Рубрика:
Карьера/Образование /
Пятая пара
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ЕКАТЕРИНА ЛУГОВСКАЯ, магистрант 1-го курса, Институт информационных бизнес систем НИТУ «МИСиС», г. Москва, Lugkatya@yandex.ru
Проектирование информационной структуры и процессов формирования электронного портфолио студента
В данной статье рассмотрены элементы портфолио и проблемы, возникающие в процессе его формирования, согласования, учета и публикации в электронной информационной образовательной среде университета
В ходе исследования были изучены требования нормативных документов к составу и содержанию портфолио и различные подходы к решению проблемы.
Результатами работы являются информационная структура и процессы формирования электронного портфолио обучающегося. Главное достоинство исследования – практическая польза в связи с новым законодательством.
В настоящее время для выполнения требований нормативно-правовых документов и федеральных образовательных стандартов все образовательные организации высшего образования должны обеспечить наличие и доступность кэлектронной информационно-образовательной среде организации.
В соответствии с письмом Минобрнауки новые общесистемные требования (ФГОС ВО) к реализации программы бакалавриата, специалитета и магистратуры [1] указано, что электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать «формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса». После анализа еще нескольких ФГОС ВО [2, 3] было также выявлено наличие общих требований к реализации обеспечения портфолио.
Главное достоинство исследования – практическая польза в связи с новым законодательством |
Таким образом, образовательная организация должна обеспечивать поддержку и формирование портфолио обучающегося, и, кроме того, весь перечень работ и предоставляемой информации должен быть доступен в электронном виде врамках электронной информационно-образовательной среды организации.
Для анализа существующих процессов учета достижений студентов была изучена литература по соответствующей теме.
Так как перед всеми вузами поставлена задача обеспечения доступа к электронной информационно-образовательной среде, предпринимаются попытки ее решения.
Так, например, в Байкальском государственном университете используется программный комплекс АИС «Внеучебная деятельность». Он основан на древе мероприятий и весовых коэффициентах узлов по признакам [4].
В это же время в Российском государственном профессионально-педагогическом университете активно проходит внедрение и использование системы так называемого электронного портфолио студента на базе платформы ИС «ТаймЛайн»[5].
Однако в связи с неформализованными требованиями подходы разнятся, по этой причине и разрабатывается продукт «Электронное портфолио студента», чтобы сделать универсальное хранилище перечня работ и достижений.
В различных источниках мнения о составе и содержании портфолио расходятся, однако в нем можно выделить несколько основных разделов, представленных на рис. 1.
Рисунок 1. Состав портфолио обучающегося
Условно портфолио студента можно разделить на три блока:
- личные данные;
- учебная деятельность;
- внеучебная деятельность.
Рассмотрим состав и содержание каждого блока отдельно.
- «Личные данные» содержат основную информацию о студенте: ФИО, дата рождения, годы обучения, контактные данные (номер телефона и/или e-mail), образование, опыт работы.
- Блок «Учебная деятельность» должен содержать информацию об успеваемости студента за все время обучения. Данная информация должна содержать для каждого курса список всех преподаваемых дисциплин, имя соответствующего преподавателя, вид контроля по дисциплине, а также промежуточные оценки (контрольные точки) и оценки за экзаменационную сессию. Обобщенной информацией по этому блоку может являться средняя оценка по зачетке.
- Как видно на схеме, «Внеучебная деятельность» также разделена на пять блоков, наиболее сложным из которых является «Научная деятельность». Разберем необходимый состав и содержание каждого из них.
- В блок «Дополнительное образование» включается вся информация о пройденных курсах, тренингах, семинарах и, самое главное, свидетельства о дополнительном образовании, полученном вне вуза. Обязательно при добавлении данных прилагать файлы подтверждений, если они имеются. Если же курсы, в том числе электронные, проходят на базе вуза, следует прикреплять данные о прохождении к странице портфолио студента.
- Далее рассмотрим блок «Общественная и культурная деятельность». Хоть и разница между этими понятиями большая, они все же отнесены в один блок. Сделано это по той причине, что общественная деятельность может включать также и проведение каких-либо культурных мероприятий.
- Блок «Спортивная деятельность» в некотором роде уникален, так как включает не только соревнования, но и полученные на их основе звания и разряды, а также прохождение ГТО.
- В блоке «Достижения» учитываются полученные стипендии, а также участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
- Наиболее сложным блоком, как и сказано раньше, является блок «Научно-исследовательская деятельность». Студенты могут размещать на своей странице портфолио свои публикации различных уровней. Однако стоит учитывать также публикации и разработки преподавателей.
В формировании электронного портфолио студента принимают участие модератор выпускающей кафедры, возможно, деканат, сам студент и преподаватели (по желанию). Также в оценке адекватности предоставляемых данных могут участвовать сотрудники факультета физического воспитания и спорта, профбюро, научного управления. Один из вариантов заполнения и утверждения портфолио представлен на рис. 2.
Рисунок 2. Процесс заполнения и утверждения портфолио
В данном варианте студентам самостоятельно предлагается размещать информацию о работах и достижениях в электронном портфолио. Сотрудники, производящие постмодерацию и утверждение, отвечают только за определенный блок. Так, например, сотрудник научного управления утверждает результаты научной деятельности, но к спортивной не имеет отношения. Это позволит разделить обязанности и уменьшить нагрузку на сотрудников, а значит, и фактор человеческой ошибки.
Современные организации должны быть способны гибко и быстро приспосабливаться к требованиям рынка, но даже незначительные изменения в процессах могут повлечь переработку множества информационных систем, которые изначально были разработаны как монолитные хранилища. Для сохранения конкурентоспособности затраты на поддержку должны постоянно снижаться, а системы – постоянно эволюционировать. Поэтому, чтобы не совершать подобного рода переработку, изначально используют сервисно-ориентированную архитектуру (SAO). Это содействует гибкости, слабой связанности, выделению абстракций из реальной инфраструктуры [6, 7].
Информационная структура и процессы формирования портфолио несут рекомендательный характер, поэтому продукт может быть изменен в соответствии с нуждами вуза |
Рабочее пространство сервисов персонализировано, поэтому для комфортной работы в большинстве из них требуется авторизация. Для этой цели служит личный кабинет – единое окно аутентификации и идентификации пользователей винформационном веб-пространстве университета. Пользователи имеют возможность идентифицировать себя в качестве одной из пяти предлагаемых ролей либо сразу нескольких:
- абитуриент;
- студент;
- аспирант;
- сотрудник;
- гость.
Выбрав одну или несколько ролей в личном кабинете, пользователю назначаются персональные права в той или иной системе. Стоит отметить, что группа пользователей Сотрудник может обладать дополнительным набором прав, например включать права Преподавателя или Методиста кафедры.
На основе проанализированной ранее предметной области был составлен список необходимого функционала и основных требований электронного портфолио студентов и преподавателей:
- необходима высокая и быстрая интеграция в рабочую среду образовательного учреждения;
- необходима подробная документация;
- одним из главных требований является интуитивно понятный интерфейс;
- каждый блок портфолио должен иметь атрибуты, соответствующие направлению блока;
- к программному продукту должен предоставляться свободный доступ всем участникам в режиме «открытого» окна;
- в системе должна быть представлена основная страница с перечнем последних трех и достижений студента в каждом блоке.
В ходе работы стала очевидной необходимость пользователям самостоятельно заполнять перечень собственных работ и достижений, так как это способствует развитию мотивации, как утверждают многие исследователи. Однако естественно, что публикация информации в электронном портфолио должна регламентироваться и подтверждаться, для этого следует назначить роли экспертов. В ходе исследования спроектированный вариант заполнения и утверждения портфолио представляется наиболее удобным, он показан на рис. 2.
Таким образом, на базе данного исследования разрабатывается программный продукт «Электронное портфолио студента». Однако стоит отметить, что информационная структура и процессы формирования портфолио несут рекомендательный характер, поэтому продукт может быть изменен в соответствии с нуждами вуза.
- ФГОС ВО «Информатика и вычислительная техника» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090301.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
- ФГОС ВО «Информационные системы и технологии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
- ФГОС ВО «Программная инженерия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090304.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
- Сорокина Е.М. Методика формирования рейтинговой оценки внеучебной деятельности студента в его портфолио / Е.М. Сорокина, Л.В. Казанцев, А.В. Радионов // Материалы Первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 26-28 апреля 2016 г. – Иркутск, 2016. – С. 816-826.
- Лазарев А.В. Использование электронных ресурсов для оптимизации системы профессионального воспитания в университете (на примере системы электронного портфолио студента) [Текст] / А. В. Лазарев // Материалы 13-й Всероссийской научно-практической конференции, 17-18 марта 2016 г. – Екатеринбург, 2016. – С. 275-282.
- Service-Oriented Architecture and Legacy Systems [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/geekfamily/blog/257713/ (дата обращения: 5.05.2017).
- Сервис-ориентированная архитектура (soa) и архитектура, управляемая моделями (mda) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5831019/page:11/ (дата обращения: 10.05.2017).
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|