Рубрика:
Зал славы «СА»
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
«Император слушает!»
Поскольку в основной статье автора в этом номере журнала речь шла о телефонном бизнесе в Латинской Америке, «экспонатом» нашего виртуального музея стала еще одна личность (потому и кавычки) оттуда же, сыгравшая едва ли не решающую роль в развитии телефонии. Не у себя на континенте, а у «соседей» – в Соединенных Штатах. А в определенном смысле – и в мире в целом.
Личность эта – необычная. Не бизнесмен, не изобретатель – коронованная особа! И даже не просто король – «целый» император! Потому что Бразилия («где так много диких обезьян», а также «донов Педро», как говорилось в популярном телефильме) в самом конце позапрошлого века еще оставалась империей – единственной в обеих Америках. И ее последнего императора тоже звали доном Педро (по-португальски – Педру). Полностью его имя и фамилия звучало, как и полагается португальцу (необязательно императору – любители футбола не дадут соврать, вспомнив, как значилось в метрике имя легендарного Пеле): Педру ди Алкантара Жуан Карлуш Леополду Салвадор Бибиану Фрасишку Шавьер ди Паула Леокадиу Мигел Габриэл Рафаэл Гонзага ди Браганса и Аустриа. Как говорил герой другой некогда популярной передачи: «Внушаеть!».
А коротко – дон Педру II. При нем в Бразилии наконец-то отменили рабство, и усилиями образованного и «продвинутого» монарха, не чуждого наукам и искусствам, внедрялся какой-никакой, а технический прогресс – строились железные дороги и заводы, развивалась торговля. При нем же случилась и антимонархическая революция – причем мирная. В результате которой император-реформатор лишился трона, но, к счастью, не жизни. И даже не свободы – победившие республиканцы позволили дону Педру с семейством отплыть в Португалию. Умер последний император Бразилии в 1891 году в Париже.
Все это, конечно, любопытно, – но причем здесь телефония? А притом, что еще до свержения монархии бразильский император побывал в Штатах. Шел июнь 1876 года, северный сосед с размахом праздновал столетний юбилей, и тогдашний президент США Улисс Грант пригласил бразильского императора посетить в качестве почетного гостя открывшуюся в Филадельфии Промышленную выставку. Где среди прочих технических изобретений американцев демонстрировал свой новый, только что запатентованный прибор… Правильно, Александр Грэм Белл.
Как известно, в технике Белл был полным дилетантом и занимался тем, что в основанной им школе для глухих учил людей с подобным дефектом общаться между собой и с теми, у кого со слухом проблем не было. Реализовать на практике чисто «гуманитарную» идею Белла о возможности людей общаться между собой на значительном расстоянии помог профессиональный инженер с «говорящей» (для тех, кто читал произведения Артура Конана Дойла – или хотя бы смотрел фильмы о Шерлоке Холмсе) фамилией Ватсон (Уотсон). Но история сохранила фамилию Белла, который 7 марта того же 1876-го получил патент на «усовершенствованную модель телеграфа», состоявшую из деревянной подставки, слуховой трубки, резервуара с кислотой (батареи) и медных проводов.
О том, что в мир пришло поистине революционное изобретение, мир узнает чуть позже. На той самой выставке в Филадельфии – и не без влияния VIP-гостя из далекой Бразилии. Потому что поначалу изобретение Белла не вызвало особого интереса у посетителей. И лишь перед самым закрытием стенд с «новорожденным» телефоном почтил присутствием Его Императорское Величество. Дон Педру познакомился с Беллом еще до того, как тот стал изобретателем, посетив его школу для глухих в Бостоне.
А сейчас императору предложили поднести к уху трубку и посмотреть (точнее послушать), что произойдет (о том, что на другом конце провода, у аппарата на другом этаже здания, в этот момент находился помощник Белла и соавтор изобретения – Уотсон, высокопоставленной особе не сообщили). Дон Педру согласился, произнеся бессмертное гамлетовское: «Быть или не быть?». И спустя минуту-другую воскликнул: «Боже мой! Эта штука разговаривает!». Остальное, как говорится, история. Дон Педру II стал первым бразильцем, поговорившим по телефону. А одновременно и первым успешным «промоутером» и инвестором, вложившим в раскрутку нового изобретения немалые собственные средства. И спустя 12 лет, в 1889 году, имперским указом, основавшим первую телефонную компанию у себя на родине.
Вот ведь как бывало – правители не только не ставили палок в колеса технического прогресса, но и разгоняли его своим «высочайшим повелением»!
Владимир Гаков
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|