Рубрика:
Карьера/Образование /
Время учиться с Bell Integrator
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Как и чему учат в Школе молодого специалиста?
Более семи лет в Bell Integrator существует практика обучения молодых специалистов.
Согласно статистике, после окончания Школы молодого специалиста в компанию на работу было трудоустроено уже порядка 500 сотрудников. Среди них – разработчики, аналитики, инженеры по функциональному, автоматизированному и нагрузочному тестированию. О том, что для компании значит данная работа, и зачем ей уделяется столько времени развитию обучающих программ, нам рассказывает Кирилл, руководитель одного из направлений Школы.
* * *
Кто такой Junior? У каждого есть свой ответ на этот вопрос. Лично я считаю, что Junior – это хоть и младший, но всё-таки специалист. Следовательно, он должен быть способен решать задачи проекта. Пусть однотипные, пусть простые, пусть шаблонные, но всё-таки решать.
На мой взгляд, называть любого, кто хочет начать карьеру, сразу Junior-специалистом – как минимум некорректно. Такие «новички» не только не ускорят работу, но и способны причинить ущерб проекту. Ведь на их обучение будут тратить время уже действующие сотрудники. Задачи, которые решались без «новичков» опытным специалистом в течение часа, могут решаться им же в течение нескольких дней, если в его команде присутствуют несколько необученных «новичков».
Поймите меня правильно, передача знаний, обмен опытом, помощь джуниорам должны быть на любом проекте. Это нормально, что младшие специалисты спрашивают непонятные моменты у более опытных коллег. Но помощь должна быть именно помощью, а не полным решением задач и обучением азам работы.
Проблема с поиском кадров особо остро стоит для профессий автоматизированного и нагрузочного тестирования. Ведь этому не обучают в вузах. Материалы и уроки, по которым можно было бы научится, хоть и существуют, но и их довольно немного, и не все они надлежащего качества. Часто новичку бывает сложно отделить зёрна от плевел, научится основам и использованию хороших практик. Все эти факторы влияют на рынок труда в нашей стране, да и в мире в целом. Найти хорошего джуна сегодня очень непросто.
Вот почему мы организовали в Bell Integrator бесплатную систему обучения и подготовки сотрудников. На текущий момент наша фирма проводит курсы сразу по 5 направлениям: разработка, функциональное тестирование, автоматизированное тестирование, нагрузочное тестирование и аналитика.
Разобравшись с вопросом «Зачем?», перейдём к вопросу «Как?». Как мы это делаем.
Первый этап – подготовка программы обучения. Перечень инструментов, применяемых в автоматизации, довольно широк и включает знание целого ряда языков программирования, программ и подходов. Научить всему невозможно, поэтому программа Школы постоянно меняется в зависимости от существующих проектов.
Второй этап – отбор кандидатов. Наша система обучения прошла долгий и тернистый путь, который включал и очное собеседование всех кандидатов, и полную автоматизацию отбора через опросники. Оба метода имели свои недостатки.
В первом случае мы не успевали провести собеседование для всех желающих, да и отбор был субъективен (далеко не всегда за одну встречу можно понять навыки кандидата, а также его умение самостоятельно находить информацию и решать новые задачи).
Во втором – кандидаты могли обманывать, пользуясь помощью коллег. Сейчас отбор происходит в два этапа: сначала кандидат решает задания, после чего проходит собеседование. Такой подход, на мой взгляд, наиболее оптимален.
Потому что, с одной стороны, мы отсеиваем кандидатов, которые явно не смогут справиться с программой, а, с другой, проверяем их навыки на очном собеседовании, исключая возможность сторонней помощи. Хочется отметить, что данная схема отбора не является окончательной и постоянно меняется на основе опыта прошедших Школ.
Длительность занятий и их количество тоже варьируются в зависимости от подготовленности группы и объёма материала. В среднем, обучение занимает полтора месяца.
Занятия проходят очно, в нашем учебном классе, оборудованным учебными местами и проектором. В ходе лекций кандидаты получают необходимую информацию по теории тестирования, изучают инструменты, подходы и паттерны автоматизации. Курс делает упор на практической части: ученики работают в рамках учебного проекта, создают фреймворки тестирования, пишут тесты, настраивают системы отчётности. Также они получают от нас целый ряд домашних заданий, которые направлены на усвоение материала и на подготовку к самостоятельной работе на проектах.
Каких же результатов мы уже добились и что планируем в дальнейшем?
Сейчас обучение ведётся на регулярной основе, что позволило нам обеспечить стабильный приток в компанию молодых специалистов. Наши выпускники успешно работают на таких направлениях как Сбербанк, Открытие, ВТБ Лизинг и в ряде телекоммуникационных компаний.
Последние Школы показали, что спрос на данных специалистов высок и превышает количество, которое мы успеваем обучать. Поэтому в наших планах дальнейшее развитие данного направления, увеличение как числа Школ, так и повышение качества обучения за счёт постоянной переработки и адаптации курсов под потребности нашей фирмы. И здесь отдельное спасибо хочется сказать нашим ученикам, без чьей помощи и подсказок мы бы не справились.
Хочется также отметить, что Bell Integrator не только готовит молодых специалистов, но и проводит курсы повышения квалификации, а также дает возможность бесплатно пройти сертификацию международного уровня, такую как ISTQB, Oracle и другие. Так что не упустите свой шанс.
* * *
Ну и в завершении дадим слово нашим выпускникам. Вот что они думают о пройденном ими обучении.
Иван, инженер по автоматизированному и нагрузочному тестированию
В конце прошлого года я прошёл отбор в Школу нагрузочного тестирования. Вопросы на вступительном собеседовании были несложные – хватило начальных навыков программирования, которые любой студент может получить за пару семестров в любом техническом ВУЗе. Однако большинство из них было именно на логику без привязки к конкретному языку программирования, что, по моему мнению, являлось несомненным плюсом, так как отражало понимание материала человеком, а не пустое заучивание.
Пока собиралась группа, прошёл почти месяц. За это время как раз можно было подтянуть знания по теории тестирования и немного изучить Java. В группу набралось около семи человек, но до экзамена добрались не все. Кто-то понял, что это не его, кто-то, что просто не справляется.
Сам же материал мне очень понравился. Да, иногда поток информации был таким сильным, что приходилось перечитывать темы дома. Но при этом я не могу сказать, что эта информация была лишней и не пригодилась мне в дальнейшем. Помимо лекций у нас были лабораторные и домашние задания. Всё как в университете, только интереснее, потому что мы знали, что те же домашние задания – это кусочки реальных задач на проектах. А решать инженерную задачу, пусть и простую, всегда интереснее, чем писать очередной аналог «Hello world».
Драйва занятиям придавал лектор Кирилл Филенков. «Живая и энергичная подача» – избитое клише, но ему подходит куда как кстати. Всё потому, что помимо своей специальности, ему очень нравится преподавать. И эта увлечённость процессом передаётся слушателям. В общем, Кирилл умеет интересно рассказывать достаточно сложный и ёмкий материал. А остальное уже зависело от нас.
Чтобы быть честным, стоит упомянуть и о ложке дёгтя. В нашем случае это были небольшие проблемы с технической стороной: компьютеры, которые иногда отказывались работать, и побитый временем проектор с милым эффектом снега. Однако, поскольку нас в Школе было не очень много, исправной техники хватило на всех, а манера подачи материала сглаживала картинку проектора.
Где-то через месяц-полтора от старта курса пришло время сдавать устный экзамен. Не скажу, что это был самый сложный экзамен в жизни, но точно самый интенсивный. Кирилл задавал вопрос и давал подумать максимум тридцать-сорок секунд. Тут уж если ты не знаешь ответ, схалявить не удастся. Зато такой темп экзамена отражал реальный уровень знаний ученика. В общем экзамен был мной пройден, хоть и не без парочки заваленных вопросов, а дальше уже было предложение о вакансии и трудоустройство.
Подводя итог, могу сказать, что Школа нагрузочного и автоматизированного тестирования Bell Integrator – это очень хороший институт подготовки специалистов начального уровня. Достаточно иметь небольшую базу и желание с капелькой прилежания – и вакансия в компании для вас обязательно найдётся!
Ольга, инженер по нагрузочному тестированию
Я знала о компании Bell Integrator достаточно давно, поэтому курсы по нагрузочному тестированию очень ждала. В январе 2019 года я смогла на них попасть.
Нагрузочное тестирование – это многогранное направление. Очень разный стек технологий может использоваться под каждый из проектов. И ко всему этому наш преподаватель на каждом занятии планомерно старался подготовить нас. За время обучения теория и практика шли неразрывно и подкрепляли друг друга. Курсы дали главное – крепкую основу для дальнейшего развития.
Андрей, инженер по автоматизированному тестированию
На протяжении последних трех лет я пробовал себя в разных сферах, но всегда в свободное от работы время старался изучать язык Java, потому что программирование для меня было хобби №1 и, занимаясь им, я получал огромное удовольствие от того, что ты можешь сам что-то создавать с нуля, почти как настоящий художник.
Так продолжалось до 2020 года. Но потом я почувствовал, что навык моего программирования уже прилично подрос, и можно попробовать наконец-то осуществить свою мечту – попасть в ИT-сферу на позицию Java Developer. Три недели я искал подходящую вакансию, но все они не подходили мне по разным причинам. И тогда я решил посмотреть какие-либо смежные вакансии. И наткнулся на вакансию QA Automation от Bell Integrator. Она сразу показалось мне подходящей, потому что в ней подразумевалось сначала прохождение Школы, а потом уже трудоустройство.
Придя на первое интервью, я сразу был приятно удивлен тому, что собеседовал меня не HR, а действительно специалист. Это сразу чувствовалось по разговору и характеру вопросов. Звали его Кирилл Филенков, он является руководителем направления автоматизированного тестирования, а также проводит обучение в Школе.
После успешного интервью началась учеба.
Сроки обучения, по моим ощущения, были очень сжатые, приходилось достаточно много и быстро запоминать, а также сразу учиться применять эти знания на практике. Было нелегко, но, к счастью, атмосфера была дружеская, и можно было задавать вопросы на все интересующие темы и получать на них ответы. После чуть больше месяца я успешно завершил обучение, получив необходимый базис знаний и даже некоторую практику.
Настало время поиска проекта, на который меня и остальных должны были взять. Но оно совпало с периодом COVID-19, поэтому поиск растянулся. Но в итоге я попал на проект «Открытие Бизнес. Онлайн – Интернет банк для корпоративных клиентов». И по сегодняшний день работаю на нем под руководством Владислава Топоркова. Задачи достаточно интересные, порой действительно приходится подумать, как же их решить. Но, к счастью, в любой сложной ситуации руководитель сразу приходит на помощь. От решения данных задач чувствуется, как действительно набивается рука, как я расту как специалист.
Из своего опыта работы в Bell Integrator могу отметить следующее:
- в компании я ни разу не заметил факта невыполнения обещаний руководством. Если что-то говорят – значит так и будет. Это даёт уверенность в завтрашнем дне;
- всегда можно договориться с руководителем о чём-либо (в жизни ведь разные ситуации бывают);
- в определённых случаях можно работать удаленно;
- есть обучение, на которое могут попасть как люди, только приходящие в компанию, так и действующие сотрудники;
- руководитель заинтересован в твоем развитии;
- вполне конкурентоспособные зарплаты;
- достаточно дружеское отношение сотрудников друг к другу.
Виктор, инженер по автоматизированному тестированию
Сегодня знание – это основа, на которой строится вся наша цивилизация и, в частности, отдельно взятый человек, как личность и как специалист. Отсутствие новых знаний есть стагнация, за которой последовательно придет и регресс. Но, в то же время, при наличии возможности получать доступ к любой информации, становится ценным не само знание, как таковое, а способность приобрести действительно нужное самым оптимальным путём. Придя в Школу автоматизированного тестирования, я и не предполагал, что это и окажется тот самый оптимальный путь.
Проведя небольшой срез знаний по основам программирования, Java и SQL, Кирилл Филенков набрал на свой курс команду из 10-15 человек. Это были люди разных специальностей, пола и возраста, причем, на мое удивление, большая часть была довольно далека от технических наук. Конечно, для них многие вещи давались тяжелее, но они нивелировали этот разрыв упорством и более чутким отношением со стороны ментора. Некоторые из учеников уже работали в нашей компании на позициях ручных функциональных тестировщиков, но решили перейти на новые позиции.
Сам курс длился месяц. При этом мы встречались очно два-три раза в неделю по пять-шесть часов. Нам читали лекции, прерывая их подробным разбором наиболее важных моментов и ответами на вопросы аудитории. Часто это даже перерастало в дебаты, особенно по вопросам best practices.
Большие темы закреплялись лабораторными работами, то есть выполнением какого-либо задания самостоятельно в пределах кабинета с последующим обсуждением лучшего хода решения или особенностей решения каждого из участников Школы.
Кроме очных занятий по каждой из тем нам выдавали домашние задания, решения которых затем могли обсуждаться на следующей лекции.
Чаще всего задания – это более сложный вариант примера, по которому ранее рассказывалась лекция. Были в том числе и темы, не затрагиваемые при встречах, а вынесенные на самостоятельный разбор. В случае, если материал был усвоен не до конца или возникали дополнительные вопросы, мы могли связаться с Кириллом в мессенджерах.
Конечно, наивно полагать, что месяц обучения, пусть и упорного, может сделать из тебя уверенного специалиста. Однако это точно может стать отличной базой, чтобы начать карьеру в интересующей тебя области. Мы получили саму основу, чтобы быть готовыми к работе, а все остальное уже придет к нам с опытом. Резюмируя все выше сказанное, отмечу, что Школа программистов в Bell Integrator – это замечательная возможность сменить профиль работы или только начать свою карьеру.
Алмаз, инженер по нагрузочному тестированию
Учился и успешно закончил Школу нагрузочного тестирования. После подачи заявки и тестового задания в кратчайшие сроки получил обратную связь, а затем было назначено собеседование.
Школа тестирования в Bell Integrator – это качественное и информативное преподавание, профессиональные квалифицированные преподаватели, которые всегда готовы помочь, сопроводить и решить возникшие вопросы. Во время обучения приобретаются самые важные и необходимые навыки для работы и расширяется кругозор. Но самое крутое в этой Школе – это то, что, закончив её, компания предоставляет шанс попасть в штат! Рекомендую всем, кто начинает свой путь в тестировании.
Павел, инженер по нагрузочному тестированию
Школа нагрузочного тестирования стала для меня началом карьеры в ИT. За полтора месяца курса вам дают тот необходимый набор теоретических знаний, а также технической подготовки, которые позволят вам свободно стартовать в любом проекте.
Подача материала играет большую роль в этом процессе, и здесь она продумана до мелочей, благодаря чему данную программу может освоить как профессионал в сфере ИТ, так и начинающий специалист. Руководитель Школы НТ в процессе моего обучения помог освоить и структурировать большое количество новой информации, которую очень сложно освоить самостоятельно. При этом большое количество практических заданий позволяет вам тут же применить их. После окончания обучения я стал работать на проекте, где полученные знания пригодились в полной мере.
Сергей, инженер по нагрузочному тестированию
Так получилось, что именно Школа нагрузочного тестирования Bell Integrator дала мне возможность реализоваться как начинающему ИТ-специалисту. Компании сейчас очень настороженно смотрят на резюме совсем без опыта, а обучение и следующая за ним стажировка дали мне теоретическую подготовку и практическую базу, достаточную для выхода на мой первый реальный проект у заказчика. Сначала было тестовое задание на базовые знания SQL и языка программирования; затем – собеседование с наставником; потом – 3 месяца теории и практической работы с инструментами нагрузочного тестирования.
Школу я проходил параллельно со своей текущей работой – режим занятий это позволяет. На время следующей за обучением стажировки за мной закрепили наставника, цель которого была – познакомить меня с реальными задачами, которые будут возникать на проектах. Стажировка закончилась, когда наставник посчитал, что я готов к своему первому проекту. Но поддержка оказывалась мне и в ходе первых месяцев работы.
Ключевые слова: школа тестирования, наставник, тестировщик, стажировка, практическая база, образование.
Подпишитесь на журнал
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|