Генерируемая ASCII-графика в 1С::Журнал СА 9.2018
www.samag.ru
     
Поиск  
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Сетевой агент
О журнале
Журнал «БИТ»
Информация для ВАК
Звезды «СА»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Форум
Вакансии
Спроси юриста
Игры
Контакты
   
Слайд шоу  
Представляем работы Виктора Чумачева
Виктор Чумачев – известный московский художник, который сотрудничает с «Системным администратором» уже несколько лет. Именно его забавные и воздушные, как ИТ, иллюстрации украшают многие серьезные статьи в журнале. Работы Виктора Чумачева хорошо знакомы читателям в России («Комсомольская правда», «Известия», «Московские новости», Коммерсант и др.) и за рубежом (США, Германия). Каждый раз, получая новый рисунок Виктора, мы в редакции улыбаемся. А улыбка, как известно, смягчает душу. Поэтому смотрите на его рисунки – и пусть у вас будет хорошее настроение!
1001 и 1 книга  
29.10.2018г.
Просмотров: 253
Комментарии: 0
Информатика. Учебник, 4-е издание, цветное, переработанное и дополненное

 Читать далее...

20.09.2018г.
Просмотров: 534
Комментарии: 0
Байесовские модели

 Читать далее...

20.09.2018г.
Просмотров: 409
Комментарии: 0
Элегантный SciPy

 Читать далее...

20.09.2018г.
Просмотров: 478
Комментарии: 0
Олимпиадное программирование

 Читать далее...

20.09.2018г.
Просмотров: 424
Комментарии: 0
Akka в действии

 Читать далее...

Дискуссии  
17.09.2014г.
Просмотров: 19619
Комментарии: 3
Красть или не красть? О пиратском ПО как о российском феномене

Тема контрафактного ПО и защиты авторских прав сегодня актуальна как никогда. Мы представляем ...

 Читать далее...

03.03.2014г.
Просмотров: 21874
Комментарии: 1
Жизнь под дамокловым мечом

Политические события как катализатор возникновения уязвимости Законодательная инициатива Государственной Думы и силовых структур, ...

 Читать далее...

23.01.2014г.
Просмотров: 30454
Комментарии: 3
ИТ-специалист будущего. Кто он?

Так уж устроен человек, что взгляд его обращен чаще всего в Будущее, ...

 Читать далее...


  Опросы

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Генерируемая ASCII-графика в 1С

Архив номеров / 2018 / Выпуск №9 (190) / Генерируемая ASCII-графика в 1С

Рубрика: Разработка /  Изучаем «1С»   | Дополнительные материалы

Кирилл Ткаченко КИРИЛЛ ТКАЧЕНКО, инженер 1-й кат., ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», tkachenkokirillstanislavovich@gmail.com

Генерируемая ASCII-графика в 1С

Рассматривается программа на языке 1С, позволяющая генерировать ASCII-изображение известного религиозного символа. Приводятся алгоритм, исходный код, результаты работы

Генерируемая ASCII-графика в 1СИзучение алгоритмических языков программирования должно начинаться с наиболее простых примеров. В частности, необходимо уделить особое внимание базовым элементам языка, таким как операторы цикла и условные операторы. Безих знания во многих случаях невозможно будет правильно и полноценно программировать. Поэтому кажется разумным уделить особое внимание им. Необходимо совместить как рассмотрение указанных операторов, так и манипулирование графикой в текстовом режиме, для которой стоит продолжить рассмотрение.

Одним из видов современного искусства является ASCII-графика [1]. В основном ASCII-графика играет вспомогательную, оформительскую, служебную роль. Несомненным ее преимуществом является возможность применения такой графики без наличия графических средств отображения информации. Например, построение изображений для сохранения их в текстовые файлы и вывода на печать. Для примера такого изображения можно выполнить текстовую генерацию религиозного символа, известного под названием Инь и Ян [2].

Генерация начнется с описания функциональных соотношений, которые ограничивают окружности, входящие в этот символ. Всего в символ входит пять окружностей, которые изображены на рис. 1.

Рисунок 1. Иллюстрация для формул

Рисунок 1. Иллюстрация для формул

Стоит отметить, что в отличие от общепринятой декартовой системы координат на рис. 1 и далее для удобства компьютерных расчетов предполагается, что условно верхняя полуось y содержит отрицательные величины (y < 0), в то же самое время нижняя – положительные (y > 0).

Также в дальнейшем полагается, что рисунок генерируется на некотором двумерном текстовом поле, ячейки которого имеют целочисленные координаты (xy).

Согласно [3] уравнение окружности с центром в точке (x0,y0) и радиусом R имеет вид:

(1)

На основании (1), чтобы определить принадлежность точки окружности и кругу с центром в точке (x0,y0) и радиусом R необходима истинность выражения:

(2)

Наибольшая окружность получает номер 1, средние – 2 и 3, наименьшие – 4 и 5. Из рис. 1 следует, что для всех окружностей координаты x одинаковы:

(3)

С другой стороны, координаты y разнятся:

(4)

Очевидно, что радиусы окружностей равны, соответственно:

(5)

Удобно ввести формулу по (2) для определения принадлежности точки окружности и кругу с центром в точке (x0,y0) и радиусом R:

(6)

На основании (1)-(6) можно определить цвет ячейки двумерного текстового поля с координатами (xy):

ЦветЯчейки ← Если ПринадлежитКругу(x,y,x04,y04,R4) Тогда ЧЕРНЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,x05,y05,R5) Тогда БЕЛЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,x01,y01,R1) Тогда
    Если ПринадлежитКругу(x,y,x02,y02,R2) Тогда БЕЛЫЙ
    ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,x03,y03,R3) Тогда ЧЕРНЫЙ
    ИначеЕсли x<0 Тогда БЕЛЫЙ
    Иначе ЧЕРНЫЙ
    КонецЕсли
Иначе ПУСТО
КонецЕсли

Подставив в этот алгоритм значения (3)-(5), получаем:

ЦветЯчейки ← Если ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RII) Тогда ЧЕРНЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RII) Тогда БЕЛЫЙ
ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,0,0,R) Тогда
    Если ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RI) Тогда БЕЛЫЙ
    ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x,y,0,yI,RI) Тогда ЧЕРНЫЙ
    ИначеЕсли x<0 Тогда БЕЛЫЙ
    Иначе ЧЕРНЫЙ
    КонецЕсли
Иначе ПУСТО
КонецЕсли

По этому алгоритму уже возможно формировать ячейки двумерного текстового поля и, соответственно, приступить к написанию программы, которая для выполнения расчетов будет располагаться в модуле управляемого приложения.

Вначале определяется служебная функция, которая возвращает квадрат аргумента:

Функция КвадратЧисла(x)
    Возврат x * x;
КонецФункции

Затем определяется функция, определяющая принадлежность точки с координатами (xy) окружности и кругу с центром в точке (x0,y0) и радиусом Радиус:

Функция ПринадлежитКругу(x, y, x0, y0, Радиус)
    Возврат КвадратЧисла(x – x0) + КвадратЧисла(y – y0) <= КвадратЧисла(Радиус);
КонецФункции

Расчет ведется по формулам (2), (6).

Непосредственное построение ASCII-рисунка происходит в функции ИньЯн. Единственный аргумент этой функции – Радиус – это радиус большой окружности. Функция начинается с определения переменных:

Функция ИньЯн(Радиус)
    Перем ЦВЕТ_БЕЛЫЙ, ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ, ЦВЕТ_ПУСТО;
    Перем x, y;
    Перем РадI, РадII;
    Перем yI, yII;
    Перем x2;
    Перем Рез;

В переменных ЦВЕТ_БЕЛЫЙЦВЕТ_ЧЕРНЫЙЦВЕТ_ПУСТО сохраняются символы, которые будут в результирующей строке играть роль цветной точки.

Переменные x и y – это счетчики циклов, указывающих координаты на поле рисунка.

Для хранения результатов целочисленного деления величины радиуса на 2 и на 6 служат РадI и РадII.

Центры средних и малых окружностей размещаются в yI и yII.

Результат целочисленного уменьшения координаты x в два раза помещается в x2.

Наконец, строка с ASCII-картинкой помещается в Рез.

Устанавливаются символы, соответствующие цветам ячейки:

    ЦВЕТ_БЕЛЫЙ = ".";
    ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ = "o";
    ЦВЕТ_ПУСТО = " ";

Рассчитываются радиусы средних и малых окружностей:

    РадI = Цел(Радиус / 2);
    РадII = Цел(Радиус / 6);

Определяются координаты y центров средних и малых окружностей:

    yI = -РадI;
    yII = РадI;

Результирующая выходная строка пуста:

    Рез = "";

По всем координатам y, которые могут принадлежать большей окружности и кругу:

    Для y = -Радиус По Радиус Цикл

По всем координатам y, которые могут принадлежать большей окружности и кругу, причем применяется масштабирование для учета распространенных соотношений сторон символов:

	Для x = -2 * Радиус По 2 * Радиус Цикл

Масштабирование отменяется:

	    x2 = Цел(x / 2);

Если точка принадлежит малому верхнему кругу, то устанавливается черный цвет:

	    Если ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yI, РадII) Тогда
		Рез = Рез + ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ;

Если точка принадлежит малому нижнему кругу, то устанавливается белый цвет:

	    ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yII, РадII) Тогда
		Рез = Рез + ЦВЕТ_БЕЛЫЙ;

Если точка принадлежит большому кругу:

	    ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x2, y, 0, 0, Радиус) Тогда

И при этом принадлежит верхнему среднему кругу, то устанавливается белый цвет:

		Если ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yI, РадI) Тогда
		    Рез = Рез + ЦВЕТ_БЕЛЫЙ;

И при этом принадлежит нижнему среднему кругу, то устанавливается черный цвет:

		ИначеЕсли ПринадлежитКругу(x2, y, 0, yII, РадI) Тогда
		    Рез = Рез + ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ;

Если же находится слева, то цвет нужно выставлять белый:

		ИначеЕсли x < 0 Тогда
		    Рез = Рез + ЦВЕТ_БЕЛЫЙ;

Если находится справа, то цвет черный:

		Иначе
		    Рез = Рез + ЦВЕТ_ЧЕРНЫЙ;
		КонецЕсли;

Иначе к результирующей строке добавляется символ пустой ячейки:

	    Иначе
		Рез = Рез + ЦВЕТ_ПУСТО;
	    КонецЕсли;

Внутренний цикл повторяется:

	КонецЦикла;

К результирующей строке добавляется терминатор и повторяется внешний цикл:

	Рез = Рез + ""
	    "";
    КонецЦикла;

Результат возвращается и функция завершается:

    Возврат Рез;
КонецФункции

Пользователю сообщаются результаты расчетов ASCII-рисунков для радиусов 8 и 16:

Сообщить(ИньЯн(8));
Сообщить(ИньЯн(16));

Схема соответствующего программе алгоритма приводится на рис. 2.

Рисунок 2. Схема алгоритма

Рисунок 2. Схема алгоритма

Полный текст программы доступен на сайте журнала http://samag.ru.

Результаты работы – см. рис. 3.

Рисунок 3. Результаты работы программы

Рисунок 3. Результаты работы программы

Полученные алгоритм и программа позволят глубже взглянуть на простейшие, элементарные управляющие конструкции языка 1С. Многократное повторение и использование этих важных конструкций позволит закрепить знание основ языка 1С.

  1. ASCII-графика // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ASCII-графика (дата обращения: 01.06.2018).
  2. Yin and yang // Rosetta Code. URL: http://rosettacode.org/wiki/Yin_and_yang (дата обращения: 26.05.2018).
  3. Окружность // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Окружность (дата обращения: 07.06.2018).

Ключевые слова: 1С, ASCII.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru