Рубрика:
День сисадмина
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Живой айтишник – это всегда движение Остановка смерти подобна
Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.
Константин Кондаков
Системные администраторы. Профессия или призвание?
Как распознать хорошего системного администратора, не прибегая к профессиональному интервью? Надо попытаться отыскать в себе необходимые качества, чтобы понять, есть ли у вас «показания для работы» системным администратором или лучше попытать профессионального успеха на другом поприще? Что же это за качества?
- Упорство и усидчивость.
- Быстрый поиск и устранение неисправностей.
- Отсутствие аллергии на ночные бдения, утренние пробуждения.
- Многостаночность.
- Хорошая память.
- Хорошая стрессоустойчивость.
- Логика.
Сергей Барамба
10 формул для эффективного сисадмина
Формулы есть не только в учебниках по химии или физике, но и в ИТ! Хочу поделиться теми, которые помогают мне работать и облегчают решение сложных задач.
Первая формула. Личное общение эффективнее почтовой переписки.
Системные администраторы, которые избегают разговоров с коллегами, пользователями, на самом деле теряют коммуникативные навыки, возможность словами «на лету» изложить свое видение вопроса, доказать свою правоту или выдвинуть план действий.
Вторая формула. Говорите языком документов.
Такое бывает не только в случаях, когда не удалось найти общий язык с коллегами. По неизведанному пути порой лучше идти именно согласно требованиям документов, по правилам.
Третья формула. Все телепаты в отпуске, вечном и не оплачиваемом.
Там, где запрос вырван из контекста, не понятен и порождает море вопросов, я применяю эту формулу и требую разъяснений. Так уж устроен человек, что считает, если все понятно и известно ему, то и соседи по цеху в курсе всех мелочей. Но это отнюдь не так.
Четвертая формула. Никаких «вроде», «возможно», «может быть». Только проверенные факты. Все свои «вроде бы» оставляем при себе!
Настоящий профессионал редко произносит подобные слова. У него за спиной опыт. Прежде чем дать ответ, все будет проверено, посчитано, несколько раз обдумано. Наши знания и умения – это набор фактов, четкого понимания сути явления. Тут незачем колебаться, это неэффективно и наносит вред нашей репутации.
Пятая формула. Делай вид, что у тебя есть добродетель, даже если у тебя ее нет.
В ней скрывается мощный инструмент качественного решения новых задач и мотивирования самого себя. «Делай вид, что ты высококлассный системный администратор, мыслящий о будущем, знающий ответы на все сложные вопросы, даже если ты не такой». Примерив на себя такой образ, уже не захочется с ним расставаться. Это очень стимулирует не расслабляться, двигаться вперед, всегда быть в тонусе.
Шестая формула. Успехи никто не оценит, зато ошибку будут долго еще вспоминать при удобном случае
Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимы мужество и определенная смелость. Через шрамы ошибок и лежит путь из падаванов к гуру.
Седьмая формула. Обновляйте договоренности. Забывчивость – стандартный диагноз каждого сотрудника.
Поэтому регулярно, раз в два-три месяца, я подстегиваю и свою память, и память коллег, рассылая одно и то же письмо с договоренностями, которое я бережно храню для таких случаев. Благодаря ему я сам вспоминаю, что же необходимо соблюдать.
Восьмая формула. Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна.
Не устаю повторять, что изменения в ИТ происходят настолько быстро, что нужно просто бежать, чтобы оставаться в тренде и быть квалифицированным сотрудником, а не пыльным мешком устаревших знаний. Такой «драйв» подстегивает к изучению самых современных технологий, тестированию и выбору новых приложений и аппаратных платформ.
Девятая формула. Материализация мысли – первый шаг к достижению результата.
Все идеи и мысли, которые мне показались правильными и полезными, я стараюсь занести на материальный носитель. Бумажка, заметка в сотовом, схема на доске – где угодно, только не просто в памяти.
Десятая формула. Помни о своих пользователях. Сделай для них больше, чем они ждут.
Умение строить с пользователями деловые отношения поможет им более лояльно относиться к нашим промахам и невозможности быстро удовлетворить запросы всех. А это крайне полезно.
Леонид Шапиро
Семь принципов Наполеона для системных администраторов
Риски системного администратора
С какими сложностями в работе сталкивается системный администратор? Какие риски возникают? Рассмотрим ключевые моменты.
Пункт 1. Рабочий день начинается раньше, а заканчивается позже, чем у остальных сотрудников компании. Происходит это из-за того, что прерывание бизнес-процессов для выполнения процедур обслуживания системы, как правило, не допускается. Таким образом, мы получаем более продолжительный срок работы, который редко оплачивается дополнительно.
Пункт 2. Отношение руководства компании к ИТ-службе, как к «необходимому злу». Далеко не везде есть понимание важности ИТ-департамента и его, не побоюсь этого слова, одной из ключевых ролей в работе компании в целом.
Пункт 3. В процессе работы часто приходится встречаться с необходимостью решать сопутствующие проблемы пользователей, т.е., по сути, выполнять их работу, разумеется, бесплатно. Таким образом, если не удалось добиться от руководства наличия четкого описания перечня того, что вы делаете, а что нет , то рабочий день будет наполнен срочными и неважными делами, т.е. у администратора не остается времени на совершенствование собственных знаний, следовательно возникает угроза потери квалификации.
Пункт 4. Необходимо постоянно учиться даже тогда, когда глубоко изучена операционная система и другие программные и аппаратные средства, с которыми работает компания.
Пункт 5. Следует обратить внимание на возрастной ценз. Существует порог в профессии – это 35-40 лет. А что потом?
Пункт 6. Перспективы карьеры также сомнительны, далеко не каждому администратору удается вырасти в рамках своей компании. Это скорее счастливое исключение, встречающееся крайне редко.
Пункт 7. А теперь самое неприятное: постоянный риск привлечения к уголовной ответственности. На системного администратора нередко ложится ответственность по охране информации от сотрудников правоохранительных органов. То есть речь идет о необходимости защитить компанию, которая нарушает закон. А это уголовно наказуемое деяние…
В заключение хотелось бы отметить следующее:
- работа системного администратора, на мой взгляд, не должна стать завершающим этапом в карьере ИТ-специалиста, есть еще много интересных видов деятельности;
- развитие карьеры может быть не только вертикальным, но и горизонтальным, что, по сути своей, предоставляет не меньшие возможности специалисту;
- совершенствование знаний хотя и не единственная, но необходимая составляющая успеха.
Роман Марков
Системный администратор – ищем дополнительные источники дохода
С чего начать?
Прежде всего с оценки собственной квалификации. Именно исходя из этого вы сможете понять – нужно ли срочно ее повышать (либо осваивать другие технологии) или уже можно брать «с места в карьер».
Тут возможным решением является совмещение самообразования и поиска дополнительной работы, а зачастую – и повышение/расширение своей квалификации уже на дополнительном рабочем месте. Стоит ответить на вопрос: «А какие сети и программное обеспечение вы в состоянии администрировать, не напрягаясь и не затрачивая на это более одного часа в день?». На самом деле, даже час в день – это много при удаленном администрировании небольшой сети до 10-20 компьютеров.
Как рассказать о себе другим?
Теперь стоит задуматься о том, что необходимо делать, чтобы о вашем существовании, профессиональных навыках и желании осуществлять первоначальные настройки и в дальнейшем вести новые фирмы узнали другие люди.
Участвуйте в специализированных интернет-конференциях. При этом не стоит метаться от одного форума к другому. Гораздо лучше будет выбрать от одной до трех конференций и принимать в них участие постоянно.
Для эффективной саморекламы принимайте участие не только в конференциях для системных администраторов. Крайне полезным окажется участие в форумах для смежных специальностей – программистов бухгалтерских систем, даже если вы не являетесь таким специалистом.
Как успешно провести переговоры?
Если вас уже пригласили на собеседование, чтобы подробнее ознакомиться с предлагаемыми вами услугами и рассказать о тех проблемах, которые необходимо решить. Очень внимательно отнеситесь к этим советам – они не голословны и в большинстве своем помогают выделиться из числа других кандидатов.
Предварительная договоренность о встрече
Как правило, это телефонный звонок. Уже в этот момент вы должны произвести первое впечатление на потенциального заказчика, ведя разговор четко и уверенно. Дайте понять собеседнику, что вы деловой человек, проявив пунктуальность при назначении времени встречи. Четко оговорите дату, время и место встречи, узнайте, кого необходимо будет найти (ФИО и должность), какие документы необходимо взять с собой.
Всегда имейте при себе паспорт, чтобы не попасть впросак на проходной, вынудив сотрудника компании улаживать эти вопросы.
Назначайте встречу на точное время, а не «с утра до обеда» – цените время других, и они оценят вас. Максимально допустимое уточнение времени – до 30 минут, при условии вашей ссылки на трудности проезда из-за пробок. Наличие автомобиля, кстати, большой плюс в данном случае. Если он у вас есть – не забудьте при разговоре непринужденно об этом упомянуть.
Форма одежды и стиль общения
Не стоит игнорировать известную поговорку и приходить на собеседование в любой подвернувшейся под руку одежде.
Ваш стиль общения должен также соответствовать хорошему внешнему виду. То есть умение четко излагать свои мысли и обсуждать на переговорах поставленные задачи – неотъемлемый атрибут успеха. Помните, если вы являетесь техническим специалистом экстра-класса, но при этом у вас полностью отсутствует ораторское искусство – считайте, что половина успеха переговоров потеряна. Руководители ценят умение четко и кратко изложить суть проблемы и способы ее решения, а не пространные рассуждения, кишащие непонятными для них терминами. Поэтому суть предлагаемых вами услуг должна быть ясна даже несведущему в технических подробностях человеку.
Переговоры начинаются со знакомства
Представьтесь. После этого предложите заказчикам самим рассказать об их проблемах и пожеланиях. Начинайте переговоры с извлечения из сумки (кейса) папочки с чистыми листами. Положите перед собой и записывайте все услышанные пожелания. Рассказывая о технологиях, которые вы предлагаете, используйте простейшие иллюстрации к своим словам – это облегчает понимание технических решений некомпетентными пользователями.
Затем предложите осмотреть сеть заказчика. Ни при первичном, ни при более глубоком обследовании не критикуйте открыто некомпетентность предыдущего специалиста – это большая ошибка при переговорах.
Лучше аккуратно и продуманно применять фразы типа: «Да, ваша сеть уже требует дополнительных настроек, предусматривающих дальнейшее масштабирование» или «Тут более надежным и при этом экономичным решением станет применение аппаратного маршрутизатора» и прочее.
Разговоры о стоимости обслуживания
Последняя стадия переговоров. Начинать об этом говорить можно, только точно зная, какой фронт работ предстоит выполнить. Рекомендую применять следующую последовательность действий: переговоры, составление карты состояния сети, уточнение задач, дополнительное исследование, составление рекомендаций и технического задания по реорганизации. При этом любая переделка чего бы то ни было должна предваряться четкой мотивацией данного процесса. В противном случае работодатель не поймет, для чего нужно что-то изменять.
Все описанные этапы в этом случае (если вы ищете дополнительную работу) должны быть бесплатными. А вот оплату реализации первоначального улучшения и рационализации работоспособности сети рекомендуется оговорить отдельной строкой. То есть модернизация оплачивается отдельно, так как это довольно трудоемкий процесс, и после реализации начинается отсчет абонентской платы за ваше обслуживание.
Всегда четко оговаривайте перечень ваших обязанностей. В противном случае такие работы, как отнесение на заправку картриджа от ксерокса, будут поручать вам, а это не является работой приходящего системного администратора. Круг ваших обязанностей – это обеспечение работоспособности сети: компьютеров, установленных на них операционных систем и их взаимодействия, настройка серверов, антивирусной защиты и пр.
И последнее замечание. Даже если вам очень нужна работа, ни в коем случае не нужно показывать этого потенциальному работодателю. Излишняя активность и бессмысленное рвение обычно не нравится руководителям. Им больше по душе четкий расчет и планирование, прогнозирование и мотивация. Поэтому не стоит вести беседу в стиле «буду работать за еду». Такие специалисты почти никогда не обрадуют работодателя. Объясняется это просто – если у вас постоянные проблемы с финансами, то ваше положение нестабильно. Никому не захочется иметь дело с сотрудником, который раз в неделю будет прибегать и просить очередной аванс.
Все должно быть с точностью до наоборот: не они дают вам работу, а вы соглашаетесь их обслуживать и уделять свое время.
Ключевые слова: системный администратор, правила, знания,трудоустройство, ошибки в работе
Подпишитесь на журнал
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|