Рубрика:
Карьера/Образование /
Ретроспектива
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ВЛАДИМИР ГАКОВ, писатель, специалист по научной фантастике, журналист, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. читает курс по истории бизнеса в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Автор 8 книг и более 2000 публикаций
Супертакси
Uber… И десятка лет не прошло, как это слово стало общеизвестным. И дало неожиданный вариант ответа на вопрос одесского частника-«бомбилы» из старого анекдота: «Так вам “шашечки” или ехать?»
Пассажиры такси Uber не мучаются выбором – они желают и чтобы с «шашечками», и чтобы ехать! Да подешевле. И без таксометра, и без унизительной торговли с водителем – просто зная заранее стоимость поездки и заранее ее же оплатив. Все это – а также поиск машины из «блуждающих» поблизости от места вызова и сам этот вызов – стало возможным с помощью собственного смартфона, «заряженного» соответствующим приложением. Потому что Uber – это не только «революционная» транспортная компания, но еще и суперуспешный ИТ-бизнес.
Ничего наличного – только бизнес
Жители более чем шести сотен городов в более чем семи десятков стран настолько привыкли к названию такси-сервиса Uber, что в массе своей забыли о наличии одноименного мобильного приложения, которое и обеспечило невиданный взлет компании Uber Technologies Inc. из Сан-Франциско.
|
У головного офиса Uber |
По мере развития бизнеса Uber этот бизнес все больше и больше разнообразила. Это касалось и штата – к водителям таксопарков позже присоединились и просто частники, подписавшие контракты с компанией. И форм оплаты – к предоплате с банковской карты, «привязанной» к смартфону клиента, прибавились и оплата по завершении поездки, и оплата наличными (в большинстве стран Uber берет себе до 20% «комиссионных», а остальное идет водителю). Но и по сей день главная креативная «фишка» Uber – это предоплата безналом с карты, что и отражено в вышеприведенном подзаголовке. Вся придуманная создателями Uber схема – «айтишная», привязанная к индивидуальному мобильному устройству, и само транспортное средство в этой схеме – лишь элемент, не более того (как читатель вскоре убедится, к такси вся эта схема отнюдь не сводится).
Заимствованное из немецкого языка слово «uber» означает буквально «над» или «сверху». Но с легкой руки Ницше с его ubermenschen (сверхчеловеками) и авторов созданной в те же времена «Песни немцев» с ее первой строкой «Deutschland, Deutschland uber alles» («Германия, Германия превыше всего») вариантов перевода стало больше. Пока наконец век назад в США немецкое «uber» не превратилось в американское сленговое «супер».
Именно такое значение имели в виду два бизнесмена – американец Тревис Каланик (только что продавший свой стартап – пиринговую файлообменную компанию Red Swoosh – за $19 млн) и проживавший в Сан-Франциско канадец Гаррет Кэмп, назвав созданную ими в 2009 году компанию UberCab («Супертакси»). Согласно корпоративной легенде, отцы-основатели впервые встретились за год до того в Париже, куда прибыли на конференцию, посвященную интернету и IT. Якобы для передвижения по городу Каланик с компанией друзей вынужден был нанять личного водителя, которому заплатил втридорога ($800 за несколько поездок). При этом подумав о том, что вокруг простаивают дорогие представительские лимузины, которыми могли бы воспользоваться десятки пассажиров со средним достатком – если бы стоимость услуги можно было б разделить на всех. Идея «застряла» в мозгу Каланика. Но к реализации ее он приступил только год спустя – после того, как Кэмп, вернувшись домой, приобрел домен Ubercab.com и вместе с партнерами Оскаром Салазаром и Конрадом Уэланом разработал одноименное мобильное приложение для будущего сервиса.
|
Гаррет Кэмп |
В канун новогодних праздников Кэмп и Каланик основали компанию UberCab (год спустя название было сокращено до Uber – из-за протестов местных таксистов). Любопытно, что на том этапе Каланик возглавить компанию отказался (публично заявляя, что «всю эту фигню придумал исключительно Гаррет»), ограничившись должностью «мегаконсультанта проекта». Правда, ненадолго: пост CEO Каланик занял уже в декабре 2010-го.
Чуть ранее, летом того же года, сервис «такси онлайн» был запущен в Сан-Франциско, и в компанию потекли первые «стартовые» инвестиции – сначала скромные $200 тыс., а затем еще $1,25 млн. К концу 2011 года в компанию «притекли» уже без малого $50 млн, а затем счет пошел уже на сотни миллионов и миллиарды долларов: только в сентябре 2015 года Uber получила более $1 млрд инвестиций (в том числе от китайской Baidu). А всего – в результате 18 «вливаний» – более $11 млрд. Так, за семь-восемь лет детище Каланика и Кэмпа увеличило свою капитализацию почти до $70 млрд (по оценке авторитетной газеты Wall Street Journal). И уже на четвертом году работы удостоилось почетного титула «Высокотехнологичная компания года» от не менее престижной USA Today.
Много «суперов» – хороших и разных!
Первоначально клиентам предлагались лишь представительские лимузины, отчего стоимость услуги в полтора раза превышала стоимость обычного такси. Но зато место для «запуска» было выбрано идеально. Рядом находилась Силиконовая долина, и тамошняя публика – весьма продвинутая по части компьютеров, ИТ и всего такого – с удовольствием приняла новую «игрушку». Отслеживать на дисплее собственного смартфона роящиеся вокруг тебя свободные машины, «прицепиться» к одной из них, дать водителю возможность в свою очередь «зацепиться» за координаты вызывающего, узнать предполагаемую стоимость поездки и оплатить оную тут же, не убирая смартфона с ладони, после чего быстро дождаться машины… Это было не просто быстро и экономично – это было круто!
А еще сервис предлагал систему рейтинга водителей: чем рейтинг был ниже, тем меньше было заказов у водителя (а после падения ниже определенного уровня водителя просто отключали от системы).
|
Тревис Каланик |
Благодаря такому теплому приему со стороны «IT-продвинутых» широких масс Uber не только обслуживала последних, но и активно вербовала их в компанию. С самого начала там функционировал своего рода «мини-мозговой центр» в составе ядерного физика, специалиста по вычислительной нейробиологии (computational neuroscience) и автоэксперта, которые занимались прогнозированием спроса на водителей-частников и определением регионов, где такой спрос был максимальным. Так что с самого начала это было не «просто такси» – неслучайно полное название компании теперь звучит как Uber Technologies Inc.
Уже в 2012 году к предлагаемым клиентам лимузином прибавились авто эконом-класса (этот сервис был назван UberX). Этим же годом датируется начало стремительной глобальной экспансии компании. К концу прошлого года деятельность Uber зафиксирована в более чем 600 городах и почти 80 странах мира. В том числе в 17 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Сочи, Уфе, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Омске, Челябинске, Самаре, Тольятти и Воронеже (где, кстати, открылся и первый отечественный центр поддержки клиентов).
Заметным явлением в сфере отечественного общественного транспорта и отечественного ИТ-бизнеса стало объединение сервисов Uber и «Яндекс.Такси» летом прошлого года. Сервис будет охватывать Россию и ряд стран СНГ. Деньги (расходы и доходы) при этом поделят следующим образом: «Яндекс» получит 59% акций, Uber – 36,6%, а остальные 4,1% достанутся сотрудникам нового сервиса. Российская компания инвестирует в проект $100 млн, Uber – $225 млн, а общая капитализация должна будет достигать $3,7 млрд.
|
Штаб Uber в Сан-Франциско |
Сегодня Uber – это «зонтичный» сервис для почти двух десятков различных подсервисов, которые так или иначе связаны с такси. В общем случае – с системой доставки людей и товаров.
Кроме упоминавшегося UberX, это: UberBlack (такси представительского класса), UberSelect (бизнес-класс), UberPop (эконом-класс с водителем без лицензии на работу в такси), UberPool (эдакая «мини-маршрутка», подбирающая по пути нескольких попутчиков, которые оплачивают проезд в складчину), UberStart (самый дешевый вариант – машины с 10-15-летним пробегом), UberSUV (вместительные авто премиум-класса с профессиональным водителем), UberXL (то же, но машина эконом-класса), UberWAV (такси для инвалидов-колясочников), UberMOTO (двухместные мопеды-такси), UberPET (такси для домашних животных), UberKIDS («детское такси»), UberEXEC и UberLUX (названия говорят сами за себя – самые дорогие авто)…
А есть еще UberEATS – заказ еды на дом (причем не позднее, чем через полчаса), UberPIZZA (комментарии излишни). И даже «стороннее» приложение «пивной» социальной сети Untappd, с помощью которого можно вызвать такси Uber к питейному заведению для безопасной транспортировки домой перебравшего посетителя (что-то вроде нашего «Трезвого водителя»).
Но и это не все. В 2014 году Uber запустил сервис UberCHOPPER – вертолетные маршруты между нью-йоркским Манхэттеном и популярным курортом Хэмптонс на восточной оконечности острова Лонг-Айленд. Спустя два года совместно с Airbus аналогичные вертолетные перевозки появились в бразильском Сан-Паулу, на Лазурном берегу во время ежегодных Каннских кинофестивалей, а также во время работы аналогичного американского – Sundance – в штате Юта.
На протяжении всех лет существования компания не перестает поражать публику своими новинками – одна креативнее другой. В апреле 2012-го это был проект Uber Garage в Чикаго, позволявший пользователям Uber заказывать также и профессионального шофера обычного такси, привлеченного к работе в компании на основе системы краудсорсинга. Годом позже Uber начала предлагать «особо состоятельным» клиентам поездку на легендарном спорткаре DeLorean DMC-12, известном большинству по киносериалу «Назад, в будущее», а также специальные поездки для звезд Американской футбольной лиги NFL. Еще спустя два года в Сингапуре можно было заказать от Uber в качестве такси… суперкары от Lamborghini и Maserati.
В том же 2015 году стартовал проект UberMilitary Families Coalition, в рамках которого компания вместе с несколькими ветеранскими организациями начала активно вербовать не только военных ветеранов, но и просто военнослужащих в качестве водителей. А в Стамбуле заработал еще один сервис – UberBOAT, с помощью которого осуществляется лодочная переправа через пролив Босфор, разделяющий город. И еще один – в индийском штате Хайдарабад, где в качестве «такси» предлагались… воздушные шары!
Бизнес-революционеры
Как и всякая революция, та, что была затеяна Калаником и Кэмпом, вызвала неизбежное противодействие со стороны «свергаемых классов» – традиционных таксомоторных компаний, а также различных муниципальных и прочих властей.
|
Uber и Яндекс |
С первыми все понятно: расширяющийся бизнес Uber с его несомненным удобством и демпинговыми (по мнению «обычных» таксистов) ценами грозит частично или полностью вытеснить с рынка привычные такси. Это привело к настоящим городским бунтам с погромами в ряде европейских стран. А также бойкоту банков, финансировавших Uber. А неприятие Uber некоторыми городскими властями чаще всего связано с несоответствием корпоративной политики Uber местному законодательству – особенно в том, что касается лицензирования данного сервиса.
В частности, подобный конфликт имел место в Москве в 2015 году, когда Uber заставили подписать специальное соглашение с департаментом транспорта, по которому «рулить» машинами Uber могли только легальные перевозчики.
А в прошлом году Федеральная торговая комиссия США «придралась» к тому, как Uber хранит и использует персональные данные своих клиентов. И к тому были веские причины: еще в 2014-м были обнаружены первые «дыры» в приложении Uber для Android, а двумя годами позже база данных компании была взломана хакерами, в результате чего в руки злоумышленников попали персональные данные почти 50 млн пассажиров. Более того – компания знала об этом, но скрыла информацию, вместо этого вступив в контакт со «взломщиками» и заплатив им $100 тыс. за молчание.
Впрочем, Uber пока не только справлялась с «наездами», но и пыталась контратаковать преследователей. Например, приложение greyball позволяет не только отслеживать геолокацию потенциальных клиентов, их поведенческие особенности. Это помогает определять род занятий и в случае необходимости блокировать не только криминал и конкурентов, но и сотрудников контролирующих органов.
|
Ubertaxi |
К слову сказать, фантастическую даже по современным меркам «раскрутку» компании и ее планетарную экспансию многие специалисты сравнивают с вирусной эпидемией, разрушающей старую экономику, заменяя ее новой. И найти эффективное лекарство против этого вируса ни бизнес, ни разнообразные власти пока не в состоянии.
О том, насколько это серьезно и далеко выходит за рамки городской транспортной тематики, свидетельствует возникновение даже нового термина-неологизма: уберизация.
Википедия определяет его так: «Термин… относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций. Модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом». По сути, это очередной шаг на пути устранения посредников между клиентом и потенциальным поставщиком услуг.
Из той же статьи в Википедии: «Уберизованные бизнес-форматы имеют следующие признаки: использование цифровой платформы, позволяющей совершать пиринговые или квазипиринговые транзакции; минимизация числа звеньев между поставщиком и заказчиком услуг; использование рейтинговой системы оценки качества услуг, предоставляемой провайдером». В качестве примера приводится сервис Airbnb, кардинально изменивший гостиничную индустрию в Нью-Йорке, а также другие (кроме Uber) транспортные сервисы в городском транспорте – Gett, Grab, Lyft.
По-видимому, это действительно серьезно. На наших глазах совершается настоящая революция в экономике, сфере услуг, налогообложении, ставшая возможной благодаря все тем же ИТ. А вы – «такси, шашечки»…
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|