Рубрика:
Карьера/Образование /
Ретроспектива
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ВЛАДИМИР ГАКОВ, писатель, специалист по научной фантастике, журналист, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. читает курс по истории бизнеса в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Автор 8 книг и более 2000 публикаций
Пол – друг Билла
Американский бизнесмен Пол Аллен, которому в январе будущего года исполнится 65 лет, в последнем рейтинге самых богатых людей мира (по версии журнала Forbes) занимает 42-е место с «личной капитализацией» чуть более $19 млрд. На сегодняшний день это один из ведущих мировых инвесторов и филантропов, основатель и главный акционер нескольких компаний и владелец нескольких профессиональных спортивных клубов. А четыре десятка лет назад Пол вместе с школьным другом Биллом (да-да, тем самым!) основал легендарную компанию – Microsoft. Но вскоре покинул ее – по причинам, которые будут сообщены ниже…
Миллиардеры с «неполным высшим»
Имеется в виду образование. Ибо и Пол Аллен, как и прочие великие «недоучки» – завсегдатаи верхних строк упомянутого списка Forbes: тот же друг и деловой партнер Билл Гейтс, а также Стив Джобс, Майкл Делл и многие другие, – университетов не заканчивал и дипломов не имеет. Зато является «почетным доктором наук» сразу нескольких университетов США и других стран.
Но все по порядку. 21 января 1953 года в семье директора библиотеки Университета штата Вашингтон в Сиэтле (и бывшего военного) Кеннета Аллена родился сын, которого назвали Полом. Снабдив и вторым именем – Гарднер – в честь матери, преподавательницы Эдны Фэй Гарднер. Как впоследствии вспоминал сам Аллен, родители воспитывали его не так, какв большинстве американских семей (как воспитывали того же Гейтса): наказаниям предпочитали убеждение, хотя и не баловали. Читать Пол научился еще до школы и в младших классах серьезно увлекался химией. А в 1960-м, когда после шестого класса родители перевели сына в одну из самых элитных школ Сиэтла – Lakeside, он сразу же подружился сБиллом Гейтсом, которому было на три года меньше.
|
Молодые Пол Аллен (слева) и Билл Гейтс |
И оба – отныне неразрывная «сладкая парочка» школьников-вундеркиндов – буквально заболели новомодной тогда дисциплиной – электроникой. Точнее, программированием, благо школа смогла приобрести компьютерный телетайпный терминал с оплаченной «повременкой». Терминал был соединен кабелем с большой ЭВМ, которой владела одна из крупных компаний Сиэтла, и в рамках отведенной школе временной квоты ученики могли совершенствовать свои способности программистов. Эти способности в наибольшей мере проявились как раз у Пола с Биллом, и вскоре друзей силой было не оттащить от терминала.
А когда выделенного времени им стало не хватать, юные продвинутые программисты, как это часто случается, с неизбежностью превратились в хакеров. В компании – владелице «большого» компьютера вскоре обнаружили, что кто-то использует для работы «чужое» (не им проплаченное) время. Злоумышленников быстро вычислили, и обоим грозило исключение из школы. Однако вместо наказания Пол и Билл получили от той же компании завидное предложение – поработать на нее же! Так юные хакеры, еще не получив аттестата зрелости, стали высокооплачиваемыми специалистами по компьютерной безопасности, с азартом искавшими «дыры» в компьютерных программах, придумывая для этих дыр соответствующие «заплатки».
Вообще с большинством компьютерных пиратов повторилась та же история, что и с пиратами морскими из далекого XVII века. Те из плававших под черным стягом «Веселого Роджера», кто не закончил свою жизнь в петле на рее (компьютерные пираты отделывались тюремными сроками), становились адмиралами на королевской службе. После чего сами гонялись за своими бывшими подельниками.
Вскоре последовали и более серьезные заказы – например, на разработку программы на языке COBOL для расчета платежных ведомостей. Взамен друзья получили от заказчиков «безлимитный тариф» и могли сколько угодно бесплатно «зависать» над клавиатурой тогдашнего хита среди компьютеров – PDP-10. И даже впервые задумались о создании собственной компании по производству софта, но эту идею пришлось отложить. Впрочем, ненадолго.
|
Пол Аллен (слева) и Билл Гейтс |
После окончания школы Пол поступил в тот же университет, где работал его отец, а Билл – на юридический факультет самого что ни на есть престижного Гарварда. Но после двух лет учебы Пол бросил свою alma mater, получив еще одно завидное предложение – поработать программистом в бостонской компании Honeywell. А поскольку Гарвардский университет располагался в близлежащем Кембридже (можно считать его самостоятельным городом, а можно – районом Большого Бостона; только не путать с английским Кембриджем!), то старшему Полу не составило труда уговорить младшего Билла тоже «забить на учебу» и заняться делом – то есть компьютерным бизнесом. Благо долго упрашивать друга не пришлось – того и так отчислили со второго курса за неуспеваемость.
К этому времени за плечами основателей компании Traf-O-Data (а именно так называлась предшественница Microsoft) были уже серьезные выполненные заказы. Чего стоили программные продукты для оптимизации городского дорожного трафика (отсюда и название компании) и для расчета энергопотребления одной из крупнейших в Америке ГЭС нареке Бонневиль, по которой проходит граница штатов Вашингтон и Орегон.
От микроаферы до Microsoft
Под «аферой» автор этих строк (и не он один) понимает знаменитую историю 1975 года с созданием операционной системы для готовившегося к выходу нового компьютера Altair8800, созданного в компании MITS. Потому что это был самый настоящий блеф, столь любимый фанатом покера Биллом Гейтсом, и во многом определивший бизнес-стиль будущего главы Microsoft и самого богатого человека на планете (по версии того же Forbes). А смягчающая приставка «микро» добавлена с учетом того, что блефовавшие игроки, когда пришло время открыть карты, каким-то непостижимым образом продемонстрировали-таки выигрышную комбинацию! Свой флешь-рояль или даже каре на тузах!
Напомню, что в начале 1975 года компания MITS была готова выпустить в продажу новый компьютер Altair 8800. Но обещанная солидным разработчиком операционная система неприбыла вовремя, и руководство компании уже горестно подсчитывало предстоящие убытки. Как вдруг, словно манна небесная, на стол президента MITS легко письмо от двух молодых программистов, предлагавших компании как раз то, что требовалось. Искомую ОС, «заточенную», по утверждению авторов письма, как раз под указанную машину! Разумеется, нежданным спасителям тут же был послан ответ с приглашением прибыть в штаб-квартиру MITS для подписания договора – и на самых выгодных условиях.
А блеф состоял в том, что предложение было направлено в MITS, когда Билл с Полом не только не имели на руках написанной программы для нового компьютера, но и самого его вглаза не видывали! Все сведения о нем Пол Аллен почерпнул из статьи в январском номере научно-популярного журнала Popular Electronics за 1975 год. Но к моменту посещения офиса MITS Пол был готов продемонстрировать товар лицом – почти готовую ОС для модели Altair 8800.
|
Обложка автобиографии Пола Аллена |
В том же году, продолжая работать на MITS, друзья зарегистрировали в Албукерке (штат Нью-Мексико) собственную компанию – Micro-Soft. Которую в следующем году перерегистрировали уже как Microsoft. Акции распределили так: Биллу досталось 64%, а Полу – 36%. Были поделены, соответственно, и роли: за Алленом закрепили всетехнические вопросы и перспективные разработки, а Гейтс взял на себя собственно бизнес: переговоры, контракты, финансы.
Дальнейшее, как говорится, история. Компании Microsoft, но не лично Пола Аллена. Самой яркой страницей первой стала разработка операционной системы для первого «официального» персонального компьютера IBM 5051, с приставкой – Personal Computer (тогда еще именем собственным, с прописных букв!). Если точнее, программу Q-DOS (Quick Disc Operating System, в которой позже второе прилагательное неофициально расшифровывалось как Dirty – «грязная») для 16-разрядных процессоров Intel начинал разрабатывать сотрудник компании Seattle Computer Product Тим Паттерсон. Блестящий переговорщик Гейтс сманил Паттерсона в Microsoft, где под руководством обоих «отцов-основателей» компании программа была доведена до совершенства. И предложена IBM уже под фирменным названием MS-DOS.
Но предложена без авторских прав на данный интеллектуальный продукт – их тот же Гейтс догадался оставить за своей компанией. Потом, наверное, опытные бизнесмены из IBM локти кусали от досады – дать провести себя каким-то молокососам! Ведь MS-DOS впоследствии устанавливали на все IBM-совместимые компьютеры-клоны десятки, если не сотни производителей. И при каждой такой операции платили за лицензию IBM, а той приходилось отчислять значительные суммы за установленные на этих компьютерах ОС компании Microsoft!
К тому времени, впрочем, подсчитывать эти дивиденды доставляло радости одному Биллу – Пол покинул компанию вскоре после триумфа с MS-DOS. По официальной версии – всвязи с проблемами со здоровьем.
Вкладчик категории V.I.P.
У Аллена действительно было диагностировано онкологическое заболевание (лимфома Ходжкина), которое затем благополучно вылечили. Но покинул компанию один из ееоснователей вовсе не по причине здоровья. Как рассказал сам Аллен в своих мемуарах, опубликованных в 2012 году, причиной стал затянувшийся конфликт с Гейтсом, у которого вотличие от партнера было единственное дело в жизни – их общая компания. А поскольку у Аллена имелись и другие интересы (о которых ниже) и к тому же Гейтс постоянно пересматривал их доли в акциях, постоянно уменьшая долю Аллена, то последнему ничего другого не осталось, как покинуть Microsoft. Предварительно он продал большую часть своих акций, оставив себе ровно столько, сколько было нужно для сохранения за собой места в совете директоров.
Покинув набиравшую мощь компанию, Пол Аллен, разумеется, не остался без дела. Даже во множественном числе – без дел, потому что их у одного из основателей Microsoft и ктому времени мультимиллионера хватало.
Главным бизнесом Аллена стали инвестиции. Он вкладывал огромные деньги во все, что могло принести деньги еще большие: в высокотехнологичные и медийные компании, введущие спортивные клубы, в рискованные (но, как оказывалось, оправдавшиеся) технические мегапроекты и научные исследования, в скупку и продажу недвижимости и крупных пакетов акций десятков игроков на фондовом рынке.
|
Яхта Пола Аллена – Octopus |
В 1988 году для координации всей этой огромной инвестиционной деятельности и прочих видов бизнеса Аллен основал компанию Vulcan Inc. со штаб-квартирой в родном Сиэтле. Главным направлением работы было заявлено следующее: «поиск решений для самых серьезных вызовов нашего времени». Ни больше, ни меньше. А собственно инвестиционным дочерним предприятием стала компания Vulcan Capital. В 2013-м открылся ее новый офис в центре Силиконовой долины – в Пало Альто, где сосредоточились инвестиционные проекты, связанные преимущественно с компьютерным и ИТ-бизнесом. Именно там были финансово поддержаны многие успешные стартапы и уже состоявшиеся компании: AOL, Ticketmaster, Egghead Software, Redfin, Decide.com, Audience Inc., A.R.O., SportStream и другие. При этом сам Аллен является обладателем почти полусотни патентов.
Одним из самых серьезных полигонов, на которых «обкатывались» деньги Аллена, стала аэрокосмическая отрасль. Точнее, та часть ее, которая существует на частном, а негосударственном финансировании. Глава Vulcan Inc. стал одним из пионеров космического туризма, вложив деньги в проект частного суборбитального космического шаттла SpaceShipOne, построенного компанией Scaled Composites LLC. Целью создания второго в истории (после North American X-15) суборбитального пилотируемого летательного аппарата было участие в конкурсе Ansari X Prize. Его организаторы обещали приз в $10 млн за создание космического корабля, способного дважды в течение двух недель выйти вкосмическое пространство с тремя людьми на борту. И сделать это до начала 2005 года.
Уже в октябре 2004-го создателям SpaceShipOne удалось выполнить поставленную задачу и получить указанный приз. Однако этим Аллен не ограничился – в его планах развивать новое направление (частный космический туризм) на улучшенной модели – SpaceShipTwo. Кроме того, в декабре 2011 года Аллен объявил о финансировании еще одной новой транспортной космической системы – Stratolaunch, не зависящей от наземных пусковых площадок и капризов погоды. Ракету-носитель будет доставлять в верхние слои атмосферы собственный «носитель» – сверхмощный реактивный самолет, а на околоземную орбиту ракета выйдет сама, с помощью собственных двигателей.
О буквально «космических» планах американского инвестора свидетельствует и его финансирование строительства большого радиотелескопа (точнее, целой сети телескопов) Allen Telescope Array в обсерватории севернее Сан-Франциско. Главной целью проекта назван поиск сигналов внеземных цивилизаций.
Пришлось Аллену изрядно вкладываться и в проекты сугубо земные – также в буквальном смысле. А именно – в недвижимость. Соответствующее риэлторское и девелоперское подразделение Vulcan Inc. – Vulcan Real Estate – участвовало во многих городских проектах Сиэтла и проектах «штатских» (в данном случае – штата Вашингтон). Это истроительство целого городка площадью в 50 гектаров на берегу озера Юнион севернее Сиэтла – с жилыми домами, офисами, научными учреждениями и всей положенной инфраструктурой, и новая трамвайная линия, стадион CenturyLink Field, кинокомплекс Cinerama (в котором в 2014 году установили первый в мире коммерческий лазерный проектор), и офисный центр (проданный компании Amazon.com за рекордные $1,1 млрд) в том же Сиэтле.
У богатых свои причуды
О личной жизни инвестора-миллиардера известно мало – разменяв седьмой десяток, Пол Аллен так и остался холостяком. Детей у него нет, зато имеется не одно дорогостоящее хобби, про некоторые из них даже сразу и не скажешь: личные ли это траты, благотворительность или все-таки те же инвестиции.
Бывший совладелец Microsoft обладает не одной, а сразу тремя мегаяхтами. Спущенная на воду в 2003 году 126-метровая Octopus – с двумя вертолетами, одной субмариной, плавательным бассейном, звукозаписывающей студией и баскетбольной площадкой – на то время была третьей по величине яхтой в мире (и сегодня входит в первую двадцатку). Впрочем, в отличие от таких же богатых яхтовладельцев Аллен использует свою посудину не только для отдыха и развлечений вроде традиционных вечеринок во время Каннского кинофестиваля с участием музыкальных и кинозвезд. По просьбе властей и береговых служб он всегда готов предоставить свою яхту для поиска и оказания экстренной помощи попавшим в беду на море. Или для проведения каких-либо морских или подводных исследований.
В первую сотню крупнейших яхт входят и две другие из «коллекции» Аллена – Meduse и Tatoosh.
А еще Пол Аллен страстно любит науку, искусство и спорт. Тратя на эти три увлечения огромные суммы, которые не всегда окупаются (так что их справедливее оценивать какблаготворительность, а не инвестиции). Всего на благотворительные цели Аллен, по некоторым оценкам, истратил более $3 млрд.
Финансовые вложения Аллена в науку и образование можно перечислять долго. Он основал и финансировал на ранних порах – или финансирует по сей день – Институт исследований мозга (Allen Institute for Brain Science), Институт исследований клетки (Allen Institute for Cell Science), Институт искусственного интеллекта (Allen Institute for Artificial Intelligence – AI2), а также несколько независимых исследовательских групп, для поощрения которых учредил собственный приз Allen Distinguished Investigators Award. Значительную финансовую помощь получает и «семейная» alma mater – Университет штата Вашингтон.
Кроме того, Пол Аллен поддерживает различные экологические и природоохранительные инициативы. Например, среди них: проекты уменьшения парникового эффекта (путем создания альтернативных видов транспорта) в городах-мегаполисах и развития альтернативной энергетики; крупнейшая за последние десятилетия перепись отдельных представителей африканской фауны; борьба с нелегальным рыболовством в Мировом океане; защита коралловых рифов и их обитателей, а также других биологических видов, которым грозит вымирание; борьба с эпидемиями (в частности, вирусом Эбола).
В области искусств и массмедиа Аллен вместе со своей сестрой основал медийный холдинг Vulcan Productions (так что в данном случае речь идет об инвестициях, а совсем не офилантропии), продукция которого – в основном научно-популярные фильмы и телепередачи – завоевала несколько высших премий Grammy и Emmy и номинировалась на не менее престижные Golden Globe и Oscar.
Стоит добавить, что в молодости Аллен увлекался музыкой, сам играл на гитаре в рок-группе и даже записал несколько дисков.
А вот что точно можно отнести к филантропии, так это учреждение и финансирование сразу нескольких музеев в Сиэтле: EMP Museum (посвященный рок-музыке и поп-культуре вцелом, а также моей любимой научной фантастике), авиационный музей Flying Heritage Collection и Living Computer Museum («винтажные» компьютеры).
Еще один музей компьютерной техники был открыт при финансовой поддержке Аллена в городе, где когда-то была зарегистрирована Microsoft – в Албукерке (штат Нью-Мексико).
И наконец, спорт. Пол Аллен – владелец профессиональных клубов: футбольных Seattle Seahawks из высшей лиги американского футбола NFL (неоднократного чемпиона ифиналиста лиги) и Seattle Sounders из лиги европейского футбола (соккера) MLS, а также баскетбольного Portland Trail Blazers из NBA.
В общем, как видно, есть чем заняться и на что потратить деньги самому завидному холостяку в Америке, обладателю многих миллиардов долларов, многочисленных премий, дипломов и прочих трофеев, не говоря уж о множестве самых невероятных проектов и идей в голове. А та кипучая энергия, с которой Пол Аллен занимается всем вышеперечисленным, лишь доказывает, что и холостяку совсем не старому.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|