Проектирование регионального фрагмента федеральной системы электронной демократии. Часть 1. Технологии и практики реализации цифровой экономики и электронной демократии в Субъектах РФ::Журнал СА 1-2.2018
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Архив номеров
Контакты
   

  Опросы

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9865
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8077
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8181
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5182
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5857
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Проектирование регионального фрагмента федеральной системы электронной демократии. Часть 1. Технологии и практики реализации цифровой экономики и электронной демократии в Субъектах РФ

Архив номеров / 2018 / Выпуск №1-2 (182-183) / Проектирование регионального фрагмента федеральной системы электронной демократии. Часть 1. Технологии и практики реализации цифровой экономики и электронной демократии в Субъектах РФ

Рубрика: Наука и технологии

Без фото МАНИЧЕВ С.В., аспирант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский технологический университет», mgupi.mgupi2010@yandex.ru

Проектирование регионального фрагмента федеральной системы электронной демократии
Часть 1. Технологии и практики реализации цифровой экономики и электронной демократии в Субъектах РФ

В статье описаны примеры успешно реализованных проектов в области цифровой экономики и электронной демократии в части обеспечения электронного участия граждан в общественном управлении, а также заложены основы для проектирования процесса применения Регионального фрагмента федеральной информационной системы электронной демократии для использования ее на мобильных устройствах

Законодательство Российской Федерации позволяет проследить эволюцию представлений государственной власти о роли ИТ и высоких технологий в государственном управлении – от простой автоматизации отдельных операций до комплексных государственных программ («Информационное общество» и т.п.).

В июле 2017 года список нормативных документов в области государственной информатизации дополнила Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Обозначенная программа и иные нормативно-правовые документы РФ и составляют фундамент настоящей работы.

Также в качестве методической и информационной базы исследования выступили открытые источники по проектам «умного развития» в России и за рубежом, а также доклады участников Международного ИТ-форума, проходящего в Ханты-Мансийске, за 2013-2017 годы.

Перед тем, как перейти к описанию предлагаемого варианта практической реализации идей, заложенных в программу цифровой экономики, в части реализации электронной демократии, необходимо дать определения основным понятиям, используемым в настоящей работе.

Под цифровой экономикой понимается система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых и информационно-коммуникационных технологий, в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан. Данные в цифровой экономике в электронной форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности [1].

Среди технологий, которые рассматривает программа «Цифровая экономика Российской Федерации», можно выделить технологии анализа больших данных (Big Data).

Одним из приоритетных направлений деятельности по отраслям цифровой экономики является создание «умных городов» (Smart City или Data-Driven City).

Универсального определения «умного города» нет, однако автор считает наиболее полным определение, данное Британским институтом стандартов, – «эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде с целью обеспечить устойчивое, благополучное и всестороннее будущее для граждан» [2]. Автор также согласен с позицией Дикина [3], что общественное вовлечение в процесс удовлетворения потребностей жителей города – непременное условие существования и развития «умных городов».

PwC среди компонентов «умного города» [4] выделяет:

  • умные системы ЖКХ;
  • цифровизацию культуры и туризма;
  • беспилотный транспорт;
  • цифровую экономику;
  • цифровое здравоохранение;
  • умные государственные сервисы (госуслуги) и т.д.

Автор обращает внимание на то, что различные источники по-разному интерпретируют используемые термины, поэтому, например, российские авторы рассматривают «умные города» как часть цифровой экономики, а западные – наоборот, понимают цифровую экономику как составляющую «умных городов».

Условия и принципы «умного развития» Субъектов РФ в рамках цифровой экономики

«Умное развитие» Субъектов РФ

Перемещение экономических, политических и социальных процессов в сеть Интернет и мобильные носимые устройства требует трансформации моделей развития Субъектов РФ.

Ограниченные возможности для реализации человеческого капитала ведут к снижению качества жизни, которое впоследствии приводит к дополнительному оттоку человеческих ресурсов.

Скорость и интенсивность информационных потоков в обществе требует от системы государственного управления значительно большей открытости в целях обеспечения потребностей и интересов граждан, распространения достоверной информации и обеспечения цифрового суверенитета страны.

Усложнение процесса принятия управленческих решений, отсутствие эффективных механизмов взаимодействия заинтересованных сторон, недостаточное вовлечение человеческого капитала в региональное развитие – все это делает «умное развитие» для российских регионов не только перспективным, но и необходимым.

Основными трендами «умного развития» в Субъектах РФ можно считать:

  • «умную энергетику»,
  • «умные здания»,
  • «умную мобильность» (парковки, альтернативные виды транспорта, например, шеринг),
  • «умные системы безопасности» (системы видеонаблюдения и превентивной безопасности и т.п.),
  • «умное здравоохранение» (телемедицина, интегрированные электронные медицинские карты),
  • геоинформационные государственные сервисы,
  • государственные услуги в электронном виде и т.п.

Необходимыми условиями для «умного развития» Субъектов РФ являются:

  • объединение основных факторов, влияющих на региональное развитие в единую систему, главной целью которой становится обеспечение устойчивого развития и комфортных условий жизни для населения;
  • вовлечение как можно большего количества участников в процесс стратегического планирования, например, через применение методов краудсорсинга;
  • разработка методик отбора инициатив (проектов, предложений) с учетом широкого спектра эффектов (экономических, политических, социальных, организационный) и выгод для всех групп заинтересованных лиц;
  • формирование условий для работы бизнеса и органов власти в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП);
  • расширение партнерских отношений с зарубежными странами, обмен опытом и ресурсами.

Правительство – электронное, открытое, когнитивное

Под электронным правительством (e-Government) понимается способ предоставления информации и оказания государственных услуг гражданам, бизнесу и другим ветвям государственной власти, при котором личное взаимодействие между поставщиком услуги и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство стало главным российским мега-проектам в сфере информатизации госвласти. С 1 июля 2012 года все регионы и муниципалитеты начали постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. А к 2018-му в соответствии с Указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года 70% всех госуслуг должны оказываться в электронном виде [5]. Министерство связи и массовых коммуникаций России осуществляет работу по повышению качества и уровня доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде, возможность их получения по принципу «одного окна», обеспечение межведомственного электронного взаимодействия, повышение открытости государственных органов и участия граждан в принятии государственных решений (открытое правительство, см. далее), а также повышение эффективности расходования бюджетных средств на ИКТ в государственных органах [6].

Помимо государственных и муниципальных услуг в электронном виде и межведомственного взаимодействия, в рамках развития ИКТ в госорганах можно выделить ряд ключевых направлений [6], таких как «Единый реестр населения», «Единая информационная система в сфере государственных и муниципальных закупок», «Электронное здравоохранение», ГАС «Управление», ГАС «Выборы», ГИС «ЖКХ», обучение ИКТ госслужащих, распространение применения электронной подписи гражданами и государственными служащими, переход к юридически значимому электронному документообороту и т.п.

Параллельно внедрению электронного правительства осуществляется инициатива открытое правительство [7], в рамках которой органы власти Субъекта Российской Федерации реализуют системы мер по формированию и развитию открытого государственного управления. Анализируя мировой опыт, можно выделить следующие ключевые инструменты «открытого правительства»:

  • «три К» – кадровая политика, развитие конкуренции, борьба с коррупцией;
  • «open data» («открытые данные») в государственном секторе;
  • краудсорсинговые инструменты, «открытый бюджет» и электронные голосования и иные инструменты по учету мнений граждан и вовлечение общества в процессы принятия государственных решений.

В российских регионах выделяют такие направления реализации открытого правительства, как исполнение так называемых майских указов и иных поручений Президента РФ, «открытые данные», «открытый бюджет», работа с электронными обращениями граждан, повышение прозрачности государственных закупок за счет автоматизации закупочных процедур, обсуждение проектов нормативно-правовых актов, законотворческих инициатив, противодействие коррупции и т.п.

Ряд авторов отмечает, что следующим шагом после электронного и открытого правительства должно стать когнитивное правительство [8], цель которого – счастье граждан через принятие осмысленных решений, сбалансированных по интересам государства, бизнеса и общества. Когнитивное правительство должно быть способно и готово обосновывать гражданам и бизнесу свои решения.

В свою очередь, решения когнитивного правительства осмысленны (рациональны), т.к. учитывают мнение населения, которое выявлено прямым (сервисы электронного участия – E-Participation) или косвенным методом (с помощью анализа «больших данных»).

Государство как форма публичной политической власти имеет склонность к консервации общественно-политических институтов и, как следствие, к замедленной реакции на социально-экономические и общественно-политические изменения. Часто граждане оказываются беззащитными перед злоупотреблениями со стороны местных властей, в том числе перед коррупцией. Все это может привести к значительной социальной напряженности. Оказываемые государством услуги и функции, даже в электронном виде, всегда получают оценку населения и служат для выполнения взятых государством обязательств перед обществом. Поэтому не учитывать мнение простых граждан при построении «когнитивного общества» и в процессе его развития равнозначно игнорированию общественных интересов.

Ранее разработанная, но полностью не реализованная концепция формирования электронного правительства и развития электронной демократии в России [9] предусматривала в том числе создание единой системы электронной демократии в части различных видов публичного и общедоступного интерактивного взаимодействия граждан и ОГВ, а также мобильную версию единой системы для использования на мобильных устройствах. Задачу проектирования одного из процессов Регионального фрагмента такой федеральной системы электронной демократии (далее – РФФЭД), которая снова стала актуальной в связи с утверждением программы «Цифровая экономика Российской Федерации», и поставил автор настоящей работы.

Российский опыт реализации сервисов электронного участия

Оперативное решение городских проблем, находящихся в сфере ответственности органов власти

В ряде регионов России уже имеются инструменты реализации предшествующего когнитивному открытого и/или электронного правительства, обеспечивающие взаимодействие между гражданами и органами власти в рамках решения проблем. В рамках такого взаимодействия обеспечивается предоставление геоинформационных сервисов, с помощью которых авторизованные пользователи могут подать в электронном виде запрос (жалобу, предложение, благодарность) в ответственный орган власти, проконтролировать своевременность и качество проводимых работ на объектах городского хозяйства, сообщить о выявленных нарушениях и оценить работу городских или региональных служб.

Примеры приложений и сервисов − «Наш город» (Москва) [10] (см. рис. 1), «Наш Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург) [11], «Добродел» (Московская область) [12], «Активный гражданин Республики Бурятия» (Республика Бурятия) [13].

Рисунок 1. Портал «Наш город» (город федерального значения Москва)

Рисунок 1. Портал «Наш город» (город федерального значения Москва)

С учетом имеющихся инструментов РФФЭД должен обеспечивать:

  • создание электронной публичной заявки (запроса);
  • формирование специалистами ОГВ публичных ответов на заявку;
  • независимую оценку службой модерации заявок;
  • контроль загруженных изображений в составе публичных ответов от ОГВ на предмет применения фоторедакторов;
  • обязательное подтверждение заявителем обработки запроса;
  • оценку заявителем качества обработки запроса.

Оперативное решение проблем в сфере ЖКХ

Сервисы, идентичные порталу «Наш город», могут быть использованы не только для электронного взаимодействия органов власти и жителей, но и для повышения эффективности решения проблем в сфере ЖКХ через непосредственное взаимодействие с коммерческими организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги. Бизнес-процесс взаимодействия при этом идентичен: гражданин описывает в электронном виде проблему, но его обращение передается не в ОГВ, а непосредственно в ТСЖ или УК. При этом обеспечивается двойной контроль за решением проблем – как со стороны заявителя, который может подтвердить решение проблемы, так и со стороны органов государственной власти.

Примеры приложений и сервисов – «Виртуальная диспетчерская по вопросам ЖКХ» (Сургут) [14] (см. рис. 2).

Рисунок 2. «Виртуальная диспетчерская ЖКХ по вопросам ЖКХ» (Сургут)

Рисунок 2. «Виртуальная диспетчерская ЖКХ по вопросам ЖКХ» (Сургут)

С учетом вышесказанного РФФЭД должен также обеспечивать:

  • назначение исполнителя из числа органов госвласти (ОГВ), городских служб и организаций, подключенных к системе, – при заполнении электронной заявки;
  • контроль выполнения заявок, направленных в коммерческие организации в сфере ЖКХ, со стороны профильного ОГВ.

Краудсорсинг и привлечение граждан в качестве экспертов для государства

Под краудсорсингом понимается привлечение к определенной деятельности широкого, потенциально неограниченного круга лиц, использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением информационных технологий. Большая часть краудсорсинговых платформ в государственном секторе позволяет выносить на общественное обсуждение идеи, прошедшие предварительный отбор в специальных экспертных сообществах. Обсуждение может проходить как в режиме форума (электронной переписке), так и в режиме телеконференции. По итогам обсуждения проводятся голосование и публичное вынесение решений. Некоторые краудсорсинговые платформы подразумевают также размещение отчетов о реализации идей.

С помощью краудсорсинговых проектов когнитивное государство может получить доступ к талантливым кадрам по всему региону или даже миру, перераспределив задачу с одного исполнителя на большую группу людей. Правительство Москвы одно из первых региональных правительств увидело все возможные преимущества краудсорсинг-проектов. С помощью платформы «Вместе» [15] были реализованы такие проекты, как открытие новых маршрутов («Наши маршруты»), разработка стандартов для деятельности МФЦ и образовательных организаций («Мой офис госуслуг», «Модели формирования управляющих советов школ») и множество других проектов в сфере государственного управления, образования, здравоохранения, экологии, культуры.

Примеры приложений и сервисов – краудсорсинговая платформа «Вместе» (Москва), «Российская общественная инициатива» (федеральный проект) [16].

С учетом вышесказанного РФФЭД должен также обеспечивать:

  • обсуждение запросов, вынесенных заявителями или ОГВ на общественное обсуждение;
  • публикацию отчетов по реализации запросов в сети Интернет.

Электронные городские референдумы

Расширение участия граждан в решении вопросов местного значения является наиболее перспективным проектом, реализуемым на основе использования информационных технологий и сети Интернет. При этом электронные референдумы являются одним из ключевых инструментов реализации открытого доступа к участию в городской политике. В этой связи заслуживает внимания проект мэра Москвы С.С. Собянина «Активный гражданин» [17]. Приложение и веб-портал «Активный гражданин» позволяет москвичам высказать мнение по наиболее актуальным вопросам: необходимости организации платных и бесплатных парковочных мест, ремонта домов и социальных объектов, благоустройства придомовых территорий и т.п. (см. рис. 3). Участие жителей Москвы в проекте стимулируется возможностью получения баллов, которые можно обменивать на различные товары и услуги. В настоящее время ресурс «Активный гражданин» используется почти 1,8 млн человек [18].

Рисунок 3. «Активный гражданин» (город федерального значения Москва)

Рисунок 3. «Активный гражданин» (город федерального значения Москва)

С учетом вышесказанного РФФЭД должен обеспечивать:

  • авторизацию пользователей (для исключения дублирующих и поддельных аккаунтов);
  • таргетирование голосований по тематике (интересам пользователя), его текущему местоположению и т.п.;
  • электронное голосование по запросам, вынесенных заявителями или ОГВ на общественное обсуждение;
  • стимулирование пользователей за счет получения бонусов и спецпредложений.

Электронное инициативное бюджетирование

Еще одним перспективным направлением деятельности когнитивного правительства является партисипаторное бюджетирование – участие граждан в решениях о выборе приоритетов и направлений расходования бюджетных средств [19]. Первым этапом внедрения партисипаторного бюджетирования считается инициативное бюджетирование [20] – распределение специально выделенной части средств бюджета с учетом инициатив общественности и при ее непосредственном участии в принятии решений по выбору объектов расходования этих средств, а также последующем контроле за реализацией принятых решений. В настоящее время инициативное бюджетирование активно применяется в таких странах, как США, Великобритания, Португалия («родина» партисипаторного бюджетирования), Италия, Германия, Польша, Южная Корея, Бразилия, Китай. В РФ также уже реализовано несколько похожих практик, в частности инициатива партии «Единая Россия» «Открытый бюджет» (наибольших успехов при реализации данной инициативы достигли в Тульской [21] и Иркутской областях).

Однако первым проектом по автоматизации взаимодействия граждан и финансового органа Субъекта РФ в рамках инициативного бюджетирования можно считать проект «Твой бюджет», реализуемый Комитетом финансов Санкт-Петербурга с 2016 года [20] (см. рис. 4). С помощью сайта Комитета финансов, портала госуслуг Санкт-Петербурга и специальных пунктов приема заявок граждане имели возможность заявить о своих идеях по благоустройству городской инфраструктуры. Далее специальные бюджетные комиссии отобрали лучшие инициативы и вынесли решения по реализации их за счет бюджета в следующем году. Также в рамках проекта проводились открытые лекции по бюджетному процессу, контрактной системе госзакупок, городскому планированию и другим темам, которые необходимы для компетентного обсуждения предлагаемых идей [22]. Однако, несмотря на всю инновационность предложенного руководством Санкт-Петербурга решения, стадия общественного контроля реализации отобранных экспертами инициатив в нем не автоматизирована.

Рисунок 4. «Твой бюджет» (город федерального значения Санкт-Петербург)

Рисунок 4. «Твой бюджет» (город федерального значения Санкт-Петербург)

С учетом вышесказанного РФФЭД должен обеспечивать:

  • формирование пользователями заявок не только на решение проблем, но и на улучшение городской инфраструктуры за счет средств бюджета;
  • обеспечение общественного контроля бюджетных инициатив, отобранных в результате обсуждения, в том числе электронного.

Электронная демократия

Ввиду того, что российские граждане проявляют все больший интерес к современным технологиям, растет число лиц, которые активно используют мобильные устройства и сеть Интернет в целях защиты своих прав и свобод, а также осуществления коммуникации с общественно-политическими организациями и органами власти. Назначение сервисов «электронной демократии» – обеспечить максимально эффективный диалог государства и общества через работу с электронными обращениями граждан, обсуждение нормативно-правовых актов, электронные голосования, оценку качества работы государственных органов.

Примером такого сервиса может служить «Электронная демократия» (Новосибирская область) – единый ресурс для взаимодействия с гражданами, общественными организациями, обеспечивающий мониторинг реализации инициатив и решения проблем [23] (см. рис. 5).

Рисунок 5. «Электронная демократия Новосибирской области»

Рисунок 5. «Электронная демократия Новосибирской области»

РФФЭД сможет стать опорой «электронной демократии», если в рамках него будут дополнительно реализованы следующие функции:

  • подача обращений граждан в ОГВ («виртуальная приемная»);
  • информирование об этапах подготовки (принятия, исполнения) ответа на обращение (решения проблемы);
  • публичные обсуждения и экспертиза проектов нормативно-правовых актов, вынесение на обсуждение правотворческих инициатив.

Взаимодействие с правоохранительными органами (информирование о коррупции, терроризме, подозрительном поведении)

РФФЭД может быть также использован для приема сообщений граждан о готовящихся либо уже совершенных правонарушениях, в том числе террористических актах и коррупции. Аналогичные сервисы уже имеются и активно применяются в США и Европейском союзе. Бдительные граждане могут указать на поведение подозрительных лиц и таким образом помочь правоохранительным органам поддерживать общественный порядок и обеспечивать безопасность жителей Субъекта РФ.

Взаимодействие с телеком-операторами (картографирование качества связи)

Помимо взаимодействия с городскими службами и ОГВ, РФФЭД может быть использован и для решения проблем в телеком-сфере. В Российской Федерации уже имеется похожее мобильное приложение «Качество связи» [24], предназначенное для составления народной карты покрытия услугами мобильной связи территории РФ (см. рис. 6).

Рисунок 6. «Качество связи» (Минкомсвязи России)

Рисунок 6. «Качество связи» (Минкомсвязи России)

Это приложение определяет используемый стандарт связи – второе (2G), третье (3G) или четвертое поколение (4G) – и позволяет оценить мощность сигнала в конкретной точке карты. Эти данные собираются в фоновом режиме или при использовании других приложений, в которых задействована функция геопозиционирования. Эта информация может использоваться для улучшения качества связи и расширения покрытия мобильной связью территории нашей страны. Перспективы от участия телеком-операторов в разработке РФФЭД будут подробнее рассмотрены в следующих публикациях.

Выводы и перспективы будущей работы

В настоящей публикации рассмотрены примеры успешно реализованных проектов в области цифровой экономики и «электронной демократии» в части обеспечения электронного участия граждан в общественном управлении, обоснована важность создания российской информационной системы электронной демократии как компонента, необходимого для успешной реализации проектов цифровой экономики, а также выявлены ключевые требования к РФФЭД.

В последующих публикациях автор планирует продолжить обзор и анализ опыта реализации проектов E-Participation в России и за рубежом, а также предложить вариант использования РФФЭД гражданами на мобильных устройствах.

  1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1632-р от 28.07.2017.
  2. https://www.bsigroup.com/ru-RU/ – Британский институт стандартов (дата обращения: 26.11.2017).
  3. Deakin. From intelligent to smart cities // Smart Cities: Governing, Modelling and Analysing the Transition. – Taylor and Francis. – P. 15. – ISBN 978-1135124144.
  4. «The Future is Coming: Cities Readiness Rating» [Электронный ресурс]// PricewaterhouseCoopers – Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/assets/the-future-is-coming-english.pdf (дата обращения: 26.11.2017).
  5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
  6. Сайт Министерства связи и массовых коммуникаций [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  7. Сайт проекта «Открытое правительство» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://open.gov.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  8. Дрожжинов В.И., Райков А.Н. Когнитивное правительство. VII Международный IT-форму с участием стран БРИКС и ШОС, г. Ханты-Мансийск, 6-7 июля 2015 года.
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р «Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
  10. Портал «Наш город» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gorod.mos.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  11. Портал «Наш Санкт-Петербург» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gorod.gov.spb.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  12. Портал «Добродел» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dobrodel.mosreg.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  13. Портал «Активный гражданин Республики Бурятия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://voting.govrb.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  14. Виртуальная диспетчерская по вопросам ЖКХ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gkh.admsurgut.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  15. Краудсорсинговая платформа Москвы «Вместе» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://crowd.mos.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  16. Сайт «Российская общественная инициатива» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.roi.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  17. Сервис «Активный гражданин» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ag.mos.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  18. Отчет за 2017 год [Электронный ресурс] // Сервис «Активный гражданин» – Режим доступа: https://ag.mos.ru/otchet2017 (дата обращения: 26.11.2017).
  19. Вагин В.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование и смежные практики [Текст] // Финансовая аналитика: проблемы и решения – М.: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» – ISSN: 2073-4484 − с. 2-19.
  20. Пинаевская М.В. Общественное участие в бюджетном процессе Санкт-Петербурга на примере проекта «Твой бюджет» [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). − М.: Буки-Веди, 2017. − С. 34-37.
  21. Левина В.В. Формирование и развитие механизмов инициативного бюджетирования [Текст] //Журнал «Финансы и кредит». − М.: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» − ISSN: 2071-4688 − 2016 − с. 16-31.
  22. «Твой бюджет» [Электронный ресурс]// Сайт Комитета финансов Санкт-Петербурга – Режим доступа: https://new.fincom.gov.spb.ru/budget-for-citizens/ (дата обращения: 26.11.2017).
  23. «Электронная демократия Новосибирской области» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dem.nso.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  24. Карта покрытия сотовой связью территории Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – Режим доступа: https://geo.minsvyaz.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).
  25. Гаврилова Н.В. Реализация проектов партисипаторного бюджетирования посредством интернета [Текст] // Вестник Удмуртского университета, серия «Экономика и право» – 2017 – с. 19-26.
  26. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии [Текст]. // «Финансовый журнал», № 3 май-июнь, 2015 г. – С. 117-122.
  27. Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт открытого правительства – Режим доступа: http://open.gov.ru/openregion/ (дата обращения: 12.08.2015).

Ключевые слова: цифровая экономика, электронная демократия, электронное участие, умные города, большие данные.


Designing a regional fragment of the federal system of e-democracy. Part 1. Technologies and practices for the implementation of the “digital economy” and “electronic democracy” in the Subjects of the Russian Federation

Manichev S.V., graduate student of Federal State Institution of Higher Education “Moscow Technological University”, mgupi.mgupi2010@yandex.ru

Abstract: The article describes examples of successfully projects in the field of “digital economy” and “e-democracy” in terms of providing “electronic participation” of citizens in public administration, as well as laid the basis for designing the process of applying the Regional fragment of the federal e-democracy information system for use on mobile devices.

Keywords: Digital Economy, Electronic Democracy, E-participation, Smart Cities, Big Data.

References:

  1. The program “Digital Economy of the Russian Federation”, approved by the Order of the Government of the Russian Federation No. 1632-r of 28.07.2017.
  2. https://www.bsigroup.com/en-RU/ – British Standards Institute (date of circulation: 26.11.2017).
  3. Deakin. From intelligent to smart cities // Smart Cities: Governing, Modeling and Analyzing of Transition. – Taylor and Francis. – P. 15. – ISBN 978-1135124144.
  4. “The Future is Coming: Cities Readiness Rating” // Pricewater-houseCoopers – Access mode: https://www.pwc.ru/en/assets/the-future-is-coming-english.pdf (date of circulation: 26.11.2017).
  5. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2012 No. 601 “On the main directions of improving the system of public administration”.
  6. The site of the Ministry of Communications and Mass Communications [Electronic resource] – Access mode: http://minsvyaz.ru/ru/ (date of circulation: 26.11.2017).
  7. The site of the project “Open government” [Electronic resource] – Access mode: http://open.gov.ru/ (reference date: 26.11.2017).
  8. Drozhzhinov VI, Raikov AN Cognitive government. VII International IT-form with the participation of the BRICS and SCO countries, Khanty-Mansiysk, July 6-7, 2015.
  9. Decree of the Government of the Russian Federation of 06.05.2008 № 632-r “On the approval of the Concept of the formation in the Russian Federation of electronic government until 2010”.
  10. Portal “Our city” [Electronic resource] – Access mode: http://gorod.mos.ru/ (date of circulation: 26.11.2017).
  11. Portal “Our St. Petersburg” [Electronic resource] – Access mode: http://gorod.gov.spb.ru/ (reference date: 26.11.2017).
  12. Portal “Dobrodel” [Electronic resource] – Access mode: https://dobrodel.mosreg.ru/ (reference date: 26.11.2017).
  13. Portal “Active citizen of the Republic of Buryatia” [Electronic resource] – Access mode: https://voting.govrb.ru/ (reference date: 26.11.2017).
  14. Virtual dispatching on housing and communal services [Electronic resource] – Mode of access: http://gkh.admsurgut.ru/ (reference date: 26.11.2017).
  15. Crowdsourcing platform of Moscow “Together” [Electronic resource] – Access mode: https://crowd.mos.ru/ (reference date: 26.11.2017).
  16. The site “Russian public initiative” [Electronic resource] – Mode of access: https://www.roi.ru/ (reference date: 26.11.2017).
  17. Service “Active citizen” [Electronic resource] – Access mode: https://ag.mos.ru/ (reference date: 26.11.2017).
  18. Report for 2017 [Electronic resource] // Service “Active citizen” – Access mode: https://ag.mos.ru/otchet2017 (reference date: 26.11.2017).
  19. Vagin VV, Shapovalova NA Initiative budgeting and related practices [Text] // Financial analytics: problems and solutions − M.: OOO “Publishing house FINANCE and CREDIT – ISSN: 2073-4484 − p. 2-19.
  20. Pinaevskaya M.V. Public participation in the budget process of St. Petersburg on the example of the project “Your budget” [Text] // Actual issues of economics and management: materials V Intern. sci. Conf. (Moscow, June 2017). − M.: Buki-Vedi, 2017. − p. 34-37.
  21. Levina V.V. Formation and development of mechanisms of initiative budgeting [Text] // Journal of Finance and Credit − M.: LLC Publishing House FINANCE and CREDIT − ISSN: 2071-4688 − 2016 − p. 16-31.
  22. “Your budget” [Electronic resource] // The site of the Committee of Finance of St. Petersburg – Access mode: https://new.fincom.gov.spb.ru/budget-for-citizens/ (reference date: 26.11.2017).
  23. “Electronic democracy of the Novosibirsk region” [Electronic resource] – Access mode: http://www.dem.nso.ru/ (date of circulation: 26.11.2017).
  24. Coverage map of the cellular communication of the territory of the Russian Federation [Electronic resource] // The site of the Ministry of Communications and Mass Media of the Russian Federation – Access mode: https://geo.minsvyaz.ru/ (reference date: 26.11.2017).
  25. Gavrilova N.V. Implementation of projects of participatory budgeting by means of the Internet [Text] // Bulletin of the Udmurt University, series “Economics and Law” – 2017 – p. 19 – 26
  26. Vagin VV, Gavrilova NV, Shapovalova NA Initiative budgeting: the international context of the Russian version [Text] // Financial Journal 2015, No. 3 (25) May-June – 2015 – p. 117-122.
  27. Methodological recommendations on the implementation of the principles and mechanisms of open government in the subjects of the Russian Federation [Electronic resource] // The Open Government website. – Access mode: http://open.gov.ru/openregion/ (reference date: August 12, 2015).

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru