Рубрика:
Карьера/Образование /
Обратная связь
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ВИЗИТКА
Сергей Болдин, системный администратор в энергетической компании, bsergey2@gmail.com
Что выбрать из двух зол? Плюсы и минусы работы в крупных компаниях с разными формами собственности
Прочитав статьи Дмитрия Суслопарова «Зачем нам сисадмин, если оно само всё работает?» [1] и «Что хорошего было в СССР» [2], я решил рассказать на примерах о том, как работается в частных и госкомпаниях
Государственный сектор
Молодой ИТ-специалист Олег с семилетним стажем устраивается работать в государственную компанию. ИТ-отдел в ней разбит на несколько подразделений и составляет 50 человек. Как построена работа?
1. Иерархия. Настолько штат раздут, что одну половину времени можно отвести под свои дела, хоть в игры играй, фильмы смотри, учи что-то новенькое. Людей гораздо больше, чем самой работы, заместитель заместителя – это в порядке вещей. Олегу говорят, что он должен быть универсальным, вдруг он уйдёт в отпуск, на больничный или его коллега -должна быть замена, причём таких универсалов уже несколько. У начальника отдела несколько замов, один – занимается бумажной работой, второй – технарь по оборудованию, третий – технарь по программным средствам. Зарплата Олега была настолько мала, что хотелось уйти после первого месяца работы. Но ему обещали карьерный рост…
2. Олегу дали задачу. На вопрос о дедлайнах отвечают – делай не спеша, параллельно знакомься с задачами своих коллег. Проходит время, Олег поддерживает задачи других коллег в их отсутствие, выполняет свою задачу, а в свободное время занимается самообразованием. Спустя немного времени, Олег начал задавать вопрос коллегам и руководству: «Почему все программы старые, ведь уже 2013 год на дворе?». В компании был свой веб-портал, все задачи по направлениям писались программистами со знаниями 90-х годов. Программисты выросли, а знания не обновили, они уже были предпенсионного возраста, переобучаться им не хотелось, начальника и его заместителей всё устраивало, так как на Windows XP все 20-летние веб-программы ещё работали. Но вот пришла партия новых компьютеров и нескольких серверов. Олег рассказал про пользу виртуализации, настроил и сопровождал её, все новые компьютеры получили Windows 7 и Office 2013.
И тут началась веселая пора. На Windows 7 всё летало, устанавливались драйвера, приятней работать было, но веб-портал в Mozilla Firefox на Windows 7 «поплыл» и срочно нужно было все исправлять. А это уже большой напряг для «аксакалов», ведь они не привыкли напрягаться. Почему бы не использовать IE, многие спрашивали. В бухгалтерии перестали корректно работать клиент-банк и отчёты в Excel XP. Помимо этого, у многих перестали открываться сайты с фильмами. Виноват, конечно же был Олег, ведь он же «все пообновлял». А еще через три года началась установка Windows 10, причём Windows XP\7 продолжали существовать…
3. Повышение. Спустя несколько лет Олег развил виртуальную инфраструктуру, поддерживал работу домена и разных ОС Windows, задействовал систему видеоконференцсвязи и IP-телефонию, автоматизировал несколько процессов, писал инструкции для пользователей, занимался самообразованием, то есть неслабо прокачал свои скилы. Но оказалось, что несмотря на быстрый рост опыта, наличие успешных внедрённых современных проектов, пройденных курсов повышения квалификации, специалиста всё равно не могут повысить до соответствующего уровня, потому как повышение в категории может происходить только 1 раз в 2-3 года на одну ступень, а повышение заработной платы происходит только в соответствии с занимаемой должностью. Автоматизация бизнес-процессов происходит с каждым внедрённым проектом, но она не имеет отношения к персоналу с устаревшими знаниями. Энтузиазма у Олега поубавилось…
4. Мечты. Олег стал принимать участие в инвестпрограмме – подборе оборудования. Каждый раз при заказе новых серверов начальник и его замы планировали внедрение системы электронного документооборота и ERP-системы. Однако много лет эти планы оставались на бумаге, потому что не было ответственного лица среди «суперопытных» инженеров с 30-летним стажем работы. Все понимали, что они не потянут. Молодым специалистам крупные проекты тоже не хотели доверять, боялись, что они наберутся опыта и уйдут трудиться в другую компанию. При этом руководитель не хотел платить деньги интеграторам из-за большого количества своих «айтишников». Поэтому мечты так и оставались нереализованными.
5. Непонимание. Почти все сотрудники выше среднего возраста, проработавшие только в госкомпании, не понимают, что работать можно по-другому. Они не знают, что в частных компаниях интересные ИТ-решения реализуются гораздо быстрей, что многие технологии нужны госкомпании, однако их не используют, что студент 5го курса уже может заменить 3-4 программистов, работая удалённо, что нет необходимости заказывать толстые клиенты, а можно, хотя бы частично, перейти на тонкие клиенты, что нет смысла закупать USB-принтеры и устанавливать их каждому сотруднику, что с развитием мессенджеров полезно реализовать бесшовный роуминг, что от аналоговой телефонии можно уже полностью отказаться и многое другое.
6. Не те ценности. Олегу постоянно приходилось заниматься поддержкой старой ОС Windows XP при наличии уже Windows 7, а затем и Windows 10, так как многие веб-задачи работали только в ней. Приходилось применять виртуализацию на клиентских компьютерах, устанавливать несколько браузеров, консультировать пользователей, настраивать и обновлять серверы, напоминать начальнику о нехватке современных программистов и системных администраторов.
Но, во-первых, в госсекторе – сотрудника не увольняют, он только сам может уйти по своему желанию. Во-вторых, нового сотрудника нельзя взять сразу на позицию ведущего инженера, чтобы зарплата была повыше, можно только оформить на самую низкую 3-ю категорию и повышать один раз в три года повышать. И получается, что на самую низкую категорию берут и выпускника ВУЗа, и специалиста с пяти-десятилетним стажем работы. Наличие двух высших образований, успешных внедрённых проектов, сертификатов, пройдённых курсов – не главное, главное – сколько лет отработал.
Достоинства: стабильность, есть свободное время, ежегодная закупка оборудования с урезанием бюджета примерно в 30% (эти 30% закладываются и получается всё необходимое), редкие дедлайны.
Недостатки: медленный карьерный рост, маленькая заработная плата, большое количество сотрудников с устарелыми знаниями, не поощряются новые скилы, полное непонимание сотрудников о другом стиле работы, не отправляют на курсы повышения квалификации.
Частная компания
Приобретя солидный опыт в ИТ, Олег устроился в крупную частную компанию. Представьте фирму с центральным офисом, региональными офисами и множеством филиалов – типа сеть автосалонов + сеть аптек + сеть ресторанов. Впечатляет!? Ремонт в офисе, молодой коллектив, неплохие заработки, новое оборудование – все есть. Однако, несмотря на размах бизнеса, в компании тоже было не всё гладко.
1. Не тот начальник. В частных компаниях на должность руководителя ИТ-отдела могут поставить руководителя другого направления, например, начальника финансового или маркетингового отдела, начальника сервисного центра, которого не сильно будут волновать ваши успехи.
Олегу как раз не повезло с ИТ-начальником, он ранее занимал должность начальника сервисного центра в иной компании. В информационной безопасности, технологиях передачи данных между офисами, в гибридной телефонии, виртуализации, правах доступа он не был силён. Начальник отвечал только за бюджет, а про надобность конкретного оборудования или ПО нужно было постоянно объяснять. Причём новое оборудование поставлялось только новым открывающимся офисам. Офисы с десятилетним оборудованием никак не могли обновиться. Начальник мог урезать бюджет на 50%, больше или меньше. При выходе из строя оборудования (нет резерва) в течение года незапланированные средства могли быстро найтись.
2. Попробуй догадайся. В большом и распределённом ИТ-отделе многие годы почему-то ничего не документировалось, передавалось всё на словах. Олегу приходилось самостоятельно догадываться о любых изменениях в отделе и последовательности действий.
Например, собрались директора, что-то решили поменять в работе, например, организовать общение по Zoom ,спустили решение на своих замов или администраторов, а те – «айтишникам». И, как обычно, «срочно надо сделать» (почему это исходит не от начальника?).
Другой пример – прислали новое оборудование, никто не знал, что с ним делать, так как не было распоряжений подключать его к CRM-системе, а в торговых местах уже возмущаются, так как лицензию получили – нужно уже торговать, идёт простой.
Следующий пример – необходимо нескольким сотрудникам работать удалённо с завтрашнего дня, вот вам ноутбуки. Затем переход нескольких отделов в режим home-офиса. Где в эти моменты начальник? Неизвестно. Олег начинал вызванивать, писать письма, решать проблемы самостоятельно.
3. Игнор. Начальник ИТ-отдела взял за правило игнорировать любые обращения. Он мог выборочно ответить на электронные письма, из нескольких деловых вопросов мог ответить только на тот, который ему больше понравится.
Достоинства: иногда Олег получал большие премии, работал в молодом коллективе и в современном офисе, получал корпоративные «плюшки» в виде спортзала, бесплатной мобильной связи, скидок на свой товар и компаний-партнёров, был карьерный рост, можно было пойти на курсы повышения квалификации и получить новые задачи с ежемесячной надбавкой.
Недостатки: есть дедлайны, не всегда есть коммуникация начальника с подчинёнными, трудно перевестись в центральный офис, где большие зарплаты, проще обратиться за услугами интегратора. eof
[1] Зачем нам сисадмин, если оно само всё работает? // автор Суслопаров Д., СА №06(211) за 2020г, стр. 50-53.
[2] Что хорошего было в СССР // автор Суслопаров Д., СА №05(210) за 2020г, стр. 66-57.
Ключевые слова: ИТ-компания, менеджмент, госсектор, зарплата, повышение квалификации.
Подпишитесь на журнал Купите в Интернет-магазине
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|