллер прямого доступа в память, генератор тактовой частоты; Denise управлял аппаратными спрайтами и содержал в себе Copper.

Помимо вышеперечисленных возможностей, новый компьютер имел палитру до 4096 цветов, с возможностью использования до 16 в режимах высокого разрешения 640х256 (или 512 в режимах с чересстрочной разверткой), и до 32 в режимах низкого разрешения 320х256 (512).

Также существовал специальный режим HAM (HoldAndModify) для одновременного показа всех 4096 цветов в низком разрешении. Достигалось это благодаря аппаратным циклическим изменениям значений цветовых регистров, т.е. на каждом новом пикселе можно было изменить одну цветовую составляющую (R, G или B) предыдущего пикселя или выбрать новый цвет из палитры.

Следует отметить два эффекта Copper, которые часто использовались программистами ПО и даже в самой операционной системе. Это возможность использования нескольких видеорежимов на экране. Для примера: верхняя часть экрана работает в разрешении 640х200 на 8 цветов, а нижняя – на 320х200 на 32 цвета (в современных видеокартрах этого нет). Второй эффект – это возможность смены цветовой палитры в различных частях экрана.

В конце 1982 года Hi-Toro сменила свое имя на Amiga Incorporated в связи с иском японской фирмы Toro о нарушении авторских прав. Новое имя компании было выбрано не случайно – основатели компании хотели, чтобы имя звучало максимально дружелюбно (Amiga с итальянского переводится как «подружка») и располагалось в телефонном справочнике между названиями Apple и Atari.

1983 год начался с гигантских потерь на компьютерном рынке, закрылось множество мелких фирм. Amiga Inc. также потерпела крупные неудачи в продажах, и в итоге ситуация сложилась так, что Lorraine стала единственной возможностью компании заработать деньги. Для ускорения разработки проекта в компанию были приглашены новые люди: Боб Бернс, Гленн Келлер, Дейл Лак, ЭрДжи Микаль, Дейв Нидл, Рон Николсон, Боб Парисо и Карл Сассенрат. Появление новых инженеров позволило разбить команду разработчиков на две группы: первая занималась собственно разработкой компьютера, а вторая – написанием программного обеспечения к нему. За вторую группу отвечал ЭрДжи Микаль. Позже, в интервью, он рассказывал следующее:

«В Amiga Inc. я начинал как инженер ПО, я отвечал за проектирование графических библиотек. Затем под моим руководством был создан Intuition – основа графического интерфейса будущей операционной системы. Это был очень тяжелый для нас период – разработка длилась несколько месяцев по 100 часов в неделю!»

Для того чтобы иметь какие-либо средства в начале года, отдел компании, занимающийся изобретением новых игровых контроллеров, выпустил очень оригинальную игру Zen Meditaton. Смысл ее заключался в том, что надо было сидеть максимально долгое время не шевелясь, в позе Лотоса на специальном контроллере, выполненном в виде доски для сноуборда. Цель игры была в том, чтобы, достигнув определенного временного результата, попасть в нирвану. В операционной системе Amiga при сбоях демонстрировался мигающий прямоугольник с надписью «Guru Meditation», т.е. «гуру медитирует». Эта фраза была данью разработчиков своему прошлому.

К сентябрю 1983 года были закончены макеты трех основных custom-чипов: Agnus (Address Generator), Daphne, которую позже переименовали в Denise (Display Adapter) и Porita, позже названную Paula (Purts and Audio). То, что было сделано hardware-отделом, мало походило на обычный домашний компьютер, скорее, это напоминало мини-компьютер из трех стоек. Каждый «чип» занимал по несколько плат, причем на каждой было по 50 микросхем (рис. 2).

Рисунок 2. Промежуточный вариант Lorraine

Рисунок 2. Промежуточный вариант Lorraine

Эпоха Commodore       

В самом начале 1984 года, на американской выставке CES была произведена первая демонстрация Lorraine широкой публике. Компьютер до сих пор представлял собой груду печатных плат и множество проводов, но все это старательно было спрятано под стол, на котором оставили только монитор. Самой большой проблемой на этой демонстрации было обеспечение вентиляции системы – пространство под столом никак не вентилировалось, и оборудование могло в любую секунду выйти из строя, но, к счастью, этого не произошло.

Lorraine произвела фурор – на экране крутилась известная демонстрация «Boing Ball», которая рисовала вращающийся, прыгающий трехмерный красно-белый шар. При этом, достигнув краев экрана, он со стереозвуком ударялся о стенки и двигался в обратную сторону. На фоне других, восьмиразрядных компьютеров, возможности Lorraine смотрелись просто шикарно! Однако несмотря на торжество на выставке среди посетителей, крупные компании восприняли новинку весьма прохладно.

К тому времени первоначальный капитал в 7 миллионов долларов уже иссяк, а продажи игровых контроллеров не давали значительного дохода. Положение было критическое, и руководство компании решило продать свое детище какому-нибудь гиганту. Были контакты с Sony, Apple, Atari и почти удавшийся контракт с Silicon Graphics. Стив Джобс, CEO Apple, например, посчитал, что компьютер имеет «очень продвинутое hardware», что не приемлемо для домашних систем. Из всех компаний только Atari согласилась заключить серьезную сделку с Amiga Inc. В 1992 году в интервью Джей Майнер сообщил:

«Atari дала нам 500 тысяч долларов с таким условием, что если мы за месяц не успеем закончить custom-чипы, то они купят наши акции по бросовым ценам. Это был очень глупый контракт, но из-за отсутствия других вариантов мы согласились.»

Однако к тому времени Amiga Inc. подвернулась удача, гигант в области домашних компьютеров Commodore согласился приобрести компанию за 3 миллиона долларов, превратив ее в одно из своих подразделений и оставив весь ее состав. Благодаря этой сделке Amiga Inc. быстро вернула Atari ее 500 тысяч долларов. Commmodore переименовала Amiga Inc. в «Commodore-Amiga Inc.» и выделила 27 миллионов долларов на дальнейшую разработку компьютера.

К концу 1984 года новое подразделение выпустило первый прототип нового компьютера – Amiga 1000 (рис. 3). По тем временам это была очень мощная машина с 256 Кб оперативной памяти и desktop-корпусом, позволяющим убирать клавиатуру под него. Для ускорения процесса разработки операционной системы была нанята британская фирма MetaComCo. Она занялась портированием ядра своей ОС Tripos на процессоры Motorola.

Рисунок 3. Amiga 1000

Рисунок 3. Amiga 1000

В 1985 году Amiga 1000 поступила в продажу по официальной цене в 1 500 долларов. Commodore считала, что победила, так как выпустила первую домашнюю шестнадцатиразрядную систему.

Однако на той же самой выставке CES’85, где демонстрировались первые компьютеры, Atari представила свою новинку. Это был компьютер Atari ST. Он был основан на том же процессоре MC68000, что и Amiga, имел зашитую в ПЗУ однозадачную операционную систему, представляющую собой гибрид MSDOS, CP/M и графического интерфейса от Digital Research – GEM (Graphic Environment Manager).

Графические и музыкальные способности также были не на высоте – 320х200 точек на 4 цвета из палитры в 512 цветов, плюс 640х200 и 640х400 на 2 цвета, причем последний режим требовал специального монитора.

В качестве музыкального сопроцессора служил хорошо знакомый поклонникам компьютера ZX Spectrum контроллер YM-2149 (4 бита, 3 канала, 8 октав).

Однако упрощенная, по сравнению с Amiga, архитектура позволила быстрее наладить производство и продавать компьютер по значительно меньшей цене. Плюс, компьютер изначально имел MIDI-разъемы и соответствующее программное обеспечение, что сразу предопределило его успех на рынке музыкальных компьютеров.

1985-1986 годы прошли под флагманским лидерством компьютеров Atari, причем за это время было выпущено три новых модели со встроенным дисководом и увеличенным до 1 Мб объемом оперативной памяти. Однако Commodore все это время не дремала.

В 1986 году началась разработка новой модели Amiga 2000, которая отличалась вместительным desktop-корпусом с большим количеством разъемов расширения, причем присутствовали даже разъемы под шину ISA для периферии от компьютеров IBM PC. Для их функционирования были разработаны аппаратные эмуляторы IBM PC с процессорами 8088 и 80286. Это позволяло значительно расширить объем программного обеспечения под Amiga.

Благодаря возможностям расширения Amiga 2000 продемонстрировала новую технологию автоматической конфигурации устройств AutoConfig. Смысл ее заключался в том, чтобы автоматически предоставлять при включении компьютера новому устройству область памяти, прерывания и линии DMA. Через десять лет подобное появилось в IBM PC под названием Plug’n’Play.

В 1985 году было разработано сторонней компанией новое устройство Genlock, которое устанавливалось в разрыв между видеоразъемом и мониторным кабелем Amiga. Данное устройство предназначалось для смешивания видеосигнала от внешнего источника (видеомагнитофон, видеокамера и т. п.) и компьютера. Одновременно с этим для Amiga были разработаны первые программы для трехмерного моделирования и графические редакторы. В то время профессиональные компьютеризированные видеостудии стоили до 50 тыс. долларов, цена же Amiga с этими программами и GenLock составляла примерно две – три тысячи долларов, поэтому ее популярность на данном рынке быстро возросла.

Для поддержки пользователей под спонсорством Commodore в 1985 году начался выпуск первого журнала для пользователей Amiga – «Amiga World».

В 1987 году на рынок вышли две новые модели – Amiga 2000 и  Amiga 500 (рис. 4). Вторая представляла собой упрощенный вариант первой. Как и Atari ST, A500 была укомплектована в единый с клавиатурой корпус, плюс ее цена была меньше 1000 долларов, оставляя в себе все возможности от старшей сестры. Ввиду своей низкой цены А500 стала объектом мечтаний множества людей и сподвигнула массы на переход с устаревшей восьмиразрядной технологии (компьютеры Spectrum, Amstrad и пр.) на новые шестнадцатиразрядные машины.

Рисунок 4. Авторская Amiga 500

Рисунок 4. Авторская Amiga 500

В 1988 году общий объем продаж от компьютеров и программного обеспечения превысил аналогичную цифру у Atari. С тех пор последняя всегда находилась на втором месте после Amiga.

Игровой рынок также перешел в руки Amiga, поскольку для нее выходили такие игры, которые просто невозможно было сделать на Atari. Последняя начала иск против Commodore, поскольку изначально Майнер работал в Atari и все свои идеи придумал именно в ее лабораториях, однако этот иск не был удовлетворен судом.

Первые попытки давления от Microsoft и Apple начали ощущаться в следующем, 1989 году. Для удержания своих позиций Commodore улучшила чипсет для поддержки 1 Мб памяти и сильно снизила цену на А500. Девид Плизенс, будущий глава Commodore UK, создал «А500 Batman bundle», благодаря чему продал тысячи компьютеров и обеспечил их огромную популярность в начале девяностых годов.

1990 год ознаменовался коренным улучшением программной и аппаратной части компьютеров. Вышла новая версия AmigaOS 2.x. В программном плане (API, интерфейсы) это был настоящий прорыв по сравнению с предыдущей ОС. Даже внешний вид стал более серьезным. Но самое главное – это был выход Amiga 3000. Компьютер включал в себя новый чипсет ECS (Enhanced ChipSet, первый же стали называть OCS – от слова Original), который адресовал до 2 Мб памяти и поддерживал не только две жестко заданные экранные частоты (PAL, NTSC), но позволял гибко менять из значения с 15 до 31 КГц для строчной частоты и от 45 до 83 для кадровой частоты. Это позволило использовать вошедшие в моду VGA-мониторы от IBM PS/2. Поскольку большая часть старых игр была написана прямым программированием чипсета, то для работы с этими мониторами в компьютер было встроено устройство ScanDoubler, позоляющее удвоить телевизионную частоту с 15 до 31 КГц.

А3000 производилась в Desktop-корпусе (рис. 5), имела шину SCSI-2 для накопителей, 4 разъема для расширения с шиной Zorro-II, 3 разъема ISA и специальный разъем Fast Slot. Дело в том, что на материнской плате компьютера располагался процессор MC68030 на 16/25 МГц (в зависимости от версии), а оперативная память могла расширяться только до 16 Мб. Fast Slot предназначался для специальной платы с новым процессором, работающим на большей частоте, и дополнительных слотов для оперативной памяти.

Рисунок 5. Amiga 3000

Рисунок 5. Amiga 3000

Здесь стоит отметить одну особенность строения оперативной памяти Amiga – адресное пространство делится на две области: Chip-RAM, к которой имеет доступ и процессор, и чипсет (он хранит в ней звуки и изображения), причем последний имеет больший приоритет; и Fast-RAM, к которой имеет доступ только процессор. Такое разделение хорошо тем, что ни процессор, ни чипсет практически не пересекаются, каждый работает со своей областью по циклам прямого доступа в память и не мешают друг другу. Но позже это стало создавать ограничения – чипсет с его возможностями со временем устаревает, потребности в памяти растут, но она все равно ограничена изначальным максимальным объемом в 2 Мб и максимальным трансфером в 7 Мб/с. Проблему слабого чипсета стали решать с помощью видеокарт. Дело в том, что с точки зрения AmigaOS нет разницы, куда выводить изображение – на чипсет или на видеокарту.

Sun заключила договор с Commodore о создании новой операционной системы для A3000, UNIX-клона Amiga UNIX. Специально для нее выпускались модели A3000UX, которые включали в себя стриммер, графический и сетевой контроллеры, плюс контроллер на 6 последовательных портов для терминалов.

Помимо А3000 была выпущена еще одна модель – Commodore CDTV. Это была старая А500 с 1 Мб памяти и с приводом CD-ROM, заключенная в корпус, похожий на видеомагнитофон. Для этого компьютера продавались инфракрасная клавиатура, мышь и внешний дисковод. Не смотря на оригинальную идею, эта модель провалилась – за последние несколько лет люди пресытились возможностями А500.

На замену А500 в 1991 году пришел новый вариант – А500+. Эта машина имела тот же самый чипсет ECS, что и А3000. Последнюю дополнила модель А3000Т – это была та же самая А3000, только с семью слотами Zorro-2 и в Tower-исполнении.

Advanced Amiga Architecture

К концу года IBM свернула свою линейку PS/2, оставив после нее «наследство» в виде двух разъемов мыши/клавиатуры, слотов SIMM и, самое главное, графических адаптеров VGA. Последние привнесли новый режим 320х200х256 цветов, что превосходило параметры чипсетов Amiga, и поэтому публика требовала улучшений.

В лабораториях Commodore к этому времени разрабатывался новый компьютер – А3000+. Это была внешне та же А3000, но внутри – кардинально измененная аппаратная часть. Прежде всего это новый чипсет AGA. Это была если не революция, то по крайней мере серьезная эволюция по сравнению с ECS. Общая скорость работы повысилась в четыре раза, но самое главное – это новые цветовые режимы: к имеющимся ранее режимам в 2, 4, 8, 16, 32 цвета плюс EHB (Extra Half Bright – режим в 32 цвета, плюс они же, но с половинной яркостью) и HAM добавились 64, 128 и 256 цветов и плюс HAM-8, причем во всех разрешениях. Общая цветовая палитра увеличилась с 4096 до 16 млн. цветов, а последний режим давал возможность одновременного вывода 262 144 цветов. Также планировалось устанавливать в эту модель DSP-процессор MC56001 для обеспечения работы того, что сейчас называется «программный модем», декодирования звуковых и видео (MPEG) данных.

В начале 1992 года вышла замена А500+ – Amiga 600 (рис. 6). С аппаратной точки зрения это была та же А500+, но с контроллером IDE для ноутбучных 2.5" жестких дисков и слотом PCMCIA. Самое главное – это размеры. От клавиатуры оставили только основную часть, без цифровой, благодаря этому удалось сделать удивительно компактный корпус. Однако к 1992 году иметь все тот же чипсет ECS, процессор MC68000 на 7 МГц и 1 Мб памяти – было уже несерьезно.

Проект А3000+ был остановлен, однако новый чипсет AGA не был заброшен. На его основе была разработана новая модель – Amiga 4000 (рис. 7). Внешне улучшенная (добавлен пятидюймовый отсек для дисководов 5.25", стриммеров, CD-ROM и пр.), внутри слегка упрощенная (IDE вместо SCSI, убран DSP, выкинут ScanDoubler), это была машина-мечта. Внутрь устанавливалась процессорная карта с процессором MC68040 на 25 МГц. По тестам на производительность этот процессор обходил 80486, работающий на 50 МГц. Для этой машины была написана новая ОС – AmigaOS 3.0. Это был также серьезный прорыв. Для чтения дисков от IBM PC была интегрирована подсистема CrossDOS. Для удобства написания прикладного ПО появились дататайпы (плагины к системе, позволяющие любому приложению открывать требуемые ему графические, звуковые, текстовые форматы), единая система локализации приложений, улучшенный скрипт-язык AREXX (позволял из одного скрипт-файла полноценно управлять одновременно несколькими приложениями). Были произведены улучшения в файловой системе (кеширование директорий, поддержка не латинских имен), стандартная подсистема установки приложений и многое другое. Для периферии появилась новая шина расширения – Zorro-3. Она совместима со своей прошлой версией электрически, но работала на гораздо большей скорости – 25 Мб/с против 3,5 Мб/с и адресовала 512 Мб адресного пространства против 8 Мб.

Рисунок 6. Авторская Amiga 600

Рисунок 6. Авторская Amiga 600

Рисунок 7. Amiga 4000

Рисунок 7. Amiga 4000

Atari предприняла свою последнюю попытку отвоевать рынок у Amiga, выпустив новый компьютер Atari Falcon с процессором MC68030 на 25 МГц и немного более качественным чипсетом, чем AGA, но было уже слишком поздно. Невыпущенная модель Atari Microbox и провалившаяся шестидесятичетырехразрядная игровая консоль Atari Jaguar доконали компанию, и ее имущество и бренд были распроданы с молотка компании JTS Corp., производящей жесткие диски.

К концу 1992 года, продолжая развитие своего модельного ряда, Commodore выпускает Amiga 1200 (рис. 8, 9). Это самая продаваемая Amiga за всю свою историю. Поначалу цена на нее составляла 699 фунтов стерлингов, но позже опустилась до 399 фунтов стерлингов.

Рисунок 8. Авторская Amiga 1200

Рисунок 8. Авторская Amiga 1200

Рисунок 9. A1200 (вид снизу): установлена процессорная карта Blizzard 1260 от Phase 5

Рисунок 9. A1200 (вид снизу): установлена процессорная карта Blizzard 1260 от Phase 5

Внешне это была усеченная по глубине А500. Внутри стоял новый чипсет AGA, 32разрядный процессор MC680EC20 на 14 МГц, 2 Мб Chip-памяти, такие же разъемы IDE 2.5" и PCMCIA, как и у А600. Внизу компьютера, под пластмассовой крышечкой, располагался 150-контактный слот TrapDoor. Подобное было и у А500, и у А600, но у них он служил для установки плат с дополнительной Chip-памятью, а у А1200 туда были выведены процессорные шины и сигналы. Под этот слот в последующие годы было разработано великое множество процессорных карт. При их установке старый процессор отключался, но влючался новый (от 68020 на более высокой тактовой частоте и с FPU до 68060 на 50-66 МГц и PowerPC 603e 160240 МГц), добавлялась Fast-память.

Банкротство

В 1993 году Commodore наконец полностью свернуло производство своих популярных восьмиразрядных машин Commodore 64. За 11 лет их «жизни» было выпущено 30 миллионов компьютеров, что даже было занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Одновременно с этим на рынке появилась Amiga CD32 – игровая консоль с CDROM. Аппаратно она представляла собой ту же А1200 без клавиатуры и с чипсетом, выполненным по меньшему технологическому процессу. При помощи позже выпущенных модулей от сторонних фирм (ProModule, SX1, SX2) эта консоль превращалась в полноценный компьютер с клавиатурой, мышью, накопителями и процессором MC68030 на 50 МГц. В маркетинговом плане CD32 имела успех только на британском рынке, а на остальных провалилась.

Интересный факт: в 1993 году Microsoft разрабатывала свою новую операционную систему Windows NT, которую планировалось перенести на множество платформ, в том числе и на Amiga. Однако этим планам не суждено было сбыться.

После AGA началось проектирование чипсетов Hombre и AAA, которые должны были значительно ускорить работу, привнести новые цветовые режимы до 16-бит, HAM-12, поддержку более высоких частот разверток, что дало бы разрешения до 1280x1024 и множество других нововведений. Commodore объявила, что будущие модели будут строиться на базе новых процессоров от Motorola – PowerPC или от HP – PA RISC.

В марте 1994 года началось производство Tower-версии А4000 – Amiga 4000T. Amiga были весьма популярны на домашнем рынке, в области видеопроизводства (на Amiga считались эффекты в Babylon-5, морфинг 3D-моделей в Terminator-2), в музыкальной области (ранние альбомы The Prodigy писались на Amiga) и множество других. Доход от продаж компьютеров был высок, однако промахи с попытками выжать все соки из старых технологий в виде A500+, A600 и CDTV, оставили большую брешь в бюджете компании.

Все это привело к тому, что к середине года компания объявила себя банкротом. Помимо этого 20 июня 1994 года Джей Майнер скончался от обширного инфаркта сердца. Банкротство компании заставило отвернуться от Amiga множество фирм, выпускавших программное и аппаратное обеспечение. Ее будущее было неопределено.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru