Генерируемая ASCII-графика в 1С::Журнал СА 9.2018
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Дата-центры  

Дата-центры: есть ли опасность утечки данных?

Российские компании уже несколько лет испытывают дефицит вычислительных мощностей. Рост числа проектов,

 Читать далее...

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6229
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6936
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4222
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3011
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3808
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3825
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6320
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3172
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3463
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7280
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10647
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12368
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 14000
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9127
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7079
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5389
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4617
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3428
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3158
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3402
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3027
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Генерируемая ASCII-графика в 1С

Архив номеров / 2018 / Выпуск №9 (190) / Генерируемая ASCII-графика в 1С

Рубрика: Разработка /  Изучаем «1С»   | Дополнительные материалы

Кирилл Ткаченко КИРИЛЛ ТКАЧЕНКО, инженер 1-й кат., ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», tkachenkokirillstanislavovich@gmail.com

Генерируемая ASCII-графика в 1С

Рассматривается программа на языке 1С, позволяющая генерировать ASCII-изображение известного религиозного символа. Приводятся алгоритм, исходный код, результаты работы

Генерируемая ASCII-графика в 1СИзучение алгоритмических языков программирования должно начинаться с наиболее простых примеров. В частности, необходимо уделить особое внимание базовым элементам языка, таким как операторы цикла и условные операторы. Безих знания во многих случаях невозможно будет правильно и полноценно программировать. Поэтому кажется разумным уделить особое внимание им. Необходимо совместить как рассмотрение указанных операторов, так и манипулирование графикой в текстовом режиме, для которой стоит продолжить рассмотрение.

Одним из видов современного искусства является ASCII-графика [1]. В основном ASCII-графика играет вспомогательную, оформительскую, служебную роль. Несомненным ее преимуществом является возможность применения такой графики без наличия графических средств отображения информации. Например, построение изображений для сохранения их в текстовые файлы и вывода на печать. Для примера такого изображения можно выполнить текстовую генерацию религиозного символа, известного под названием Инь и Ян [2].

Генерация начнется с описания функциональных соотношений, которые ограничивают окружности, входящие в этот символ. Всего в символ входит пять окружностей, которые изображены на рис. 1.

Рисунок 1. Иллюстрация для формул

Рисунок 1. Иллюстрация для формул

Стоит отметить, что в отличие от общепринятой декартовой системы координат на рис. 1 и далее для удобства компьютерных расчетов предполагается, что условно верхняя полуось y содержит отрицательные величины (y < 0), в то же самое время нижняя – положительные (y > 0).

Также в дальнейшем полагается, что рисунок генерируется на некотором двумерном текстовом поле, ячейки которого имеют целочисленные координаты (xy).

Согласно [3] уравнение окружности с центром в точке (x0,y0) и радиусом R имеет вид:

(1)

На основании (1), чтобы определить принадлежность точки окружности и кругу с центром в точке (x0,y0) и радиусом R необходима истинность выражения:

(2)

Наибольшая окружность получает номер 1, средние – 2 и 3, наименьшие – 4 и 5. Из рис. 1 следует, что для всех окружностей координаты x одинаковы:

(3)

С другой стороны, координаты y разнятся:

(4)

Очевидно, что радиусы окружностей равны, соответственно:

(5)

Удобно ввести формулу по (2) для определения принадлежности точки окружности и кругу с центром в точке (x0,y0) и радиусом R:

(6)

На основании (1)-(6) можно определить цвет ячейки двумерного текстового поля с координатами (xy):

ЦветЯчейки ← Если ПринадлежитКругу(x,y,x04,y04,R4) Тогда ЧЕРНЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,x05,y05,R5) Тогда БЕЛЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,x01,y01,R1) Тогда
    Если ПринадлежитКругу(x,y,x02,y02,R2) Тогда БЕЛЫЙ
    ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,x03,y03,R3) Тогда ЧЕРНЫЙ
    ИначеЕсли x<0 Тогда БЕЛЫЙ
    Иначе ЧЕРНЫЙ
    КонецЕсли
Иначе ПУСТО
КонецЕсли

Подставив в этот алгоритм значения (3)-(5), получаем:

ЦветЯчейки ← Если ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RII) Тогда ЧЕРНЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RII) Тогда БЕЛЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,0,0,R) Тогда
    Если ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RI) Тогда БЕЛЫЙ
    ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RI) Тогда ЧЕРНЫЙ
    ИначеЕсли x<0 Тогда БЕЛЫЙ
    Иначе ЧЕРНЫЙ
    КонецЕсли
Иначе ПУСТО
КонецЕсли

По этому алгоритму уже возможно формировать ячейки двумерного текстового поля и, соответственно, приступить к написанию программы, которая для выполнения расчетов будет располагаться в модуле управляемого приложения.

Вначале определяется служебная функция, которая возвращает квадрат аргумента:

Функция КвадратЧисла(x)
    Возврат x * x;
КонецФункции

Затем определяется функция, определяющая принадлежность точки с координатами (xy) окружности и кругу с центром в точке (x0,y0) и радиусом Радиус:

Функция ПринадлежитКругу(x, y, x0, y0, Радиус)
    Возврат КвадратЧисла(x – x0) + КвадратЧисла(y – y0) <= КвадратЧисла(Радиус);
КонецФункции

Расчет ведется по формулам (2), (6).

Непосредственное построение ASCII-рисунка происходит в функции ИньЯн. Единственный аргумент этой функции – Радиус – это радиус большой окружности. Функция начинается с определения переменных:

Функция ИньЯн(Радиус)
    Перем ЦВЕТ_БЕЛЫЙ, ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ, ЦВЕТ_ПУСТО;
    Перем x, y;
    Перем РадI, РадII;
    Перем yI, yII;
    Перем x2;
    Перем Рез;

В переменных ЦВЕТ_БЕЛЫЙЦВЕТ_ЧЕРНЫЙЦВЕТ_ПУСТО сохраняются символы, которые будут в результирующей строке играть роль цветной точки.

Переменные x и y – это счетчики циклов, указывающих координаты на поле рисунка.

Для хранения результатов целочисленного деления величины радиуса на 2 и на 6 служат РадI и РадII.

Центры средних и малых окружностей размещаются в yI и yII.

Результат целочисленного уменьшения координаты x в два раза помещается в x2.

Наконец, строка с ASCII-картинкой помещается в Рез.

Устанавливаются символы, соответствующие цветам ячейки:

    ЦВЕТ_БЕЛЫЙ = ".";
    ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ = "o";
    ЦВЕТ_ПУСТО = " ";

Рассчитываются радиусы средних и малых окружностей:

    РадI = Цел(Радиус / 2);
    РадII = Цел(Радиус / 6);

Определяются координаты y центров средних и малых окружностей:

    yI = -РадI;
    yII = РадI;

Результирующая выходная строка пуста:

    Рез = "";

По всем координатам y, которые могут принадлежать большей окружности и кругу:

    Для y = -Радиус По Радиус Цикл

По всем координатам y, которые могут принадлежать большей окружности и кругу, причем применяется масштабирование для учета распространенных соотношений сторон символов:

	Для x = -2 * Радиус По 2 * Радиус Цикл

Масштабирование отменяется:

	    x2 = Цел(x / 2);

Если точка принадлежит малому верхнему кругу, то устанавливается черный цвет:

	    Если ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yI, РадII) Тогда
		Рез = Рез + ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ;

Если точка принадлежит малому нижнему кругу, то устанавливается белый цвет:

	    ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yII, РадII) Тогда
		Рез = Рез + ЦВЕТ_БЕЛЫЙ;

Если точка принадлежит большому кругу:

	    ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x2, y, 0, 0, Радиус) Тогда

И при этом принадлежит верхнему среднему кругу, то устанавливается белый цвет:

		Если ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yI, РадI) Тогда
		    Рез = Рез + ЦВЕТ_БЕЛЫЙ;

И при этом принадлежит нижнему среднему кругу, то устанавливается черный цвет:

		ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yII, РадI) Тогда
		    Рез = Рез + ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ;

Если же находится слева, то цвет нужно выставлять белый:

		ИначеЕсли x < 0 Тогда
		    Рез = Рез + ЦВЕТ_БЕЛЫЙ;

Если находится справа, то цвет черный:

		Иначе
		    Рез = Рез + ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ;
		КонецЕсли;

Иначе к результирующей строке добавляется символ пустой ячейки:

	    Иначе
		Рез = Рез + ЦВЕТ_ПУСТО;
	    КонецЕсли;

Внутренний цикл повторяется:

	КонецЦикла;

К результирующей строке добавляется терминатор и повторяется внешний цикл:

	Рез = Рез + ""
	    "";
    КонецЦикла;

Результат возвращается и функция завершается:

    Возврат Рез;
КонецФункции

Пользователю сообщаются результаты расчетов ASCII-рисунков для радиусов 8 и 16:

Сообщить(ИньЯн(8));
Сообщить(ИньЯн(16));

Схема соответствующего программе алгоритма приводится на рис. 2.

Рисунок 2. Схема алгоритма

Рисунок 2. Схема алгоритма

Полный текст программы доступен на сайте журнала http://samag.ru.

Результаты работы – см. рис. 3.

Рисунок 3. Результаты работы программы

Рисунок 3. Результаты работы программы

Полученные алгоритм и программа позволят глубже взглянуть на простейшие, элементарные управляющие конструкции языка 1С. Многократное повторение и использование этих важных конструкций позволит закрепить знание основ языка 1С.

  1. ASCII-графика // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ASCII-графика (дата обращения: 01.06.2018).
  2. Yin and yang // Rosetta Code. URL: http://rosettacode.org/wiki/Yin_and_yang (дата обращения: 26.05.2018).
  3. Окружность // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Окружность (дата обращения: 07.06.2018).

Ключевые слова: 1С, ASCII.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru