Ильяс Латыпов: «Большинство выпускников-математиков находят работу в сфере информационных технологий»::Журнал СА 9.2017
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

Разбор полетов  

Ошибок опыт трудный

Как часто мы легко повторяем, что не надо бояться совершать ошибки, мол,

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6193
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6902
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4185
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 2989
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3794
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3805
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6297
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3152
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3446
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7261
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10628
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12349
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 13980
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9109
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7064
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5375
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4603
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3414
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3144
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3391
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3012
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Ильяс Латыпов: «Большинство выпускников-математиков находят работу в сфере информационных технологий»

Архив номеров / 2017 / Выпуск №9 (178) / Ильяс Латыпов: «Большинство выпускников-математиков находят работу в сфере информационных технологий»

Рубрика: Карьера/Образование /  Alma mater российских ИТ

Ильяс Латыпов:
«Большинство выпускников-математиков находят работу в сфере информационных технологий»

В гостях у «Системного администратора» – Ильяс Латыпов, директор Института математики и информационных технологий Омcкого государственного университета им. Ф.М. Достоевского

Ильяс Латыпов
Ильяс Латыпов, директор Института математики и информационных технологий Омcкого государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидат физико-математических наук, доцент

– Известно, что в классических университетах неизменно есть математический факультет, ведь еще Карл Фридрих Гаусс заявлял о том, что математика – царица наук. В ОмГУ им. Ф.М. Достоевского математический факультет был преобразован в Институт математики и информационных технологий. Что послужило причиной такого преобразования?

– В ОмГУ им. Ф.М. Достоевского подготовка математиков ведется с момента создания университета в 1974 году. В 2007-м на базе математического факультета, университетского центра интернета и Омского регионального центра информатизации был создан Институт математики и информационных технологий – ИМИТ.

В последнее время подавляющее большинство выпускников-математиков находят работу в сфере информационных технологий. Часть выпускников устраивается на работу в ИТ-подразделения университета, причем начинают работать еще будучи студентами. ИМИТ был создан как раз в целях улучшения работы университетских ИТ-подразделений иповышения качества подготовки выпускников для ИТ-индустрии.

Институт обеспечен современными компьютерными классами, сетевой лабораторией, работает студенческое конструкторское бюро.

– Успевает ли университетское ИТ-образование за стремительно развивающейся сферой ИТ? Какие образовательные направления в рамках института вы бы назвали трендовыми, наиболее востребованными сегодня?

– ИМИТ ведет обучение студентов по специальности «Фундаментальные математика и механика» и направлению подготовки бакалавров и магистров «Прикладная математика иинформатика». Специальность – классическая университетская и ориентирована в первую очередь на наукоемкое производство, научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность.

Бакалаврам после второго курса мы предлагаем выбрать один из двух профилей – «Прикладную математику» или «Программирование и информационные технологии».

Профиль «Прикладная математика» ориентирован на научно-исследовательскую деятельность и на подготовку аналитиков в разных сферах, профиль «Программирование иинформационные технологии» – на разработку программного обеспечения.

Прикладная математика – по сути, классический университетский профиль, бакалавры выполняют выпускную работу в основном по математическому моделированию, задачам оптимизации, математическим методам защиты информации и ряду других направлений, но в любом случае с использованием информационных технологий.

Выпускники нашего университета не остаются без работы. Большинство из них трудоустраиваются в ИТ-индустрии, а также в финансовой сфере, страховом бизнесе, логистике, вконструкторских бюро, на промышленных предприятиях, в учебных и научных учреждениях

«Программирование и информационные технологии» – современный технологичный профиль, в последнее время раз в два-три года появляются существенные нововведения вучебном плане. Спецкурсы здесь читают практики из ИТ-предприятий Омска.

По окончании бакалавриата можно продолжить образование в магистратуре. Мы предлагаем три программы магистратуры: «Математическое моделирование», «Исследование операций и системный анализ» и «Информационные технологии». Первые две – продолжение профиля «Прикладная математика», а третья – продолжение профиля «Программирование и информационные технологии» бакалавриата.

– Насколько трудоустроены выпускники Института математики и информационных технологий? Где они наиболее успешно реализуют свой потенциал?

– У нас выпускники не остаются без работы. Большинство выпускников работают в ИТ-индустрии: в Омске наблюдается катастрофическая нехватка кадров в ИТ-сфере. Кроме того, выпускники работают в финансовой сфере, страховом бизнесе, логистике, в конструкторских бюро, на промышленных предприятиях, в учебных и научных учреждениях. Они находят работу не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами. Достаточно большое количество выпускников бакалавриата поступают в магистратуру столичных изарубежных вузов.

Справка

23 декабря 2002 г. Омский государственный университет внесен в Единый государственный реестр юридических лиц как Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет».

Постановлением Правительства Омской области от 22 апреля 2004 г. № 14-п и приказом Федерального агентства по образованию от 21 января 2005 г. № 23 Омскому государственному университету присвоено имя Ф.М. Достоевского.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 г. № 1806 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № 208 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского».

Сайт университета: – http://omsu.ru

У нынешних студентов после третьего курса учебный план включает производственную практику с отрывом от учебы длительностью четыре недели. Кроме того, на четвертом курсе есть непрерывная производственная практика.

Предприятия-партнеры заинтересованы в привлечении будущих работников: на сегодняшний день предложений на практику от них больше, чем мы можем дать им студентов. Этопозволяет студенту после третьего курса пойти на практику на какое-нибудь предприятие на месяц, а потом, если будет хороший опыт, остаться на нем на практику еще и на время четвертого курса и в дальнейшем трудоустроиться здесь же. Если студент поймет, что выбранное направление деятельности ему не подходит, то можно найти на следующий год другой вариант практики.

– Сейчас компьютерным технологиям обучают во многих вузах. Есть тренд на узкоспециализированное образование. Насколько математика необходима как базис специалистам технологической сферы?

– Мы первые два года ведем обучение и специалистов, и бакалавров по одной программе, разница лишь в курсах по выбору. Это позволяет дать всем студентам общематематическую базу, в том числе основы информатики и программирования. Поэтому выпускники после окончания университета достаточно легко самостоятельно осваивают новые технологии.

Предприятия-партнеры заинтересованы в привлечении будущих работников: сегодня предложений на практику от них больше, чем мы можем дать им студентов

Кроме того, есть возможность достаточно безболезненной смены направления деятельности. Знаю примеры наших выпускников, которые начинали работать в банковской сфере, потом уходили в программирование, а затем снова возвращались в банк.

– Как одаренные студенты ИМИТа демонстрируют свои таланты?

– Студенты ИМИТа участвуют в различных олимпиадах и конкурсах. Ежегодно проводятся студенческие конференции, лучших мы посылаем на конференцию Новосибирского университета. Также отправляем перспективных студентов на Всероссийскую студенческую олимпиаду по математике, проводим отборочные этапы олимпиады по спортивному программированию АСМ и олимпиады «ИТ-планета» (почти ежегодно наши студенты проходят в финал олимпиады «ИТ-планета»).

Обучающиеся в институте, как мы уже говорили, сотрудничают с ИТ-предприятиями, и многие еще на третьем курсе начинают работать.

Кроме того, есть возможность развивать свои идеи в рамках студенческого конструкторского бюро (СКБ) или создать малое предприятие на базе Бизнес-инкубатора ОмГУ. Одно изИТ-предприятий Омска фактически зародилось в нашем СКБ и несколько лет функционировало в Бизнес-инкубаторе вуза. Три наших студента получали гранты по программе «Умник».

– А не скучно ли студентам вычислять с утра до ночи? Как обстоят дела с внеучебной работой факультета?

– У наших студентов внеучебная жизнь весьма насыщенная. Первое мероприятие для первокурсников – конкурс «Турнир претендентов». Своего рода КВН между группами первого курса, обычно он проводится в ноябре. Цель конкурса – сплотить группы. У каждой группы первого курса бакалавриата и специалитета есть шефы-старшекурсники, они помогают приготовиться к конкурсу и рассказывают первокурсникам о традициях факультета. Кроме того, в турнире участвует и группа первого курса магистратуры – показывает новичкам пример.

Самое большое наше внеучебное мероприятие – Неделя математика. Обычно она начинается 1 апреля, в День математика. Начинается это мероприятие торжественным выходом назанятия и актовой лекцией одного из преподавателей, затем проходят посвящение первокурсников в студенты, пресс-конференция преподавателей, различные интеллектуальные испортивные соревнования студентов, а завершает все аукцион (о нем чуть позже).

В числе студенческих соревнований – олимпиада по программированию, олимпиада по преподаванию математики, соревнования по игровым видам спорта, соревнования пошахматам, карточным играм, компьютерным играм, «Что? Где? Когда?».

Аукцион традиционно завершает Неделю математика. Лоты выставляют преподаватели и предприятия-партнеры, иногда это авторский торт, варенье от преподавателей, какие-тосувениры, в качестве лотов выступают также «индульгенции», дающие право на повышение оценки на зачетах и экзаменах. Лот может выиграть любой студент, показавший лучший номер самодеятельности с точки зрения аукциониста – аукционистом является один из преподавателей факультета. Кроме того, на аукционе награждаются победители многочисленных соревнований Недели математика.


Екатерина Кукина
Доцент кафедры алгебры и математического анализа

Екатерина Кукина:
«На математическом факультете в первую очередь учат думать, мыслить, делать выводы и искать закономерности»

Невозможно представить себе программиста, не умеющего думать. Но точно так же невозможно представить себе серьезного современного математика, не умеющего программировать. Многие задачи из математики, даже самые, казалось бы, абстрактные, сейчас решаются при помощи огромной вычислительной мощи, которую предоставляет внаше распоряжение современная техника. Но точно так же многие задачи, возникающие в программировании, оказываются наукоемкими, и прежде, чем брать в руки клавиатуру, необходимо подумать и решить эту задачу «на бумажке». Именно поэтому серьезное математическое образование невозможно без глубоких знаний программирования. А серьезное образование программистов невозможно без глубоких знаний математики. Причем математики не как некоторого набора шаблонов решения задач и примеров, а математики какправильного способа мышления. Математики как логики. Математики как искусства.

У нас на матфаке (так мы, старожилы, все еще называем Институт математики и информационных технологий) учат и математике, и программированию. Параллельно. Последовательно. Вместе. Одно помогает в изучении второго, а затем второе помогает переосмыслить и глубже понять первое.

Первые два года мы всех учим одинаково. А затем, когда студенты начинают понимать всю прелесть математики и всю красоту программирования, всю логичность объектно-ориентированного подхода и всю процедурность в решении задач, мы предлагаем им выбрать, что для них ближе: математика или программирование. А дальше – больше. Мыпредлагаем каждому студенту выбрать совершенно уникальный набор специальных курсов. Некоторые будут программировать под Android, а другие узнают всю подноготную Windows. Одни выберут аналоговые исследования звука, а другие – изучение плоских кристаллографических групп. Одни пойдут на спецкурс к профессору Виталию Романькову, одному из самых известных специалистов по криптографии в России и в мире, который работает на нашем факультете с момента его основания. Другие пойдут на спецкурс кдиректору компании 7 bits, которая занимается разработкой программного обеспечения, Анне Тарасенко, классному программисту, успешному предпринимателю и нашей выпускнице. Одни выберут специализацию в лабораториях Омского филиала института математики. Другие будут ходить на стажировку в ведущие ИТ-компании Омска.

Учеба, учеба и еще раз учеба. И учиться у нас трудно, да. Но и кроме учебы есть куча всего. Стихочтения и футбол, шахматы и бридж, обязательная новогодняя вечеринка, конкурс «Мисс математика» и КВН, посвящение и аукцион, ночной квест по городу и турниры по киберспорту – это только малая толика того, от чего наши студенты устают в промежутках между написанием программ и решением типовиков по математическому анализу.

А после выпуска? Один мой одногруппник работает руководителем проектов в США, в штате Каролина. Другой – ведущим программистом в Нью-Йорке. Третий в Сиэтле работает вAmazon. Четвертый – профессор математики в Барселоне. Пятый открыл свой бизнес в Омске. Шестой руководит проектами в Google. Седьмого сама пригласила к себе в головной офис компания Nokia, когда он еще заканчивал обучение. Восьмой... Да всех не перечислишь. Нас ведь 76 человек в выпуске!

Нынешние студенты не менее успешны. Например, двое наших выпускников сейчас продолжают обучение во французском городе Нанте: один в аспирантуре, другой вмагистратуре. Буквально в прошлом году двое наших выпускников-бакалавров закончили с отличием магистратуру ИТМО. Весной наших выпускников приглашали в аспирантуру вБразилию. Наши выпускники поступают в магистратуры Москвы и Петербурга одними из лучших. Причем дальнейшее обучение в магистратуре не обязательно по математической или компьютерной квалификации. Некоторые в магистратуре изучают экономику или маркетинг, психологию, социологию, юриспруденцию, даже аграрные науки (я, если честно, исама не знаю, что это такое)! Возможности безграничны. Ведь на математическом факультете учат не дифференцировать или умножать матрицы. Здесь в первую очередь учат думать, мыслить, делать выводы и искать закономерности. А умение думать пригодится всегда.


Дмитрий Шевченко
Студент, МПБ- 402-403-О

Дмитрий Шевченко:
«Вообразите себе, сколько талантливых и многогранных ребят ежегодно поступают на матфак»

Факт того, что вы учитесь, учились или хотите учиться на математическом факультете, уже многое о вас говорит, например, то, что вы человек, который обладает уникальной дерзостью ума, вы не любите, когда вам что-то объясняют – вы сами ищете ответы. А можно сказать, что вы получаете удовольствие от знаний, которыми овладели, и постоянно стремитесь к новым.

Низкий поклон всем наставникам и преподавателям, которые поддерживают этот огонь внутри. А самое главное – они научили нас учиться.

Вообразите себе, сколько талантливых и многогранных ребят ежегодно поступают на матфак. Самых активных уже на первом курсе знает весь факультет из-за большого количества внеучебных мероприятий. Если участвовать в жизни своего факультета, то можно быть уверенным – вы не пропадете. Главное – не забывать про учебу, в которой нет места лени…


Ольга Андякина
Студентка, МПБ-402-О

Ольга Андякина:
«Есть возможность получить второе (педагогическое) образование и, например, учить детей на "малом" матфаке»

Сложился стереотип, что учиться на мафакультете сложно и скучно. Сложно? О да! Скучно? Совсем нет!

С первых дней обучения я с головой окунулась в жизнь своего факультета. Множество интересных предметов (узнаешь, что математика – это далеко не только алгебра и геометрия) икрутых преподавателей, которые эти предметы ведут, дополнила богатая внеучебная жизнь: с середины сентября первокурсники готовятся к «Турниру претендентов». Это отличная возможность по-настоящему познакомиться и сдружиться с одногруппниками (и не только) и почувствовать атмосферу факультета.

После турпрета скучать не приходится, и мероприятий на любой вкус достаточно: олимпиады, дни открытых дней, новогодние вечеринки, Неделя математика. Плюс возможность получить второе (педагогическое) образование и, например, учить детей на «малом» матфаке.

На самом деле, помимо получения знаний в разных областях математики и программирования, студенты ИМИТа учатся более целостно и систематично воспринимать окружающий мир, мыслить последовательно и основательно, что точно не будет лишним в дальнейшей жизни.


Евгений Князев
Студент, МПБ-402-О

Евгений Князев:
«Если хотите стать успешным программистом, математиком от науки, логистом, аналитиком, то вам сюда»

Учиться здесь сложно, но не невозможно – я не получил ни одной тройки, например. Изучение математики создает систему в голове, развивает критическое мышление. Я видел математиков, перешедших в разные области, вплоть до написания книг, но не наоборот. Научная деятельность, публикации в иностранных изданиях, олимпиады внутри вуза ивсероссийские олимпиады доступны каждому студенту, было бы желание.

Сильным бонусом обучения является сотрудничество факультета с ведущими ИТ-компаниями Омска. В процессе всегда можно записаться на спецкурс работодателя, успешно пройти его и получить работу. База будет достаточной.

Я уверен, что такой внеучебной работы, как у нас, нет ни на одном факультете в ОмГУ, ни в одном вузе в Омске и не во всех городах РФ. Организационный комитет ИМИТа – этопроектная деятельность, последние технологии в работе, опыт управленца, публичные выступления, креативность.

ИМИТ – четыре буквы, но о нем нужна тысяча слов. Скажу просто: если хотите стать успешным программистом, математиком от науки, логистом, аналитиком, то вам сюда.

Подготовил Евгений Белкин


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru