СЕРГЕЙ ЯРЕМЧУК, фрилансер. Автор более 800 статей и шести книг. С «СА» с первого номера. Интересы: сетевые технологии, защита информации, свободные ОС
Обучение при помощи ATutor
C развитием средств коммуникации наметился повышенный интерес к различным методам дистанционного обучения. Удобства налицо, обучаемому нет необходимости тратить время на перемещение к месту занятий, а сам урок можно почитать в любое удобное для себя время, изучив материал полностью или отложив прочтение части на потом. Сейчас можно встретить большое количество разнообразных продуктов, предназначенных для организации такого сервиса. В статье пойдет речь об одном из них – свободном Open Source-решении, позволяющим с минимальными финансовыми затратами собрать подобную систему.
ATutor является системой управления обучения – Web-based Learning Content Management System (LCMS). Использование которой позволяет преподавателям легко организовывать различные курсы обучения. Студенты же получают адаптивную и простую среду обучения. Администратору новая система особых хлопот не доставит. Внешний вид можно сменить буквально за пару щелчков мышки, доступность исходного кода и открытые инструменты, применяемые для построения сервера курсов, позволяют в случае крайней необходимости внести и более серьезные изменения. Кроме того, с самого начала разработчиками был взят курс на поддержку продуктом всевозможных стандартов, что позволило бы в будущем легко интегрировать и сторонние разработки.
Так, ATutor – первая LCMS, полностью подчиняющаяся спецификации доступности W3C WCAG (Web Content Accessibility Guidelines, http://www.w3.org/WAI/WCAG1AA-Conformance) 1.0 уровня AA+. Соответствие этим рекомендациям позволяет сделать ресурс доступным, в том числе и для пользователей с различными нарушениями здоровья. Хотя стоит отметить, что с 19 ноября 2004 года доступна следующая версия спецификации W3C WCAG 2.0 (http://www.w3.org/TR/2004/WD-WCAG20-20041119), поэтому в последнее время ведется работа для достижения полного соответствия стандарту.
Также соответствие спецификациям W3C XHTML 1.0 гарантирует, что ATutor при необходимости обеспечит работу или интеграцию с любыми другими приложениями, поддерживающими стандарты. Некоторые такие приложения доступны на сайте проекта, разговор о них пойдет далее. Чтобы иметь возможность использовать курсы, написанные для других e-learning обучающих систем, система поддерживает спецификации IMS (Instructional Management Standards, http://www.imsproject.org) и SCORM (Sharable Content Object Reference Model, http://www.adlnet.org). В настоящий момент основным источником сторонних курсов для пользователей ATutor является TILE learning objects respository (http://barrierfree.ca/tile). Хотя инструменты для работы с ним еще несовершенны, пока реализован поиск и импорт, без проверки целостности. Продукт распространяется по лицензии GPL, домашняя страница проекта http://www.atutor.ca/atutor.
Установка сервера курсов
Установка, как и процесс обновления системы, не является сложной. Для возможности дальнейшей работы необходимо будет пройти шесть шагов, каждый из которых должен закончиться успешно. Первоначально необходимо иметь компьютер с:
- Веб-сервером Apache 1.3.x (Apache 2.x разработчиками не рекомендуется).
- PHP версии > 4.2.0 (лучше > 4.3.0) с включенной поддержкой zlib и MySQL.
- MySQL версий > 3.23.x и > 4.0.12 (версии 4.1.x и 5.x официально не поддерживаются).
Как видите, об операционной системе в требованиях не сказано ни слова. И это правильно, т.к. все вышеперечисленные компоненты могут работать как на различных вариантах UNIX-систем, так и под управлением MS Windows. Я тестировал работу сервера ATutor на компьютере с установленной Windows XP Professional, и в нескольких дистрибутивах GNU/Linux, включая и такой экзотический в наших краях, как Fermi Linux. Но в качестве рабочей платформы был выбран проверенный временем Slackware 9.1 с некоторыми обновлениями.
На момент написания статьи была актуальна ATutor-1.4.2. Размер системы составлял чуть более 1 Мб. Для установки требуется распаковать архив в корневой каталог документов веб-сервера. Например, для Slackware.
# cd /var/www/htdocs
# tar xzvf /home/source/ATutor-1.4.2.tar.gz
После чего в текущем каталоге образуется подкаталог ATutor. Теперь запускаем веб- и MySQL-серверы и набираем в строке браузера http://IP_your_server/[path_to_atutor]/ATutor/. В качестве клиентского браузера хорошо подходят большинство из базирующихся на коде Mozilla (Netscape 7+, Firefox, Galeon) и Microsoft Internet Explorer 4+, а вот как будет выглядеть страница в Opera и Konqueror, уже зависит от версии. Если Apache настроен правильно, то вы увидите картинку (рис. 1) и для продолжения установки достаточно нажать на ссылку.
Рисунок 1
Если вместо данной страницы будет выведен исходный текст документа или показано содержимое каталога, то измените настройки в файле httpd.conf. В первом случае в файле должны быть раскомментированы следующие строки (возможно, они будут находиться во внешнем файле, подключаемом инструкцией Include).
LoadModule php4_module libexec/libphp4.so
AddModule mod_php4.c
AddType application/x-httpd-php .php
Во втором случае в директиве DirectoryIndex должен быть обязательно указан параметр index.php.
DirectoryIndex index.html index.php
Если что-то не получается, в Интернете достаточно много материала на тему LAMP (Linux+Apache+MySQL+PHP).
Теперь осталось пройти все шесть шагов. На первом этапе система проверит установленное ПО и опции, с которыми оно собиралось. Отсюда же можно начать установку либо обновить существующую систему. На следующем шаге указываем параметры подключения к MySQL, далее создаем учетную запись администратора сервера, корректируем в случае необходимости данные сервера курсов и создаем пользовательскую учетную запись.
Рисунок 2
Установка проблем вызвать не должна, так как в случае неудачи программа дает вполне внятную подсказку. Например, смотрите рис. 3 и рис. 4, система предупреждает, что не может записать информацию в файл config.inc.php и предлагает изменить параметры доступа к данному файлу сhmod a+rwx (по окончанию процесса установки все надо вернуть на свои места chmod a-xw). Теперь можно зайти на сервер, использовав введенный во время установки логин и пароль.
Рисунок 3
Рисунок 4
Что умеет ATutor?
ATutor поддерживает три типа пользователей – администратор, инструктор и ученик. В зависимости от того, в какой роли прописан зарегистрировавшийся, система сама выберет интерфейс.
Администратор обладает самыми большими правами, но интерфейсом обделен. После настройки сервера курсов его основная задача состоит в обновлении, локализации, коррекции персональных учетных записей, изменений привилегий доступа, установке новых тем оформления, сборе статистики, защите контента. Также он может создавать новые категории курсов, при этом за каждой категорией может быть закреплена своя тема. Инструкторы имеют доступ ко всем инструментам обучения, могут создавать содержание в текстовом или html-формате (в том числе и в WYSIWYG-режиме), а также импортировать сторонние или экспортировать уже имеющиеся разработки (как в виде полных курсов, так и виде индивидуальных модулей) для использования в других подобных продуктах. Курсам могут быть выставлены предпочтения, касающиеся в основном удобства просмотра материала, на основе собранной статистики будет произведена оптимизация содержания и структуры курса.
Система поддерживает три вида курсов: публичные – доступные всем, защищенные – требующие регистрации, и частные, требующие кроме регистрации подтверждения доступа инструктором. Курсы, доступные текущему пользователю, отображаются в «Browse Courses». Экспорт содержания возможен в IMS/SCORM-совместимые пакеты, которые могут просматриваться автономно и/или добавляться в другую e-learning систему. Для связи с учениками реализовано несколько возможностей. Здесь и опросы общественного мнения, новости, сообщения и тематические форумы. Для проверки усвоения материала могут быть созданы тесты. Часть привилегий по обслуживанию курсов может быть передана помощникам из числа учеников. Дополнительно с версии 1.4 в ATutor было интегрировано два элемента, расширяющих возможности AChecker и ACollab.
AChecker – экспериментальная разработка Adaptive Technology Resource Center (http://atrc.utoronto.ca), позволяющая определять доступность ресурсов в сети.
Рисунок 5
ACollab (http://www.atutor.ca/acollab) представляет собой единую рабочую среду для групп пользователей, занимающихся совместными исследованиями и разработкой документации. Кстати, он может использоваться и как самостоятельное приложение.
Все вышеперечисленное позволяет создать удобную среду обучения с адаптивной навигацией, поиском, с контекстной и обычной справкой, словарем, средствами коммуникации – почта, чат, форум и кнопка Users Online, выводящая список зарегистрированных в данный момент пользователей.
По умолчанию интерфейс только английский. Для остальных языков используются языковые модули, которые устанавливаются отдельно. Модуль русского языка лежит по адресу http://prdownloads.sourceforge.net/atutor/atutor.1.4.2.ru?download. Хотя, по данным на сайте, перевод еще не закончен. Если нужного языка в списке нет и есть желание перевести, то перед началом работы следует ознакомиться с документом «Thing You Should Know Before Translating», находящимся на сайте проекта.
ATutor включает ряд технологий, гарантирующих, что содержимое будет доступно всем потенциальным пользователям, включая тех, кто использует для доступа в Интернет медленные каналы, ранние версии веб-браузеров и старые мониторы. Для этого применяется сокрытие лишних элементов управления, динамическое меню, метки полей формы и альтернативная навигация, фиксация последней позиции, набор горячих клавиш.
Все это позволяет пользователю сразу переходить к содержимому. Также полезным для медленных каналов является возможность отключения изображений с выводом альтернативного текста. Пользователям с плохим зрением подойдут темы с большими шрифтами и возможность увеличения изображения в браузерах, поддерживающих эту функцию.
Кроме упомянутых в статье add-on, есть еще и другие разработки, их интеграция в ATutor планируется в будущем. Одной из них является ATalker (http://www.atutor.ca/atalker), представляющий собой text-to-speech-сервер, основой которого послужил festival (http://www.cstr.ed.ac.uk/projects/festival). В ATutor он будет использоваться для озвучки уроков, что может быть полезно, например, ученикам со слабым зрением.
ATutor – полноценный, легко расширяемый и адаптируемый, свободнодоступный продукт, построенный на открытых технологиях, который может с успехом применяться как в небольших организациях, так и для учреждений, представляющих свои материалы в Интернете.
Более полную информацию о продукте можно найти на сайте проекта.