Дыра в «железном занавесе»::Журнал СА 05.2019
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Архив номеров
Контакты
   

  Опросы

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9866
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8077
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8181
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5182
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5857
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Дыра в «железном занавесе»

Архив номеров / 2019 / Выпуск №05 (198) / Дыра в «железном занавесе»

Рубрика: Зал славы «СА»

Дыра в «железном занавесе»

Дыра в «железном занавесе»Сегодняшний экспонат нашего виртуального музея – первый отечественный бытовой кассетный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12» (подробнее об истории видеотехники – см. статью в этом номере журнала. – В.Г.). Учитывая год появления указанного советского чуда техники – 1982-й, здесь самое важное слово – «бытовой». В смысле – массовый. Хотя и с оговоркой – относительно массовый.

В то время, как лишь единичные счастливцы в тогдашнем СССР имели возможность смотреть западные фильмы на привезенных из-за «железного занавеса» (или купленных на так называемые «чеки Внешпосылторга» в спецмагазинах «Березка», или – рублями, но втридорога – у спекулянтов) фирменных аппаратах Panasonic и JVC, основные массы могли рассчитывать на ту самую «дюжинную» «Электронику». Но и на нее, несмотря на огромную по тем временам цену – 1200 рублей (десятимесячная зарплата младшего научного сотрудника в НИИ или примерно одна десятая цены автомобиля «Волга»!), часто приходилось записываться вочередь. А та порой растягивалась на месяцы…

Что касается самих домашних просмотров, то «шифроваться» (как секретные агенты в фильмах на тех же кассетах) приходилось, как сейчас говорят, по любому. Потому что смотрели, в основном, как раз то, что смотреть запрещалось. Неважно, на какой аппаратуре – импортной или отечественной. И о новых кассетах сообщалось друзьям по телефону, как о новых пластинках (с приглашением прийти послушать вечерком). А внезапно погасший в квартире свет во время просмотра означал одно: последующий визит милиции или «товарищей в штатском». Конструкция всех видеомагнитофонов была такова, что без электричества вставленную кассету обратно было вытащить невозможно – и доказывай, что смотрели советские мультики, а не запретные «Эмманюэль» или «Калигулу»… А то и чего похуже – «Москву на Гудзоне», «Парк Горького» и прочую «антисоветчину». Но, несмотря на все усилия соответствующих инстанций, закрыть наглухо упомянутую «дыру»» не получилось. Она, напротив, все разрасталась и разрасталась – и вскоре не осталось и самого «занавеса», давно переставшего быть «железным».

В общем, нескучно тогда жилось на родине создателя первого видеомагнитофона. Но вся же появившаяся неожиданно на прилавках «Электроника ВМ-12» одну проблему решала: НА ЧЕМ смотреть.

Как можно было догадаться, первый отечественный «видик» (или более фамильярно – «видак») разработали на основе японского – Panasonic NV-2000. И все время выпуска оборудование для производства отдельных узлов было закуплено в той же Японии. Об «импортном» происхождении аппарата говорил хотя бы вакуумный люминесцентный индикатор часов с таймером, причем неделя начиналась с воскресенья – как принято в некоторых англоязычных странах и в Японии. Зато приемо-передающее устройство было своим – просто переработали тюнер телепрограмм от переносных цветных телевизоров с тем же названием (но и иными буквами и цифрами – «Электроника Ц-431»), выпускавшихся ленинградским НПО «Позитрон». Сами же советские видеомагнитофоны производили в разных городах – Ленинграде, Воронеже, Новгороде, Саратове.

Кассеты в «Электронику ВМ-12» загружались вертикально с помощью особого контейнера. А записывать фильмы и телепрограммы можно было как непосредственно с телевизионной антенны, так и от внешнего источника сигнала – к примеру, видеокамер, названных без особой фантазии «Электрониками» же. В последнем случае приходилось осуществлять довольно сложное подключение: камеры – к ее блоку питания и одновременно к видеомагнитофону (через гнезда входящих видео и звука). Кроме того, имелись функции стирания записанных видеопрограмм, перемотки ленты, прослушивания звуковой дорожки с помощью наушников, замедленного или ускоренного воспроизведения, кратковременной остановки ленты.

Поскольку это был не скопированный Panasonic, а лишь «взятый за основу», качество советского видеомагнитофона оставляло желать лучшего. Там и собственно электроника отказывала, и часто заминалась магнитная лента в кассетах, да и проблемы с подключенными телевизорами иногда приобретали характер непреодолимых. Дело в том, что большинство счастливых обладателей отечественного «видака» цветные телевизоры имели также отечественные. А в СССР была повсеместно принята кодировка цвета системы SECAM, в то время как большинство западных фильмов на видеокассетах были записаны в системе PAL. Устранять проблему пришлось отечественным «левшам», наладивших выпуск доморощенных декодеров PAL. А чуть позже – на сей раз точно нелегально – везти из-за кордона через страны соцлагеря импортные микросхемы для таких декодеров.

Ну, а потом пришли «лихие девяностые», и на прилавки наших магазинов хлынула импортная техника. И первый отечественный видеомагнитофон оказался и последним.

Владимир Гаков


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru