Рубрика:
Карьера/Образование /
Лучший курс
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ЛАРИСА ПАВЛОВА, заместитель начальника отдела управления проектами ДУПр ПАО «Аэрофлот»
Системы документирования ПО вычислительных систем и АСУ
В 2015 году в образовательную программу Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» (бакалавриат) была введена дисциплина «Системы документирования программного обеспечения вычислительных систем и АСУ»
Под замысловатым названием скрывается не что иное, как искусство технической коммуникации, которое так важно для успешной интеграции выпускников бакалавриата в профессиональное ИТ-сообщество.
Потребность во внедрении данной дисциплины в образовательный процесс обусловлена возрастающими требованиями к молодым специалистам. Для повышения качества образования современные технические вузы должны ориентироваться не только на требования к подготовке специалистов, зафиксированные в образовательных стандартах РФ, но и на требования, предъявляемые к выпускникам международными профессиональными организациями. Будущие специалисты должны быть компетентными не только в своей узкоспециализированной области, но и обладать навыками профессионального общения и работы в команде.
Главный вызов дисциплины – доказать, что документирование процесса разработки в первую очередь призвано помочь самому разработчику и его последователям для создания качественного продукта |
Важность компетенций в области технической коммуникации отражена в критериях международных советов и организаций, осуществляющих аккредитацию образовательных программ технических вузов и сертификацию профессиональной квалификации их выпускников (ABET, FEANI, WFEO, Ассоциация инженерного образования России и пр.).
Целью изучения дисциплины «Системы документирования ПО ВС и АСУ» является формирование у студентов базовых представлений, умений и знаний в области технической и профессиональной коммуникации.
Техническая коммуникация включает в себя все виды деятельности, состоящей в разработке, изложении, публикации и/или распространении технической информации. Основным видом этой деятельности является подготовка технической документации к программному продукту или автоматизированной системе.
Основные задачи, которые ставятся при изучении дисциплины:
- овладение понятийным аппаратом и терминологией технической коммуникации;
- знакомство с базовыми документами профессиональной технической коммуникации (ГОСТы, ОСТы, международные стандарты ISO и пр.);
- изучение взаимосвязи и взаимозависимости успешно разработанных программ/АСУ и их документирования;
- изучение типового состава документационного обеспечения разработки в сфере ИТ;
- знакомство с культурой СМК на предприятии;
- знакомство с существующими базовыми системами документирования ПО ВС и АСУ.
Так, в рамках дисциплины рассматриваются ГОСТы серий 19 и 34 не как бюрократические атавизмы, а как доступные инструменты для оптимизации рабочего процесса. В настоящий момент далеко не все организации требуют оформления документации в строгом соответствии с ГОСТами. Однако данный механизм позволит молодому специалисту системно подойти к решению задачи по созданию и подготовке технической документации. Для студентов выпускного курса этовдвойне важно, так как им предстоит оформление выпускной квалификационной работы.
Столкнувшись с этими стандартами впервые, легко прийти в замешательство. Это связано как с объемом стандартов, так и со своеобразием употребляемой в них терминологии. Но главным препятствием является то, что начинающие разработчики не видят смысла в стандартизированной технической документации. У них складывается впечатление, что ГОСТы – пережитки Советского Союза. Задача изучаемой дисциплины – очертить область действия 19-х и 34-хГОСТов и объяснить, для чего они нужны.
Помимо этого рассказывается о международных стандартах технической коммуникации, о возможных подходах к оценке затрат для подготовки документации. Целый раздел посвящен профессии технического писателя – зачастую молодые специалисты начинают свой путь в мир цифровых технологий именно с этой ступени. Оговариваются базовые требования к квалификации такого специалиста, а в рамках практических занятий студентам предоставляется возможность «примерить» на себя эту роль и подготовить комплект документов на свою разработку.
Также рассматриваются вопросы проработки инфраструктуры ИТ на предприятии, понятие ИТ-ландшафта организации и роли ИТ-архитектора. Все эти процессы важны и чрезвычайно тесно взаимосвязаны с качественным документированием.
Важна роль современных подходов и технологий, поэтому не обходятся стороной вопросы об использовании популярных «гибких» методологий, таких как Agile, а также инструментов совместной работы над документацией (Confluence, Wiki и пр.).
Во время изучения дисциплины делается акцент на важности системного подхода не только к процессам разработки ПО и АСУ, но и к процессам документирования разработки.
Главный вызов дисциплины – доказать, что документирование процесса разработки в первую очередь призвано помочь самому разработчику и его последователям для создания качественного продукта.
Cправка о МГТУ ГА
Миссия МГТУГА направлена на создание возможности для граждан в полной мере реализовать право на образование. История вуза отсчитывается с 1 июня 1971 года. Важным событием явилось установление вузу в 1993 году статуса «технического университета» и он получил новое наименование «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА).
Университет видит свою миссию в сохранении и приумножении достижений инженерной мысли человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных подходов.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|