Рубрика:
Карьера/Образование /
Кафедра
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ИГОРЬ СИМАКИН, магистрант, Московский технологический университет, Москва, iasimakin@gmail.com
Автоматизация работы сисадминов и оптимизация задач системы управления ИТ-активами
В статье рассмотрены наиболее популярные сегодня системы автоматизированной инвентаризации компьютерного оборудования и аудита программного обеспечения
Зачастую сотрудники ИТ-подразделений крупных организаций, имеющих среди объектов обслуживания довольно внушительное количество как персональных компьютеров пользователей, так и разнотипных серверов, сталкиваются сзадачей инвентаризации аппаратной части данного оборудования и аудита, установленного на нем программного обеспечения.
Основной проблемой, стоящей перед специалистами, которым доверено вести учет ИТ-активов, является вопрос перехода от ручного сбора и обработки информации к автоматизированному. Понятно, что при определенном подходе часть требуемых данных можно получить, написав скрипты, но в современных условиях ИТ-рынка, когда запросы руководства постоянно растут, системными командами, подобными systeminfo просто не обойтись. Существует множество уже готовых комплексных инструментов, как платных, так и бесплатных, как относительно дешевых, так и неоправданно дорогих, но основной задачей каждого из них является способность автоматизировать и тем самым облегчить работу технического персонала по сбору необходимой информации с целевого оборудования. Каждая подобная система имеет определенные преимущества и некоторые, зачастую важные, недостатки.
Попробуем перечислить наиболее популярные на настоящий момент системы автоматизированной инвентаризации компьютерного оборудования и аудита программного обеспечения, а также постараемся частично погрузиться втехническую составляющую вопроса настройки сбора данных с целевых хостов единой системой учета аппаратной и программной информации.
Основным критерием отбора инструментов, способных решить рутинные задачи, стоящие перед системными администраторами, является кроссплатформенность. Одно из первых, что приходит в голову во время аргументирования диверсификации целей, – простая английская пословица: «Не клади все яйца в одну корзину». Если прибегнуть к практическому опыту, то на деле выходит, что большинство организаций все же имеет в своем владении разношерстный парк компьютерного оборудования. И в случаях даже когда в компании строго соблюдаются однотипные закупки для «персоналок», использующих в работе исключительно семейство MS, в серверном улье этой организации среди десятка «оконных ОС» наверняка найдется бесперебойно жужжащий шершень из семейства Unix-подобных.
В общем, чтобы не обидеть идеологов как темной, так и светлой стороны будем рассматривать универсальные инструменты, помогающие всем и каждому. Для начала перечислим наиболее популярные на данный момент комплексные средства автоматизированной инвентаризации компьютерного оборудования и аудита программного обеспечения: AIDA64, Network Inventory Advisor, «10-Страйк: Инвентаризация Компьютеров», Microsoft System Center Configuration Manager, Total Network Inventor и Total Software Deployment, Symantec IT Management Suite (Altiris), Flexera и Snow software.
Рисунок 1. Общая схема работы системы управления ИТ-активами
Попробуем решить одну из основных проблем, с которой сталкиваются большинство специалистов, реализующих задачи по управлению ИТ-активами, – оптимизацию механизма по сбору данных с целевых объектов.
Решим одну из основных проблем – оптимизацию механизма по сбору данных с целевых объектов |
Агенты, установленные на хостах, регулярно взаимодействуют с сервером управления, чтобы определить, есть ли для него новые задачи. Этот интервал является основным параметром, определяющим временные рамки взаимодействия удаленных агентов с сервером управления. Чем чаще клиентские агенты запрашивают новую конфигурацию, тем больше общая нагрузка на ресурсы сервера управления и ЛВС.
Запрос конфигурации сам по себе не увеличивает нагрузку на сервер управления. Нагрузку увеличивает работа, которую должен выполнить сервер управления, чтобы ответить на каждый запрос, поступающий от агентов. Можно изменить интервал запроса, чтобы отрегулировать общее количество запросов и объем создаваемого сетевого трафика. Зачастую интервал запроса для загрузки настроек новой конфигурации настраивают на один час независимо от количества агентов, присылающих данные с удаленных хостов. Типовой запрос генерирует около 3 Кбит сетевого трафика.
При таких настройках, к примеру, 10 000 удаленных агентов отправляют ежесуточно 240 000 запросов на сервер управления. Соответственно, в процессе мониторинга производительности мы получаем большую нагрузку на ЛВС, равную720 000 Кбит сетевого трафика, эта большая нагрузка отражается и на прочих ресурсах сервера управления. Однако после изменения настроек параметра на отправку типового запроса агентами в систему на каждые два часа число запросов уменьшается вдвое – до 120 000. При этом объем сетевого трафика сокращается до 360 000 Кбит.
Ниже приведена формула вычисления ежедневной нагрузки на сеть системой управления ИТ-активами в результате взаимодействия удаленных агентов в количестве 5000 единиц и основного сервера управления:
X x S x L = N
где:
- X – количество удаленных агентов, установленных на хостах;
- S – суммарное количество запросов за один рабочий день;
- L – объем трафика типового запроса к серверу управления;
- N – нагрузка на сеть.
Получаем: 5000 х 8 х 3 = 120 000 (Кбит)
Данные подсчеты показывают, что изменение расписания может наполовину сократить объем сетевого трафика, поступающего от удаленных хостов на сервер управления и в то же время не значительно увеличить интервал обновления данных на агентах. По итогам проведенного анализа фиксируем также снижение нагрузки на основные параметры сервера управления (ЦП, ОЗУ, диски и т.д.), в результате чего составлена таблица с рекомендациями значений интервала обновления конфигураций на клиентах (см. таблицу 1).
Таблица 1. Таблица оптимальной конфигурации взаимодействия агентов с сервером управления
Число управляемых хостов |
Интервал обновления конфигурации агентов, установленных на удаленных хостах |
< 1000 |
Каждый час |
1000-5000 |
Каждые 2 часа |
5000-10 000 |
Каждые 3 часа |
10 000-20 000 |
Каждые 4 часа |
20 000-35 000 |
Каждые 5 часов |
План конфигурации серверов системы управления ИТ-активами может зависеть от множества факторов и нюансов. В целях проектирования инфраструктуры для данной системы необходимо тщательно оценить и лучше заранее рассчитать все особенности и требования для конкретной организации.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|