Развитие экономико-информационных образовательных программ как актуального направления подготовки профессионалов::Журнал СА 3.2017
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Дата-центры  

Дата-центры: есть ли опасность утечки данных?

Российские компании уже несколько лет испытывают дефицит вычислительных мощностей. Рост числа проектов,

 Читать далее...

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6225
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6931
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4213
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3006
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3806
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3819
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6315
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3168
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3459
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7276
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10645
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12364
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 13998
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9123
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7077
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5387
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4615
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3426
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3154
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3399
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3024
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Развитие экономико-информационных образовательных программ как актуального направления подготовки профессионалов

Архив номеров / 2017 / Выпуск №3 (172) / Развитие экономико-информационных образовательных программ как актуального направления подготовки профессионалов

Рубрика: Наука и технологии

Без фото ПРОКОФЬЕВА Е.Н., к.т.н., аналитик факультета экономических наук, НИУ ВШЭ, eprokofyeva@hse.ru

Развитие экономико-информационных образовательных программ
как актуального направления подготовки профессионалов

Современное развитие экономико-информационных направлений образования как эффективной системы подготовки профессионалов реального сектора и исследователей всовременной науке об организации и управлении представляет большую важность и как инструмент популяризации инженерных и ИТ-профессий, вектор развития ипереформатирования существовавших традиционных образовательных форм подготовки

Инженерно-экономическое образование как отдельная отрасль высшего экономического образования начало складываться в СССР в первые годы советской власти. Наряду симевшимися коммерческими институтами (факультетами) в ряде вузов были организованы факультеты по подготовке хозяйственных кадров с техническим и экономическим образованием:

  • инженерно-экономический факультет в Московском промышленно-экономическом институте (основан в 1923-м);
  • промышленные факультеты в Харьковском институте народного хозяйства (основан в 1921-м);
  • в Ленинградском институте народного хозяйства (основан в 1926-м).

В 1930 году Московский промышленно-экономический институт и промышленные факультеты Харьковского и Ленинградского институтов народного хозяйства были реорганизованы в специализированные вузы:

  • Московский инженерно-экономический институт им. Серго Орджоникидзе,
  • Ленинградский инженерно-экономический институт,
  • Харьковский инженерно-экономический институт.

К 1972 году в СССР подготовку специалистов с инженерно-экономическим образованием, помимо трех специализированных институтов, осуществляли также факультеты (отделения) свыше 40 отраслевых вузов. Соответственно, в 1971/1972 учебном году по инженерно-экономическим специальностям обучались 186 тысяч студентов, и ежегодный выпуск составлял около 11 тысяч специалистов.

Инженерно-экономическое образование включало подготовку инженеров по экономике и организации производства для отдельных отраслей промышленности (машиностроительной, химической, радиоэлектронной, металлургической, горной, нефтегазовой, лесной, полиграфической, легкой и др.) и транспорта (ж.-д., автомобильного, воздушного и водного), энергетики, строительства, связи, городского хозяйства, а также по организации механизированной обработки экономической информации (инженеры-экономисты этого профиля используются во всех отраслях промышленности и транспорта). Учебные планы по инженерно-экономическим специальностям включали изучение общественных дисциплин с расширенным курсом политической экономии; курсов высшей математики, физики, химии; группы технических дисциплин по избранной специальности (сопротивление материалов, механика, технология производства, машины и оборудование, материаловедение, теоретические основы прогрессивных технологий, организация производства). Экономический цикл включал курсы статистики, бухгалтерского учета, финансов, экономики соответствующей отрасли народного хозяйства. Наряду с общенаучной, технической и общеэкономической подготовкой студенты получали достаточные знания в области технологии и техники производства, организации и планирования производства итруда, управления производством в конкретной отрасли хозяйства. Студенты всех специальностей изучали курсы вычислительных машин и программирования, механизации обработки информации (или применения математических методов в планировании и управлении производством). Срок обучения на дневных отделениях составлял пять лет, заочных и вечерних – шесть лет.

Научно-педагогические кадры инженерно-экономических специальностей готовились в системе аспирантуры инженерно-экономических вузов и на кафедрах экономики иорганизации производства ряда втузов. При инженерно-экономических институтах и политехнических вузах были созданы факультеты по подготовке организаторов промышленности и строительства (из числа специалистов с высшим образованием). В других странах социалистического лагеря подготовка специалистов с инженерно-экономическим образованием аналогично велась на отраслевых факультетах втузов и университетов [1]. За рубежом не было специализированных инженерно-экономических институтов. Но широкое развитие во многих странах имело экономическое образование инженеров через различные формы повышения квалификации в классических, гуманитарных, экономических и бизнес-школах. Кроме того, ведущая роль отводилась экономической составляющей существующих смежных форм образования.

Аналогичные западным образовательные программы и формы подготовки в коммерционализированном виде в данной отрасли стали впервые появляться в российской образовательной системе с начала 90-х под текущие объективные потребности рынка труда. Например, в ряде вузов по направлению «Прикладная математика и механика» (ПММ) открывались новые платные специализации «Прикладное программирование в экономических системах», созданные только для обучения студентов на коммерческой основе, где ведущую роль и ценность имела уже экономическая направленность подготовки, обретающая большую популярность.

Смена ориентиров в направлениях подготовки специалистов под непосредственные потребности работодателей и, соответственно, снижение популярности инженерно-экономического образования в России характерно также для постсоветского периода в связи с глобальными изменениями в экономике и промышленном комплексе страны, аналогично со всеми инженерными специальностями [2]. Однако здесь ситуация, в отличие от классического инженерного образования, еще и усугублялась резким ростом популярности политэкономического и финансового форм образования, а также отсутствием у выпускников уникальных узких прикладных профессиональных компетенций всравнении с «технарями». Наблюдая за произошедшими изменениями в системе инженерно-экономического образования в России за последнее десятилетие, можно выделить два ключевых вектора переформатирования и развития данных программ.

Первое направление – «ориентация на производственный менеджмент и управление»: преобразование кафедр инженерной экономики и исследования операций в кафедры производственного менеджмента и экономики промышленности. Большинство таких кафедр и институтов было впоследствии преобразовано или интегрировано в кафедры иинституты финансов – примером здесь может служить объединение кафедр НИТУ МИСиСа.

Второе направление – кластеризация и создание принципиально новых уникальных видов экономико-инженерных и информационно-технических образовательных программ иформ подготовки профессиональных специалистов под новые потребности рынка в соответствии с лучшими мировыми традициями и в партнерстве с ведущими западными университетами.

Ярким примером консолидации ведущих экономических и информационно-технических образовательных программ выступает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Еще в 2011 году один из ведущих инженерных вузов – Московский институт электроники и математики – присоединился к НИУ ВШЭ, чтоимело прекрасный синергетический эффект для развития интегрированного инновационного университета в части научно-учебных проектов и создания современных образовательных программ.

Более того, ВШЭ выступает как образец популяризации смены вектора развития с плановых инженерно-экономических образовательных программ на инновационные – экономико-информационные, который наметился в последнее пятилетие, как эффективная основа для создания ряда бюджетных и платных профессиональных бакалаврских и магистерских программ. В настоящее время прикладные науки в области управления данными сталкиваются с новыми задачами, связанными с количеством и сложностью анализируемой информации. Высокая размерность, объем и сложность современных баз больших данных требуют новых статистических и алгоритмических подходов, чтобы эффективно справляться с имеющимися массивами. Вероятностные задачи в пространствах больших размерностей вместе с машинным обучением и новыми методами оптимизации стали важными направлениями исследований в области, обеспечивающей математически обоснованные модели, алгоритмические принципы и статистические гарантии для современной науки о данных. Примером здесь служат профессиональные магистерские программы «Бизнес-информатика», «Системы больших данных», «Статистическое моделирование иактуарные расчеты» и др., реализуемые в рамках факультета бизнеса и менеджмента и факультета экономических наук. Магистерские программы разработаны для выпускников бакалавриатов математических, технических и экономических вузов, которые хотят стать профессионалами в области экономики и применения математических методов вфинансово-экономических задачах, программы направлены на предоставление студентам фундаментальных знаний и навыков в области теории вероятностей, статистики и на ихприменение для управления и разработки решений в контексте актуальных технических задач. Ключевые курсы читаются специалистами, имеющими многолетний опыт преподавания в ведущих российских вузах и университетах Франции, Германии, Великобритании, США. Развитие программ ориентировано на подготовку специалистов в области аналитики исследования систем больших данных: Big Data, Data Science, Data Mining.

Выпускники новых программ широко востребованы на международном рынке профессиональных специалистов и исследователей: в институтах, исследовательских и аналитических центрах, российских и транснациональных банках, в исследовательских организациях, различных органах государственной власти, а также аналитических и финансово-экономических департаментах компаний реального и финансового сектора.

В рамках исследований современной ситуации на рынке труда, проводимых компанией FutureToday при содействии McKinsey осенью 2016 года, были опрошены более 10 тысяч студентов, оканчивающих в 2016/2017 учебном году ведущие вузы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске, для выявления лидирующих компаний, в которых они хотели бы работать. Так был составлен рейтинг работодателей, более 60% которых составили ИТ-компании и сектор интеллектуальных услуг, в топ-5 здесь вошли компании Google, «Газпром», «Яндекс», Apple и «Газпром нефть» [3].

Затем более 50 выявленных таким образом ведущих работодателей ответили на вопрос: выпускников каких факультетов они считают наиболее востребованными (можно было назвать любое количество факультетов)? В топ-3 рейтинга оказались экономический факультет МГУ, факультет бизнеса и менеджмента и факультет экономических наук НИУ ВШЭ. Все они набрали одинаковые баллы – их упомянули 68,6% опрошенных. Всего же в топ-30 рейтинга вошли шесть факультетов НИУ ВШЭ (это больше, чем у других вузов) – МИЭФ, ФКН, факультет мировой экономики и мировой политики и МИЭМ.

С развитием высокотехнологичного сектора экономики большую популярность обретают магистерские программы нового поколения, превентивно ориентированные на новые потребности работодателей и быстро меняющийся спрос на рынке труда, выпускники которых обладают уникальными знаниями и могут как использовать самые прорывные современные технологии, так и сами принимать участие в разработке таких технологий. Обучение на таких программах ведется на английском языке, что позволяет таким специалистам быть востребованными в лидирующих международных и зарубежных ИТ-компаниях, а также продолжить научно-исследовательскую деятельность в ведущих мировых университетах и центрах. В качестве примера – открытие в 2017 году МИЭМ НИУ ВШЭ магистерской программы «Квантово-информационные технологии». Программа включает базовые и вариативные дисциплины, значительное внимание уделено вопросам прикладной математики.

Таким образом, в рамках развития новых экономико-информационных образовательных программ можно выделить следующие эффективные результаты и направления развития:

  • Популяризация инженерных направлений подготовки специалистов.
  • Инструмент для привлечения иностранных студентов.
  • Решение проблем нехватки инженерных кадров со знанием экономики, ИТ и управления и, как следствие, решение прикладных экономических проблем на микроуровне.
  • Создание интегрированных научных и образовательных программ.
  • Реализация инновационных проектов в реальном секторе.

Развитие экономико-информационных форм бакалаврского и в особенности магистерского образования становится важным направлением стратегии популяризации инженерного образования в России. eof

  1. Инженерно-экономическое образование. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978 – http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/90582/Инженерно.
  2. Материалы сайта Минобрнауки РФ – http://минобрнауки.рф/projects/развитие-инженерного-образования.
  3. Материалы сайта НИУ ВШЭ – https://www.hse.ru.

Ключевые слова: экономико-информационное образование, рейтинг работодателей, направления развития.


The development of economic and educational information programs such as the current direction of training professionals

Prokofieva E.N., Ph.D., analyst at the Faculty of Economic Sciences, the HSE, eprokofyeva@hse.ru

Abstract: The modern development of economic-information areas of education as an effective system of training of professionals in the real sector and researchers in the modern science of organization and management is of great importance and as a tool for promotion of engineering and IT-professions, vector development and reformatting of existing traditional educational forms of training.

Keywords: Economics and Information Education, employers' rating of directions.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru