Может ли человек мыслить?::Журнал СА 9.2017
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

  Опросы
1001 и 1 книга  
12.02.2021г.
Просмотров: 8881
Комментарии: 2
Коротко о корпусе. Как выбрать системный блок под конкретные задачи

 Читать далее...

11.02.2021г.
Просмотров: 9220
Комментарии: 5
Василий Севостьянов: «Как безболезненно перейти с одного продукта на другой»

 Читать далее...

20.12.2019г.
Просмотров: 16376
Комментарии: 0
Dr.Web: всё под контролем

 Читать далее...

04.12.2019г.
Просмотров: 15430
Комментарии: 13
Особенности сертификаций по этичному хакингу

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 16468
Комментарии: 6
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Может ли человек мыслить?

Архив номеров / 2017 / Выпуск №9 (178) / Может ли человек мыслить?

Рубрика: Зал славы «СА»

Может ли человек мыслить?

Описать одним словом очередной «экспонат» нашего виртуального музея (не знаю, как для читателей журнала, но для автора ставшего почти домом родным!) не представляется возможным. Как не обойтись и без кавычек – потому что это что-то само по себе виртуальное, неосязаемое. Не технический агрегат, даже не программа, не собрание цитат или какой иной документ, а Метод.

Может ли человек мыслить?Метод мозгового штурма – перевод-калька с английского brainstorming – используется для поиска решений «нерешаемых» на первый взгляд задач. Формально это «оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике».

Другими словами, сначала четко формулируют проблему, после чего собирают группу участников мозгового штурма и определяют ведущего. И – начинается! Начинается генерация идей – чем их больше и чем более они «безумны», тем лучше. На этом этапе – никаких одобрений и никакой критики (любые оценки отвлекают и «гасят» достигнутые раскрепощенность участников и их творческий настрой). Никаких ограничений при выдвижении идей: пусть «не мешают» ни известные законы природы, ни жизненный опыт, нипроштудированные во время оно учебники и научные монографии.

А затем наступает обязательный второй этап, о котором часто забывают. В дело вступают эксперты, которые группируют, оценивают выдвинутые идеи и отбирают те, что имеют шанс воплотиться в реальность – какими бы «безумными» и оторванными от этой самой реальности они прежде не казались! Среди последних, как показывает без малого вековой опыт применения мозгового штурма, как раз и отыскиваются те алмазы – нетривиальные решения, – ради которых, собственно, и перерабатывались «тонны бесполезной породы».

Одним из первых, кто понял, что для получения нетривиальных решений нужно прежде всего создать нетривиальную творческую атмосферу, во всех отношениях раскрепощающую сознание и воображение тех, кто ищет эти решения, был американский изобретатель Томас Эдисон (о котором см. отдельную статью в этом номере «СА». – В.Г.), создатель первого «мозгового центра». Сам же метод брейнсторминга был изобретен в конце 1930-х – начале 1940-х годов соотечественником Эдисона – рекламным агентом, предпринимателем иавтором книг-бестселлеров Алексом Осборном (1888-1966). Вместе с партнерами он основал одно из ведущих рекламных агентств в США (ныне транснациональное со штаб-квартирой в Нью-Йорке) – Batten, Barton, Durstine & Osborn (BBD&O). Метод был детально изложен в книге Осборна «How to Think Up» (1942), переводить название которой можно по-разному: «Как придумывать», «Как сочинять», «Как выдумывать» и даже «Как думать лучше». На деньги, полученные от продажи своих книг, Осборн в середине 1950-х основал первое образовательное учреждение для развития творческого мышления – Creative Education Foundation.

А из отечественных разработчиков аналогичных методов развития творческого мышления и, в частности, решения чисто изобретательских задач нельзя не отметить Генриха Альтшуллера (1926-1998). Не сомневаюсь, что многим читателям журнала должно быть знакомо это имя – автора ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач – теории развития технических систем) и ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретателя и педагога. Как и тем, кто, подобно автору, неравнодушен к научной фантастике, знакомо творчество одного из ведущих советских писателей-фантастов Генриха Альтова (литературный псевдоним Альтшуллера).

Разрабатывать свои идеи (вместе с Рафаэлем Шапиро) он начал еще в конце 1940-х годов и занимался этим всю оставшуюся жизнь. На организованных им по всей стране семинарах поТРИЗ и школах молодого изобретателя, в собственной рубрике на страницах «Пионерской правды» и, наконец, в им же созданной Международной ассоциации ТРИЗ. Между прочим, еще в 1970-х годах в отечественных центрах ТРИЗ были разработаны первые компьютерные программы для автоматизации решения изобретательских задач (проект «Изобретающая машина»). После известных событий двумя десятилетиями позже эти разработки (как, увы, и многое другое) плавно перекочевали на Запад. В частности, в США, где «почти альтовские» формулировки – Invention Machine (Машина Изобретений) и Ideation (вариант перевода – «идеетворчество») – стали едва ли не общеупотребительными.

Владимир Гаков


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru