Супертакси::Журнал СА 1-2.2018
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

Разбор полетов  

Ошибок опыт трудный

Как часто мы легко повторяем, что не надо бояться совершать ошибки, мол,

 Читать далее...

Принципы проектирования  

Dependency Inversion Principle. Принцип инверсии зависимостей в разработке

Мы подошли к последнему принципу проектирования приложений из серии SOLID – Dependency

 Читать далее...

Рынок труда  

Вакансия: Администратор 1С

Администратор 1С – это специалист, который необходим любой организации, где установлены программы

 Читать далее...

Книжная полка  

Книги для профессионалов, студентов и пользователей

Книги издательства «БХВ» вышли книги для тех, кто хочет овладеть самыми востребованными

 Читать далее...

Принципы проектирования  

Interface Segregation Principle. Принцип разделения интерфейсов в проектировании приложений

Эта статья из серии «SOLID» посвящена четвертому принципу проектирования приложений – Interface

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 10800
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 9045
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 9095
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5738
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6435
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3738
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 2733
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3531
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3522
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6018
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Супертакси

Архив номеров / 2018 / Выпуск №1-2 (182-183) / Супертакси

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

Владимир Гаков ВЛАДИМИР ГАКОВ, писатель, специалист по научной фантастике, журналист, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. читает курс по истории бизнеса в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Автор 8 книг и более 2000 публикаций

Супертакси

Uber… И десятка лет не прошло, как это слово стало общеизвестным. И дало неожиданный вариант ответа на вопрос одесского частника-«бомбилы» из старого анекдота: «Так вам “шашечки” или ехать?»

Пассажиры такси Uber не мучаются выбором – они желают и чтобы с «шашечками», и чтобы ехать! Да подешевле. И без таксометра, и без унизительной торговли с водителем – просто зная заранее стоимость поездки и заранее ее же оплатив. Все это – а также поиск машины из «блуждающих» поблизости от места вызова и сам этот вызов – стало возможным с помощью собственного смартфона, «заряженного» соответствующим приложением. Потому что Uber – это не только «революционная» транспортная компания, но еще и суперуспешный ИТ-бизнес.

Ничего наличного – только бизнес

Жители более чем шести сотен городов в более чем семи десятков стран настолько привыкли к названию такси-сервиса Uber, что в массе своей забыли о наличии одноименного мобильного приложения, которое и обеспечило невиданный взлет компании Uber Technologies Inc. из Сан-Франциско.

У головного офиса Uber
У головного офиса Uber

По мере развития бизнеса Uber этот бизнес все больше и больше разнообразила. Это касалось и штата – к водителям таксопарков позже присоединились и просто частники, подписавшие контракты с компанией. И форм оплаты – к предоплате с банковской карты, «привязанной» к смартфону клиента, прибавились и оплата по завершении поездки, и оплата наличными (в большинстве стран Uber берет себе до 20% «комиссионных», а остальное идет водителю). Но и по сей день главная креативная «фишка» Uber – это предоплата безналом с карты, что и отражено в вышеприведенном подзаголовке. Вся придуманная создателями Uber схема – «айтишная», привязанная к индивидуальному мобильному устройству, и само транспортное средство в этой схеме – лишь элемент, не более того (как читатель вскоре убедится, к такси вся эта схема отнюдь не сводится).

Заимствованное из немецкого языка слово «uber» означает буквально «над» или «сверху». Но с легкой руки Ницше с его ubermenschen (сверхчеловеками) и авторов созданной в те же времена «Песни немцев» с ее первой строкой «Deutschland, Deutschland uber alles» («Германия, Германия превыше всего») вариантов перевода стало больше. Пока наконец век назад в США немецкое «uber» не превратилось в американское сленговое «супер».

Именно такое значение имели в виду два бизнесмена – американец Тревис Каланик (только что продавший свой стартап – пиринговую файлообменную компанию Red Swoosh – за $19 млн) и проживавший в Сан-Франциско канадец Гаррет Кэмп, назвав созданную ими в 2009 году компанию UberCab («Супертакси»). Согласно корпоративной легенде, отцы-основатели впервые встретились за год до того в Париже, куда прибыли на конференцию, посвященную интернету и IT. Якобы для передвижения по городу Каланик с компанией друзей вынужден был нанять личного водителя, которому заплатил втридорога ($800 за несколько поездок). При этом подумав о том, что вокруг простаивают дорогие представительские лимузины, которыми могли бы воспользоваться десятки пассажиров со средним достатком – если бы стоимость услуги можно было б разделить на всех. Идея «застряла» в мозгу Каланика. Но к реализации ее он приступил только год спустя – после того, как Кэмп, вернувшись домой, приобрел домен Ubercab.com и вместе с партнерами Оскаром Салазаром и Конрадом Уэланом разработал одноименное мобильное приложение для будущего сервиса.

Гаррет Кэмп
Гаррет Кэмп

В канун новогодних праздников Кэмп и Каланик основали компанию UberCab (год спустя название было сокращено до Uber – из-за протестов местных таксистов). Любопытно, что на том этапе Каланик возглавить компанию отказался (публично заявляя, что «всю эту фигню придумал исключительно Гаррет»), ограничившись должностью «мегаконсультанта проекта». Правда, ненадолго: пост CEO Каланик занял уже в декабре 2010-го.

Чуть ранее, летом того же года, сервис «такси онлайн» был запущен в Сан-Франциско, и в компанию потекли первые «стартовые» инвестиции – сначала скромные $200 тыс., а затем еще $1,25 млн. К концу 2011 года в компанию «притекли» уже без малого $50 млн, а затем счет пошел уже на сотни миллионов и миллиарды долларов: только в сентябре 2015 года Uber получила более $1 млрд инвестиций (в том числе от китайской Baidu). А всего – в результате 18 «вливаний» – более $11 млрд. Так, за семь-восемь лет детище Каланика и Кэмпа увеличило свою капитализацию почти до $70 млрд (по оценке авторитетной газеты Wall Street Journal). И уже на четвертом году работы удостоилось почетного титула «Высокотехнологичная компания года» от не менее престижной USA Today.

Много «суперов» – хороших и разных!

Первоначально клиентам предлагались лишь представительские лимузины, отчего стоимость услуги в полтора раза превышала стоимость обычного такси. Но зато место для «запуска» было выбрано идеально. Рядом находилась Силиконовая долина, и тамошняя публика – весьма продвинутая по части компьютеров, ИТ и всего такого – с удовольствием приняла новую «игрушку». Отслеживать на дисплее собственного смартфона роящиеся вокруг тебя свободные машины, «прицепиться» к одной из них, дать водителю возможность в свою очередь «зацепиться» за координаты вызывающего, узнать предполагаемую стоимость поездки и оплатить оную тут же, не убирая смартфона с ладони, после чего быстро дождаться машины… Это было не просто быстро и экономично – это было круто!

А еще сервис предлагал систему рейтинга водителей: чем рейтинг был ниже, тем меньше было заказов у водителя (а после падения ниже определенного уровня водителя просто отключали от системы).

Тревис Каланик
Тревис Каланик

Благодаря такому теплому приему со стороны «IT-продвинутых» широких масс Uber не только обслуживала последних, но и активно вербовала их в компанию. С самого начала там функционировал своего рода «мини-мозговой центр» в составе ядерного физика, специалиста по вычислительной нейробиологии (computational neuroscience) и автоэксперта, которые занимались прогнозированием спроса на водителей-частников и определением регионов, где такой спрос был максимальным. Так что с самого начала это было не «просто такси» – неслучайно полное название компании теперь звучит как Uber Technologies Inc.

Уже в 2012 году к предлагаемым клиентам лимузином прибавились авто эконом-класса (этот сервис был назван UberX). Этим же годом датируется начало стремительной глобальной экспансии компании. К концу прошлого года деятельность Uber зафиксирована в более чем 600 городах и почти 80 странах мира. В том числе в 17 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Сочи, Уфе, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Омске, Челябинске, Самаре, Тольятти и Воронеже (где, кстати, открылся и первый отечественный центр поддержки клиентов).

Заметным явлением в сфере отечественного общественного транспорта и отечественного ИТ-бизнеса стало объединение сервисов Uber и «Яндекс.Такси» летом прошлого года. Сервис будет охватывать Россию и ряд стран СНГ. Деньги (расходы и доходы) при этом поделят следующим образом: «Яндекс» получит 59% акций, Uber – 36,6%, а остальные 4,1% достанутся сотрудникам нового сервиса. Российская компания инвестирует в проект $100 млн, Uber – $225 млн, а общая капитализация должна будет достигать $3,7 млрд.

Штаб Uber в Сан-Франциско
Штаб Uber в Сан-Франциско

Сегодня Uber – это «зонтичный» сервис для почти двух десятков различных подсервисов, которые так или иначе связаны с такси. В общем случае – с системой доставки людей и товаров.

Кроме упоминавшегося UberX, это: UberBlack (такси представительского класса), UberSelect (бизнес-класс), UberPop (эконом-класс с водителем без лицензии на работу в такси), UberPool (эдакая «мини-маршрутка», подбирающая по пути нескольких попутчиков, которые оплачивают проезд в складчину), UberStart (самый дешевый вариант – машины с 10-15-летним пробегом), UberSUV (вместительные авто премиум-класса с профессиональным водителем), UberXL (то же, но машина эконом-класса), UberWAV (такси для инвалидов-колясочников), UberMOTO (двухместные мопеды-такси), UberPET (такси для домашних животных), UberKIDS («детское такси»), UberEXEC и UberLUX (названия говорят сами за себя – самые дорогие авто)…

А есть еще UberEATS – заказ еды на дом (причем не позднее, чем через полчаса), UberPIZZA (комментарии излишни). И даже «стороннее» приложение «пивной» социальной сети Untappd, с помощью которого можно вызвать такси Uber к питейному заведению для безопасной транспортировки домой перебравшего посетителя (что-то вроде нашего «Трезвого водителя»).

Но и это не все. В 2014 году Uber запустил сервис UberCHOPPER – вертолетные маршруты между нью-йоркским Манхэттеном и популярным курортом Хэмптонс на восточной оконечности острова Лонг-Айленд. Спустя два года совместно с Airbus аналогичные вертолетные перевозки появились в бразильском Сан-Паулу, на Лазурном берегу во время ежегодных Каннских кинофестивалей, а также во время работы аналогичного американского – Sundance – в штате Юта.

На протяжении всех лет существования компания не перестает поражать публику своими новинками – одна креативнее другой. В апреле 2012-го это был проект Uber Garage в Чикаго, позволявший пользователям Uber заказывать также и профессионального шофера обычного такси, привлеченного к работе в компании на основе системы краудсорсинга. Годом позже Uber начала предлагать «особо состоятельным» клиентам поездку на легендарном спорткаре DeLorean DMC-12, известном большинству по киносериалу «Назад, в будущее», а также специальные поездки для звезд Американской футбольной лиги NFL. Еще спустя два года в Сингапуре можно было заказать от Uber в качестве такси… суперкары от Lamborghini и Maserati.

В том же 2015 году стартовал проект UberMilitary Families Coalition, в рамках которого компания вместе с несколькими ветеранскими организациями начала активно вербовать не только военных ветеранов, но и просто военнослужащих в качестве водителей. А в Стамбуле заработал еще один сервис – UberBOAT, с помощью которого осуществляется лодочная переправа через пролив Босфор, разделяющий город. И еще один – в индийском штате Хайдарабад, где в качестве «такси» предлагались… воздушные шары!

Бизнес-революционеры

Как и всякая революция, та, что была затеяна Калаником и Кэмпом, вызвала неизбежное противодействие со стороны «свергаемых классов» – традиционных таксомоторных компаний, а также различных муниципальных и прочих властей.

Uber и Яндекс
Uber и Яндекс

С первыми все понятно: расширяющийся бизнес Uber с его несомненным удобством и демпинговыми (по мнению «обычных» таксистов) ценами грозит частично или полностью вытеснить с рынка привычные такси. Это привело к настоящим городским бунтам с погромами в ряде европейских стран. А также бойкоту банков, финансировавших Uber. А неприятие Uber некоторыми городскими властями чаще всего связано с несоответствием корпоративной политики Uber местному законодательству – особенно в том, что касается лицензирования данного сервиса.

В частности, подобный конфликт имел место в Москве в 2015 году, когда Uber заставили подписать специальное соглашение с департаментом транспорта, по которому «рулить» машинами Uber могли только легальные перевозчики.

А в прошлом году Федеральная торговая комиссия США «придралась» к тому, как Uber хранит и использует персональные данные своих клиентов. И к тому были веские причины: еще в 2014-м были обнаружены первые «дыры» в приложении Uber для Android, а двумя годами позже база данных компании была взломана хакерами, в результате чего в руки злоумышленников попали персональные данные почти 50 млн пассажиров. Более того – компания знала об этом, но скрыла информацию, вместо этого вступив в контакт со «взломщиками» и заплатив им $100 тыс. за молчание.

Впрочем, Uber пока не только справлялась с «наездами», но и пыталась контратаковать преследователей. Например, приложение greyball позволяет не только отслеживать геолокацию потенциальных клиентов, их поведенческие особенности. Это помогает определять род занятий и в случае необходимости блокировать не только криминал и конкурентов, но и сотрудников контролирующих органов.

Ubertaxi
Ubertaxi

К слову сказать, фантастическую даже по современным меркам «раскрутку» компании и ее планетарную экспансию многие специалисты сравнивают с вирусной эпидемией, разрушающей старую экономику, заменяя ее новой. И найти эффективное лекарство против этого вируса ни бизнес, ни разнообразные власти пока не в состоянии.

О том, насколько это серьезно и далеко выходит за рамки городской транспортной тематики, свидетельствует возникновение даже нового термина-неологизма: уберизация.

Википедия определяет его так: «Термин… относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций. Модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом». По сути, это очередной шаг на пути устранения посредников между клиентом и потенциальным поставщиком услуг.

Из той же статьи в Википедии: «Уберизованные бизнес-форматы имеют следующие признаки: использование цифровой платформы, позволяющей совершать пиринговые или квазипиринговые транзакции; минимизация числа звеньев между поставщиком и заказчиком услуг; использование рейтинговой системы оценки качества услуг, предоставляемой провайдером». В качестве примера приводится сервис Airbnb, кардинально изменивший гостиничную индустрию в Нью-Йорке, а также другие (кроме Uber) транспортные сервисы в городском транспорте – Gett, Grab, Lyft.

По-видимому, это действительно серьезно. На наших глазах совершается настоящая революция в экономике, сфере услуг, налогообложении, ставшая возможной благодаря все тем же ИТ. А вы – «такси, шашечки»…


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru