Рубрика:
Карьера/Образование /
Курсы
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Да будет старт!
Как быстро и эффективно научить системного администратора работать с российской ОС на базе ядра Linux
Организации по всей стране переходят на отечественное программное обеспечение, поэтому тысячи системных администраторов в срочном порядке осваивают российские операционные системы. Эта тема стала одной из самых дискуссионных на всероссийской конференции «СПО: от обучения до разработки». Мы поговорили с докладчиками, у которых есть успешный опыт создания учебных курсов и обучения персонала заказчиков. Получился диалог профессионалов, которые по-настоящему стремятся помочь сисадминам и пользователям освоить работу с российскими операционными системами.
В беседе приняли участие Мария Петрова, ведущий специалист отдела образовательных проектов «Базальт СПО», и Егор Орлов, руководитель направления информационной безопасности ВИШ СПбПУ. Они рассказали о новом обучающем курсе по работе с российскими операционными системами «Альт». За первое полугодие 2021 г. более семисот человек обучились на этом курсе, и около 80 % слушателей с первого раза успешно сдали итоговые тесты. Как удалось достичь таких высоких образовательных KPI?
Мария Петрова: В ноябрьские дни прошлого года мы начали работать над проектом нового курса, для которого выбрали название ALT-START. Стояла задача организовать обучение большого числа специалистов в рамках поставок ОС «Альт» в регионы, часто – в целые края или области. Задача в первом приближении казалась нагромождением преград: предполагаемое количество слушателей одного тренинга – от нескольких десятков до сотни человек, причем обучить их надо в максимально сжатые сроки – в течение одной-двух недель! Аудитория (специалисты, проходящие обучение без отрыва от своих рабочих мест) напоминала распределённую базу данных, где слушатели связаны между собой отраслевой принадлежностью, но физически находятся в разных учреждениях, иногда в разных городах.
Егор Орлов: Да, я сразу оценил количество ограничений, существующих в этом проекте. Поэтому рассматривал в качестве рабочей концепцию образовательного интенсива, а не обычного учебного курса. И готов был предложить варианты организации процесса, опираясь на опыт дистанционного обучения.
Но начать надо было с определения набора учебных модулей, который позволил бы сисадминам успешно разобраться с особенностями новой для них операционной системы и эффективно перестроить рабочие места пользователей. При этом не перегружать план, оставить только важные, ключевые темы.
Мария Петрова: Тогда я обратилась к коллегам, которые занимаются разработкой и внедрением ОС «Альт». Попросила провести экспертизу проекта будущего курса. После чего мы смогли вернуться к организационным вопросам. Главным из них был выбор формы обучения. Напомню: приходилось учитывать карантинные ограничения, угадывая траекторию полёта пресловутого «черного лебедя»[1].
Егор Орлов: Первые интенсивы проводились для ИТ-специалистов из сферы здравоохранения. Было понятно, что они не смогут надолго сменить родное админское кресло на аудиторную скамью, даже в удалённом онлайн-формате. Ведь риск оставить больницы без своевременной техподдержки в те дни был совсем неоправданным. Поэтому я считал, что основная задача – предоставить слушателям максимально гибкий график обучения без потери качества и сохранить общение с преподавателем. И здесь нам удалось задействовать технические возможности Высшей Инженерной Школы Санкт-Петербургского Политеха, воспользоваться опытом крупного учебного центра, реализовав в итоге очно-заочную форму обучения с применением дистанционных технологий.
Мария Петрова: Каждый из дней обучения для слушателей делился на три части. Сначала – совместная онлайн-встреча с преподавателем. Можно задать вопросы и получить живые ответы, разобрать выполнение заданий. Это была единственная общая для всех слушателей привязка по времени. Вторая часть – индивидуальный просмотр видеороликов по темам текущего образовательного модуля. И последний этап – короткий практикум, выполнение небольших лабораторных работ для закрепления материала модуля.
Егор Орлов: А на следующий день все шаги повторялись. ALT-START – это настоящий интенсив и для слушателей, и для преподавателя. Мы понимали, что не стоит ожидать ежедневного (пусть даже виртуального) присутствия каждого слушателя, и приняли решение предоставить участникам все записи не только в ходе всего обучения, но и в течение года после его завершения.
Мария Петрова: Это очень важно: не потерять слушателей, дать возможность «в своём темпе» проработать выбранные темы. А какие темы этого стартового курса ты считаешь самыми важными и сложными?
Егор Орлов: Чаще всего вопросы слушателей связаны с подключением устройств, особенно принтеров, сканеров и МФУ.
Мария Петрова: Насыщенная программа тренинга предлагалась специалистам с разным уровнем подготовки: и опытным администраторам Linux-систем, и тем, кто привык использовать обратный, а не прямой слэш в адресах своих ресурсов (прим. редакции: пользователям Windows).
Егор Орлов: Нравномерность начального набора знаний – это беда первого этапа обучения. Поэтому я сразу задумался о вспомогательном, выравнивающем курсе. Так сложился ALT-INTRO, своеобразный приквел нашего основного «блокбастера», раскрывающий базовые моменты функционирования ОС «Альт». У слушателей появилась возможность пройти предварительную подготовку перед началом основного интенсива. Сейчас ALT-INTRO – это открытый образовательный ресурс, доступный по ссылке hse.spbstu.ru/altintro. Мы решили разместить его в свободном доступе – для всех, кто хочет начать работать с решениями «Базальт СПО».
Мария Петрова: Да, такое решение совершенно соответствует духу свободного ПО. Я хочу воспользоваться случаем, чтобы поблагодарить ВИШ за ALT-INTRO и порекомендовать его тем, кто делает первые шаги в освоении операционных систем семейства «Альт». Но давай снова вернёмся к нашему двухсерийному курсу и расскажем об итоговом тестировании, результатах обучения и обратной связи от слушателей.
Егор Орлов: После заключительной встречи с преподавателем слушатели могут взять тайм-аут на несколько дней. Подготовиться, собраться с мыслями, выбрать удобное время и в течение недели пройти итоговое тестирование. Не скрою, я даже несколько удивлён высоким процентом успешного прохождения финальных испытаний, учитывая количество слушателей и удалённый формат обучения. Я постоянно отслеживаю отзывы после курса, стараюсь оперативно реагировать на любой конструктивный фидбэк. Например, не так давно добавил ролик об организации сетевого доступа к Windows-принтерам из ОС «Альт» и в обратную сторону.
Мария Петрова: ALT-START, в самом деле, – «спринтерская дистанция» в обучении. Курс именно таким задумывался. А расскажи, пожалуйста, о возможностях углубленного освоения ОС «Альт».
Егор Орлов: Настоящим образовательным марафоном станет программа профессиональной подготовки специалистов по продуктам «Базальт СПО», которая будет называться «Системное и сетевое администрирование ОС «Альт» (hse.spbstu.ru/altPP). Ее длительность – 320 академических часов с учетом практики; для освоения потребуется два семестра – примерно деcять месяцев. Обучение можно совмещать с основной работой. Результатом успешного освоения станет диплом государственного образца СПбПУ о профессиональной переподготовке и присвоение статуса сертифицированного специалиста «Базальт СПО».
[1] Термин, которым обозначают труднопрогнозируемые события, имеющие значительные последствия.
Подпишитесь на журнал Купите в Интернет-магазине
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|