СЕРГЕЙ ЯРЕМЧУК, фрилансер. Автор более 800 статей и шести книг. С «СА» с первого номера. Интересы: сетевые технологии, защита информации, свободные ОС
Свободная информационная система для школ Centre
Несмотря на стремительное развитие компьютерных технологий, до настоящего времени во многих учебных заведениях учет персональных данных школьников и студентов ведется вручную. Это отнимает много времени у преподавателей и отвлекает их от основной работы. Система Centre позволит автоматизировать рутинные задачи и облегчит повседневный труд.
Отклики, пришедшие на мой адрес после публикаций материала об ATutor [1] и OpenAdmin [2], свидетельствуют об имеющемся спросе на приложения, которые ориентированы на сферу образования. Действительно, сегодня в большинстве школ учет персональных данных ведется на бумаге либо в документах MS Word (Excel), что не только неудобно, но и малоэффективно. Поиск и отбор необходимой информации в таком случае сильно затруднен и часто происходит не без ошибок и казусов, даже для небольшой справки задействуются лишние ресурсы, которые могли бы быть использованы более рационально. Особенно большой интерес среди таких приложений вызывают открытые продукты.
Свободная студенческая информационная система (Student Information System) Centre проектировалась так, чтобы обеспечить все нужды преподавателей, родителей, студентов, школьников, администраторов, и представляет собой эффективное средство сбора информации, которое может быть использовано в учебных заведениях разного уровня: от начальных школ до вузов. Гибкость Centre позволяет применять один сервер для хранения информации любого количества учебных заведений с разграничением полномочий как во внутренних сетях, так и в Интернете. Применение веб-технологий упрощает клиентскую часть и позволяет пользователям получать доступ к необходимой информации с любого компьютера, имеющего выход в Интернет. На момент написания статьи актуальной была версия 1.5, которую можно бесплатно получить с сайта поддержки проекта http://www.miller-group.net, для чего необходимо первоначально зарегистрироваться. Centre распространяется под лицензией GPL. В базу данных может быть внесена практически любая информация об учащихся, персональные данные, в том числе и медицинская информация, посещаемость, успеваемость и прочее. В Centre особое внимание уделено удобству поиска и генерации различного вида отчетов по его результатам. Так, кроме выдачи информации в браузер, отчеты могут быть сохранены в файле формата PDF, что удобно для последующей печати. На основании данных о местожительстве учащихся могут быть заполнены адреса на конвертах, это позволит организовать рассылку различного рода информации (табелей успеваемости, посещаемости, списков и пр.). Различного рода планировщики помогают эффективно распоряжаться временем учебных групп или отдельных учащихся, организовывать курсы, инструктажи. Планируемые события можно просмотреть через календарь. Сentre может быть адаптирован для различных школьных программ, задано любое количество семестров или учебных периодов. Кроме того, для Centre разрабатываются дополнения, способные расширить его возможности.
Главный недостаток Centre состоит в отсутствии русскоязычной локализации. Ознакомиться с работой Centre можно, зайдя по адресу http://demo.miller-group.net, используя для доступа имена пользователей admin, teacher, parent, student с таким же паролем (admin-admin, teacher-teacher и т. п.).
Установка сервера Centre
Сервер Centre построен с применением свободных компонентов. Так, для хранения информации используется база данных PostgreSQL (кроме неё поддерживается Oracle, другие сервера не поддерживаются), весь код написан на PHP, в качестве веб-сервера используется Apache. Такие компоненты позволяют использовать в качестве операционной системы Linux, FreeBSD и многие другие UNIX-подобные ОС, а также Windows и Mac OS X. Кроме того, для генерации отчетов в формате PDF необходим HTMLdoc (http://www.easysw.com/htmldoc). Во время написания статьи использовался дистрибутив ALTLinux 2.4 Master.
Регистрируемся на сайте, скачиваем архив сервера и распаковываем его в каталог с документами веб-сервера Apache /var/www/html (или /srv/www в SuSE). Для удобства работы переименовываем каталог.
# mv /var/www/html/Centre-v.1.4 /var/www/html/centre
Устанавливаем, настраиваем и запускаем PostgreSQL:
# /etc/init.d/postgresql restart
Service postmaster is not running. [PASSED]
Creating default database: [ DONE ]
Starting postmaster service: [ DONE ]
Link postgresql socket: [ DONE ]
|
Теперь соединяемся с PostgreSQL и создаем базу данных, необходимую для работы.
# psql -U postgres template1
Добро пожаловать в psql 7.4.3 - Интерактивный Терминал PostgreSQL.
Наберите: copyright для условий распространения
h для подсказки по SQL-командам
? для подсказки по внутренним slash-командам (команда)
g или ";" для завершения и выполнения запроса
q для выхода
|
template1=# CREATE DATABASE centre;
template-# q
Далее создаем таблицы, используя готовый шаблон:
# psql -U postgres centre < /var/www/html/centre/centre.sql > centre.log
При этом в ходе выполнения команды могут быть получены сообщения, начинающиеся с «NOTICE: ALTER TABLE / ADD PRIMARY KEY will create implicit index», которые можно проигнорировать. Далее нужно разрешить TCP/IP-соединения с localhost в файле настройки pg_hba.conf. И чтобы сервер мог их обслуживать, добавьте ключ -i в строку запуска postmaster в файле /etc/init.d/postgresql.
Для настройки доступа к базе данных сервером Centre используется файл config.inc, в который необходимо внести изменения, подправив следующие строки:
// Database Setup
$DatabaseType="postgres"; // oracle, postgres
$DatabaseANSI=true; // ANSI compliant flag.
$DatabaseServer="127.0.0.1"; // postgres = host,
// oracle=SID
$DatabaseUsername="postgres";
$DatabasePassword="password";
$DatabaseName="centre";
$DatabasePort="5432";
Далее необходимо ввести полный путь к файлам сервера и каталогу, в котором будут храниться фотографии студентов, и изменить название школы, которое будет выводиться в заголовке.
// Server Names and Paths
$CentrePath="/var/www/html/сentre/";
$StudentPicturesPath = ="/var/www/html/сentre/pictures";
$CentreTitle = 'Centre School Information System';
Набираем в строке браузера http://your_domain.com/сentre/index.php и попадаем на заглавную страницу, где регистрируемся с именем пользователя admin и паролем admin (по умолчанию в системе заведены и другие тестовые пользователи, о которых говорилось в начале статьи, в целях безопасности их желательно отключить или изменить пароль). В результате будет выведено поздравление с успешной установкой. В случае неудачи появится диагностическое сообщение (рис. 1):
Рисунок 1. Диагностические сообщения позволяют выявить проблему
Далее создаем новых пользователей, вводим информацию о школе и прочие данные, необходимые для работы. Администраторы, учителя, родители могут самостоятельно создавать учетные записи. Для этого на главной странице необходимо нажать «Create Account», после чего в появившемся окне заполнить свои данные, указав действующий почтовый адрес, на который будет затем отослано сообщение об активации входа. Администратор может выбрать фильтр No Access на странице Users в строке поиска пользователей Profile, и в результате им будет получен список пользователей, не имеющих допуска (рис. 2).
Рисунок 2. Понятное меню, позволяет быстро найти пользователя по заданным критериям
Чтобы разрешить пользователю вход, измените параметр «User Profile» на необходимый, т.е. Administrator, Teacher, Parent, N/A (остальные), и не забудьте указать в параметре «School», к данным какой из школ он получит допуск. Пункт «Associate Students» позволяет указать на родителей студента. После чего на заявленный при регистрации почтовый ящик уйдет сообщение об успешной активации пользовательского входа. Для добавления в базу учащихся применяется вкладка «Students», где, выбрав «Add a Student», необходимо ввести соответствующую информацию. В дальнейшей работе можно разобраться самостоятельно, к тому же в каталоге Doc архива имеется документация на английском языке, которая может помочь в освоении Centre.
Как говорилось выше, локализацию Centre можно осуществить своими силами (рис. 2) по мере ввода сервера в эксплуатацию. К сожалению, отсутствие шаблонов, собранных в одном месте, несколько затрудняет работу.
В первую очередь следует заглянуть в файлы: Menu.php; Help.php; functions/ErrorMessage.fnc.php; modules/Students/includes/General_Info.inc.php; modules/Students/Student.php; modules/Students/Search.php. И в некоторые другие, в основном находящиеся в каталогах modules/Scheduling/ и modules/Reports/.
С остальными настройками вы сможете разобраться в процессе работы. Успехов!
Литература:
- Яремчук С. Обучение при помощи Atutor. – Журнал «Системный администратор», № 1, январь 2005 г. – 84-87 с.
- Яремчук С. Сервер для школ. – Журнал «Системный администратор», № 4, апрель 2005 г. – 88-91 с.