Предлагают обучение? Будьте предельно осторожны!::Журнал СА 10.2019
www.samag.ru
Льготная подписка для студентов      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

Jobsora


  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

  Статьи

Вектор роста  

Особенности сертификаций по этичному хакингу

В современном мире информационных технологий знания о них настолько широки и многообразны,

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
04.12.2019г.
Просмотров: 96
Комментарии: 0
Особенности сертификаций по этичному хакингу

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 2597
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 2607
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 2097
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1668
Комментарии: 0
Введение в анализ алгоритмов

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Предлагают обучение? Будьте предельно осторожны!

Архив номеров / 2019 / Выпуск №10 (203) / Предлагают обучение? Будьте предельно осторожны!

Рубрика: Карьера/Образование /  Острый угол

Владимир Иванов, специалист в сфере информационной безопасности, автор книги «Наблюдайте, потом используйте»

Предлагают обучение?
Будьте предельно осторожны!

В статье рассказывается о подводных камнях корпоративного обучения от вендоров, даются рекомендации, как избежать дополнительных проблем.

Нельзя, чтобы все эти люди чувствовали себя неудачниками. Они стремятся получить профессии и получают их. Каждый может прибавить к своему имени слова «дипломированный специалист по тому-то или тому-то». Так или иначе каждый индивид находит своё место в обществе. Это необходимо.
Айзек Азимов. «Профессия»


ВНИМАНИЕ! В это статье пойдёт разговор о знакомых явлениях, но с несколько неожиданной точки зрения.

Людям, которые полностью доверяют рекламе, выступлениям «ведущих специалистов» и результатам социологических опросов – эту статью лучше не читать. Дело в том, когда рушатся стереотипы, это всегда тяжело и болезненно. Если стереотипы подкрепляются массовой пропагандой – это переживается вдвойне тяжелей.

В любом случае, автор не хотел никого разочаровать или обидеть, поэтому честно предупредил.

Данная статья основана исключительно на практике работы в соответствующих сферах деятельности. В своё время мне приходилось побывать по обе стороны баррикады: разрабатывать регламенты и другие документы, ограничивающие наёмных работников ради сохранения выгоды нанимателей, анализировать негативные стороны корпоративного обучения, чтобы не вводить своих нанимателей в лишние растраты, например, из-за низкого качества обучения.

В то же время мне приходилось не раз самому обучаться на тех или иных курсах, как по требованию работодателя, так и по своей воле.

Как устроено корпоративное обучение

Обычно при организации курсов используется двухступенчатая схема.

За саму программу курса целиком отвечает вендор. Именно представители вендора рисуют слайды, готовят печатные пособия и вопросы для экзаменов.

За сам процесс преподавания обычно отвечает учебный центр. Если это сторонний учебный центр, в нём зачастую ведется обучение по нескольким направлениям от разных вендоров. Нередко можно встретить предложения от «противоборствующих сторон», например, от Cisco и Juniper, от Microsoft и RedHat и так далее.

Считается, что вендор должен подготовить высококлассный, необычайно интересный учебный курс, а преподаватель из учебного центра должен не менее интересно и захватывающе его преподать.

Вопросы для экзаменов также обычно готовит вендор, а вот за их проведение зачастую отвечают независимые сети тестовых центров, такие как Prometric [1] и Pearson VUE [2].

Зная о некоторых проблемах, связанных с качеством преподавания в независимых учебных центрах, в последнее время некоторые вендоры предпочитают обучать специалистов «у себя», создавая учебные центры на базе своих представительств, организуют сдачу экзаменов своими силами. На повышении уровня образования это чаще всего не сказывается, потому что прочитывать материал также будут люди, далёкие от «человековедения».

Если это будет пресейл – есть шанс наслушаться одной рекламы, если системный инженер – можете получить массу технических подробностей без какой-либо систематизации и контроля восприятия. Впрочем, курсы в учебных центрах вендоров всё равно немного лучше, потому что преподаватель более тесно знаком с оборудованием или ПО, о котором рассказывает.

В свою очередь, некоторые учебные центры организуют обучение «как бы от вендора». Вместо того чтобы связаться с вендором и получить право на преподавание его курсов, они находят специалиста, пусть даже обладающего целой стопкой сертификатов, уговаривают его составить авторский учебный курс и запускают сей проект со схожим названием соответствующего курса от вендора. В этом случае качество обучения проконтролировать ещё труднее. И тех, кто надеется пройти курсы и быстренько по свежей памяти сдать экзамены, может ждать разочарование – содержание таких курсов может быть весьма полезным, но далёким от того, что требуют на экзамене.

Снижение качества как новый тренд

Одним из основных аргументов в пользу корпоративного обучения от вендоров называют гарантированные знания. Мол, хотите или не хотите, а ума в ваши головы всё-таки добавят.

К сожалению, это всего лишь «политические обещания». Ну, какими специальными супер-возможностями располагает учебный центр? Прямая запись в нейроны головного мозга? Голографические видеофильмы? На поверку это будет чтение текста рядовым человеком и презентация через проектор или на большом экране. По сути это арсенал обычного школьного учителя из провинциального городка. Хорошо, если всё будет сносно работать и картинку с видеопроектора будет легко разобрать.

Ну да, конечно, мы же в первобытнообщинном строе живём, из источников информации - только рассказы стариков и наскальные рисунки. Или преподаватель и картинка из проектора…

В общем, у многих составителей курсов представление о передаче знаний подрастающему поколению пока находится на том же уровне, что и у пещерных людей.

В самом начале развития ИТ, когда был дефицит источников знаний: мало книг, которые были в основном печатными, не было Youtube и других интересных вещей (и журнала «Системный администратор» тоже не было), - «прокачка» мозгов под руководством преподавателя имела смысл. Но со временем появлялись дополнительные источники информации, но одновременно падал уровень подготовки преподавателей и качество проведения занятий.

На самом деле всё зависит от множества факторов. Талант преподавателя, качество подачи материала, общая усталость группы, загруженность на работе у слушателей и так далее. В случае со свободным обучением – в любой момент можно посмотреть учебный видеоролик или прочитать книжку, а если не нравится – взять другую.

С корпоративными курсами такой номер не проходит. Если достали по работе, есть неполадки в семье или просто плохое самочувствие – это просто никого не волнует. Если не был оформлен отказ за неделю или две, то деньги, скорей всего, уже не вернут. Перенести дату проведения тоже не вариант – желающих записаться (точнее тех, за кого заплатила компания или у кого были лишние деньги) не так уж и много, и приходится месяцами ждать, пока наберётся группа. Остаётся сидеть на курсах больным, с высокой температурой, высоким давлением или, превозмогая боль, слушать программу через «не могу». Если преподаватель зануда и «бубнильщик», то смысла в таком обучении нет никакого. Сменить преподавателя тоже не получится. На мой взгляд, будет полезней дома книжку почитать.

Ещё одним аргументом о необходимости курсов являются лабораторные работы, хотя их качество также весьма спорное. За техническую базу отвечают такие же люди, которым присущи все те же людские проблемы и пороки. И одним из таких пороков является невысокая зарплата лаборантов в независимых учебных центрах. Плохо подготовленный или вовсе не работающий стенд – это, как говорится, «дело житейское». Часто преподаватель вынужден на ходу заниматься настройкой стенда, вместо того, чтобы помогать слушателям. Добавьте к этому запутанные описания лабораторных работ, которые далеко не всегда понятны – и счастливое незамутнённое незнание вам обеспечено. Если сравнивать реальный опыт сисадмина-практика и опыт, полученный на лабораторных работах, – это «небо и земля».

В итоге получается, что если есть возможность приобрести опыт вживую, то лабораторные работы не нужны, а если нет возможности непосредственно работать с оборудованием продолжительное время – лабораторные работы тем более не нужны.

Хочу отметить, что ранее, в «эпоху медленного Интернета» качество курсов было значительно выше. Несмотря на почти монопольное положение (мало книг, не у всех хороший доступ в Сеть и так далее), преподаватели изо всех сил старались донести до слушателей побольше полезных знаний. Нынешнее положение дел можно выразить словами: «Ай, подумаешь! Если что-то не знают, то есть Интернет – не умрут, что надо найдут в Google, не обломятся!»

Вы до сих пор уверены, что вашей компании было нужно именно то, что вы получили на «специализированных курсах»?

А почему так дорого?

Высокие цены на специализированное обучение вендоры объясняют тем, что якобы потребовалось приложить множество усилий, чтобы сделать курс таким емким и интересным.

Правда, любые самые замечательные методические материалы окажутся бесполезны, если преподаватель достался «не очень». Но что тут поделать. Зато можно утешиться мыслью, что вам по нескольку часов в день бормотал материал самый что ни на есть сертифицированный специалист. Здорово, правда?

Мне до сих пор интересно, как же живут университетские преподаватели, которые вынуждены не просто «шпарить по-заученному» готовые тексты от вендора, а непосредственно работать со студентами, давать им творческие задания, оценивать их работу и отвечать за уровень их знаний? Если за их труд платить столько же, сколько платят за курсы «благодарные слушатели» вендорских курсов, то они должны были бы купаться в роскоши, как нефтяные магнаты. Университеты должны были бы стать центрами сосредоточения мировых богатств, а преподаватели МГУ могли бы в складчину купить компанию Google.

Иногда адепты корпоративного обучения аргументируют высокую цену тем, что «не вся информация есть в открытых источниках».

А это уже очень-очень интересно. То есть от рядовых потребителей скрывают определённые детали? Всё настолько плохо, что вендор вынужден прятать часть информации и выдавать её только «проверенным людям», готовым стать его адептами несмотря ни на что? А можно узнать, что входит в «скрытый список»? Информация о качестве продукции, проблемах при настройке и эксплуатации? И почему это потребитель не должен с самого начала об этом знать, если он заплатил за продукт деньги?

Пожалуй, единственным близком к правде аргументом будет то, что если сразу после прохождения курсов бегом прибежать сдавать экзамен на сертификат, то по свежей памяти легче ответить на стандартные вопросы теста, а полученная информация через неделю-две выветрится из памяти и можно жить дальше как ни в чём не бывало, но уже с красивой бумажечкой.

А за что же мы тогда платим? А платим мы за ту самую «бумажечку», точнее, за две «бумажечки»: о прохождении курсов и о сданном «экзамене на сертификат», например, в тестовом центре Prometric или Pearson VUE.

На деньги, затраченные на обучение от вендора, можно накупить много интересных и полезных книг по данной теме и ещё останется приличная сумма, чтобы арендовать площадку в облаке для тестовых или лабораторных работ.

Стоит ли лезть в такое «болото», прикрытое веточкой «корпоративного обучения» или всё-таки лучше обратиться к продуктам, которые не требуют дорогостоящих курсов и сертификатов, зато прекрасно работают?

А куда вы денетесь?

Прямо скажем, обучение с таким низким качеством в справедливой конкурентной рыночной среде долго прожить не сможет. Плохую услугу всегда найдётся, чем заменить. То есть нужно ввести какой-то принудительный фактор, который будет заставлять людей идти на курсы, а не то…

Ограничения при составлении контрактов

При составлении тендера, например, на поставку оборудования, чёрным по белому будет написано: «работы должны выполняться сертифицированными специалистами или прошедшими специальный курс обучения от вендора».

Казалось бы, заказчика можно понять, у него в голове роится масса негативных вопросов из серии: «А вдруг он нам испортит оборудование? Или уничтожит информацию? Нарушит работу системы?»

Но будем справедливы.

Грохнуть на пол пару HDD из массива RAID-5 может и самый что ни на есть сертифицированный специалист, особенно если он работает без выходных по 10-15 часов в сутки или не спал два дня. Сделать ошибку при настройке ACL, выключить важные порты на коммутаторе – такие проблемы, связанные с «человеческим фактором» возникают вне зависимости: висит ли на стенке в рамочке бумажечка с красивым сертификатом или не висит.

Могу сказать как «безопасник». Если специалист в моей организации растёт вместе с этой организацией, я знаю его профессиональный, интеллектуальный уровень, психологические особенности – можно говорить о некой уверенности в том, что он не напортачит из-за лени или невежества, не запаникует в сложной ситуации и не попытается замести проблему под ковёр, чтобы скрыть некомпетентность.

Если прибежал кто-то незнакомый и тычет в нос красивую бумажку – ну, молодец, что нашёл деньги, чтобы её получить. Гарантии, по сути нет, никакой, мало того, зачастую у «сертифицированных» наблюдается высокий процент спеси и гонора, чтобы наплевать на инструкции и предостережения, руководствуясь простой установкой: «Мне на курсах препод сказал, что так можно». Учитывая качество курсов, о котором шла речь выше – такое встречается не так уж и редко.

Ни для кого не является секретом фокус с так называемой «арендой сертификата», когда за минимальную оплату на работу официально принимается человек, наловчившийся сдавать экзамены по «дампам», и компания получает заветный доступ к контрактам при участии таких вот «специалистов с сертификатом».

Фактически это то же, что и взятка в виде приёма на работу родственников коррумпированного чиновника, только под более благовидным предлогом.

Тем не менее подобные требования существуют.

Ограничения при приёме на работу

Тут всё понятно. Будь хоть семи пядей во лбу, «без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек». Учитывая, что большинство вакансий составляется сотрудниками из HR-департамента, которые о работе других людей имеют самое отдалённое представление, единственный вариант для них – всегда требовать сертификат по соответствующему роду деятельности, даже если нужен сотрудник для уборки территории. Например, начальник ИТ-отдела сказал, что нужен специалист по Cisco, а HR-менеджер обязательно напишет в тексте вакансии: «сертифицированный специалист по Cisco», Неважно, нужен ли такой специалист, или достаточно, чтобы человек мог выполнять элементарные операции. «А почему бы и нет, больше – не меньше!» – примерно так рассуждают сотрудники HR.

Следующий блестящий шаг – «устаревание» сертификатов - якобы выходит новое оборудование или ПО и полученные знания безнадёжно устареванию. Но будем честными и зададим ряд наводящих вопросов: «А насколько устаревают? А как часто выходит, действительно, что-то новое, не новые кнопочки на экране и повышенные системные требования, а мы видим именно очередной технологический прорыв, после которого можно отнести на свалку все выпущенное ранее оборудование?» Получается, что вендоры требуют обязательной пересдачи «потому что могут», а не «потому что это действительно необходимо».

После всех скачков курса доллара и импортозамещений возможности покупать оборудование от крутых вендоров значительно уменьшились. Наиболее часто встречаемая ситуация в российских компаниях – стоит в серверной сетевое оборудование известного вендора, купленное ещё в «хорошие времена», есть сертифицированный специалист по этому оборудованию – и зачем тут постоянно экзамен пересдавать? У этого человека за два-три года знаний меньше станет? Опыт показывает, что не меньше, а больше, они выкристаллизуются, подкрепятся практикой, а если он ещё и документацию почитает…

Но с точки зрения вендора он обязан немедленно пересдать экзамен после «устаревания». Мало ли, а вдруг за это время сетевому админу кирпич на голову упал, и он всё позабыл всё напрочь?

Помимо всего прочего дороговизна курсов создаёт имущественный образовательный ценз и формирует вокруг новоиспечённого адепта изолирующий слой. Обучение превращается в «удовольствие для состоятельных людей», этакий «закрытый клуб для богатых». Очень маловероятно, что ИТ-специалист с невысокими доходами самостоятельно найдёт средства для обучения при таких условиях. Остаётся вариант с обучением от работодателя, о нюансах которого мы расскажем ниже.

Поэтому попавшие в «беличье колесо» айтишники продолжают бежать по кругу просто из страха лишиться некой «элитарности» и «статусности».

Нужно ли тратить свою жизнь на вступление в такой «клуб по интересам» – решайте сами.

А обязательно ли ходить на курсы?

В некоторых случаях – обязательно. В некоторых – только если нужен сертификат.

Некоторые вендоры для допуска к экзаменам требуют обязательного обучения на своих же специализированных курсах.

А иногда всё происходит ещё проще. Вендоры вообще отказываются продавать свои изделия тем, кто не пройдёт обучение и не имеет сертификата. То есть если «обдирать» потребителя, то уж сразу по полной программе.

Например, в таком не очень красивом действе замечена одна старейшая телефонная компания со своими офисными АТС. Офисная АТС – это классическая «слаботочка», в число оборудования высокой степени опасности не входит, поэтому такая «забота о потребителе» выглядит, по меньшей мере, странно. Разумеется, на российском (как и на любом другом) рынке полным-полно «серого» оборудования, купленного правдами или неправдами, или полученного по другим каналам. Проблемы начинаются гораздо позже, когда оборудование отправляется по гарантии или требуется дополнительное обслуживание. Тогда вендор получает прекрасную «отговорку» в виде: «А сообщите-ка номер и дату сертификата вашего специалиста?», – и дальше можно не чинить, не менять и не обслуживать…

Но есть же и другие вендоры, которые не требуют обязательного прохождения курсов, и допускают к экзаменам всех желающих!

Есть-то они есть… Только чудес на свете не бывает. Не бывает так, что вот эти вендоры - плохие, а вот эти хорошие! Поэтому прежде чем нести деньги за оплату экзаменов, стоит задуматься: «А насколько трудно сдать экзамен, если не ходил на курсы?»

Дело в том, что вопросы тестов составлены таким образом, чтобы «вольному читателю» понадобилось дополнительное время на обдумывание именно самого вопроса, даже если он знает ответ. А вот выпускник курсов ответит сразу.

То есть вопрос задается не для того, чтобы выяснить: «Умеете ли вы работать с этим оборудование или ПО», а для того, чтобы узнать: «Умеете ли вы отвечать на такие формулировки вопросов по аналогичным тестам».

Практически на всех вендорских курсах преподаватель обязан отвечать на вопросы слушателей. А какой первый же вопрос от слушателей курсов? – «Какие вопросы будут на экзаменах?».

Часто преподаватель сам по своей инициативе делает подробный экскурс на тему, как сдавать экзамены, какие там будут вопросы, в каком порядке лучше отвечать, чтобы слушатели с максимальной вероятностью набрали проходной балл.

Обратите внимание, всё это происходит во время, оплаченное для постижения основ работы, рассмотрения нюансов, повышения квалификации, а вовсе не для того, чтобы натаскать слушателей как дрессированных собачек на предмет «лишь бы сдать экзамен, а там хоть трава не расти».

Часто преподаватели прямо во время занятий дают готовые варианты правильных ответов на предстоящие вопросы теста – так называемые «дампы». А почему бы и нет? Если преподаватель никогда не работал сисадмином, безопасником, сетевиком, чем просто бубнить заученный материал, не имея практического понимания, честнее сразу дать «доступ к телу».

В некоторых случаях специально организуется «утечка» информации. Если люди на экзамен не идут, и доходы падают, то надо их «подтолкнуть», например, опубликовав где-то на пиратском ресурсе варианты готовых ответов – «дампы». На самом деле пользы от такого «зазубривания» может быть даже больше, чем от преподавателя-«бубнильщика». Хотя бы часть материала будет прочитана, а если ещё в тексте предлагается «разбор полётов» по каждому вопросу – это совсем неплохо.

Разумеется, у людей существуют различные таланты, в том числе и талант сдавать всевозможные тесты. Профессиональный «сдавальщик тестов» – явление хоть и не повсеместное, но известное среди ИТ-руководителей. Особенно это заметно, когда приходится просматривать резюме различных «специалистов». Обычно такими «суперспособностями» блистают так называемые пресейлы, чья задача уговорить клиента купить, а как потом это будет у него работать – уже не важно.

Часто такие хитромудрые товарищи «трудоустраивают» не используемые в данный момент сертификаты в другие компании, в том числе, к прямым конкурентам.

И все эти компании при подаче заявок на конкурс заявят о необходимом уровне подготовки сертифицированных специалистов.

Где взять денег на курсы от вендоров?

О дороговизне обучения от вендоров в этой статье было сказано довольно много. Но как простому ИТ-специалисту преодолеть этот финансовый барьер?

  1. Накопить самому

Это достаточно долгий путь, хотя и самый безопасный. Сценарий такой: молодой специалист после ВУЗа поступает на работу, параллельно начинает копить на дополнительное обучение по выбранному направлению. Когда накопит нужную сумму денег – проходит дорогие курсы, сдаёт платный экзамен, получает сертификат. С этим сертификатом он идёт к своему работодателю и требует прибавки. Внимание, сюрприз! Работодателю чаще всего не нужен сертифицированный специалист, а нужен бывший студент, готовый работать за мизерную зарплату.

И какой тут следующий шаг? Правильно, увольнение и поиск новой работы. Получится ли с новой работой – ещё вопрос. Хорошо, если после оплаты курсов остались деньги, чтобы прожить один, два, три месяца в поиске новой работы. В противном случае стоит задать себе вопрос: «А на что жить всё это время?» И тогда остаётся единственный вариант – снова устроиться на низкооплачиваемую работу, просто наплевав на сертификат и затраченные деньги.

Корпоративное обучение часто связывают с открытием бизнеса и другими инвестициями. Хотите получать больше денег на выходе – извольте рискнуть и потратиться. «Инвестиции в себя» чаще всего преподносятся как самые безопасные. При этом ни один рекламодатель не удосужился сказать, что у такого инвестора существует масса рисков, например, болезнь, ухудшение ситуации на рынке труда и просто быстрое устаревание технологий. Кто-нибудь помнит, что стало с сертифицированными специалистами по Novell Netware? А сколько было призывов и прочей рекламной мишуры вроде: «Уникальный шанс стать дипломированным специалистом по самой надёжной сетевой операционной системе, востребованной в банках и других «денежных» местах»!

На практике самый безопасный вариант – обычно самый долгий. Этим с успехом пользуются злоумышленники.

  1. Получить кредит

Это самый быстрый, самый легкомысленный и самый опасный вариант.

Человек берёт кредит на образование, потому что кто-то там ему сказал, что такие вот специалисты «они так много получают...». Мол, чего ждёшь, всего-то осталось правдами или неправдами добыть сертификат и дело в шляпе.

На самом деле всё обстоит совсем не так. Колоссальную роль при достижении успеха в профессии играет изначальная предрасположенность (талант, уровень физического здоровья, полученное воспитание и так далее). Например, если человек часто болеет, то будет сложнее выдерживать многолетнюю гонку технологий.

Поэтому сравнивать себя с «успешными ребятами» – это просто глупо. Каждый человек индивидуален, каждая ситуация по-своему уникальна.

На хорошую работу надо ещё устроиться. Может, ты и специалист хороший, а высокооплачиваемые вакансии заняты. Приходится довольствоваться предложениями поскромнее, но для этого, может, и не нужно было тратить столько денег на получение заветной «бумажки»?

Мораль сей басни такова: сертификаты устаревают, технологии развиваются, а долги по кредитам остаются, проценты копятся. И в итоге человек может оказаться под непосильным бременем.

Самое безумное – это связаться с микрофинансовой организацией (МФО). Фактически это то же самое как брать деньги у преступной группировки. Проценты там просто неподъёмные, а, учитывая проблемы, о которых было сказано выше, выплатить их будет просто нереально. Методы у этих «ребят» самые что ни на есть бандитские. Поэтому ни в коем случае даже не думайте так глупо рисковать своим будущим и будущим своей семьи.

В целом, наблюдая тенденции последних лет, я не удивлюсь, если по вечерам возле закрывающегося на ночь бизнес-центра будут бродить подозрительные типы и приставать к прохожим с вопросами: «Тсс-с-с, парень, не хочешь немного поучиться на курсах для айтишников?»

  1. Когда платит работодатель

На первый взгляд, это просто сказочная возможность. Работодатель сам предлагает сотруднику пройти обучение, а все расходы берёт на себя. Ну, просто чудо какое-то! Но мы-то знаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Ниже мы рассмотрим, как устроена эта мышеловка.

Работодатель обычно предлагает соглашение: он берёт на себя расходы по обучению и экзаменам, а сотрудник обязуется отработать какой-то минимум, например, два года,

Наиболее мягкий вариант, когда после обучения отработанное время фактически учитывается в качестве погашения «долга». То есть если нужно было отработать два года, специалист проработал только один – он «должен» теперь только половину от предъявляемой суммы. Но не стоит обольщаться. Обычно работодатель за время устаревания сертификата успевает подсунуть новый вариант обучения и снова пошло-поехало.

И даже такой щадящий вариант предлагается далеко не всегда. Часто требуют вернуть всю сумму, потраченную и на курсы, и на сдачу экзамена без учёта каких-либо скидок.

Многие работодатели начинают думать, что теперь им дозволено все, что угодно. Получится ли получить выгоду от обучения и сертификации специалиста – вопрос спорный. А вот выжать все до копеечки деньги, потраченные за обучение – очень даже можно. Ведь из сотрудника, если он чего-то должен, можно, что называется, «верёвки вить». Нагружать бесплатной сверхурочной работой, требовать без оплаты выходить на работу в выходные и по праздникам, работать «за себя и за того парня». На все претензии одни бодрые лозунги: «Ну, ты же теперь сертифицированный специалист, тебе что угодно по плечу!».

При этом зарплату ему не поднимут никогда. Даже если он повысит отдачу в десятки раз. В итоге за два года каторжной работы сертификат устареет, а денег в кармане так и не прибавится.

Но почему работники, получив сертификат, сразу же не разбегаются? Ведь крепостное право уже отменили! Ответ на этот вопрос очень простой. Потому что они, вместо крепостного права, попали в долговое рабство. Ниже описаны проблемы, когда что-то пошло не так.

Трудности при смене работы

Здесь всё понятно: пока не выплатите «долги» за обучение, смена работы влечёт массу проблем. Платой за «бегство из клетки» будет возврат денег за обучение, а за пару-тройку курсов – это может оказаться весьма внушительная сумма. Если, не дай бог, на будущей работе что-то «не срастётся», то велик риск оказаться и без работы, и без денег.

При этом далеко не каждый новый работодатель готов принять на работу сотрудника с долгами за обучение.

Трудности при смене профессии

Представим себе ситуацию, когда «прокачанный» специалист, например, по продуктам Microsoft, вдруг обнаружил, что это вовсе не его профессия, а он хочет, например, разрабатывать сайты.

Если бы он получал образование через книги и практику, такой переход воспринимался бы гораздо легче. Ну, читал человек книги по одному направлению, начнёт читать по другому. Но когда столько денег было потрачено на его обучение и сертификацию, сменить профессию решаются единицы.

Мало того, если был взят кредит или подписано соглашение об обязательной «отработке», подобная смена деятельности просто неосуществима. Очень редко, когда работодатель готов предложить такой творческой личности возможность перейти на смежную позицию. Чаще всего переход происходит через увольнение и трудоустройство в другую компанию. А тут уж извольте вернуть денежки.

Как отказаться от принуждения к обучению?

Не хотите оказаться в рабстве – не идите на курсы и не сдавайте экзамены на условиях работодателя. И ни в коем случае не подписывайте никаких бумаг, связанных с обязательствами «отработать», «вернуть», «компенсировать». Кстати, сейчас работодатели взяли моду подсовывать такие «соглашения» при подписании всевозможных бумажек (вроде распорядка дня) во время приёма на работу. Иногда соглашение об обязательной отработке маскируют как «гарантию», «уведомление» и прочие канцелярские названия.

В любом случае самый простой и безопасный способ сберечь нервы и кошелёк – это следовать принципу «если припёрли к стенке – ничего не объяснять, ничего не подписывать». Иначе может выйти так, что человек ещё ни копейки не получил, а уже чего-то должен.

Самое неприятное, когда требуют освоить «не свою» профессию, к которой совсем «душа не лежит». Человек хочет работать системным инженером СХД, а его отправляют на курсы DBA. И отказаться вроде неудобно, «люди же по-человечески просят». И вроде денег не требуют, во всяком случае, пока не требуют...

«Не можешь – научим, не хочешь – заставим!»

Обычная ситуация: когда непосредственный начальник и начальник рангом повыше вдвоём прессуют, давят на подчинённого, чтобы выдавить из него согласие. Такую ситуацию можно сравнить с предложением вступить в КПСС во времена позднего СССР – отказаться почти невозможно, членские взносы высокие, перспективы весьма туманны, а о потере партбилета – лучше не думать...

Ответ в такой ситуации простой: если выдавливают согласие, значит это выгодно для кого-то ещё, но не для того, кого принуждают.

Как выйти из такой ситуации – принуждения к обучению с последующей долговой ямой? Можно просто извиниться, сослаться на плохое самочувствие. Можно использовать и другой вариант: скинуть на коллегу по принципу «отказываясь, предлагай альтернативу». Такие высказывания как: «Давайте дадим дорогу молодым» или «Тут нужен более опытный товарищ», – это как раз из той самой серии. Но такой вариант чреват сделкой с совестью. В любом случае стоит предупредить своего товарища о том, какой «сюрприз» ему приготовили.

Более подробно о том, как противостоять таким «уговорам» можно прочитать в моей статье [5].

А что взамен?

Если дело касается программного обеспечения, то я бы рекомендовал больше использовать продукты Open Source. При использовании открытых решений, помимо неплохого уровня документации, есть возможность обратиться за помощью к сообществу – community, за ответом в тех редких случаях, когда что-то не описано в документации. Если это вопрос исходит не только от одного, но интересует и других пользователей – имеет смысл связаться с разработчиком и получить ответ «из первых рук». В любом случае системный администратор, системный инженер, DevOps инженер и другие специалисты, а также рядовые пользователи без информации не останутся.

Что касается проприетарных продуктов, то такие гиганты как Microsoft, Oracle всеми силами подталкивают авторов на написание обучающих книг, качество которых порой гораздо лучше, чем «материалы с курсов» от тех же вендоров.

Если дело касается аппаратного обеспечения – тут дело может обстоять сложнее. Опять же, крупные вендоры, такие, как Cisco, Brocade тоже стараются выпустить как можно больше информации о своих продуктах, в том числе и через написание обучающих книг. Но некоторые представители по-прежнему не способствуют и даже препятствуют распространению полной технической информации о своих продуктах.

Выводы делайте сами. Если вендор решил «сыграть в тёмную», почему это мы обязаны ему доверять?

С другой стороны, такого рода «келейности» можно противопоставить отличное понимание общих принципов работы. Не секрет, что внушительную часть от объёма вендорских курсов занимает объяснение базовых принципов.

Например, основы сетевых технологий, стандартов и протоколов для курсов по сетевому оборудованию, основы работы Баз Данных для курсов по конкретной СУБД и так далее.

Неплохую помощь могут оказать интернет-курсы на известных ресурсах, таких как Intuit.ru [3], Coursera [4] и другие. В отличие от вендорских курсов, авторские online-курсы целиком зависят от мнения слушателей. Если рейтинг падает, а мнение слушателей явно негативное – за такое обучение никто просто не будет платить и вообще тратить на него время. Потому этот вариант выглядит более честным, чем покупать «кота в мешке» в виде «специализированных курсов от вендора».

* * *

К сведению читателей! В журнале «Системный администратор» регулярно публикуются описания вакансий, в которых можно ознакомиться со списком требований, предъявляемых работодателями. Хоты высказывания от тех или иных специалистов, или даже CIO могут носить субъективный характер, в целом можно выяснить, что требуется от специалиста по тем или иным продуктам в данной отрасли.

Очень многие работодатели, зная о проблемах, описанных в данной статье, всё чаще и чаще смотрят не на бумажки от вендора и обучающего центра, а на конкретные знания. Душевное собеседование может рассказать гораздо больше о соискателе, чем стопка «сертификатов».

В этой статье шла речь о многих, имеющих место вещах, порой весьма нелицеприятных, которые связаны с корпоративным обучением, в первую очередь, с обучением от вендора. Как было сказано выше, автор не хотел никого обидеть или выставить в негативном свете. Это просто жизненный опыт и рекомендации от человека, время от времени сталкивающегося с подобными явлениями.

Разумеется, каждый человек должен делать свои выводы и принимать решение самостоятельно. Буду надеяться, что информация, изложенная в статье, поможет лучше ориентироваться в момент, когда понадобится сделать выбор.


  1. Официальный сайт Prometric https://www.prometic.com/
  2. Официальный сайт Pearson VUE https://home.pearsonvue.com/
  3. Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» http://www.intuit.ru/
  4. Образовательная платформа Coursera https://www.coursera.org/
  5. Иванов В. КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» ТАК, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ «НЕТ» http://samag.ru/uart/more/19
  6. Иванов В. Наблюдайте, потом используйте. Трудовые отношения глазами сотрудника Службы Безопасности. ISBN: 978-5-4490-1405-4. Издательская система Ридеро, 2018г. https://ridero.ru/books/nablyudaite_potom_ispolzuite/

Ключевые слова: корпоративное обучение, вендоры, сертификаты, трудоустройство, курсы, учебные центры, контракты.

 


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru