Рубрика:
Закон есть закон
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ВЛАДИМИР СТОЛЯРОВ, юрисконсульт ИД «Положевец и партнеры», law@samag.ru
Политический PR для дураков
В апреле Таганский суд удовлетворил иск Роскомнадзора и принял решение о блокировке мессенджера Telegram на территории Российской Федерации после того, как его создатель Павел Дуров, между прочим, являющийся гражданином Сент-Китс и Невис (государство входит в Британское Содружество) и постоянно проживающий за рубежом, наотрез отказался передать ключи шифрования Федеральной службе безопасности РФ
Согласно постановлению суда Telegram будет заблокирован до тех пор, пока не предоставит ключи шифрования. Дуров, очевидно, сознательно пошел на конфликт с российскими властями, предпочел покрывать рассадник террористов, педофилов и наркоторговцев, представляющий не выдуманную «кремлевской пропагандой», а непосредственную и вполне реальную угрозу гражданам РФ.
Представители мессенджера заявили, что не намерены идти на уступки и договоренности. Заявляемая причина подобной принципиальности – приверженность свободе общения в интернете. Реальные же причины, указывают специалисты, могут быть совсем иными.
Адвокаты мессенджера, по сообщениям СМИ, планируют обжаловать решение суда. При этом юристы Telegram на заседание не явились, заявив, что Павел Дуров запретил им «легитимировать откровенный фарс своим присутствием». Telegram-канал Дурова назвал происходящее «экспресс-суд за 19 минут».
Ранее, 4 апреля, истек двухнедельный (15 дней) срок, отведенный Роскомнадзором администрации Telegram на предоставление ФСБ ключей шифрования. Юристы Telegram сообщили Роскомнадзору, что выполнить требования ФСБ поключам шифрования сообщений технически невозможно. В ходе заседания суда представитель Роскомнадзора заявила, что «Telegram может содержать сведения о террористических организациях», при этом «ФСБ не обладает необходимой информацией для декодирования сообщений пользователей».
По мнению советника Президента РФ по вопросам интернета Германа Клименко, «действия Роскомнадзора справедливы: с теми, кто разговаривает, разговаривать и с теми, кто не разговаривает, не разговаривать. Было много разных дискуссий, большой шум. Мы прошли длинный путь – два с половиной года. Павел наотрез отказывается разговаривать с государством», – уточнил чиновник. Советник также ожидает грядущую «гонку вооружений» между Telegram иРоскомнадзором и считает, что победа в ней будет за ведомством. Telegram теперь ожидает самый сильный удар. «Не очень понятно, для кого теперь будут работать так называемые анонимные Telegram-каналы», указал Клименко. Он уверен, что блокировка мессенджера никак не отразится на пользователях. Он напомнил, что «есть прекрасный WhatsApp, Viber, и вообще у среднего пользователя на смартфонах стоит обычно все. Но не будет у меня всего». Он добавил, что сам у себя уже «снес» Telegram.
Множество ИТ-экспертов и специалистов по информационной безопасности находят в первую очередь коммерческий интерес Дурова во всей этой истории.
Пока Дурова не выгнали из его первого детища – компании «ВКонтакте», он уже неоднократно шел на сделки и с правительством, и со спецслужбами |
«Если его здесь заблокировали, для него это как орден повесили на грудь», – заявил управляющий партнер ИТ-компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. Он считает, что Дуров не уступает не потому, что он не может дать ключи отсекретных чатов (переписок), «а потому, что ему важно продолжать раскручивать свой бренд с точки зрения того, что он борется с ФСБ за секретность переписки своих пользователей, он же поднялся на этом».
Оказывается, основные потребители у Дурова совсем не в России. «Это арабы и другие, кому он все это продал как "самый защищенный мессенджер" на свете. Вот он работает на этот бренд, торжественно борясь с ФСБ», – уточнил эксперт.
Основатель компании DriverPack Solution Артур Кузяков тоже считает, что Дуров привлекал мессенджеру новых подписчиков на противостоянии властям. «Дуров отнесся к этому противостоянию как к большой PR-акции. Он неоднократно проделывал подобные вещи с сайтом "ВКонтакте". Он использует политические методы себе в пользу», – сказал Кузяков.
ФСБ не может отказаться от своих требований, так как они продиктованы мотивами борьбы с терроризмом. Дуров ошибался, думая, что так будет всегда, считает эксперт. Кроме того, он отметил, что у многих правообладателей появляются вопросы к Telegram по поводу распространения через мессенджер огромного количества пиратского контента.
Эксперт по компьютерным технологиям, основатель группы компаний DZ Systems Дмитрий Завалишин в комментарии указал на множество правонарушений в сфере чатов, «начиная с доставки наркотиков». В рамках некоторых операций в МВД просто не могут добраться до переписки. «Не очень понятна модель, при которой нужна секретная переписка. Если ты не делаешь ничего противозаконного, то зачем она нужна?» – спрашивает Завалишин.
По его словам, простым разрешением конфликта между Дуровым и Роскомнадзором могло бы стать отключение в Telegram секретных чатов на территории России. «Это очевидный и очень простой компромисс. Он и ключи мог передать. На самом деле разговор про технологическую невозможность абсолютно пустой. Всем, кто занимается этой темой, очевидно, что Дуров мог модифицировать технологии с тем, чтобы ключи передавались», – уверен эксперт.
По мнению бывшего соратника основателя «ВКонтакте» Антона Розенберга, Дуров уже предоставил подобные ключи шифрования американским властям. Давний товарищ Павла характеризует его как человека, который лишь играет роль не заботящегося об имидже и будущем человека. На самом деле он постоянно вынужден ездить к властям разных стран договариваться о своей деятельности. А то, что он кормит целую армию адвокатов, говорит, во-первых, о его страхе, аво-вторых, о том, что договориться получается не со всеми. Тем не менее Розенберг уверен, что все необходимые сведения и программные коды доступа он уже неоднократно выдавал, так сказать, «по месту требования».
Пикантности данному резонансному делу добавляет собственное чистосердечное признание Дурова в том, что он имел контакты с Федеральным бюро расследований США (FBI) по вопросам взаимодействия с Telegram в деле борьбы стерроризмом. Павел не раз заявлял о том, что «агенты ФБР показались ему более квалифицированными и подготовленными, чем сотрудники Федеральной службы безопасности РФ, с которыми ему доводилось общаться. Правоохранительные органы в США гораздо эффективнее».
Кроме того, Дуров живет и собирает деньги на Западе, и, кстати, доказательством его сотрудничества с властями США можно считать еще и тот факт, что основатель Telegram ранее сам заявил, что подписка на ICO невозможна для тех русских, кто находится под санкциями Вашингтона.
«Дуров объявил, что не будет брать тех, кто находится под американскими санкциями. То есть он совершенно ясно показал, с кем он работает. То есть у русских, которые под санкциями, он денег не берет. Потому что он хочет делать бизнес там. И там он, скорее всего, сотрудничает. А карту, что он противостоит ужасному ФСБ, ему раскручивать надо продолжать. Хотя на самом деле факт того, что это мессенджер защищенный, или факт того, что сам Паша не видит, о чем люди переписываются, его серверы и его техническая команда, он не доказан. По сути, Telegram даже не является Open Source, как Паша это объявляет. Потому что у него, конечно, лежит там в хранилище открытых кодов, но в странном виде!» – добавил Розенберг.
«Из всего этого следует простой вывод, что, если компания не выполняет законы России, рано или поздно ее деятельность на территории нашей страны будет ограничена. Ведь дело не только в Telegram. Facebook тоже не выполняет наших законов, Google не выполняет. Они не блокируют контент, который им положено блокировать по нашим законам. Многие не имеют представительств у нас в стране в принципе, зарегистрированных юридических лиц тоже нет, аденьги здесь зарабатывают. Там довольно плохая ситуация, все в "серой зоне", и эти люди, владельцы этих сервисов, гораздо более нагло, чем Дуров, игнорируют наши законы. Поэтому, я думаю, доберутся рано или поздно до всех, если, в общем, нервов хватит», – настаивает бывший соратник Дурова.
Еще более интригующим выглядит то, о чем немногие знают. Пока Павла Дурова не выгнали из его первого знаменитого детища – компании «ВКонтакте», он уже до этого неоднократно шел на сделки и с правительством, и соспецслужбами.
Так, имеются письменные свидетельства его переписки с Владиславом Сурковым, которому он передавал требуемую в ФСБ и отдел «К» МВД информацию. После прихода на должность Волошина вряд ли что-то изменилось, потому чтонельзя притвориться и дать задний ход, если ты этим уже давно занимаешься. И хотя Павел заявляет во всеуслышание, что он никогда с этими структурами не сотрудничал, это явная ложь.
Итак, 16 апреля Роскомнадзор приступил к процедуре блокировки мессенджера. До сих пор Telegram удается «уворачиваться»: Дуров постоянно подключает все новые IP-адреса Amazon и Google. Из-за этого пострадали ни в чем неповинные компании. По сути, теперь необходимо решать вопрос уже именно с Amazon и Google.
Тем не менее есть вариант измотать Дурова финансово. Подключение новых IP обходится недешево.
Все-таки интернет сам по себе создавался непосредственно и для нужд ЦРУ, и американские спецслужбы до сих пор контролируют значительную его часть. Решение вопроса с Telegram – дело времени. Дуров закроет доступ для граждан России, когда он сочтет дальнейшее продолжение борьбы убыточным. Гораздо важнее отработать механизм блокировок потенциально опасных сайтов и приложений в будущем.
Необходимо находить общий язык с компаниями Amazon и Google. Их, конечно, тоже можно бить по карману, но гораздо эффективнее будет с ними договориться. Если компания хочет работать на российском рынке, она обязана соблюдать законы РФ.
Вы удивитесь, но в других, так называемых более цивилизованных странах, власти которых ранее выражали недовольство по поводу секретных переписок в Telegram, тоже ведется соответствующий диалог с Дуровым. Напомним, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй назвала мессенджер средой для террористов, а Иран в конце прошлого года и вовсе заблокировал его.
Даже ребенку очевидно, что Telegram заблокировали не из-за каких-то определенных ключей, а из-за отказа сотрудничать с ФСБ и другими структурами, когда они просят информацию по каким-то людям. Нет ключей? Тогда надо их придумать, заложить и сделать. Никто ни в какой стране не будет просто так смотреть, как большинство его граждан переписываются в какой-то социальной сети или мессенджере и при необходимости спецслужбы не имеют туда никакого доступа, а владелец и разработчик разводит руками и говорит, что ничем не могу помочь.
Не надо людям вешать лапшу на уши. Apple, Facebook, Google – все, что надо, предоставляют властям США. Если что-то не могли предоставить – делают доработки, чтобы предоставить по запросу на конкретных людей или по конкретной переписке.
Откуда уверенность, что к Дурову не приходили люди из ФБР и ЦРУ и не спрашивали: вот тут у нас подозрительные персонажи «чатятся», нам бы почитать, о чем. А Дуров такой – а я ничего не могу сделать, все зашифровано. И они такие– oops! Sorry (просим прощения), всего хорошего, не будем отвлекать... Yes, of course! (Не тут-то было!)
Хочется всплакнуть над этой идиллической картиной, нарисованной в оплоте всеобщей свободы и демократии, «сияющем граде на холме». Еще в 2015 году на слушаниях в сенате директор ФБР Джеймс Коми обратился к правительству США с просьбой предоставить сотрудникам ведомства доступ к системе шифрования, которую используют мессенджеры WhatsApp, iMessage и Telegram. «Моя работа – обеспечивать безопасность людей. И я вижу, что сквозное шифрование коммуникаций, активно набирающее популярность в последнее время, влияет на мою способность выполнять свою работу эффективно», – написал в своем письме Коми.
Директор ФБР считает, что мессенджеры могут быть использованы преступными и террористическими организациями, в том числе ИГИЛ. Так, правоохранительные органы обнаружили, что, вербуя сторонников, «Исламское государство» просит добровольцев использовать зашифрованные мобильные мессенджеры, которые ФБР не может отследить.
Как вы думаете, ему ответили?
Знаменитый борец за правду и житель одного московского аэропорта Эдвард Сноуден (кстати, уже оценивший потуги Дурова и даже похваливший его за это) передавал изданию The Guardian документы, свидетельствующие о том, чтоMicrosoft помогал американским спецслужбам перехватывать переписку в Outlook.com и Hotmail, а также аудио- и видеоразговоры в Skype, пишет Mashable.
«Полученные из Skype звонки были очень четкими, а метаданные выглядят полными», – говорится в документе, где также положительно оценивается сотрудничество АНБ и ФБР: «Совместная работа стала ключевым моментом в успешном подключении к системе Prism еще одного поставщика данных».
В 2016 году судья магистрата Шери Пим сочла правомерной позицию министерства юстиции США, потребовавшего от Apple обеспечить доступ к смартфону, ранее принадлежавшему Сайеду Ризвану Фаруку. Судебное решение предписывает Apple дезактивировать защитную функцию устройства, навечно блокирующую его после 10 неудачных попыток ввода пароля. Эта функция не позволяет правоохранительным органам ознакомиться с содержимым памяти телефона: данные, хранящиеся на заблокированном устройстве, зашифрованы.
В Apple тоже одно время разговаривали, как Дуров, – сломать невозможно, нет таких средств. Правительство США фактически пытается создать новую версию программного обеспечения для iPhone, позволяющую обойти основные средства информационной защиты. «Суд требует от компании то, чего у нее нет, и что, по нашему мнению, было бы слишком опасно создавать, – пишет Кук. – Правительство просит Apple взломать защиту наших пользователей исвести на нет все, чего мы достигли за десятилетия, стараясь защитить от хакеров и киберпреступников наших клиентов».
Никуда не делись, пришлось выполнять решения суда.
В мае 2016 года сотрудники спецслужб пришли без предупреждения в арендуемую Дуровым квартиру в Сан-Франциско, куда он приехал на конференцию Google, и начали задавать вопросы о Telegram. «Они показали мне постановление суда и сказали: "Мы очень уважаем вашу позицию по поводу конфиденциальности и криптографии и мы уважаем то, что вы пытаетесь сделать. Но в мире существует терроризм, это серьезная проблема, и мы обязаны защищать общество. Надеемся, вы понимаете и разделяете наши взгляды"», – рассказал создатель мессенджера. Затем агенты предложили ему обмениваться с ними по тайному каналу информацией о конкретных пользователях мессенджера в случае возникновения террористической угрозы. Павел Дуров ответил тогда в СМИ, что примет решение после того, как судебный документ изучат его юристы. Но кто же рассказывает всю правду. Так же неинтересно совсем. Потому ирассказываются героические эпосы о борьбе Дурова и ФБР/ЦРУ.
Как мы уже упоминали выше, представителей Telegram на заседании 13 апреля не было. То есть это еще раз доказывает то, что ни на какое сотрудничество, компромиссы и обсуждения он не идет.
Я извиняюсь, а какая нормальная власть готова это терпеть?
P.S. В последнем судебном разбирательстве речь идет о предоставлении ников шести пользователей Telegram, их IP-адреса, номера портов, а также «материал, необходимый и достаточный для декодирования сообщений». Из этих шести пользователей двое являются подозреваемыми в причастности к теракту в метро Санкт-Петербурга в апреле 2017 года, остальные – их возможные сообщники. Запрос ФСБ вполне правомерен и не нарушает ни одну статью конституции, особенно если внимательно прочитать ту самую статью 23, часть 2, где сказано, что каждый имеет право на тайну переписки, но ограничение этого права допускается на основании судебного решения.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|