Контркриптореволюция в России: обзор законодательных инициатив::Журнал СА 3.2018
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Информация для ВАК
Звезды «СА»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Игры
Контакты
   

  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
27.03.2019г.
Просмотров: 542
Комментарии: 0
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 451
Комментарии: 0
Автоматизация программируемых сетей

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 477
Комментарии: 0
Изучаем pandas. Второе издание

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 406
Комментарии: 0
Компьютерное зрение. Теория и алгоритмы

 Читать далее...

13.03.2019г.
Просмотров: 608
Комментарии: 0
DevOps для ИТ-менеджеров

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Контркриптореволюция в России: обзор законодательных инициатив

Архив номеров / 2018 / Выпуск №3 (184) / Контркриптореволюция в России: обзор законодательных инициатив

Рубрика: Закон есть закон

Владимир Столяров ВЛАДИМИР СТОЛЯРОВ, юрисконсульт ИД «Положевец и партнеры», law@samag.ru

Контркриптореволюция в России:
обзор законодательных инициатив

На какую сумму в рублях можно купить так называемые токены? Существует ли крипторубль? Сегодня мы будем рассматривать законопроект о регуляции криптоиндустрии в России и пытаться разобраться, что к чему

Конец 2017 года подарил немало позитивных новостей приверженцам цифровизации экономики. Одной из таких стало поручение Президента РФ Владимира Путина от 21 октября 2017 года. Кабинету министров РФ совместно с Банком России было поручено до 1 июля 2018 года определиться со статусом финансовых технологий и урегулировать их понятийный аппарат (в том числе такие понятия, как «технология распределенных реестров», «цифровой аккредитив», «цифровая закладная», «криптовалюта», «токен», «смарт-контракт»).

Законопроекты о ЦФА и краудфандинге стоило бы свести в один документ

Данная рекомендация включала в себя установление требований к так называемому майнингу, включая налоговые критерии, а также регулирование публичных инвестиций и криптовалют путем размещения тех самых токенов. При этом правительству доносилось два важнейших условия – рубль, естественно, остается единственным законным платежным средством в РФ, а ICO регулируется по аналогии с IPO.

За прошедшие два месяца с начала этого года заинтересованные лица, ведомства и государственные структуры разразились целым рядом законопроектов, направленных на регуляцию цифровой экономики в России. Разберемся вподробностях.

Проект ФЗ «О цифровых финансовых активах»

Банк России и Министерство финансов РФ, которые были непосредственно ответственны за приведение в жизнь президентских поручений, подготовили законопроекты, призванные работать в комплексе. Минфин примерно месяц назад презентовал проект федерального закона «О цифровых финансовых активах», причем уже не в первый раз – до этого на декабрьском заседании общественного совета изначальный вариант был озвучен и сразу же отправлен на доработку.

Данный законопроект о ЦФА вводит основные понятия, используемые в криптобизнесе: «криптовалюта», «токен» (собирательно названные ЦФА) и «смарт-контракт». При этом авторы законопроекта сознательно (или бессознательно) избегают общепринятого и уже знаменитого термина «блокчейн», даже совместно с введенным вместо него «реестром цифровых транзакций». При этом выделяется распределенный реестр цифровых транзакций. По мнению специалистов, было бы целесообразно определить принятые в отрасли публичный и приватный блокчейн.

Так называемые криптовалюта и токен признаны имуществом в электронной форме, что может вызвать вопросы при применении к ним ст. 128 Гражданского кодекса РФ (как к объекту гражданских прав). Согласно президентскому поручению отмечено, что ЦФА не являются законным средством платежа.

В законопроекте также имеются некоторые нестыковки. Например, токен учитывается в реестре цифровых записей, который все еще не определен. В отличие от токена криптовалюта в законопроекте учитывается в распределенном реестре цифровых транзакций. Следовательно, законодатель фактически отказывает в обращении токенов в публичном блокчейне, а криптовалюты – в приватном.

Законопроект разграничивает простую валидацию транзакций и майнинг как валидацию за криптовалюту. Майнинг провозглашается предпринимательством, что создает конкретный риск возможной уголовной ответственности занезаконное предпринимательство для незарегистрированных «криптодобытчиков».

Весьма спорным является и понятие «валидатор» как лицо, осуществляющее валидацию цифровых записей. При этом майнинг описывается как деятельность без описания лица, такую деятельность осуществляющего. В то же время отсутствует понятие узла сети (нода), который является неотъемлемой частью инфраструктуры блокчейн. Также нужна увязка нод и их владельцев, поскольку одно лицо может владеть несколькими узлами, каждый из которых осуществляет как валидацию транзакций, так и майнинг в качестве решения вычислительной задачи для формирования блока транзакций.

Цифровой кошелек признается легальным после идентификации его обладателя по законодательству о ПОД/ФТ, открыть его может только оператор обмена ЦФА. Оператором (обменивает ЦФА между собой или на фиатную валюту) может быть юридическое лицо, созданное по законодательству РФ и ведущее деятельность, предусмотренную законодательством о рынке ценных бумаг и об организованных торгах. Тут сразу будет актуален вопрос о легальности кошельков Bitcoin, Ethereum и иных ЦФА, которые таким требованиям явно не соответствуют.

Законопроект также регулирует выпуск токенов, при этом осуществлен ряд отсылок к законодательству о рынке ценных бумаг. В частности, лицо, не являющееся квалифицированным инвестором, может приобрести токены на сумму до 50000 руб. в рамках одного выпуска. Установлена процедура выпуска, где вводится понятие «инвестиционный меморандум», ему придается значение, близкое к общепринятому white paper. В целом вся глава законопроекта о выпуске токенов пересекается по регулированию с законопроектом Банка России о краудфандинге, который мы вскользь затронем далее.

Проект ФЗ «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинг)»

Данный законопроект также представлен в конце января 2018 года. Это первый рабочий текст документа, и он нуждается в доработке даже на уровне установления терминов и исправления опечаток. Для примера: в заголовке подкраудфандингом понимаются альтернативные способы привлечения инвестиций, а дальше ему придается значение розничного финансирования, буквальное толкование которого не соответствует отраслевой практике. По мнению специалистов, более адекватным будет термин «коллективное инвестирование». Также перемешиваются термины «инвестиционная платформа» и «информационная платформа» (последний в тексте вообще не определен).

При определении терминов «токен» и «смарт-контракт» есть отсылка к закону о ЦФА. Не используется термин «криптовалюта», инвестирование происходит за счет фиатных денег. Из текста документа не видится возможность купить токены или по-другому инвестировать в криптовалюту. Здесь понятно само намерение авторов, не допускающее криптовалюту в виде средства платежа, но нет даже ее обмена на токены – это существенный недостаток, полагают эксперты.

Законопроект подробно обрисовывает создание и деятельность инвестиционных платформ, требования к их операторам, размещение токенов инвестиционных проектов. Выпуск токенов частично повторяет нормы закона о ЦФА, что вносит некоторую путаницу. На инвестиционных платформах допускается не только приобретение токенов, но и возможны займы, приобретение ценных бумаг или долей в уставном капитале организаций. Токен дает права требования займа, передачи ценных бумаг, объектов интеллектуальной собственности, осуществления работ и оказания услуг. Конструкция выглядит запутанной, но при этом снижает венчурные риски инвесторов, когда токены давали им весьма призрачные права на результат инвестиций.

Определены границы размеров инвестиций через инвестиционные платформы. Неквалифицированные инвесторы и индивидуальные предприниматели за один календарный год могут профинансировать один проект суммой до 50 000 руб., аво все проекты – до 500 000 руб. Привлечь инвестиции одно лицо может на сумму до 200 млн руб. за тот же календарный год.

Инвестиционная платформа должна содержать реестр договоров, и на ней должны исполняться так называемые смарт-контракты. При этом не обозначено, что инвести-ционная платформа обязана быть сооружена по технологии блокчейн (втерминах закона о ЦФА – на реестре цифровых транзакций), вполне возможно, имеется в виду исполнение смарт-контрактов и на других платформах. Сбор средств происходит по модели Kickstarter – если до конкретно определенного дня необходимый объем не был собран, то внесенные инвесторами средства возвращаются.

Оператором инвестиционной платформы может быть российское хозяйственное общество с минимальным капиталом в 5 млн руб., состоящее в соответствующем реестре Банка России. К регулирующим оператора лицам предъявляется ряд требований по квалификации и деловой репутации. Реестр операторов инвестиционных платформ ведет Банк России, он же является контролирующим органом с правом проведения проверок.

При любом раскладе законопроекты о ЦФА и краудфандинге стоило бы свести в один документ, и специалисты имеют надежду на то, что авторы придут к этому перед внесением законопроекта в Государственную думу.

Проект ФЗ «О системе распределенного национального майнинга»

На данный момент это единственный законопроект, уже внесенный в Госдуму. Данный законопроект предусматривает единственную возможную криптовалюту, имеющую хождение в России, – крипторубль. Он считается ЦФА, но при этом является законным средством платежа. Такой подход немного противоречит президентскому поручению. При этом законопроект предусматривает майнинг крипторубля – это угрожает денежной системе, основанной на рубле, эмитированном Банком России.

Понятийный аппарат является неким сочетанием перечисленных выше законопроектов, иногда вплоть до незатейливого повторения. Смешивается порядок оборота криптовалюты в распределенном реестре и денежных средств на счете вуполномоченном банке. Тем не менее это единственный законопроект, регулирующий безакцептное списание по записям в блокчейне, осуществленный государственным органом.

Законопроект представляется частной инициативой, а его перспективы туманны.

Данный разбор представляет расхождение способов и подходов к контролю криптовалют и блокчейна. Специалисты выражают надежду, что имеющиеся законопроекты в ближайшее время усовершенствуются, насколько это возможно, ивполне вероятно, что какой-то из них все же обретет силу закона, позволяющего вывести отечественную криптоиндустрию из беззакония.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru