КИРИЛЛ ТКАЧЕНКО, инженер 1-й кат., ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», tkachenkokirillstanislavovich@gmail.com
Генерируемая ASCII-графика в 1С
Рассматривается программа на языке 1С, позволяющая генерировать ASCII-изображение известного религиозного символа. Приводятся алгоритм, исходный код, результаты работы
Изучение алгоритмических языков программирования должно начинаться с наиболее простых примеров. В частности, необходимо уделить особое внимание базовым элементам языка, таким как операторы цикла и условные операторы. Безих знания во многих случаях невозможно будет правильно и полноценно программировать. Поэтому кажется разумным уделить особое внимание им. Необходимо совместить как рассмотрение указанных операторов, так и манипулирование графикой в текстовом режиме, для которой стоит продолжить рассмотрение.
Одним из видов современного искусства является ASCII-графика [1]. В основном ASCII-графика играет вспомогательную, оформительскую, служебную роль. Несомненным ее преимуществом является возможность применения такой графики без наличия графических средств отображения информации. Например, построение изображений для сохранения их в текстовые файлы и вывода на печать. Для примера такого изображения можно выполнить текстовую генерацию религиозного символа, известного под названием Инь и Ян [2].
Генерация начнется с описания функциональных соотношений, которые ограничивают окружности, входящие в этот символ. Всего в символ входит пять окружностей, которые изображены на рис. 1.
Рисунок 1. Иллюстрация для формул
Стоит отметить, что в отличие от общепринятой декартовой системы координат на рис. 1 и далее для удобства компьютерных расчетов предполагается, что условно верхняя полуось y содержит отрицательные величины (y < 0), в то же самое время нижняя – положительные (y > 0).
Также в дальнейшем полагается, что рисунок генерируется на некотором двумерном текстовом поле, ячейки которого имеют целочисленные координаты (x, y).
Согласно [3] уравнение окружности с центром в точке (x0,y0) и радиусом R имеет вид:
(1)
На основании (1), чтобы определить принадлежность точки окружности и кругу с центром в точке (x0,y0) и радиусом R необходима истинность выражения:
(2)
Наибольшая окружность получает номер 1, средние – 2 и 3, наименьшие – 4 и 5. Из рис. 1 следует, что для всех окружностей координаты x одинаковы:
(3)
С другой стороны, координаты y разнятся:
(4)
Очевидно, что радиусы окружностей равны, соответственно:
(5)
Удобно ввести формулу по (2) для определения принадлежности точки окружности и кругу с центром в точке (x0,y0) и радиусом R:
(6)
На основании (1)-(6) можно определить цвет ячейки двумерного текстового поля с координатами (x, y):
ЦветЯчейки ← Если ПринадлежитКругу(x,y,x04,y04,R4) Тогда ЧЕРНЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,x05,y05,R5) Тогда БЕЛЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,x01,y01,R1) Тогда
Если ПринадлежитКругу(x,y,x02,y02,R2) Тогда БЕЛЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,x03,y03,R3) Тогда ЧЕРНЫЙ
ИначеЕсли x<0 Тогда БЕЛЫЙ
Иначе ЧЕРНЫЙ
КонецЕсли
Иначе ПУСТО
КонецЕсли
Подставив в этот алгоритм значения (3)-(5), получаем:
ЦветЯчейки ← Если ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RII) Тогда ЧЕРНЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RII) Тогда БЕЛЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,0,0,R) Тогда
Если ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RI) Тогда БЕЛЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RI) Тогда ЧЕРНЫЙ
ИначеЕсли x<0 Тогда БЕЛЫЙ
Иначе ЧЕРНЫЙ
КонецЕсли
Иначе ПУСТО
КонецЕсли
По этому алгоритму уже возможно формировать ячейки двумерного текстового поля и, соответственно, приступить к написанию программы, которая для выполнения расчетов будет располагаться в модуле управляемого приложения.
Вначале определяется служебная функция, которая возвращает квадрат аргумента:
Функция КвадратЧисла(x)
Возврат x * x;
КонецФункции
Затем определяется функция, определяющая принадлежность точки с координатами (x, y) окружности и кругу с центром в точке (x0,y0) и радиусом Радиус:
Функция ПринадлежитКругу(x, y, x0, y0, Радиус)
Возврат КвадратЧисла(x – x0) + КвадратЧисла(y – y0) <= КвадратЧисла(Радиус);
КонецФункции
Расчет ведется по формулам (2), (6).
Непосредственное построение ASCII-рисунка происходит в функции ИньЯн. Единственный аргумент этой функции – Радиус – это радиус большой окружности. Функция начинается с определения переменных:
Функция ИньЯн(Радиус)
Перем ЦВЕТ_БЕЛЫЙ, ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ, ЦВЕТ_ПУСТО;
Перем x, y;
Перем РадI, РадII;
Перем yI, yII;
Перем x2;
Перем Рез;
В переменных ЦВЕТ_БЕЛЫЙ, ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ, ЦВЕТ_ПУСТО сохраняются символы, которые будут в результирующей строке играть роль цветной точки.
Переменные x и y – это счетчики циклов, указывающих координаты на поле рисунка.
Для хранения результатов целочисленного деления величины радиуса на 2 и на 6 служат РадI и РадII.
Центры средних и малых окружностей размещаются в yI и yII.
Результат целочисленного уменьшения координаты x в два раза помещается в x2.
Наконец, строка с ASCII-картинкой помещается в Рез.
Устанавливаются символы, соответствующие цветам ячейки:
ЦВЕТ_БЕЛЫЙ = ".";
ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ = "o";
ЦВЕТ_ПУСТО = " ";
Рассчитываются радиусы средних и малых окружностей:
РадI = Цел(Радиус / 2);
РадII = Цел(Радиус / 6);
Определяются координаты y центров средних и малых окружностей:
yI = -РадI;
yII = РадI;
Результирующая выходная строка пуста:
Рез = "";
По всем координатам y, которые могут принадлежать большей окружности и кругу:
Для y = -Радиус По Радиус Цикл
По всем координатам y, которые могут принадлежать большей окружности и кругу, причем применяется масштабирование для учета распространенных соотношений сторон символов:
Для x = -2 * Радиус По 2 * Радиус Цикл
Масштабирование отменяется:
x2 = Цел(x / 2);
Если точка принадлежит малому верхнему кругу, то устанавливается черный цвет:
Если ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yI, РадII) Тогда
Рез = Рез + ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ;
Если точка принадлежит малому нижнему кругу, то устанавливается белый цвет:
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yII, РадII) Тогда
Рез = Рез + ЦВЕТ_БЕЛЫЙ;
Если точка принадлежит большому кругу:
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x2, y, 0, 0, Радиус) Тогда
И при этом принадлежит верхнему среднему кругу, то устанавливается белый цвет:
Если ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yI, РадI) Тогда
Рез = Рез + ЦВЕТ_БЕЛЫЙ;
И при этом принадлежит нижнему среднему кругу, то устанавливается черный цвет:
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yII, РадI) Тогда
Рез = Рез + ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ;
Если же находится слева, то цвет нужно выставлять белый:
ИначеЕсли x < 0 Тогда
Рез = Рез + ЦВЕТ_БЕЛЫЙ;
Если находится справа, то цвет черный:
Иначе
Рез = Рез + ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ;
КонецЕсли;
Иначе к результирующей строке добавляется символ пустой ячейки:
Иначе
Рез = Рез + ЦВЕТ_ПУСТО;
КонецЕсли;
Внутренний цикл повторяется:
КонецЦикла;
К результирующей строке добавляется терминатор и повторяется внешний цикл:
Рез = Рез + ""
"";
КонецЦикла;
Результат возвращается и функция завершается:
Возврат Рез;
КонецФункции
Пользователю сообщаются результаты расчетов ASCII-рисунков для радиусов 8 и 16:
Сообщить(ИньЯн(8));
Сообщить(ИньЯн(16));
Схема соответствующего программе алгоритма приводится на рис. 2.
Рисунок 2. Схема алгоритма
Полный текст программы доступен на сайте журнала http://samag.ru.
Результаты работы – см. рис. 3.
Рисунок 3. Результаты работы программы
Полученные алгоритм и программа позволят глубже взглянуть на простейшие, элементарные управляющие конструкции языка 1С. Многократное повторение и использование этих важных конструкций позволит закрепить знание основ языка 1С.
- ASCII-графика // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ASCII-графика (дата обращения: 01.06.2018).
- Yin and yang // Rosetta Code. URL: http://rosettacode.org/wiki/Yin_and_yang (дата обращения: 26.05.2018).
- Окружность // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Окружность (дата обращения: 07.06.2018).
Ключевые слова: 1С, ASCII.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|