Рубрика:
Карьера/Образование /
Ретроспектива
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ВЛАДИМИР ГАКОВ, писатель, специалист по научной фантастике, журналист, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. читает курс по истории бизнеса в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Автор 8 книг и более 2000 публикаций
Бизнес и много-много личного
Словно каким-то чудом разузнав, что я работаю над статьей в «СА» об Илоне Маске, герой ее решил «подбросить» автору еще один сокрушительный информационный повод
Дело было в феврале, когда состоялся сенсационный старт сверхтяжелой ракеты-носителя многоразового использования Falcon Heavy. Ну, вы все это видели сами… С вишенкой на торте – выводом на орбиту в качестве полезного груза личного электромобиля-родстера Маска. И манекен в скафандре за рулем – перед дисплеем с надписью «Don’t panic» (любителям фантастики не нужно напоминать, откуда это)!
Насчет фантастической информированности Маска (я ему о готовившейся статье точно не сообщал!) – это, разумеется, шутка. Хотя с него, с Маска, как говорится, станется. За последние годы этот человек с завидной последовательностью затевает и, самое главное, реализует проекты, один фантастичнее другого.
Африканец, фанат Азимова
Сверхуспешный бизнесмен, инвестор, инженер-изобретатель, миллиардер, светский лев, многодетный отец, фанат видеоигр и голливудский прототип «железного человека» Тони Старка, основатель и глава нескольких «взрывных» (имеется в виду взрыв спокойствия на рынке) компаний. И, как уже говорилось, инициатор и душа не одного сенсационного проекта… Этот человек всю свою жизнь превратил в самую настоящую фантастику. С обязательной приставкой – «научная». Подобной литературой Маск зачитывался с детства, а повзрослев, стал планомерно превращать фантастику в реальность.
Было бы даже как-то скучно и обыденно, если б и родился он где-нибудь в Европе или США. Родился же Илон Маск (произошло это 28 июня 1971 года) в месте, самом что ни на есть экзотическом, – в Претории, столице Южно-Африканской Республики. Семья тоже была непростой: отец работал инженером-электромехаником, а кроме того, мог профессионально управляться со штурвалами летательных аппаратов и морских судов. А мать – уроженка Канады – работала фотомоделью по совместительству с профессиональным составлением питательных диет. Когда мальчику было девять лет, родители разошлись, и свое детство Илон Маск провел с отцом (с которым, повзрослев, испортил отношения).
|
Илон Маск |
В школьные годы Маск увлекся тем, чем часто увлекались подростки последних десятилетий прошлого века, – компьютерами и научной фантастикой. А еще, как выяснилось, пиротехникой – вот когда перед его детским взором замаячили старты совсем других ракет!.. С десяти лет продвинутый младшеклассник уже уверенно справлялся с тогдашней популярной «персоналкой» – Commodore VIC-20. А спустя два года не только обучился программированию, но и совершил свой старт в компьютерном бизнесе – придумал компьютерную игру, которую назвал Blastar, и продал исходные коды к ней специализированному журналу PC and Office Technology. Между прочим, за солидную (для школьника младших классов!) сумму – $500.
А зачитываясь знаменитой трилогией Айзека Азимова об Основании (Foundation), уже в том же нежном возрасте наметил для себя, как бы сейчас сказали, жизненный вектор. Иначе говоря, сформулировал для себя Цель, которой по мере сил и возможностей следовал всю жизнь. Вот что вычитал у Азимова подросток в далекой Африке: «Ты должен наметить себе такую последовательность действий, которая позволит с большей вероятностью продлить существование цивилизации, минимизировать вероятность нового наступления Темных Веков и сократить их длительность, если они все же наступят».
Можно добавить, что отношения начитанного и озабоченного судьбами человечества «ботаника» со сверстниками были, мягко говоря, натянутыми. Вундеркинду часто доставалось от одноклассников, а один раз драка закончилась для Маска больницей, куда его доставили в бессознательном состоянии.
Но все же он закончил школу с отличием, после чего перебрался в более «прохладную» – во всех смыслах – обстановку: на родину матери – в Канаду, гражданство которой Илон Маск принял в июне 1989-го.
Проучившись два года в Университете Квинс в Кингстоне (провинция Онтарио) и там же познакомившись с будущей супругой и матерью его пятерых детей – тройняшками и близняшками, молодой человек продолжил обучение уже в Штатах. В 1997 году он закончил Университет Пенсильвании с двумя дипломами – физика и экономиста. И чуть позже начал было учиться в аспирантуре престижного Стэнфордского университета, но уже на третий день (!) бросил ее. По той же причине, по которой ранее «завязали» с учебой в университете такие же будущие бизнес-титаны, как Билл Гейтс, Майкл Делл, Стив Джобс, Стив Возняк…
Двадцатичетырехлетний Илон Маск осознал, что знаний для осуществления переполнявших его грандиозных проектов ему вполне хватает. А потому нечего просиживать штаны на лекциях и семинарах – пора дело делать. А дел перед его мысленным взором к тому времени скопилось предостаточно.
Природный интеллект за созданием искусственного
Сегодня список бизнес-деяний Илона Маска (ставшего в 2002 году гражданином США) смотрится не просто впечатляюще – ошеломляюще.
Просто перечислю основанные им компании: SpaceX (космическая техника, гендиректор и технический директор), Tesla Inc. (электромобили), Neuralink (нейротехнологии, гендиректор), SolarCity (альтернативные источники энергии), Zip2 (софт), The Boring Company (техника для бурения транспортных скоростных туннелей), X.com (впоследствии трансформировалась в PayPal – электронная платежная система). А еще Маск – сопредседатель правления компании OpenAI (системы искусственного интеллекта).
Все это сверхуспешные бизнес-проекты, принесшие их создателю миллиарды долларов. В октябре 2017-го журнал Forbes оценил личную капитализацию Маска в $20,8 млрд (21-е место в рейтинге самых богатых людей США). Годом раньше тот же журнал поставил Маска на 80-е место в соответствующем рейтинге уже мировых сверхбогачей.
Но, кроме денег, Илон Маск обладает иным богатством, в котором ему мало равных на планете. Он чрезвычайно богат глобальными и даже космическими (во всех смыслах) суперидеями. Деятельность большинства созданных им компаний так или иначе направлена на – внимание! – «изменение окружающего мира и человеческой цивилизации, на выживание последней и превращение ее в подлинно космическую». Вот так – не больше и не меньше! Ну и по мелочи – всякие революционные земные транспортные системы, нейросети, искусственный интеллект, глобальный бесплатный Wi-Fi…
За общим ажиотажем, возникающим вокруг последних космических и транспортных проектов Маска, как-то слегка подзабылись и отошли в тень (но, хочу верить, не для читателей «СА»!) другие достижения предприимчивого и креативного «героя нашего времени». А именно – его проекты в компьютерной сфере и IT.
Хотя начинал-то Маск самоутверждаться как раз в этой области. В 1995 году вместе с братом Кимбалом он запустил свой первый стартап – компанию по производству софта для поддержки сайтов и публикации медиаконтента Zip2. Получив скромные инвестиции от счастливо обнаруженных «бизнес-ангелов», компания разработала электронные городские путеводители для газетно-издательской индустрии. В 1999 году компанию купила «дочка» Compaq – компания AltaVista, а Маск, продав свой пакет акций, обзавелся первыми десятками миллионов долларов. (В одном источнике говорится даже о сотнях миллионов, но автор предпочитает доверять данным Wikipedia.)
|
Старт ракеты Falcon |
И в тот же год вложил конкретно один десяток миллионов в новый совместный проект – компанию X.com, обеспечивающую онлайновый финансовый сервис (в том числе платежи по электронной почте). Спустя год произошло слияние X.com с другой компанией – Confinity, среди сервисов которой был сетевой платежный портал PayPal. На нем-то и сосредоточились основные усилия объединенной компании, и развитие этого направления пошло столь успешно, что в 2001 году так стала называться вся компания. Впрочем, Маск покинул пост CEO за год до этого – по причине корпоративного конфликта (вся инфраструктура PayPal строилась на базе Unix, а Маск был сторонником перевода всего хозяйства на Microsoft Windows), и в 2002 году PayPal была продана другому гиганту – eBay, что принесло Маску уже первую сотню с половиной миллионов.
А спустя полтора десятилетия неугомонный энтузиаст-футурист основал две новые компании – некоммерческую исследовательскую OpenAI (в 2015-м) и Neuralink (годом позже).
Первая нацелена на создание искусственного интеллекта. Причем такого, который был бы безопасен и приносил пользу для обладателей интеллекта естественного. Для Маска это не пустые слова: он работает над созданием искусственного интеллекта, доступного всем. В отличие от «больших корпораций, которые стремятся обладать суперинтеллектуальными системами исключительно для получения прибыли, а также от правительств, которые могут использовать искусственный интеллект с целью еще большей концентрации власти и даже с целью подавления гражданских свобод».
Вторая же компания, только что созданная, будет заниматься нейротехнологиями – то есть созданием устройств, которые можно было бы имплантировать в человеческий мозг, непосредственно подключая его к электронным устройствам и сетям. «Это позволит нашим мозгам успешно соревноваться с мозгами электронными. Машины не смогут быть умнее человека, если человек будет способен делать все, что делает машина, плюс кое-что сверх того. По крайней мере если считать все, что человек имеет «человеческого», преимуществом по сравнению с машиной».
Нет, что ни говорите: хорошую, правильную научную фантастику он читал в детстве. Автору статьи, посвятившему значительную часть жизни этой литературе, так и хочется резюмировать: наш человек! В смысле «человек нашего карасса» (отечественный вариант – «из нашей песочницы»), как сказал бы наш с Маском любимый писатель Курт Воннегут.
Маскианские хроники
Но одной из главных научных и технических сенсаций последнего десятилетия стал космический проект Илона Маска. Дважды успешный – и как выдающееся научно-техническое свершение, и как невероятный пример частно-предпринимательской инициативы. Доказавший, что при наличии денег, высокой цели и творческой жилки достичь можно практически всего. Даже полетов в космос – без казавшегося неизбежным запускания рук в карманы налогоплательщиков! Во всяком случае можно добиться того, что ваше на первый взгляд безумное предприятие со временем убедит даже крайних скептиков, меняющих свою оценку с «космическая авантюра» на «космическая эпопея»!
Высокая цель упомянута не ради красного словца. Ибо еще до создания компании SpaceX – индустриального гиганта – Маск в 2001 году выдвинул идею «марсианского оазиса». Целью проекта была доставка на Красную планету экспериментальной теплицы для выращивания урожая на марсианском грунте. В поисках подходящей ракеты Маска с коллегами в октябре того же года занесло аж… в Россию! Там он вел переговоры о покупке межконтинентальных баллистических ракет «Днепр» с «фирмой» Лавочкина и другими предприятиями российской аэрокосмической индустрии. Но что-то не срослось, и Маск вернулся домой с пустыми руками. Годом позже он еще раз наведался в Москву, где ему предложили ракету за цену, которая показалась Маску явно завышенной. И на обратном пути в самолете американец решил, что ему нужно создать собственную компанию, аккуратно просчитав, во что реально обойдется «частная космонавтика».
Он и посчитал. И оказалось, что стоимость всех необходимых деталей для требуемой ракеты-носителя составляет не более 3% от цены запуска такой ракеты в США. И, стало быть, будущая компания может снизить стоимость космических стартов почти на порядок – при почти 70-процентной валовой прибыли! Так в мае 2002 года в Калифорнии родилась компания Space Explorations Technologies (или SpaceX, как ее теперь называют). В свое новое детище сам Маск вложил личные $100 млн, сформулировав конечную цель деятельности новоиспеченной компании в духе столь любимых им писателей-фантастов: «превращение человеческой цивилизации в цивилизацию космическую».
Дальнейшее, как говорится, история. Причем недавняя – она разворачивалась на наших глазах.
За поcледние семь лет компания SpaceX разработала и в большинстве случаев успешно вывела на орбиту несколько многоразовых ракет-носителей Falcon (надо напоминать, в каких культовых фильмах просторы Галактики «бороздит» космический корабль Millenium Falcon с незаменимым капитаном Ханом Соло?) и беспилотный космический челнок Dragon. Причем в 2008 году ракета Falcon 1 стала первым жидкотопливным носителем многоразового действия, не только доставившим на орбиту спутник, но и созданным на частные инвестиции (а не на деньги налогоплательшиков). А Space X Dragon соответственно первым построенным на те же частные деньги беспилотным транспортным челноком, в 2012 году доставившим на Международную космическую станцию полезный груз.
|
Tesla-родстер в космосе |
Ну а старт сверхтяжелой ракеты Falcon 9 (способной доставлять на орбиту рекордный на сегодняшний день полезный вес – 42 тонны) и фантастическую по красоте мягкую посадку отработавших разгонных блоков месяц назад видел, полагаю, каждый. Чему предшествовала суперсерия из 18 успешных запусков аналогичных «возвратных» ракет-носителей за один только прошлый год.
И амбиции создателя этой космической флотилии одной околоземной орбитой не ограничиваются. Маск не скрывает, что все это он затевал ради решения в обозримом будущем стратегической задачи – создания обитаемых колоний на Луне и Марсе. И, как говорится, далее везде – куда человечество сможет в перспективе переселиться перед лицом возможной космической катастрофы, способной уничтожить жизнь на Земле.
Что касается конкретно Марса, то бизнесмен-мечтатель планирует послать туда первый непилотируемый «колониальный» транспортный космический корабль (Mars Colonial Transporter – MCT) в 2022-м и спустя два года – первый корабль с колонистами. И, по замыслам Маска, к 2040 году на Красной планете будет функционировать колония землян на 80 тысяч человек. «Я хотел бы умереть на Марсе – только не при жесткой посадке», – как-то поделился с журналистами своими личными планами автор проекта.
Только у постоянного читателя научной фантастики голова не закружится от подобных прогнозов. Но Илон Маск как раз из таких. И уже доказал, что иногда любители фантастики – самые реалистично мыслящие представители вида Homо sapiens.
В ответ на неоднократно заданный вопрос, какую религию он исповедует, Маск твердо заявлял, что никогда не молился никому и ничему. Кроме одного раза – перед первым стартом первой ракеты Falcon. Тогда он мысленно обратился к небесам, где, может быть, услышат эту молитву, со словами: «Пожалуйста, благословите этот запуск». Ну, как после такого в очередной раз повторять расхожую фразу: «Только бизнес – ничего личного»?
Самое главное остается на Земле
Для читателей, незнакомых с научной фантастикой (или равнодушных к этой литературе): это тоже фраза из произведений писателей-фантастов – в данном случае, моих любимых братьев Стругацких. Маск, думаю, их не читал, но для него приведенная выше цитата – тоже, вероятно, аксиома.
Делами всецело «земными» он занимается не менее активно и воодушевленно (если не сказать – исступленно), чем космическими (да и последние суть поиски выхода для человечества перед лицом земных кризисов). Маск признавал, что идея тотального перевода наземного транспорта на электричество (как альтернатива пресловутым углеводородам) пришла ему в голову во время разработки того же марсианского проекта. О наличии нефти и газа на Красной планете нам пока ничего не известно – так на чем же будет работать вся инфраструктура, обеспечивающая жизнеспособность марсианской колонии?
Автомобильная компания Tesla Motors (ныне Tesla Inc.) была основана в 2003 году Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, и лишь год спустя на нее обратил внимание Илон Маск. Он стал первым крупным инвестором в этот стартап и еще через год занял в Tesla пост председателя совета директоров. А еще через пять лет, в приснопамятном «кризисном» 2008-м, стал CEO и product architect (это такая труднопереводимая должность в западных корпорациях, занимаемая тем, кто одновременно отвечает за креатив, дизайн, технологии, дистрибуцию, планирование, управление и исследования). Эти два поста Маск в Tesla совмещает по сей день.
В отличие от громких успехов на ниве освоения космоса дела у Tesla идут с успехом переменным. Несмотря на то что в 2008 году компания была на грани банкротства и Маск вложил в Tesla буквально «последние деньги» (пришлось даже продать любимый суперкар McLaren F1), электромобили худо-бедно, но продаются. А электрические трансмиссии от Tesla закупают такие автогиганты, как Daimler и Toyota. И все же Маску пока не удается вывести свои «электролошадки» на тот уровень экономической и технической эффективности, который позволил бы решить стратегическую задачу – окончательно и бесповоротно пересадить человечество на принципиально новый вид автотранспорта. Как это более века назад сделал Генри Форд, с которым, кстати, Илона Маска уже начали сравнивать!
Но глава и главный «мотор» компании, назначивший себе годовой оклад в $1 (прописью: «один доллар» – совсем как покойный Стив Джобс в бытность свою главой Apple), старается и верит в себя. А окружающим остается только верить в того, кто «все может».
Последнее Маск уже доказал – и не раз. В том числе и благодаря своему несомненному дару креативного пиарщика. Чего стоит хотя бы этот водитель-лихач в скафандре за рулем собственного родстера Маска, несущийся по космическому бездорожью со скоростью, о которой даже мечтать не могут водители болидов «Формулы-1»!
А еще Илон Маск озабочен проблемой перевода человечества на солнечную энергию – еще одну альтернативу привычной нам углеводородной, которая, как считает Маск, неминуемо ведет к глобальному потеплению, угрожающему жизни на планете. С этой целью он вместе с двумя родственниками основал в 2006 году компанию SolarCity. Еще один кивок в сторону литературной фантастики? Ведь именно так, «Город Солнца», называлась ранняя утопия итальянского писателя, теолога и философа эпохи Возрождения Томмазо Кампанеллы! Эта компания, к 2013 году ставшая вторым по величине поставщиком в лизинг модульных частных солнечных электростанций (мощностью в несколько киловатт) в США, вскоре была приобретена той же Tesla и в настоящее время является подразделением последней.
А еще он разрабатывает систему «гиперпетли» (Hyperloop) – скоростного «вакуумного поезда», тоже как будто «списанного» из научной фантастики и фантастически дешевого по сравнению с уже работающими суперпоездами (типа японского «поезда-пули»). Проект пока не реализован, но эксперименты идут. Так что, дайте только время! За дело берется Илон Маск, а это всегда серьезно.
И, наконец, последняя затея Маска, возбудившая (а когда было иначе?) мировые СМИ. Еще в конце позапрошлого года SpaceX подала заявку в американскую Федеральную комиссию по связи на запуск четырех с лишним тысяч спутников, которые должны обеспечить практически бесплатным Wi-Fi всю планету.
Подробнее об идеях «бесплатного интернета для всего человечества» читатель узнает из очередной колонки «Зал славы “СА”» в этом номере журнала. А в качестве финальной точки к разговору о том, кто и как мечтает осчастливить человечество в будущем, совсем свежая (февраль этого года) новость, растиражированная СМИ. Лаконичная и ожидаемая реакция на проект глобального бесплатного интернета со стороны отечественного Министерства обороны: «Будем глушить»…
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|