Обучение основам программирования с использованием платформы Coursera::Журнал СА 10.2017
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

  Опросы
1001 и 1 книга  
12.02.2021г.
Просмотров: 8881
Комментарии: 2
Коротко о корпусе. Как выбрать системный блок под конкретные задачи

 Читать далее...

11.02.2021г.
Просмотров: 9220
Комментарии: 5
Василий Севостьянов: «Как безболезненно перейти с одного продукта на другой»

 Читать далее...

20.12.2019г.
Просмотров: 16376
Комментарии: 0
Dr.Web: всё под контролем

 Читать далее...

04.12.2019г.
Просмотров: 15430
Комментарии: 13
Особенности сертификаций по этичному хакингу

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 16468
Комментарии: 6
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Обучение основам программирования с использованием платформы Coursera

Архив номеров / 2017 / Выпуск №10 (179) / Обучение основам программирования с использованием платформы Coursera

Рубрика: Карьера/Образование /  Образование в сети

Без фото ЕЛЕНА ЕРОХИНА, ст. преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», eerokhina@hse.ru

Без фото ДИАНА ХРУСЛОВА, ассистент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», dkhruslova@hse.ru

Обучение основам программирования
с использованием платформы Coursera

Изучение основ программирования в той или иной форме присутствует на всех направлениях подготовки в технических вузах. Однако уровень подготовки абитуриентов не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к студентам, поступающим на первый курс [1]

В настоящее время имеется проблема с изучением курса «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) в средней школе. Для физики, химии или математики имеются стандартные, устоявшиеся программы курса (которые, конечно же, могут отличаться для специализированных и общеобразовательных школ).

ОИВТ – относительно молодой предмет, для него есть множество программ, которые отличаются друг от друга как общей направленностью, так и глубиной изучения отдельных разделов предмета [2, пункт 9.5].

Обучение на первом курсе технического вуза предполагает, что выпускник средней школы владеет предметом хотя бы на уровне, позволяющем ему применять стандартные алгоритмы для решения простых задач.

Студент проверяет две работы других слушателей, а его работа, в свою очередь, проверяется двумя другими студентами

В то же время студенту необходимо представлять математическую суть задач, решаемых в курсе программирования. Желательно, чтобы студент мог видеть преимущества алгоритмов (например, сравнивать быстродействие различных алгоритмов [3]).

Но зачастую оказывается, что в школьном курсе ОИВТ уделяется недостаточно внимания изучению алгоритмизации. Для того чтобы обеспечить хороший базовый уровень программирования был разработан курс «Алгоритмизация вычислений» на платформе Coursera. Разработчик курса – Ерохина Елена Альфредовна, старший преподаватель департамента компьютерной инженерии Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова Высшей школы экономики.

При создании курса предполагалось, что целевая аудитория курса – школьники старших классов, готовящиеся к поступлению в технические вузы. Однако, как показал опыт использования «Алгоритмизации вычислений» в течение 2016-2017 учебного года, курс оказался интересен и полезен гораздо более широкой аудитории.

При изучении курса ставится цель освоить основы алгоритмизации и программирования на языке Pascal ABC net. Для этого необходимо научить слушателя:

  • записывать математическую постановку задачи;
  • использовать псевдокод для описания алгоритмов;
  • применять для решения задач стандартные алгоритмы;
  • проводить сравнительный анализ алгоритмов и выбирать алгоритм, дающий лучшее решение задачи;
  • проверять правильность алгоритма методом трассировки;
  • кодировать алгоритмы с использованием технологии структурного программирования;
  • отлаживать и тестировать программы.

Для кодирования программ в курсе «Алгоритмизация вычислений» используется среда программирования Pascal ABC net [4]. Выбор этой среды обусловлен тем, что, с одной стороны, она является продуктом, распространяемым наосновании свободной лицензии LGPLv3. С другой стороны, эта среда предоставляет все необходимые возможности для первоначального обучения программированию и не только.

Курс построен таким образом, что изложение необходимого теоретического материала сопровождается многочисленными примерами. При этом в процессе изучения курса необходимо решать множество задач, постепенно переходя отпростых к более сложным.

Для успешного завершения каждой недели необходимо пройти итоговый тест на минимально допустимое количество баллов

На изучение курса отводится двенадцать недель. Ниже приведены темы каждой недели:

  • Основы алгоритмизации.
  • Основные алгоритмические конструкции. Язык Pascal ABC net.
  • Циклы и примеры их использования.
  • Алгоритмы обработки одномерных массивов.
  • Алгоритмы сортировки. Обработка матриц.
  • Алгоритмы с досрочным выходом из цикла.
  • Процедуры и функции.
  • Решение задач с использованием процедур и функций.
  • Символьный тип данных. Строковый тип данных. Записи.
  • Файлы. Тип «множество».
  • Статические и динамические переменные. Указатели.
  • Статические и динамические переменные. Связанные списки.

В курсе предусматривается выполнение шести лабораторных работ. Кроме того, в каждой лекции имеются вопросы, на которые необходимо ответить для продолжения изучения материала. На неделях, в которых не предусмотрено выполнение лабораторных работ, студенты выполняют тестовые задания.

Опишем подробнее систему оценивания результатов обучения.

Оценка за выполнение лабораторных работ вычисляется путем взаимного оценивания отчетов по этим работам студентами – слушателями курса. На практике это означает, что студент проверяет две работы других слушателей, а его работа, в свою очередь, проверяется двумя другими студентами. Критерии оценивания работ подробно описаны преподавателем. При выставлении оценки необходимо точно указать, за что именно выставлены (или снижены) баллы при проверке работы.

Для успешного завершения каждой недели необходимо пройти итоговый тест на минимально допустимое (как правило, 75% правильных ответов) количество баллов. Для недель, где предусмотрено выполнение лабораторных работ, необходимо выполнить работу на определенную минимальную оценку (или выше). Итоговая оценка вычисляется по результатам прохождения всех недель курса и вычисляется как среднее арифметическое результатов всех недель.

Детально проанализируем данные о слушателях первого года обучения с сентября 2016-го по май 2017 года включительно.

На рис. 1 изображена динамика роста числа слушателей. Следует отметить, что соотношение числа зарегистрированных и активных слушателей является практически постоянным. К активным слушателям относится примерно половина иззарегистрированных. Слушатель считается активным, если он выполнил в срок хотя бы одно из заданий недели.

Рисунок 1. Динамика числа зарегистрированных на курсе и активных слушателей

Рисунок 1. Динамика числа зарегистрированных на курсе и активных слушателей

На рис. 2 приведена гистограмма числа слушателей по странам и регионам. Указаны данные о странах, для которых число слушателей превышает 10 человек. Наибольшее количество слушателей приходится на жителей Российской Федерации. Однако следует отметить, что число слушателей из Украины, Белоруссии и Казахстана также довольно высокое. Это можно объяснить тем, что курс преподается на русском языке, который массово изучается либо изучался вкачестве иностранного или второго языка. Число слушателей из европейских и азиатских стран существенно отличается в меньшую сторону, но в целом составляет довольно значительный процент.

Рисунок 2. Состав слушателей по странам и регионам

Рисунок 2. Состав слушателей по странам и регионам

На рис. 3 приведена гистограмма с группировкой по данным о соотношении числа слушателей по признакам «Пол» и «Возраст». Можно заметить значительное превышение количества мужчин вне зависимости от возраста. Следует отметить, что распределение числа слушателей по возрасту довольно близко к нормальному. Максимальное количество слушателей относится к возрастной группе 25-34 года, что примерно соответствует возрасту выпускника бакалавриата, специалитета либо магистратуры или молодого специалиста. Вторая по численности группа слушателей имеет возраст 18-24 года, что соответствует школьникам старших классов либо студентам вуза. Следует отметить, что эта группа составляет всего лишь 8,8%. Иными словами, целевая аудитория, на которую изначально был рассчитан курс, оказалась гораздо разнообразнее, чем это предполагалось первоначально.

Рисунок 3. Данные о соотношении числа слушателей по признакам «Пол» и «Возраст»

Рисунок 3. Данные о соотношении числа слушателей по признакам «Пол» и «Возраст»

На рис. 4 приведена круговая диаграмма по данным о статусе слушателя. Следует заметить, что подавляющее большинство слушателей не являются студентами. В совокупности с данными о возрасте слушателей это означает, что курс интересен не только студентам, но и обычным людям, желающим восполнить пробелы в образовании.

Рисунок 4. Статус слушателя

Рисунок 4. Статус слушателя

На рис. 5 приведена гистограмма, построенная по данным об образовании зарегистрированных пользователей. Как отмечалось выше, большинство слушателей имеют степень бакалавра либо магистра (что примерно соответствует возрастной группе 25-34 года). 14% слушателей имеют полное среднее образование и, по нашему мнению, записались на курс в целях совершенствования навыков программирования и приобретения знаний, необходимых для дальнейшего обучения.

Рисунок 5. Образование слушателей

Рисунок 5. Образование слушателей

На рис. 6 изображена гистограмма, построенная на основании данных о занятости слушателей. Подавляющее большинство слушателей имеют полную занятость. Слушатели с неполной занятостью и владельцы бизнеса с полной занятостью составляют вторую и третью по численности группы.

Рисунок 6. Занятость слушателей

Рисунок 6. Занятость слушателей

Из всего изложенного выше можно сделать следующие выводы:

  • С начала запуска курса «Алгоритмизация вычислений», который задумывался в основном как вспомогательные материалы для школьников старших классов и студентов первого курса бакалавриата, прирост сторонних слушателей оказался довольно велик.
  • В основном слушатели имеют высшее образование и работают полный рабочий день.
  • Также можно отметить, что подавляющее большинство – это мужчины.
  • Этот курс интересен для людей, которые не просто хотят научиться программировать, но и желают понять принципы построения алгоритмов.
  • Перечень тем этого курса включает всю информацию, необходимую для получения начальных знаний о программировании.
  • Не существует никаких возрастных, образовательных и иных ограничений для слушателей, желающих изучать этот курс.
  1. Настащук Н. А. Низкий уровень знаний современных абитуриентов по информатике: закономерность или случайность? // «Информатика и образование», № 2, 2014 г. – С. 90-94.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2017 г. № 613.
  3. Образовательный стандарт «Информатика и вычислительная техника» https://www.hse.ru/data/2016/05/25/1074458401/10.03.01%20Информатика%20и%20вычислительная%20техника.pdf.
  4. http://pascalabc.net/razrabotchiki-pascalabc-net.

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru