Рубрика:
Карьера/Образование /
Alma mater российских ИТ
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Образование в ИТ От общего – к частному, от частного – к масштабному
Когда-то давным-давно… не в сказке, а всерьез, молодая креативная команда единомышленников создала журнал «Системный администратор». Прошло полтора десятка лет, журнал состоялся, завоевал читательский интерес, возник издательский дом, команда стала более зрелой, но осталась креативной
Секрет популярности «СА», ставшего брендом, ключевым отечественным ИТ-изданием, в том, что журнал является своего рода «учебником для волшебников». Эксперты высокого профессионального уровня подробно разбирают прикладные и теоретические проблемы с позиции «делай как мы, делай лучше нас». И этой стратегии журнал не изменяет. Но с развитием информационных технологий и все более глубоким их проникновением во все сферы жизни общества, остро встал вопрос с кадрами для ИТ.
Стало понятно, что в связи с массовой потребностью в айтишника время одиночек прошло и хорошим ИТ-специалистом можно стать лишь после обучения в вузе, плюс уделяя время постоянному самообразованию и практической работе. Вэтом году в России среднюю школу заканчивают чуть больше 710 тысяч ребят. Из них около 60 тысяч намерены сдавать ЕГЭ по информатике. То есть более 8% юношей и девушек, причем девушек с каждым годом все больше, планируют связать свою жизнь с информационными технологиями.
Но, выбирая специальность (а их в ИТ уже не один десяток), ребята не всегда точно понимают, чем станут заниматься в будущем. Многие ориентируются на название специальности, на рассказы старших или на престижность ирасположение вуза, идут сдавать документы «за компанию».
И именно для того, чтобы дать возможность правильно сориентироваться в таком серьезном вопросе, для тех, кто решил стать ИТ-специалистом, наш журнал несколько лет назад основал рубрику «Alma mater российских ИТ». В каждом номере мы рассказываем об одном из ведущих вузов. Читателям предлагается информация о том, где можно получить интересную, престижную, востребованную профессию.
«"Системный администратор" взялся за очень важную проблему, – говорит Алексей Попов, доцент кафедры ИУ-6 Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. – Притом что все вузы имеют свои сайты, есть немало информации в интернете, журнал делает то, что, наверное, никто не делает, во всяком случае, на постоянной основе. Он дает молодым людям возможность получить информацию, как говорят, «из первых уст». На страницах журнала выступают и руководители вузов и факультетов, и преподаватели, и студенты, аспиранты, выпускники. Нигде более вчерашний школьник такой подробной, всесторонней, живой и интересной информации не получит».
Какой нынче год на календаре отечественного ИТ-образования?
Вузовская подготовка дает фундамент для развития специалиста. Не имея глубоких знаний в математике, физике, информатике, без досконального понимания сути процессов и технологий нельзя ни освоить эти процессы и технологии, ниприменять, ни тем более их создавать.
По данным HeadHunter, рынок труда в ИТ вырос за последние десять лет в 18 раз |
Между высшим образованием и реальной работой всегда существует дистанция. Именно из-за того, что выпускники были не готовы работать в реальных проектах, остро стоял вопрос о том, что отечественное ИТ-образование на годы отстает от развития ИТ-технологий.
Но в ведущих вузах эту проблему давно поняли и налаживают отношения с будущими работодателями, внедряют программы стажировок, представители заинтересованных организаций проводят занятия или какие-либо мероприятия, астуденты получают возможность поучаствовать в настоящих проектах.
«Мы стараемся дать возможность студентам отработать в проектах с разными компаниями, с тем, чтобы выпускник понял, чего он действительно хочет. В итоге выпускников компаниям не приходится ни доучивать, ни переучивать», – рассказал «Системному администратору» Александр Омельченко, заведующий кафедрой математических и информационных технологий Санкт-Петербургского академического университета.
«Системный администратор» дает вузам возможность детально рассказать о практической стороне обучения. «Сегодня при выборе вуза и факультета я бы испытывал гораздо меньше сомнений», – говорил Олег Иевлев, декан факультета информационных технологий Московского технического университета связи и информатики.
Рубрика «Alma mater российских ИТ» работает, число вузов – партнеров «Системного администратора» близится к 30, и все больший интерес к ней проявляют не только учебные заведения двух столиц, но и регионы. По данным Минобразования, в России готовят ИТ-специалистов порядка 450 вузов. Разрыв в виртуальном ИТ-календаре сокращается.
В стране создается надежная, передовая образовательная база, которая в состоянии выпускать на рынок специалистов, способных конкурировать с зарубежными. Но понятно, что, чтобы по окончании вуза стать настоящим профессионалом, одного университетского образования недостаточно. Учеба в вузе должна дополняться курсами дополнительного образования.
Выше, быстрее, масштабнее
Для того чтобы на более высоком уровне помочь коммуницированию вузов, бизнес-школ, прочих образовательных учреждений в сфере ИТ, абитуриентов, студентов, молодых специалистов, издательский дом занялся разработкой информационного портала для хранения и агрегации профессиональных знаний в сфере ИТ-образования. Это агрегатор, цель которого аккумулирование и подача информации об ИТ-образовании.
Как это будет работать?
- Школьник – хочет выбрать ИТ-специальность, но не знает какую, где получить необходимые знания, каким способом и каковы у него перспективы. Портал станет для него своеобразным гидом и начальной точкой входа в ИТ-профессию.
- Студент – хочет расширить свои знания. Портал предоставляет ему всю необходимую информацию.
- ИТ-специалист – хочет совершенствоваться в профессии. Портал подскажет, как повысить квалификацию/получить смежную специальность ИТ-специалистам.
- Учебное заведение – хочет получить хорошо мотивированных учеников. Благодаря порталу ошибок в выборе профессии практически не будет.
Классных ИТ-специалистов следует готовить со школьной скамьи. По принципу работы Школы олимпийского резерва. Шаг за шагом, ступень за ступенью.
Кстати
В январе 2016 года министр связи России Николай Никифоров заявил, что для развития отечественных информационных технологий через два года стране понадобится миллион программистов. Однако пока в этой сфере работают, поразным оценкам, 350-400 тысяч человек, и ежегодно выпускаются еще 42,5 тысячи специалистов (Tjornal.ru).
До 2020 года в России появятся новые профессии, и спрос на айтишников станет еще больше. К уже имеющимся профессиям добавятся: куратор по информационной безопасности, консультант по безопасности личного профиля, ИТ-аудитор, разработчик моделей Big Data, цифровой лингвист, ИТ-проповедник, сетевой юрист, дизайнер интерфейсов, архитектор информационных систем (http://info.tatcenter.ru).
Подготовила Ирина Ложкина
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|