Рубрика:
Наука и технологии
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ПРОКОФЬЕВА Е.Н., к.т.н., аналитик факультета экономических наук, НИУ ВШЭ, eprokofyeva@hse.ru
Развитие экономико-информационных образовательных программ как актуального направления подготовки профессионалов
Современное развитие экономико-информационных направлений образования как эффективной системы подготовки профессионалов реального сектора и исследователей всовременной науке об организации и управлении представляет большую важность и как инструмент популяризации инженерных и ИТ-профессий, вектор развития ипереформатирования существовавших традиционных образовательных форм подготовки
Инженерно-экономическое образование как отдельная отрасль высшего экономического образования начало складываться в СССР в первые годы советской власти. Наряду симевшимися коммерческими институтами (факультетами) в ряде вузов были организованы факультеты по подготовке хозяйственных кадров с техническим и экономическим образованием:
- инженерно-экономический факультет в Московском промышленно-экономическом институте (основан в 1923-м);
- промышленные факультеты в Харьковском институте народного хозяйства (основан в 1921-м);
- в Ленинградском институте народного хозяйства (основан в 1926-м).
В 1930 году Московский промышленно-экономический институт и промышленные факультеты Харьковского и Ленинградского институтов народного хозяйства были реорганизованы в специализированные вузы:
- Московский инженерно-экономический институт им. Серго Орджоникидзе,
- Ленинградский инженерно-экономический институт,
- Харьковский инженерно-экономический институт.
К 1972 году в СССР подготовку специалистов с инженерно-экономическим образованием, помимо трех специализированных институтов, осуществляли также факультеты (отделения) свыше 40 отраслевых вузов. Соответственно, в 1971/1972 учебном году по инженерно-экономическим специальностям обучались 186 тысяч студентов, и ежегодный выпуск составлял около 11 тысяч специалистов.
Инженерно-экономическое образование включало подготовку инженеров по экономике и организации производства для отдельных отраслей промышленности (машиностроительной, химической, радиоэлектронной, металлургической, горной, нефтегазовой, лесной, полиграфической, легкой и др.) и транспорта (ж.-д., автомобильного, воздушного и водного), энергетики, строительства, связи, городского хозяйства, а также по организации механизированной обработки экономической информации (инженеры-экономисты этого профиля используются во всех отраслях промышленности и транспорта). Учебные планы по инженерно-экономическим специальностям включали изучение общественных дисциплин с расширенным курсом политической экономии; курсов высшей математики, физики, химии; группы технических дисциплин по избранной специальности (сопротивление материалов, механика, технология производства, машины и оборудование, материаловедение, теоретические основы прогрессивных технологий, организация производства). Экономический цикл включал курсы статистики, бухгалтерского учета, финансов, экономики соответствующей отрасли народного хозяйства. Наряду с общенаучной, технической и общеэкономической подготовкой студенты получали достаточные знания в области технологии и техники производства, организации и планирования производства итруда, управления производством в конкретной отрасли хозяйства. Студенты всех специальностей изучали курсы вычислительных машин и программирования, механизации обработки информации (или применения математических методов в планировании и управлении производством). Срок обучения на дневных отделениях составлял пять лет, заочных и вечерних – шесть лет.
Научно-педагогические кадры инженерно-экономических специальностей готовились в системе аспирантуры инженерно-экономических вузов и на кафедрах экономики иорганизации производства ряда втузов. При инженерно-экономических институтах и политехнических вузах были созданы факультеты по подготовке организаторов промышленности и строительства (из числа специалистов с высшим образованием). В других странах социалистического лагеря подготовка специалистов с инженерно-экономическим образованием аналогично велась на отраслевых факультетах втузов и университетов [1]. За рубежом не было специализированных инженерно-экономических институтов. Но широкое развитие во многих странах имело экономическое образование инженеров через различные формы повышения квалификации в классических, гуманитарных, экономических и бизнес-школах. Кроме того, ведущая роль отводилась экономической составляющей существующих смежных форм образования.
Аналогичные западным образовательные программы и формы подготовки в коммерционализированном виде в данной отрасли стали впервые появляться в российской образовательной системе с начала 90-х под текущие объективные потребности рынка труда. Например, в ряде вузов по направлению «Прикладная математика и механика» (ПММ) открывались новые платные специализации «Прикладное программирование в экономических системах», созданные только для обучения студентов на коммерческой основе, где ведущую роль и ценность имела уже экономическая направленность подготовки, обретающая большую популярность.
Смена ориентиров в направлениях подготовки специалистов под непосредственные потребности работодателей и, соответственно, снижение популярности инженерно-экономического образования в России характерно также для постсоветского периода в связи с глобальными изменениями в экономике и промышленном комплексе страны, аналогично со всеми инженерными специальностями [2]. Однако здесь ситуация, в отличие от классического инженерного образования, еще и усугублялась резким ростом популярности политэкономического и финансового форм образования, а также отсутствием у выпускников уникальных узких прикладных профессиональных компетенций всравнении с «технарями». Наблюдая за произошедшими изменениями в системе инженерно-экономического образования в России за последнее десятилетие, можно выделить два ключевых вектора переформатирования и развития данных программ.
Первое направление – «ориентация на производственный менеджмент и управление»: преобразование кафедр инженерной экономики и исследования операций в кафедры производственного менеджмента и экономики промышленности. Большинство таких кафедр и институтов было впоследствии преобразовано или интегрировано в кафедры иинституты финансов – примером здесь может служить объединение кафедр НИТУ МИСиСа.
Второе направление – кластеризация и создание принципиально новых уникальных видов экономико-инженерных и информационно-технических образовательных программ иформ подготовки профессиональных специалистов под новые потребности рынка в соответствии с лучшими мировыми традициями и в партнерстве с ведущими западными университетами.
Ярким примером консолидации ведущих экономических и информационно-технических образовательных программ выступает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Еще в 2011 году один из ведущих инженерных вузов – Московский институт электроники и математики – присоединился к НИУ ВШЭ, чтоимело прекрасный синергетический эффект для развития интегрированного инновационного университета в части научно-учебных проектов и создания современных образовательных программ.
Более того, ВШЭ выступает как образец популяризации смены вектора развития с плановых инженерно-экономических образовательных программ на инновационные – экономико-информационные, который наметился в последнее пятилетие, как эффективная основа для создания ряда бюджетных и платных профессиональных бакалаврских и магистерских программ. В настоящее время прикладные науки в области управления данными сталкиваются с новыми задачами, связанными с количеством и сложностью анализируемой информации. Высокая размерность, объем и сложность современных баз больших данных требуют новых статистических и алгоритмических подходов, чтобы эффективно справляться с имеющимися массивами. Вероятностные задачи в пространствах больших размерностей вместе с машинным обучением и новыми методами оптимизации стали важными направлениями исследований в области, обеспечивающей математически обоснованные модели, алгоритмические принципы и статистические гарантии для современной науки о данных. Примером здесь служат профессиональные магистерские программы «Бизнес-информатика», «Системы больших данных», «Статистическое моделирование иактуарные расчеты» и др., реализуемые в рамках факультета бизнеса и менеджмента и факультета экономических наук. Магистерские программы разработаны для выпускников бакалавриатов математических, технических и экономических вузов, которые хотят стать профессионалами в области экономики и применения математических методов вфинансово-экономических задачах, программы направлены на предоставление студентам фундаментальных знаний и навыков в области теории вероятностей, статистики и на ихприменение для управления и разработки решений в контексте актуальных технических задач. Ключевые курсы читаются специалистами, имеющими многолетний опыт преподавания в ведущих российских вузах и университетах Франции, Германии, Великобритании, США. Развитие программ ориентировано на подготовку специалистов в области аналитики исследования систем больших данных: Big Data, Data Science, Data Mining.
Выпускники новых программ широко востребованы на международном рынке профессиональных специалистов и исследователей: в институтах, исследовательских и аналитических центрах, российских и транснациональных банках, в исследовательских организациях, различных органах государственной власти, а также аналитических и финансово-экономических департаментах компаний реального и финансового сектора.
В рамках исследований современной ситуации на рынке труда, проводимых компанией FutureToday при содействии McKinsey осенью 2016 года, были опрошены более 10 тысяч студентов, оканчивающих в 2016/2017 учебном году ведущие вузы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске, для выявления лидирующих компаний, в которых они хотели бы работать. Так был составлен рейтинг работодателей, более 60% которых составили ИТ-компании и сектор интеллектуальных услуг, в топ-5 здесь вошли компании Google, «Газпром», «Яндекс», Apple и «Газпром нефть» [3].
Затем более 50 выявленных таким образом ведущих работодателей ответили на вопрос: выпускников каких факультетов они считают наиболее востребованными (можно было назвать любое количество факультетов)? В топ-3 рейтинга оказались экономический факультет МГУ, факультет бизнеса и менеджмента и факультет экономических наук НИУ ВШЭ. Все они набрали одинаковые баллы – их упомянули 68,6% опрошенных. Всего же в топ-30 рейтинга вошли шесть факультетов НИУ ВШЭ (это больше, чем у других вузов) – МИЭФ, ФКН, факультет мировой экономики и мировой политики и МИЭМ.
С развитием высокотехнологичного сектора экономики большую популярность обретают магистерские программы нового поколения, превентивно ориентированные на новые потребности работодателей и быстро меняющийся спрос на рынке труда, выпускники которых обладают уникальными знаниями и могут как использовать самые прорывные современные технологии, так и сами принимать участие в разработке таких технологий. Обучение на таких программах ведется на английском языке, что позволяет таким специалистам быть востребованными в лидирующих международных и зарубежных ИТ-компаниях, а также продолжить научно-исследовательскую деятельность в ведущих мировых университетах и центрах. В качестве примера – открытие в 2017 году МИЭМ НИУ ВШЭ магистерской программы «Квантово-информационные технологии». Программа включает базовые и вариативные дисциплины, значительное внимание уделено вопросам прикладной математики.
Таким образом, в рамках развития новых экономико-информационных образовательных программ можно выделить следующие эффективные результаты и направления развития:
- Популяризация инженерных направлений подготовки специалистов.
- Инструмент для привлечения иностранных студентов.
- Решение проблем нехватки инженерных кадров со знанием экономики, ИТ и управления и, как следствие, решение прикладных экономических проблем на микроуровне.
- Создание интегрированных научных и образовательных программ.
- Реализация инновационных проектов в реальном секторе.
Развитие экономико-информационных форм бакалаврского и в особенности магистерского образования становится важным направлением стратегии популяризации инженерного образования в России. eof
- Инженерно-экономическое образование. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978 – http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/90582/Инженерно.
- Материалы сайта Минобрнауки РФ – http://минобрнауки.рф/projects/развитие-инженерного-образования.
- Материалы сайта НИУ ВШЭ – https://www.hse.ru.
Ключевые слова: экономико-информационное образование, рейтинг работодателей, направления развития.
The development of economic and educational information programs such as the current direction of training professionals
Prokofieva E.N., Ph.D., analyst at the Faculty of Economic Sciences, the HSE, eprokofyeva@hse.ru
Abstract: The modern development of economic-information areas of education as an effective system of training of professionals in the real sector and researchers in the modern science of organization and management is of great importance and as a tool for promotion of engineering and IT-professions, vector development and reformatting of existing traditional educational forms of training.
Keywords: Economics and Information Education, employers' rating of directions.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|