Запрет или обход? Готовится черный список запрещенных ресурсов::Журнал СА 11.2017
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Контакты
   


  Опросы
1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 8604
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 6877
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 7000
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 4551
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5234
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Запрет или обход? Готовится черный список запрещенных ресурсов

Архив номеров / 2017 / Выпуск №11 (180) / Запрет или обход? Готовится черный список запрещенных ресурсов

Рубрика: Закон есть закон

Владимир Столяров ВЛАДИМИР СТОЛЯРОВ, юрисконсульт ИД «Положевец и партнеры», law@samag.ru

Запрет или обход?
Готовится черный список запрещенных ресурсов

Запрет или обход? Готовится черный список запрещенных ресурсов

Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект об административных штрафах за нарушение закона об анонимайзерах

Поправки в КоАП и введение штрафов – запланированное приложение к закону, принятому в конце весенней сессии Госдумы и подписанному Владимиром Путиным 30 июля 2017 года. Он запрещает использование в России средств дляобхода блокировок для доступа к запрещенным сайтам, так называемых анонимайзеров.

Поправки в КоАП предусматривают штрафы для поисковых систем за выдачу по запросам пользователей ссылок на запрещенные информационные ресурсы, а также штрафы за сокрытие данных о владельце анонимайзера. Поданонимайзерами можно понимать Tor, VPN и любые другие сервисы, позволяющие обходить блокировки. Также Роскомнадзор создал департамент по блокировке анонимайзеров и VPN-сервисов.

За нарушение закона для граждан предусмотрен административный штраф 5000 руб., для должностных лиц – 50 000 руб., для юридических лиц – от 500 000 до 700 000 руб. Аналогичные штрафы для поисковых систем предусмотрены завыдачу ссылок на заблокированные сайты, внесенные в реестр Роскомнадзора.

Согласно тексту закона Роскомнадзор будет вести федеральную государственную информационную систему (ФГИС) – черный список запрещенных ресурсов. На основании обращения правоохранителей ведомство будет определять провайдера, который допускает размещение в интернете анонимайзера, узла Tor, сервиса VPN и т.д. Такому провайдеру направят электронное уведомление о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца анонимайзера. Затем Роскомнадзор направит анонимайзеру требование о необходимости подключения к ФГИС, причем ресурс должен сделать это за 30 дней. По требованию ведомства подключиться к ФГИС обязаны также интернет-поисковики, работающие в РФ.

Попадая во ФГИС анонимайзер обязан в течение трех дней «обеспечить соблюдение запрета предоставлять возможность использования на территории РФ программ и иных техсредств для получения доступа к запрещенным сайтам».

В случае если владельцы не предоставят в Роскомнадзор сведения, позволяющие их идентифицировать, либо передадут заведомо недостоверные сведения, предусмотрен штраф: 10 000 – 30 000 руб. для граждан, 50 000 – 300 000 дляюридических лиц. За повторное нарушение в течение года – штраф 30 000 – 50 000 руб. для граждан, 300 000 – 500 000 руб. для юридических лиц либо административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.

Указанные нормы и штрафы не распространяются на операторов государственных информационных систем, государственные органы и органы местного самоуправления, а также на «случаи использования программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен», при условии, что круг пользователей их владельцами заранее определен и использование «осуществляется в технологических целях обеспечения деятельности лица, осуществляющего использование». То есть личный или корпоративный VPN остается легальным.

Уже в ноябре сего года все эти поправки, изменения и сам Закон о запрете средств обхода блокировок запрещенных сайтов вступают в свою силу. В чем суть закона, на что рассчитывают чиновники, принимая его, и будет ли он нормально функционировать в сегодняшних условиях? Попробуем разобраться.

Сразу же уточним, что закон в своем нынешнем виде работать или не будет, или будет работать, но совсем не так, как хотелось бы законодателям и заинтересованным начальникам специальных служб и их подчиненным. Если протиснуться сквозь непонятные простому обывателю формулировки, то принцип закона будет выглядеть примерно так: ФСБ жалуется в Роскомнадзор, что вот есть такой сервис VPN и с ним надо что-то сделать. После чего Роскомнадзор пишет в сервис письмо и требует «умерить пыл», то есть подключиться к так называемой системе блокировок и перестать показывать российским пользователям то, что им, по мнению регулирующих органов, показывать нельзя. Если сервис не отвечает согласием, то его блокируют. Если отвечает, но не начинает борьбу с «запрещенным контентом», то тоже блокируют.

На первый взгляд вроде бы все логично. Но это же интернет. VPN-сервисов, анонимайзеров, прокси-серверов, децентрализованных сетей не просто много, а очень много. Настолько много, что спецслужбы вряд ли смогут вычислить все. Всегда будет такой сервис, который еще не закрыт.

Но ладно бы, если только это. Сервисы, заботящиеся о выполнении обязательств перед своими клиентами, вряд ли будут пассивно наблюдать за стремлениями Роскомнадзора и с радостью помогут пользователям обойти блокировки. Такуже поступили разработчики знаменитого Telegram, еще летом включившие в настройки программы меню с альтернативным доступом к своей Сети через прокси-серверы.

В чем суть закона, на что рассчитывают чиновники, принимая его, и будет ли он нормально функционировать? Попробуем разобраться

Например, сеть Tor использует другие механизмы, но они будут эффективны даже в том случае, если Роскомнадзор заблокирует все нынешние серверы Tor. Собственно, это же интернет. Он так работает.

Но и это еще далеко не все. Даже если сознательные и послушные пользователи будут докладывать на Лубянку, что жизнь остальных пользователей станет совсем невыносимой, то у них останется самый простой вариант обойти запрет VPN – завести собственный. Если сейчас это, может быть, не слишком просто без знания нужных программ, то, когда понадобится, появятся наборы для умельцев «Свой VPN! Без SMS, ФСБ и РКН», а добрые и отзывчивые мастера на всеруки настроят вам дома VPN за минимальную плату.

Вычислить, что вы пользуетесь приватным VPN, будет совсем непросто. Это возможно и теоретически, и практически, но только при установке дополнительного (и очень дорогого) оборудования у интернет-провайдеров. Закупить такое оборудование за свой счет они вряд ли смогут. Даже крупным компаниям это обойдется в десятки миллионов долларов. А ведь параллельно полет фантазии Ирины Яровой надо как-то спонсировать. Разве что государство побеспокоится.

«А как же Китай, где с 2003 года действует система фильтрации контента «Золотой щит»? Не в курсе? – спросите вы. – В Китае же сработало!» Сравнивать с Китаем ситуацию в России неправильно, потому что и Китай побогаче будет, иСеть там устроена иначе, чем в России. И даже в Китае VPN, говорят, кое-как, но работает. Было бы странно, если бы не работал: 31% всего трафика, которым Китай обменивается с внешним миром, проходит через VPN. И это уже вторая причина, почему закон работать не будет: на его реализацию хоть со сколько-нибудь заметной эффективностью в России нет достаточно средств. Так же, впрочем, как и на пресловутый «пакет Яровой», о чем мы писали в предыдущих статьях.

Давайте разберемся, откуда же берутся все эти «блокировки средств обхода блокировок», если и так всем понятно, что они абсолютно нереализуемы? Дело в том, что интернет совсем не такой, каким его представляют безнадежно отставшие от жизни и прогресса чиновники. «Члены всех выявленных органами безопасности ячеек использовали для конспиративного общения программы мгновенного обмена данными (мессенджеры)», – сообщает нам глава ФСБ. С ним практически согласна министр внутренних дел Великобритании, которая на днях заявила, что педофилы пользуются приложением WhatsApp, и ей «не нужно понимать, как работает шифрование, чтобы понять, как это помогает преступникам», а значит, шифрование в мессенджерах надо запретить.

Ни Александр Бортников, ни Эмбер Радд просто не догадываются о том, что, находясь на своих высоких постах, они не могут что-то запретить и заблокировать. Массово прослушивать телефонные переговоры могут, заснять камерами наружного наблюдения могут, положить в асфальт лицом, арестовать, посадить – могут что угодно исполнить. А запретить доступ к каким-то сайтам не могут? Как такое возможно?

При этом, очевидно, у них есть сотрудники (и в штате, и внештатные), которые все это тоже прекрасно понимают. Те, кто занимается реальной работой, расследованием реальных преступлений. Да просто те, кто пользуется компьютерами иинтернетом, как мы с вами. А вот их начальство, на мой взгляд, пользоваться компьютером просто не умеет, им это не интересно и по должности совсем необязательно. У них других дел полно: играть в подковерные игры, собирать профайлы и досье, говорить нужные слова их собственному начальству, которое тоже с интернетом не дружит. И это хорошая новость для обычных пользователей. Нам, наверное, как это было всегда, придется немного потрудиться надповышением компьютерной грамотности, но оно того стоит: можно будет усесться в кресле перед компьютером поудобнее и поднять себе настроение, наблюдая за тем, как нас пытаются заблокировать.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru