Рубрика:
Разработка /
Оптимизация
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ВЛАДИМИР ЗАКЛЯКОВ, советник налоговой службы 2-го ранга
Эволюция: от ручного заполнения ПД-4 к QR-коду
Создаём платёжный документ (извещение) с QR-кодом
Ностальгия или введение
20 лет назад (01.01.1998) банковская система Российской Федерации перешла на 20 значную нумерацию счетов, в связи с этим в том же году был разработан новый платёжный документ формы ПД-4 [1]. За два десятилетия своего существования эта универсальная форма не только намозолила всем глаза, но и настолько прижилась, что практически невозможно найти взрослого человека в нашей стране, который хотя бы раз в жизни не держал её бланк в своих руках.
Выдержка из ГОСТ Р 56042-2014
Штриховой код как технология автоматической идентификации и сбора данных широко используется при осуществлении платежей физическими лицами. Использование символов штрихового кода на платёжном документе позволяет осуществить автоматизированный ввод реквизитов платежа и этим снизить трудоёмкость проведения операции приёма платежа, уменьшить количество ошибок, допускаемых клиентами и сотрудниками организаций, принимающих платежи, и сократить время оформления платежа. Для задания единых правил использования штрихового кода как поставщиками услуг при выставлении счетов (печати платёжных документов), так и принимающими платежи организациями возникла необходимость разработки общего стандарта [3].
|
В качестве ответвления (или fork – в программистской терминологии) в 2001 году специально для уплаты налогов в бюджет были созданы формы № ПД (налог) и № ПД 4сб (налог) [2], позднее в них вносились коррективы (patch), а форма ПД-4 продолжила своё независимое существование во внешне схожей со своими ответвлениями форме, но без отягощения невостребованными в бизнесе классификаторами ОКТМО, ОКАТО и КБК. В быту все три документа воспринимаются одинаково под общим названием «платёжка».
Поскольку документ [1], которым платёжная квитанция по форме ПД-4 была доведена до населения, не отменён и не отозван, формально она является действующей и обязательной для приёма у физических лиц во всех отделениях принявшего её банка. Де-факто форму ПД-4 принимают и в иных банках, работающих с платежами физических лиц.
Современность
Если ранее размер и форма бланка ПД-4 использовались непосредственно для заполнения вручную, печати на них кассовым принтером, подписывания кассиром и «разрывания платёжного извещения пополам», то сегодня механизм работы с ПД-4 выглядит иначе, распечатанное оператором банка подтверждение оплаты прикалывается степлером поверх принесённого клиентом листа бумаги, содержащего информацию для оплаты. Данные по оплате, как и ранее, вносятся вместо кассы в компьютер банка оператором вручную.
Неизбежны ошибки как с одной, так и с другой стороны, потерянное время и потрёпанные нервы. Каким же образом борются с негативом?
Клиенты всё чаще приносят распечатанные на компьютере платёжки, а не заполняют их от руки. Банки всеми правдами и неправдами склоняют клиентов к мобильным платежам и платежам «в online», внедряют системы автоплатежей, штрих-кодирования на основе индивидуальных договоров с клиентами. Одновременно с этим разработан, утверждён и внесён в действие национальный стандарт РФ «Двумерные символы штрихового кода для осуществления платежей физических лиц» ГОСТ Р 56042-2014 [3].
Как следствие
Государство держит первенство в использовании ИТ. Для осуществления платежей в бюджет уже не один год оно присылает и выдаёт гражданам платёжные документы со штриховым кодированием в соответствии с ГОСТ Р 56042-2014, втом числе и с использованием QR-кодов. Например, оплата транспортного и иных видов налога в отделениях Сбербанка в столице проходят быстро, словно покупка в супермаркете.
Один случай
Типичная ситуация: существует небольшой гаражный кооператив, где, как обычно, собираются членские взносы на зарплату сторожу, оплату электричества, аренду земельного участка, вывоз мусора и снега и т.п. Всё официально, создано юридическое образование, открыт счёт в банке, и деньги поступают на него.
Всё бы хорошо, но человеческий фактор. Более 90% участников кооператива по инерции (или ригидности) идут в привычный им с детства большой и государственный, а ныне коммерческий, банк. Стоят в очередях, ругаются и платят взносы. После ругается бухгалтер и делает обзвоны по телефону, поскольку деньги почему-то на счёт не всегда приходят.
Почему не пришли в этом месяце, спросите вы? Ситуации бывают разные. Вины кооператива точно нет, у сторожа можно взять платёжку с правильно напечатанными реквизитами, осталось только фамилию вписать, месяц и номер бокса восновании (расшифровании) платежа. Особо продвинутые из указанных 90% печатают платёжки сами на сайте кооператива.
Да вот беда, в банке платёжки набирают руками, долго, да ещё и ошибки делают – правильный ответ на ранее поставленный вопрос. Последний инцидент потрепал немало нервов и описан ниже, в прелюдии к статье, поскольку на нашем месте могли оказаться другие лица из числа читателей «СА», их родственников и знакомых. Предлагается обоснованное техническое решение, как избежать проблемы.
Однажды перестали приходить деньги на счёт и не у од-ного-двух, а у многих, в том числе и тех, кто платит регулярно и без задержек. Стали разбираться, хорошо, что у некоторых высокая финансовая дисциплина и все квитанции сохранены. Оказалось, что деньги «не пришли» у тех, кто платил через оператора. По отпечатанной квитанции Сбербанка выяснили, что один из операторов когда-то ошибся и дописал к названию организации-кооператива получателя ещё одно слово по географическому признаку, и в компьютере банка это запомнилось. Скажем, вместо получателя «ГСК № 33» стало «ГСК № 33 солнцевский». Все последующие платежи от других операторов в том же филиале (все живут примерно рядом и ходят в ближайшее отделение) стали идти на новое название несуществующей организации. Банковскому компьютеру виднее, он подсказывает и выдаёт свой вариант оператору, ведь в истории платежей успешные платежи этому получателю есть в базе, номер счёта и иные реквизиты также валидны. Поскольку оператор видит совпадение номера, а ещё и созвучное с названием филиала банка географическое слово, то он автоматом оставляет предложенный неправильный вариант. Банк-получатель деньги не принимает, у него клиента-получателя с таким именем нет, сравнение строк идёт один в один, а не регулярным выражением. Деньги повисают на возврате. Разбирайтесь, где они. На собрании скандал: «Кошка бросила котят, это бухгалтер виноват!»
Решение проблемы
После того как все высказались, выслушали умных и решили оснастить платёжки QR кодом по ГОСТ Р 56042-2014, чтобы оставить всё по-старому, но избежать человеческого фактора, теперь уже на банковской стороне. Отдельные энтузиасты нашли не только стандарт, но и промосайт от Сбербанка с ярким названием «Двумерный штрих-код на квитанции – это легко!» [3, 4], а также форум с обсуждением этой тематики [5], но и предложили реализовать это на сайте.
От себя для читателей «СА» добавлю несколько полезных ссылок по теме [6-10], а также опишу ниже предложенное техническое решение.
Позиция банка
1. Какой процент операторов банка, работающих с населением, готов принимать платежи с использованием двумерных символов штрихового кода в соответствии с ГОСТ Р 56042-2014?
Возможность работы с двумерными штрих-кодами обеспечена во всех каналах банка: мобильных приложениях Сбербанк Онлайн, устройствах самообслуживания, операционных подразделениях.
2. Все ли наиболее распространенные матричные символики штрихового кода – QR Code, Aztec Code и Data Matrixа – поддерживает оборудование вашего банка?
Да, указанные форматы поддерживаются.
3. Используете ли вы технические возможности ГОСТ Р 56042-2014 в полном объеме или имеется ряд ограничений?
Используем без ограничений.
4. Поддерживаете ли вы свои, не совместимые с ГОСТ Р 56042-2014, стандарты кодирования информации?
Банк не использует разработки, не совместимые с ГОСТом.
5. Какова средняя стоимость оборудования рабочего места операциониста сканером штрих-кодов с учетом настройки ПО?
Не готовы комментировать. Банк вложил существенные средства в модернизацию сети приема платежей во всех каналах обслуживания.
6. Кто платит за возможность использования штрихового кодирования (взимается ли комиссия или заключается договор обслуживания): получатель платежа; плательщик; банк (для клиентов банка бесплатно); банк (для всех плательщиков банка бесплатно); иное?
Вопрос использования ШК решается поставщиком услуг самостоятельно, с учетом ситуации на рынке. На сегодняшний день 73% контрагентов банка (включая бюджетные организации), выставляющих населению счета, размещают наплатежных документах штрих-коды. Из них 67% соответствуют ГОСТ Р 56042-2014. Комиссия за возможность использования ШК банком не взимается.
7. Если физическое лицо самостоятельно решило использовать штриховое кодирование в строгом соответствии с ГОСТ Р 56042-2014 на платежных документах формы ПД-4 (иные платежи, не в бюджет), производят ли чтение данных стаких кодов операторы вашего банка, даже если между банком и получателем платежа нет договора?
С ПД-4 работают, как правило, ЮЛ и ИП. В случае если ЮЛ/ИП самостоятельно размещают на платежных документах стандартный ШК, он может быть использован для совершения платежа в пользу данного ЮЛ/ИП.
8. Существует ли в вашем банке online-сервис проверки правильности созданных штриховых кодов (как по ГОСТ Р 56042-2014, так и альтернативных)?
Есть на сайте банка http://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/bankingservice/code и https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ovnsi.smock.qrcodetest.
9. Какие технические ограничения имеются в отношении использования
ГОСТ Р 56042-2014 (ограничения на минимальный и максимальный физический размер штрихового кода, ограничения на длину кодируемых полей, ограничения навыбор кодировки и др.)?
Сбербанк не устанавливает ограничения в отношении использования стандартного ШК и руководствуется ГОСТом.
10. Есть ли разница при оплате с использованием штриховых кодов через оператора или через терминал (банкомат)?
В целом разницы нет, но в случае, когда за совершение платежа предусмотрено взимание комиссии, в каналах самообслуживания (мобильные приложения Сбербанк Онлайн, устройства самообслуживания) комиссия ниже.
А лучше подключить услугу Автоплатеж, и о регулярной и своевременной оплате ваших счетов за ЖКХ, телефон, интернет, штрафы и других услуг озаботится Сбербанк, при этом информируя вас обо всех этапах платежа: от определения суммы списания до его результата.
Пресс-служба Сбербанка России
|
Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №12 за 2017 г. на страницах 54-57.
PDF-версию данного номера можно приобрести в нашем магазине.
- Письмо Сбербанка РФ от 24.04.1998 № 01-04-1688, Госналогслужбы РФ от 29.04.1998 № КУ-6-09/265 «О новом бланке платёжного документа формы № ПД-4».
- Письмо МНС РФ № ФС-8-10/1199, Сбербанка РФ № 04-5198 от 10.09.2001 «О бланках платёжных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
- ГОСТ Р 56042-2014 Национальный стандарт Российской Федерации «Двумерные символы штрихового кода для осуществления платежей физических лиц» – http://docs.cntd.ru/document/1200110981.
- Промо сайт – http://www.sbqr.ru.
- Ветка форума «QR-коды на квитках в Сбербанк» – https://toster.ru/q/13866.
- Генерируем QR-код сами – http://www.pvsm.ru/pesochnitsa/29255.
- Читаем QR-код – https://geektimes.ru/post/256932.
- Генерируем QR-код на PHP – https://habrahabr.ru/post/92094.
- Различные сайты с сервисом по online-генерированию (созданию) и чтению QR-кодов – https://8500.ru/qrcode, http://qrcoder.ru, https://qrcode.website, https://qr-code-generator.online, https://www.bestfree.ru/review/services/qr-codes.php.
- Проверка QR-кода под требование Сбербанка – http://www.sbqr.ru/validator/index.html.
- Открытая библиотека для создания QR-кодов – http://phpqrcode.sourceforge.net.
- Описание параметров – http://phpqrcode.sourceforge.net/docs/html/class_q_rcode.html.
- Закляков В. Looking Glass своими руками, или Сервер диагностики сетевой доступности. // «Cистемный администратор», № 1-2, 2016 г. – С.10-15. URL: http://samag.ru/archive/article/3110.
Ключевые слова: QR-код, платежный документ.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|