Дыра в «железном занавесе»::Журнал СА 05.2019
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Информация для ВАК
Звезды «СА»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Игры
Контакты
   

  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
28.05.2019г.
Просмотров: 195
Комментарии: 1
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 256
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 210
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 150
Комментарии: 0
Введение в анализ алгоритмов

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 721
Комментарии: 0
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Дыра в «железном занавесе»

Архив номеров / 2019 / Выпуск №05 (198) / Дыра в «железном занавесе»

Рубрика: Зал славы «СА»

Дыра в «железном занавесе»

Дыра в «железном занавесе»Сегодняшний экспонат нашего виртуального музея – первый отечественный бытовой кассетный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12» (подробнее об истории видеотехники – см. статью в этом номере журнала. – В.Г.). Учитывая год появления указанного советского чуда техники – 1982-й, здесь самое важное слово – «бытовой». В смысле – массовый. Хотя и с оговоркой – относительно массовый.

В то время, как лишь единичные счастливцы в тогдашнем СССР имели возможность смотреть западные фильмы на привезенных из-за «железного занавеса» (или купленных на так называемые «чеки Внешпосылторга» в спецмагазинах «Березка», или – рублями, но втридорога – у спекулянтов) фирменных аппаратах Panasonic и JVC, основные массы могли рассчитывать на ту самую «дюжинную» «Электронику». Но и на нее, несмотря на огромную по тем временам цену – 1200 рублей (десятимесячная зарплата младшего научного сотрудника в НИИ или примерно одна десятая цены автомобиля «Волга»!), часто приходилось записываться вочередь. А та порой растягивалась на месяцы…

Что касается самих домашних просмотров, то «шифроваться» (как секретные агенты в фильмах на тех же кассетах) приходилось, как сейчас говорят, по любому. Потому что смотрели, в основном, как раз то, что смотреть запрещалось. Неважно, на какой аппаратуре – импортной или отечественной. И о новых кассетах сообщалось друзьям по телефону, как о новых пластинках (с приглашением прийти послушать вечерком). А внезапно погасший в квартире свет во время просмотра означал одно: последующий визит милиции или «товарищей в штатском». Конструкция всех видеомагнитофонов была такова, что без электричества вставленную кассету обратно было вытащить невозможно – и доказывай, что смотрели советские мультики, а не запретные «Эмманюэль» или «Калигулу»… А то и чего похуже – «Москву на Гудзоне», «Парк Горького» и прочую «антисоветчину». Но, несмотря на все усилия соответствующих инстанций, закрыть наглухо упомянутую «дыру»» не получилось. Она, напротив, все разрасталась и разрасталась – и вскоре не осталось и самого «занавеса», давно переставшего быть «железным».

В общем, нескучно тогда жилось на родине создателя первого видеомагнитофона. Но вся же появившаяся неожиданно на прилавках «Электроника ВМ-12» одну проблему решала: НА ЧЕМ смотреть.

Как можно было догадаться, первый отечественный «видик» (или более фамильярно – «видак») разработали на основе японского – Panasonic NV-2000. И все время выпуска оборудование для производства отдельных узлов было закуплено в той же Японии. Об «импортном» происхождении аппарата говорил хотя бы вакуумный люминесцентный индикатор часов с таймером, причем неделя начиналась с воскресенья – как принято в некоторых англоязычных странах и в Японии. Зато приемо-передающее устройство было своим – просто переработали тюнер телепрограмм от переносных цветных телевизоров с тем же названием (но и иными буквами и цифрами – «Электроника Ц-431»), выпускавшихся ленинградским НПО «Позитрон». Сами же советские видеомагнитофоны производили в разных городах – Ленинграде, Воронеже, Новгороде, Саратове.

Кассеты в «Электронику ВМ-12» загружались вертикально с помощью особого контейнера. А записывать фильмы и телепрограммы можно было как непосредственно с телевизионной антенны, так и от внешнего источника сигнала – к примеру, видеокамер, названных без особой фантазии «Электрониками» же. В последнем случае приходилось осуществлять довольно сложное подключение: камеры – к ее блоку питания и одновременно к видеомагнитофону (через гнезда входящих видео и звука). Кроме того, имелись функции стирания записанных видеопрограмм, перемотки ленты, прослушивания звуковой дорожки с помощью наушников, замедленного или ускоренного воспроизведения, кратковременной остановки ленты.

Поскольку это был не скопированный Panasonic, а лишь «взятый за основу», качество советского видеомагнитофона оставляло желать лучшего. Там и собственно электроника отказывала, и часто заминалась магнитная лента в кассетах, да и проблемы с подключенными телевизорами иногда приобретали характер непреодолимых. Дело в том, что большинство счастливых обладателей отечественного «видака» цветные телевизоры имели также отечественные. А в СССР была повсеместно принята кодировка цвета системы SECAM, в то время как большинство западных фильмов на видеокассетах были записаны в системе PAL. Устранять проблему пришлось отечественным «левшам», наладивших выпуск доморощенных декодеров PAL. А чуть позже – на сей раз точно нелегально – везти из-за кордона через страны соцлагеря импортные микросхемы для таких декодеров.

Ну, а потом пришли «лихие девяностые», и на прилавки наших магазинов хлынула импортная техника. И первый отечественный видеомагнитофон оказался и последним.

Владимир Гаков


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru