Рубрика:
Карьера/Образование /
Время учиться в УЦ «Специалист»
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Дмитрий Гудзенко: «Вложение в себя, в образование – это то, что всегда с тобой. То, что помогает человеку, потому что в сложных условиях турбулентного мира знания у тебя никто не отнимет»
Чему можно научиться, придя сегодня на курсы учебного центра? Можно ли получить профессию в УЦ «Специалист»? Что все-таки лучше: онлайн или оффлайн-обучение? На эти и другие вопросы «Системного администратора» отвечает директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана, кандидат технических наук, выпускник МГТУ им. Н. Э. Баумана Дмитрий Гудзенко.
– Дмитрий Юрьевич, учебный центр «Специалист» на рынке образовательных услуг уже более 30 лет. А точнее – 31 год. Можете подвести основные итоги?
– Вы знаете, они принципиально не отличаются от итогов за 30 лет. И даже в каком-то плане, за 25. На самом деле, мы как развивались, так и развиваемся достаточно спокойно, поступательно, из года в год, во главу угла ставя развитие «без революций» и устойчивость. Знаете модное определение «sustainability» – устойчивость в развитии? Так вот, это про нас.
В отличие от очень многих компаний мы всегда развивались без инвестиций. И, в общем-то, никогда не были нацелены как компания на продажу; то есть изначально это не был стартап. Почему я об этом говорю? Потому что сейчас в ИТ-образовании очень много стартапов. Мы видим, что они быстро растут, привлекают очень большие инвестиции. Это одна модель. Наша модель всё-таки более классическая. Это надёжность, это ответственность, это устойчивость.
Почему я повторяю слово «устойчивость»? Потому что у нас в стране случаются сложные времена, экономические кризисы. Мы радуемся тому, что эти кризисы проходим по сравнению с нашими многими коллегами достаточно легко. Мы их переживаем без потери основного производства и выходим из них, чему-то научившиеся и более зрелые.
Главный урок, который мы вынесли из всех кризисов: чтобы оставаться на плаву, нужно всегда изменяться, но при этом сохранять истинные ценности, core values. Для нас это ответственность, это высокое качество обучения, это высокая экономическая эффективность компании.
– Да, мы знакомы с Вами много лет. И у меня сложилось впечатление, что бури бурями, а ваш корабль неустанно плывет. Вы всегда остаетесь на плаву и сохраняете лидирующие позиции.
– Я бы уточнил: среди классических учебных центров, которые действительно учат по определённым стандартам. В нашем сегменте рынка, который характеризуется как минимум договорами с вендорами, поддержкой авторизованного обучения и достаточно большой долей корпоративного обучения, мы по-прежнему остаемся лидерами. Потому что все компании, которые демонстрируют большие обороты в области онлайн-школ, всё-таки другие. В них обучение больше для частных лиц, а не для компаний. По своему уровню оно ниже стандартов вендоров.
– У вас же тоже есть онлайн-обучение.
– Онлайн есть, но наш подход к режиму онлайн принципиально отличается. Для нас обучение это, в первую очередь, не предоставление информации, а работа преподавателя со слушателем. Информации уже давно везде море. В ней нужно разобраться, выбрать нужное – и это Вы делаете вместе с преподавателем.
Проблема не в том, чтобы дать человеку информацию, а в том, чтобы посмотреть, как он ее усваивает, помочь ему, подсказать, то есть обучение – это интерактивный процесс. Степень интерактивности в обучении – взаимодействие с преподавателем, чем больше, тем лучше. Поэтому мы принципиально не торгуем видеозаписями. У нас онлайн-курс – это взаимодействие с преподавателем плюс онлайн-материалы, которые делают обучение максимально эффективным. Слушатель может смотреть онлайн-курс, потом поставить его на паузу и задать вопрос преподавателю, который «рядом» – либо в классе, либо в режиме онлайн.
Мы вообще в последние годы много экспериментировали с разными форматами обучения. Помимо классического очного формата, начали осваивать режим онлайн ещё в 2009-м году. Стали подключать онлайн-слушателей к обычным, формируя по сути смешанные группы. Вообще-то смешанная группа это была наша идея. Когда я обсуждал с другими учебными центрами гибридное обучение, они говорили: нет, наши преподаватели так не смогут, это слишком большая нагрузка. Но тем не менее смешанные группы существуют.
Я объясню, почему мы в это верим. Дело в том, что очень сильно меняется ИТ-отрасль. Люди тоже очень разные. Если одевать всех в одежду одного размера – люди будут чувствовать себя некомфортно. То же и в обучении – кому-то в группе нужно уделять больше внимания, кому-то меньше. Люди работают в парах, работают по своим заданиям. При тесном взаимодействии преподавателя со слушателями мы получаем оперативность реакции на изменения. Если вчера, например, что-то изменилось в отрасли, то сегодня уже преподаватель курса это упомянет.
Мы понимаем, что люди эмоциональны. Если у человека нет драйва и вдохновения, то очень мало шансов, что он будет учиться. Вопрос мотивации очень важен, потому что возникает большой информационный перегруз. Задача преподавателя как раз вдохновлять слушателя на освоение материала, зажигать человека. Именно поэтому обучение, которое предоставляем мы, ценят. Посмотрите отзывы на нашем сайте. Многие наши заказчики, особенно корпоративные, попробовав модные форматы с минимумом общения с преподавателем, с минимумом вовлечения и сервиса, возвращаются к нам.
– Что изменилось в вашем образовательном процессе с тех пор, как зарубежные вендоры ушли с российского рынка?
– Что изменилось? Люди стали активнее. Компании активнее запрашивают продукты отечественных вендоров. Например, если раньше были большие потоки на курс по Microsoft SQL, Oracle, то сейчас очень большой поток на PostgreSQL. В наших дипломных программах мы заменили курсы по продуктам и технологиям западных вендоров курсами по отечественному ПО.
С точки зрения методики, педагогики, не так важно, на какой «швейной машинке» учиться. Конечно, отечественные вендоры стали сильно популярны. Например, огромный спрос на курсы по Linux, в том числе Astra и BasAlt, по продуктам Лаборатории Касперского. Ну и конечно, очередь на курсы для администраторов и разработчиков 1С, но это и раньше было.
Мы всегда учим тому, что требует наш заказчик. Очень большая группа компаний переходит на отечественное ПО. Им нужно обучение. Люди спрашивают: когда заканчивается лицензия Autodesk, что нам делать? Мы говорим, приходите к нам, у нас есть специально разработанные курсы, как переходить на NanoCAD или Компас. Рассказываем про все тонкости и подводные камни такого перехода.
От компаний идут запросы на обучение альтернативам Microsoft Office, таким, как МойОфис или Р7-Офис. Мы всегда откликаемся на эти запросы. Мы гордимся тем, что в своё время стали и первым авторизованным учебным центром МойОфис, и первым авторизованным учебным центром Р7-Офис.
Обучение по офисным продуктам мы ведём даже не несколько лет, а несколько десятилетий, количество выпускников исчисляется сотнями тысяч. Поэтому мы с радостью помогали отечественным вендорам в подготовке методических материалов.
Тем не менее, есть достаточно много заказчиков, которые запустили бизнесы в других странах и продолжают работать с продуктами западных вендоров, ушедших из России, таких как Autodesk, например, или Microsoft. Мы помогаем им пройти обучение у наших партнёров.
«Специалист» является частью Ассоциации европейских учебных центров LLPA (Leading Learning Partners Association). Ассоциация объединяет 37 учебных центров, от Исландии до Южной Африки. Там нас знают, уважают, помогают. Тут вопрос, конечно, не заработка, для нас важно сохранить хорошие многолетние отношения с клиентами, помочь им решить свои задачи.
– А как вы сотрудничаете с вендорами?
– Это двусторонний процесс. Иногда они обращаются к нам за помощью, иногда мы просим, чтобы вендор доверил нам обучение. Но схема обычно всегда стандартная. Она в разных форматах существует с конца девяностых. Нужно обязательно, чтобы преподаватель прошел обучение, сдал какой-то тест или экзамен. Обучение проходит под контролем вендора.
Досье |
Учебный центр «Специалист» создан 10 ноября 1991 г. при кафедре «ЭВМ и системы» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Центр "Специалист" – некоммерческая организация дополнительного образования, зарегистрированная Правительством Москвы. В ассортименте Центра более 1000 обучающих курсов для специалистов и начинающих: компьютерные курсы, подготовка старшеклассников к ЕГЭ, популярные курсы 1С, обучение рисунку, обработке цифровых фотографий, курсы дизайна, курсы 3ds max, курсы autocad, курсы windows server, бухгалтерские курсы, занятия по основам программирования и многое другое. В Центре можно пройти подготовительные курсы обучения и курсы повышения квалификации в очных группах (утром, днем, вечером, по выходным), дистанционно, индивидуально, в режиме онлайн. Центр имеет 5 учебных комплексов в Москве. |
По сути, есть такой термин «франшиза», который никогда не используется в ИТ-образовании, но он лучше всего характеризует такие отношения. Нам разрешают учить на определенных условиях. Нам доверяют. Иногда вендоры даже направляют к нам людей, которые должны пройти обучение. Некоторые вендоры разрешает конкуренцию партнёров, некоторые говорят, что у них будет только эксклюзивное партнёрство. Это и есть многообразие.
– Тенденции в ИТ-образовании у нас и в мире – совпадают или нет?
– 20 лет назад на десять сисадминов был нужен один программист, а сейчас на десять программистов нужен один сисадмин – так изменилась тенденция. Программирование очень популярно. Везде и всюду. У нас в России оно, может быть, более популярно, чем заграницей. Наши коллеги всё-таки больше учат инженеров, которые поддерживают программное обеспечение: по данным, по серверам, по облачным технологиям. Когда я общаюсь с коллегами, я вижу, что в России программистов учат чуть больше, чем в других странах.
Если программирование, то сегодня основной поток – это web-программирование и Python. По Python мы ориентируемся на стандарт Python. Преподаватели тоже сдают экзамен, чтобы мы могли быть уверены в том, чему мы учим.
Почему хорошо работать с вендорами? Потому что нам не нужно тратить огромные усилия на понимание того, каким должен быть курс, на его разработку. Это все достаточно дорогое удовольствие. И не всегда ты понимаешь, что именно нужно. Конечно, потом все равно при реальном чтении мы даем вендорам обратную связь. Они придумали курс, мы его читаем. Если кому-то из слушателей неинтересно, мы отдаем курс на домашнюю проработку. Если какие-то темы в курс не входят, но слушателям, наоборот, они очень интересны, мы их включаем в курс. Для нас материал, который представляет любой вендор – Microsoft, Postgres, 1С – это не догма, а руководство к действию.
– Появились ли у вас за последний год новые курсы?
– У нас ежегодно очень сильно обновляется ассортимент. Каждый вторник у нас проходит собрание, где продавцам предоставляются новые и обновленные курсы. В год мы обновляем порядка 100 курсов и делаем порядка 30-40 новых.
Да, курсов очень много. Наша политика – всегда держать широкий ассортимент. Но он должен быть не разнородным, а структурированным и формировать целостную картину.
Сейчас, например, очень востребованы сетевые технологии. Мы оказались в лучшем положении, чем новые онлайн-школы. Потому что есть материальная база. Дело в том, что учить программированию можно, не вкладывая особо деньги в аппаратуру, программу можно написать на любом домашнем компьютере. Сделать онлайн-курс по Java или по Python достаточно просто с точки зрения техники. А вот сделать курс подготовки DevOps-инженеров, где нужно учить тонкостям Linux – это уже вопрос предоставления вычислительных ресурсов. Поскольку мы занимаемся очным обучением, у нас эти ресурсы есть: несколько десятков компьютерных классов, несколько сотен компьютеров, серверы. Поэтому здесь мы оказались в выигрышном положении.
Конечно, стало очень востребовано DevOps-направление, если раньше человек был системным администратором, то теперь он становится DevOps-инженером. По-прежнему популярны курсы по безопасности. Сейчас появился новый интересный курс на стыке безопасности и программирования. Почему? Как сказал преподаватель, безопасники не хотят особо в программирование вникать, а программисты про безопасность не думают. Чтобы закрыть эту проблему и был предложен курс «Основы безопасности программирования».
Что еще есть интересного? Различного рода управленческие курсы пользуются очень большой популярностью. Несмотря на нашу компьютерную направленность, у нас очень сильные курсы для менеджеров и большой поток желающих поучиться на этих курсах – многие люди хотят стать руководителями. Они идут к нам, потому что узнали, что у нас этому учат очень четко, технократически, без долгой «воды» и по делу.
Что просело? Сейчас просели курсы личностного роста. Видим, что люди больше сосредоточены не на том, как себя развить, а на получении конкретной специальности. Часть наших слушателей работает за рубежом, в соседних странах, они доучиваются на курсах по ПО западных вендоров, потому что для них это важно. Microsoft, Oracle, Autodesk. Все они востребованы.
– Скажите, пожалуйста, а решения Open Source у вас востребованы?
– Open Source, как и Linux, мы всегда любили и занимались ими. Сейчас это вообще самое быстрорастущее направление. PostgreSQL это же опенсорс. По этому направлению у нас рост раза в полтора.
Как правило, во время кризисов люди всегда чуть меньше учатся. Несмотря на это по таким направлениям как веб-программирование у нас рост порядка 30%, сети – рост порядка 50%. Менеджмент растет несмотря ни на что. Конечно, курсы Microsoft подсели по известным причинам. Личностный рост упал. Как обычно, немного всегда проседают в кризис курсы по управлению проектами. А с точки зрения ассортимента, появилось очень много курсов от новых вендоров.
– Вернемся к специализации в ИТ-профессиях. Вы говорите, что сейчас на первом месте – программирование. А для системных администраторов есть новые курсы? Они же тоже сильно меняются.
– Они сильно меняются. Если кратко, одной фразой, то можно сказать так: «Вчера системный администратор – сегодня DevOps-инженер». Это более серьезный, автоматизированный, современный подход к системному администрированию. Это новые технологии типа Kubernetes. Системные администраторы как раз тоже идут изучать программирование, потому что многие задачи DevOps они делают на Python. Мы включаем Python в дипломные программы DevOps-инженеров.
– В России многие из регионов хотели бы у вас учиться. Как это возможно?
– На самом деле, у нас половина слушателей учится очно, половина учится онлайн. Раньше у нас очно училось 80%. И только 20% слушателей учились онлайн. Во время пандемии у нас все учились в режиме онлайн. Сейчас – 50% на 50%. Поэтому у нас можно учиться из любого региона России, из любой страны мира. Финансовые системы России и других стран сегодня разделены. Мы с помощью наших партнёров решили вопрос о приеме платежей с карт западных банков.
Сейчас достаточно много таких запросов, когда человек живёт в Грузии или в Германии, или в Греции, а учиться хочет у нас, получить наши российские документы об образовании. Но оплачивать учебу может нероссийской картой. Эту проблему мы тоже решили.
– Качество обучения слушателей курсов, которые учатся заочно, отличается от уровня выпускников очных курсов?
– Получить высокое качество обучения легче, когда ты учишься очно. Почему? Нужно меньше напрягаться. Когда человек пришел на занятие, он уже сидит в классе, не может в это время посмотреть телевизор или поиграть с кошкой. У него меньше отвлекающих факторов.
Качество зависит не только от того, что мы даем, а от того, что человек воспринимает. Если при обучении онлайн он будет отвлекаться, то, как мы сможем на это повлиять? Строго говоря, онлайн-обучение лучше подходит для более мотивированных, для более организованных. Молодым людям, у которых менее сильная воля, все-таки лучше учиться очно, потому что там тебя кто-то будет вести за собой. В очном обучении вовлечение в учебный процесс больше.
В 2008-м году мы экспериментировали с ценами. У нас онлайн-обучение было дешевле. Очень много лет на рынке господствовало убеждение, что онлайн это дешевле, чем очное. Но потом мы специально выровняли цены, чтобы очное и онлайн обучение у нас стоили одинаково, чтобы люди не выбирали по цене. Потому что иначе человек, который мог пойти спокойно учиться очно, выбирал онлайн, и качество проседало. Мы всем говорим, что онлайн удобнее, но с точки зрения качества, очное обучение, конечно, лучше. Разумеется, мотивированный человек и в режиме онлайн нормально учится.
– Профессии будущего в ИТ, с вашей точки зрения, какие могут быть?
– Я бы сказал, что самым перспективным является развитие soft skills у айтишников. Технологии – это важно, без них никуда. Но постоянно появляется что-то новое, и нужно в этом разбираться, нужно это понимать. И всегда будет что-то новое: новый язык появляется, новые технологии, их нужно доучивать.
В области банковских технологий, в области информационных технологий и в других мы очень многое строили с нуля. Например, если говорить о финтехе, в России мало кто знает, что это такое, мало кто пользовался чековыми книжками. А на Западе это есть, и это приходится поддерживать.
Точно также сейчас в информационных технологиях. У нас ландшафт компаний разнообразный. Есть те, кто появился недавно, пользуются самыми современными технологиями, а есть компании, которые работают давно, у них своя устоявшаяся система. У нас даже был специальный курс по старым серверам для таких компаний. Мир ИТ очень разноплановый. И все при этом будут работать.
Если говорить о будущем, то по-прежнему будут развиваться, например, облачные технологии – они не только для компаний, которые хотят пользоваться публичным облаком, но также и для тех, которые хотят свое частное облако.
– Импортозамещение. Сейчас многие компании в стране, переходя на российские ИТ-решения, испытывают трудности. У вас есть курс о том, как решать эту проблему?
– Да, мы сделали специально переходные курсы. Но я бы не сказал, что переход на российские решения так сложен. В любом случае мы используем только 10%-15% функционала какой-то системы. Все известные ИТ-решения содержат огромнейший функционал. И если решение даже менее функциональное, но основной базовый момент оно удовлетворяет, с ним работать можно. Конечно, это большие изменения. Смена платформы. Когда мигрировали на Microsoft, тоже говорили, что он сложнее остальных. Люди всегда сопротивляются переменам. Трагедии в переходе, в переучивании мы не наблюдаем. Пусть приходят на наши курсы. Наши преподаватели имеют опыт работы с разными продуктами.
– Как за эти годы изменились ваши слушатели?
– Могу сказать, что мы достаточно долго работали над тем, чтобы они брали комплексное обучение. Если мы начинали как корпоративный центр универсального формата, то слушатели проходили один небольшой курс. Соответственно, обучение было достаточно коротким. В 90-е годы надо было быстро переучивать людей.
Однако уже много лет мы делаем дипломные программы переподготовки достаточно долгосрочные – 250 часов, чтобы человек получал профессию. С каждым годом мы радуемся тому, что все больше и больше людей получают именно профессию. Подход к обучению стал более вдумчивый, более серьезный, чем раньше. Но поскольку мы достаточно интенсивно занимаемся со слушателями, мы не можем растянуть наши программы на год-два, как это делают наши коллеги из онлайн-школ.
У нас прохождение длительной дипломной программы занимает порядка трех месяцев. При этом мы сохранили возможность гибкости – можно каждый модуль проходить в своем режиме. Модульный принцип, по которому мы строим наши программы, позволяет с любого момента, в зависимости от предварительной подготовки, начать с какого-то модуля и завершить обучение можно, в зависимости от требований времени, денег, желания, на любом уровне.
– Что бы вы пожелали сегодня молодым ИТ-специалистам? Чему они должны учиться?
– Нужно обязательно вкладываться в свое обучение. Знаний много не бывает. Не забывать о том, что ты напишешь в резюме. Сам изучал какие-то технологии? Это хорошо, но сложно проверить. Имеешь международный сертификат, сертификат признанного учебного центра – это важно. Сдал какой-то экзамен, еще лучше.
К знаниям нужно относиться серьезно, потому что по ним судят при собеседовании и приеме на работу, особенно за границей. Конечно, делают развернутое интервью, проверяют знания соискателя, но первично все равно ориентируются на формальные признаки, которые отражены в резюме – пройденное обучение, сданные экзамены. Это проще: увидел, что человек е прошел обучение, экзамены сдал, уже можно хотя бы начать с ним разговаривать.
Вложение в себя, в образование – это то, что всегда с тобой. То, что помогает человеку, потому что в сложных условиях турбулентности знания у тебя никто не отнимет.
Приведу показательный пример. На одном предприятии было сокращение. Всех вызывали, спрашивали, что они делают, чем занимаются. Вызвали и инженера, который учился на наших курсах, изучал сетевые технологии, получил сертификат. Когда «чистили» компанию, его спросили: ты за курсы сам платил? Он говорит: сам платил. Почему платил? А мне интересно. Так его после этого даже повысили, а не сократили! Потому что человек учился не для работодателя, он заплатил за профессиональное обучение в серьезном учебном центре – это характеризует его отношение к своему профессиональному развитию и к своей работе. Он не плывет по течению, он – человек активный.
Да, знания нельзя просто купить и засунуть себе в голову. Напрягаться надо. Время как раз сейчас новогоднее, время для выбора и принятия решений. Пусть 2023-й будет годом вашего профессионального развития!
Запишись на курсы, тогда у тебя на 2023 год будет хороший ориентир. И скажи себе: «Не знаю, что будет у других, но я в 2023 году получу классную профессию!».
Ключевые слова: ИТ-специалисты, профессиональное обучение, курсы, учебный центр, онлайн и оффлайн – обучение
Подпишитесь на журнал Купите в Интернет-магазине
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|