Рубрика:
Карьера/Образование /
Alma mater российских ИТ
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Ильяс Латыпов: «Большинство выпускников-математиков находят работу в сфере информационных технологий»
В гостях у «Системного администратора» – Ильяс Латыпов, директор Института математики и информационных технологий Омcкого государственного университета им. Ф.М. Достоевского
|
Ильяс Латыпов, директор Института математики и информационных технологий Омcкого государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидат физико-математических наук, доцент |
– Известно, что в классических университетах неизменно есть математический факультет, ведь еще Карл Фридрих Гаусс заявлял о том, что математика – царица наук. В ОмГУ им. Ф.М. Достоевского математический факультет был преобразован в Институт математики и информационных технологий. Что послужило причиной такого преобразования?
– В ОмГУ им. Ф.М. Достоевского подготовка математиков ведется с момента создания университета в 1974 году. В 2007-м на базе математического факультета, университетского центра интернета и Омского регионального центра информатизации был создан Институт математики и информационных технологий – ИМИТ.
В последнее время подавляющее большинство выпускников-математиков находят работу в сфере информационных технологий. Часть выпускников устраивается на работу в ИТ-подразделения университета, причем начинают работать еще будучи студентами. ИМИТ был создан как раз в целях улучшения работы университетских ИТ-подразделений иповышения качества подготовки выпускников для ИТ-индустрии.
Институт обеспечен современными компьютерными классами, сетевой лабораторией, работает студенческое конструкторское бюро.
– Успевает ли университетское ИТ-образование за стремительно развивающейся сферой ИТ? Какие образовательные направления в рамках института вы бы назвали трендовыми, наиболее востребованными сегодня?
– ИМИТ ведет обучение студентов по специальности «Фундаментальные математика и механика» и направлению подготовки бакалавров и магистров «Прикладная математика иинформатика». Специальность – классическая университетская и ориентирована в первую очередь на наукоемкое производство, научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность.
Бакалаврам после второго курса мы предлагаем выбрать один из двух профилей – «Прикладную математику» или «Программирование и информационные технологии».
Профиль «Прикладная математика» ориентирован на научно-исследовательскую деятельность и на подготовку аналитиков в разных сферах, профиль «Программирование иинформационные технологии» – на разработку программного обеспечения.
Прикладная математика – по сути, классический университетский профиль, бакалавры выполняют выпускную работу в основном по математическому моделированию, задачам оптимизации, математическим методам защиты информации и ряду других направлений, но в любом случае с использованием информационных технологий.
Выпускники нашего университета не остаются без работы. Большинство из них трудоустраиваются в ИТ-индустрии, а также в финансовой сфере, страховом бизнесе, логистике, вконструкторских бюро, на промышленных предприятиях, в учебных и научных учреждениях |
«Программирование и информационные технологии» – современный технологичный профиль, в последнее время раз в два-три года появляются существенные нововведения вучебном плане. Спецкурсы здесь читают практики из ИТ-предприятий Омска.
По окончании бакалавриата можно продолжить образование в магистратуре. Мы предлагаем три программы магистратуры: «Математическое моделирование», «Исследование операций и системный анализ» и «Информационные технологии». Первые две – продолжение профиля «Прикладная математика», а третья – продолжение профиля «Программирование и информационные технологии» бакалавриата.
– Насколько трудоустроены выпускники Института математики и информационных технологий? Где они наиболее успешно реализуют свой потенциал?
– У нас выпускники не остаются без работы. Большинство выпускников работают в ИТ-индустрии: в Омске наблюдается катастрофическая нехватка кадров в ИТ-сфере. Кроме того, выпускники работают в финансовой сфере, страховом бизнесе, логистике, в конструкторских бюро, на промышленных предприятиях, в учебных и научных учреждениях. Они находят работу не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами. Достаточно большое количество выпускников бакалавриата поступают в магистратуру столичных изарубежных вузов.
Справка
23 декабря 2002 г. Омский государственный университет внесен в Единый государственный реестр юридических лиц как Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет».
Постановлением Правительства Омской области от 22 апреля 2004 г. № 14-п и приказом Федерального агентства по образованию от 21 января 2005 г. № 23 Омскому государственному университету присвоено имя Ф.М. Достоевского.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 г. № 1806 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № 208 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского».
Сайт университета: – http://omsu.ru
|
У нынешних студентов после третьего курса учебный план включает производственную практику с отрывом от учебы длительностью четыре недели. Кроме того, на четвертом курсе есть непрерывная производственная практика.
Предприятия-партнеры заинтересованы в привлечении будущих работников: на сегодняшний день предложений на практику от них больше, чем мы можем дать им студентов. Этопозволяет студенту после третьего курса пойти на практику на какое-нибудь предприятие на месяц, а потом, если будет хороший опыт, остаться на нем на практику еще и на время четвертого курса и в дальнейшем трудоустроиться здесь же. Если студент поймет, что выбранное направление деятельности ему не подходит, то можно найти на следующий год другой вариант практики.
– Сейчас компьютерным технологиям обучают во многих вузах. Есть тренд на узкоспециализированное образование. Насколько математика необходима как базис специалистам технологической сферы?
– Мы первые два года ведем обучение и специалистов, и бакалавров по одной программе, разница лишь в курсах по выбору. Это позволяет дать всем студентам общематематическую базу, в том числе основы информатики и программирования. Поэтому выпускники после окончания университета достаточно легко самостоятельно осваивают новые технологии.
Предприятия-партнеры заинтересованы в привлечении будущих работников: сегодня предложений на практику от них больше, чем мы можем дать им студентов |
Кроме того, есть возможность достаточно безболезненной смены направления деятельности. Знаю примеры наших выпускников, которые начинали работать в банковской сфере, потом уходили в программирование, а затем снова возвращались в банк.
– Как одаренные студенты ИМИТа демонстрируют свои таланты?
– Студенты ИМИТа участвуют в различных олимпиадах и конкурсах. Ежегодно проводятся студенческие конференции, лучших мы посылаем на конференцию Новосибирского университета. Также отправляем перспективных студентов на Всероссийскую студенческую олимпиаду по математике, проводим отборочные этапы олимпиады по спортивному программированию АСМ и олимпиады «ИТ-планета» (почти ежегодно наши студенты проходят в финал олимпиады «ИТ-планета»).
Обучающиеся в институте, как мы уже говорили, сотрудничают с ИТ-предприятиями, и многие еще на третьем курсе начинают работать.
Кроме того, есть возможность развивать свои идеи в рамках студенческого конструкторского бюро (СКБ) или создать малое предприятие на базе Бизнес-инкубатора ОмГУ. Одно изИТ-предприятий Омска фактически зародилось в нашем СКБ и несколько лет функционировало в Бизнес-инкубаторе вуза. Три наших студента получали гранты по программе «Умник».
– А не скучно ли студентам вычислять с утра до ночи? Как обстоят дела с внеучебной работой факультета?
– У наших студентов внеучебная жизнь весьма насыщенная. Первое мероприятие для первокурсников – конкурс «Турнир претендентов». Своего рода КВН между группами первого курса, обычно он проводится в ноябре. Цель конкурса – сплотить группы. У каждой группы первого курса бакалавриата и специалитета есть шефы-старшекурсники, они помогают приготовиться к конкурсу и рассказывают первокурсникам о традициях факультета. Кроме того, в турнире участвует и группа первого курса магистратуры – показывает новичкам пример.
Самое большое наше внеучебное мероприятие – Неделя математика. Обычно она начинается 1 апреля, в День математика. Начинается это мероприятие торжественным выходом назанятия и актовой лекцией одного из преподавателей, затем проходят посвящение первокурсников в студенты, пресс-конференция преподавателей, различные интеллектуальные испортивные соревнования студентов, а завершает все аукцион (о нем чуть позже).
В числе студенческих соревнований – олимпиада по программированию, олимпиада по преподаванию математики, соревнования по игровым видам спорта, соревнования пошахматам, карточным играм, компьютерным играм, «Что? Где? Когда?».
Аукцион традиционно завершает Неделю математика. Лоты выставляют преподаватели и предприятия-партнеры, иногда это авторский торт, варенье от преподавателей, какие-тосувениры, в качестве лотов выступают также «индульгенции», дающие право на повышение оценки на зачетах и экзаменах. Лот может выиграть любой студент, показавший лучший номер самодеятельности с точки зрения аукциониста – аукционистом является один из преподавателей факультета. Кроме того, на аукционе награждаются победители многочисленных соревнований Недели математика.
|
Доцент кафедры алгебры и математического анализа |
Екатерина Кукина: «На математическом факультете в первую очередь учат думать, мыслить, делать выводы и искать закономерности»
Невозможно представить себе программиста, не умеющего думать. Но точно так же невозможно представить себе серьезного современного математика, не умеющего программировать. Многие задачи из математики, даже самые, казалось бы, абстрактные, сейчас решаются при помощи огромной вычислительной мощи, которую предоставляет внаше распоряжение современная техника. Но точно так же многие задачи, возникающие в программировании, оказываются наукоемкими, и прежде, чем брать в руки клавиатуру, необходимо подумать и решить эту задачу «на бумажке». Именно поэтому серьезное математическое образование невозможно без глубоких знаний программирования. А серьезное образование программистов невозможно без глубоких знаний математики. Причем математики не как некоторого набора шаблонов решения задач и примеров, а математики какправильного способа мышления. Математики как логики. Математики как искусства.
У нас на матфаке (так мы, старожилы, все еще называем Институт математики и информационных технологий) учат и математике, и программированию. Параллельно. Последовательно. Вместе. Одно помогает в изучении второго, а затем второе помогает переосмыслить и глубже понять первое.
Первые два года мы всех учим одинаково. А затем, когда студенты начинают понимать всю прелесть математики и всю красоту программирования, всю логичность объектно-ориентированного подхода и всю процедурность в решении задач, мы предлагаем им выбрать, что для них ближе: математика или программирование. А дальше – больше. Мыпредлагаем каждому студенту выбрать совершенно уникальный набор специальных курсов. Некоторые будут программировать под Android, а другие узнают всю подноготную Windows. Одни выберут аналоговые исследования звука, а другие – изучение плоских кристаллографических групп. Одни пойдут на спецкурс к профессору Виталию Романькову, одному из самых известных специалистов по криптографии в России и в мире, который работает на нашем факультете с момента его основания. Другие пойдут на спецкурс кдиректору компании 7 bits, которая занимается разработкой программного обеспечения, Анне Тарасенко, классному программисту, успешному предпринимателю и нашей выпускнице. Одни выберут специализацию в лабораториях Омского филиала института математики. Другие будут ходить на стажировку в ведущие ИТ-компании Омска.
Учеба, учеба и еще раз учеба. И учиться у нас трудно, да. Но и кроме учебы есть куча всего. Стихочтения и футбол, шахматы и бридж, обязательная новогодняя вечеринка, конкурс «Мисс математика» и КВН, посвящение и аукцион, ночной квест по городу и турниры по киберспорту – это только малая толика того, от чего наши студенты устают в промежутках между написанием программ и решением типовиков по математическому анализу.
А после выпуска? Один мой одногруппник работает руководителем проектов в США, в штате Каролина. Другой – ведущим программистом в Нью-Йорке. Третий в Сиэтле работает вAmazon. Четвертый – профессор математики в Барселоне. Пятый открыл свой бизнес в Омске. Шестой руководит проектами в Google. Седьмого сама пригласила к себе в головной офис компания Nokia, когда он еще заканчивал обучение. Восьмой... Да всех не перечислишь. Нас ведь 76 человек в выпуске!
Нынешние студенты не менее успешны. Например, двое наших выпускников сейчас продолжают обучение во французском городе Нанте: один в аспирантуре, другой вмагистратуре. Буквально в прошлом году двое наших выпускников-бакалавров закончили с отличием магистратуру ИТМО. Весной наших выпускников приглашали в аспирантуру вБразилию. Наши выпускники поступают в магистратуры Москвы и Петербурга одними из лучших. Причем дальнейшее обучение в магистратуре не обязательно по математической или компьютерной квалификации. Некоторые в магистратуре изучают экономику или маркетинг, психологию, социологию, юриспруденцию, даже аграрные науки (я, если честно, исама не знаю, что это такое)! Возможности безграничны. Ведь на математическом факультете учат не дифференцировать или умножать матрицы. Здесь в первую очередь учат думать, мыслить, делать выводы и искать закономерности. А умение думать пригодится всегда.
|
|
Студент, МПБ- 402-403-О |
Дмитрий Шевченко: «Вообразите себе, сколько талантливых и многогранных ребят ежегодно поступают на матфак»
Факт того, что вы учитесь, учились или хотите учиться на математическом факультете, уже многое о вас говорит, например, то, что вы человек, который обладает уникальной дерзостью ума, вы не любите, когда вам что-то объясняют – вы сами ищете ответы. А можно сказать, что вы получаете удовольствие от знаний, которыми овладели, и постоянно стремитесь к новым.
Низкий поклон всем наставникам и преподавателям, которые поддерживают этот огонь внутри. А самое главное – они научили нас учиться.
Вообразите себе, сколько талантливых и многогранных ребят ежегодно поступают на матфак. Самых активных уже на первом курсе знает весь факультет из-за большого количества внеучебных мероприятий. Если участвовать в жизни своего факультета, то можно быть уверенным – вы не пропадете. Главное – не забывать про учебу, в которой нет места лени…
|
|
Студентка, МПБ-402-О |
Ольга Андякина: «Есть возможность получить второе (педагогическое) образование и, например, учить детей на "малом" матфаке»
Сложился стереотип, что учиться на мафакультете сложно и скучно. Сложно? О да! Скучно? Совсем нет!
С первых дней обучения я с головой окунулась в жизнь своего факультета. Множество интересных предметов (узнаешь, что математика – это далеко не только алгебра и геометрия) икрутых преподавателей, которые эти предметы ведут, дополнила богатая внеучебная жизнь: с середины сентября первокурсники готовятся к «Турниру претендентов». Это отличная возможность по-настоящему познакомиться и сдружиться с одногруппниками (и не только) и почувствовать атмосферу факультета.
После турпрета скучать не приходится, и мероприятий на любой вкус достаточно: олимпиады, дни открытых дней, новогодние вечеринки, Неделя математика. Плюс возможность получить второе (педагогическое) образование и, например, учить детей на «малом» матфаке.
На самом деле, помимо получения знаний в разных областях математики и программирования, студенты ИМИТа учатся более целостно и систематично воспринимать окружающий мир, мыслить последовательно и основательно, что точно не будет лишним в дальнейшей жизни.
|
|
Студент, МПБ-402-О |
Евгений Князев: «Если хотите стать успешным программистом, математиком от науки, логистом, аналитиком, то вам сюда»
Учиться здесь сложно, но не невозможно – я не получил ни одной тройки, например. Изучение математики создает систему в голове, развивает критическое мышление. Я видел математиков, перешедших в разные области, вплоть до написания книг, но не наоборот. Научная деятельность, публикации в иностранных изданиях, олимпиады внутри вуза ивсероссийские олимпиады доступны каждому студенту, было бы желание.
Сильным бонусом обучения является сотрудничество факультета с ведущими ИТ-компаниями Омска. В процессе всегда можно записаться на спецкурс работодателя, успешно пройти его и получить работу. База будет достаточной.
Я уверен, что такой внеучебной работы, как у нас, нет ни на одном факультете в ОмГУ, ни в одном вузе в Омске и не во всех городах РФ. Организационный комитет ИМИТа – этопроектная деятельность, последние технологии в работе, опыт управленца, публичные выступления, креативность.
ИМИТ – четыре буквы, но о нем нужна тысяча слов. Скажу просто: если хотите стать успешным программистом, математиком от науки, логистом, аналитиком, то вам сюда.
|
Подготовил Евгений Белкин
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|